Информация о детях инвалидах в школе

Содержание

Дети инвалиды в общеобразовательной школе

Информация о детях инвалидах в школе

В современном обществе одной из наиболее важных проблем современной системы образования является ее доступность, в том числе для социальных групп с ограниченными стартовыми условиями.

Особо важное место среди них занимают дети-инвалиды. В общеобразовательной школе на сегодняшний день нередко возникают препятствия для получения ими высококачественного образования. Связаны они прежде всего с социальным неравенством.

Проводимые уже в течение почти 50 лет в странах Европы и России масштабные исследования доказывают, что пока что образование больше подчеркивает социальную дискриминацию, чем способствует ее искоренению.

Ответственность за уровень образования прежде всего лежит на учителях, в результате они склонны максимальное внимание уделять способным ученикам, а дети с инвалидностью оказываются на нижней ступеньке негласной школьной иерархии.

Исследования социологов выявили факты ущемления прав детей с ограниченными возможностями и вне стен школы. В большинстве учебных заведений создаются условия для сохранения и воспроизведения неравенства. Можно уверенно сказать, что образовательная система отражает и социальные, и классовые различия, которые существуют за ее пределами.

Самое сильное влияние на результаты обучения оказывают семейные и социальные обстоятельства, что в дальнейшем определяет также уровень доходов. Результативность образования во многом зависит от социального происхождения ребенка, которое и лежит в основе неравенства.

Все эти исследования привели к выводу о необходимости создания системы инклюзивного образования для детей из разных групп и слоев, включая и учеников-инвалидов.

Термином “инклюзивное образование” называют развитие системы общего образования в направлении доступности для всех детей и приспособления к особым нуждам школьников с ограниченными возможностями или особыми потребностями.

Данная система развивает методологию, рассматривающую каждого ребенка в качестве индивидуума со своими потребностями в процессе обучения. Для соответствия требованиям различных категорий учащихся она должна обладать достаточной гибкостью.

Инклюзивное образование необходимо внедрять в рамках общеобразовательной школы, что окажет положительное воздействие не только на статус детей-инвалидов, но и на всех остальных учащихся.

Во многих странах уже напротяжении почти 40 лет разрабатываются и внедряются нормативные акты, которые направлены на расширение образовательных возможностей детей с инвалидностью.

Работа ведется в основном в следующих направлениях: меры по расширению доступа к образованию, интеграция, инклюзия (включение), мэйнстриминг, который предполагает включение детей-инвалидов в классы общеобразовательной школы и их общение с ровесниками во время праздничных мероприятий, в рамках досуговых программ с целью получения образования и расширения возможностей социальных контактов.

Для достижения интеграции ведется работа в направлении приведения потребностей детей-инвалидов в соответствие с системой общего образования, которая сама не меняется. Дети с ограниченными физическими или психическими возможностями могут посещать обычные школы, однако не обязаны учиться в тех классах, что и все остальные дети.

Что касается инклюзии, то она подразумевает перепланировку и реформирование помещений для приведения в соответствие потребностям, требованиям и нуждам абсолютно всех детей.

Инклюзивное образование включает в себя также меры по приведению континуума сервисов (включая образовательную среду) в соответствие с потребностями детей с ограниченными возможностями.

Данный принцип означает, что всех без исключения учеников с самого начала необходимо интегрировать в социальную и образовательную жизнь учебного учреждения по месту их жительства.

Одной из основных задач школы инклюзивного типа является построение системы, удовлетворяющей потребностям всех без исключения. В учебных заведениях подобного типа не только дети-инвалиды, но и все остальные получают поддержку, позволяющую им реализовать себя, чувствовать уверенность, собственную значимость.

Главной целью такой школы является не образование само по себе, а обеспечение полноценной социальной жизни, активного общения со сверстниками, взаимопомощи.

Все это позволяет учащимся развиваться в результате общения, принятия совместных решений касательно управления учебными процессами и остальными областями школьной жизни.

Преподаватели, имеющие определенный опыт работы в общеобразовательных школах инклюзивного типа, предлагают такие меры интеграции:

  • детей с инвалидностью воспринимать в классе, как и всех остальных — на общих основаниях;
  • предлагать им те же виды деятельности, но задачи ставить разные;
  • стараться вовлечь всех учеников в решение задач на основе группового подхода и включать их в коллективные виды обучения;
  • применять разные формы коллективного участия: совместные проекты, игры, полевые или лабораторные исследования.

Инклюзивное образование значительно смещает акценты в роли преподавателя, которая оказывается в данном случае более разносторонней: учитель активно взаимодействует с учащимися, узнает намного больше о каждом из них, активизирует контакты с социумом вне образовательного учреждения.

В конце 90-х годов прошлого века были опубликованы статьи о задачах самоорганизации семей с детьми-инвалидами, социальной активности инвалидов старшей возрастной группы и защитников их прав.

В них указывалось на необходимость давать детям с ограниченными возможностями больше жизненных шансов и выходить за рамки чисто медицинского подхода к реабилитации и социальной защищенности этой группы.

Благодаря данным работам начались активные споры о правах детей с инвалидностью на получение образования в наиболее благоприятных для их социальной интеграции условиях.

Помимо этого, исследуется и аспект эффективности инклюзивного варианта образования на основе изучения финансовых затрат, а также итогов академической успеваемости.

В европейских странах и США общеобразовательные школы крайне заинтересованы в инклюзии по возможности большего количества детей с ограниченными возможностями, поскольку получают на них солидное финансирование со стороны государства.

В качестве подведения итогов западного опыта можно с уверенностью сказать, что во многих странах понимание важности интеграции детей-инвалидов уже достигнуто на государственном уровне.

Основные принципы инклюзивного образования изложены в монографиях, научных журналах, учебниках, практических пособиях для учителей, социальных работников, врачей, политиков, поскольку решение данной задачи возможно только при всестороннем подходе.

Практика показывает, что изменения организационного и методического характера, которые осуществляются для улучшения положения особой категории детей (в данном случае инвалидов) приводят к изменениям, приводящим к оптимизации образовательной системы в целом.

Для России данные проблемы особенно сложны и актуальны с учетом резко возросшего количества детей, которые имеют инвалидность.

На фоне реформы всей образовательной системы и под воздействием установившихся рыночных отношений происходит трансформация учебных заведений самых различных уровней, при которых непременно должна учитываться необходимость инклюзивного образования, несмотря на резкое расхождение мнений по этому вопросу в разных слоях общества.

Довольно значима роль совместного (инклюзивного) образования, которая позволяет в большой степени сократить маргинализацию детей-инвалидов.

Но перед его применением на практике стоит множество преград: это и проблемы с организацией, и создание безбарьерной среды (одноэтажных зданий для школ, пандусов, наличие сурдопереводчиков, специальное оборудование мест для общего пользования).

Необходимо учитывать также преграды социального характера: существующие в обществе стереотипное мышление и предрассудки, готовность преподавательского состава обучать детей с ограниченными возможностями и готовность самих детей и их родителей принимать данную форму образовательной системы.

Были проведены исследования для выяснения отношения преподавателей, родителей и самих школьников к вопросу совместного обучения со школьниками, испытывающими трудности с передвижением, имеющими различные нарушения умственного развития, зрения, речи.

На основе полученных данных стало ясно, что обычные учащиеся легче всего устанавливают контакты с детьми, которые имеют нарушения опорно-двигательной системы или страдают задержкой умственного развития.

С трудом налаживались связи со школьниками с нарушениями зрения, речи или слуха. Общая картина такова: примерно 70% опрошенных проявили большую или меньшую степень осведомленности о проблеме “Дети-инвалиды в школе”.

Всего около 1/3 всех учащихся лично контактировали с ребенком, имеющим отклонения в развитии, и это также является следствием неправильной организации системы образования.

Респонденты – ученики проявили большую готовность учиться в одном классе с больными детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Меньше всего терпимости было проявлено по отношению к детям с проблемами со слухом или зрением.

И минимальная степень толерантности была выражена в отношении детей, которые отстают в умственном развитии: более 50% учеников выразило свое нежелание сидеть с ними за одной партой.

Очевиден тот факт, что в данном случае речь идет о проявлении укоренившегося стереотипа, который создает непреодолимый барьер на пути интеграции детей в среду своих сверстников.

Несмотря на приведенную статистику, в обществе наблюдается устойчивая тенденция к принятию закона о равных правах детей-инвалидов.

Данная точка зрения особенно характерна для тех, кто имел возможность один раз или периодически лично контактировать с ними.

Большинство опрошенных родителей считают, что образовательная интеграция с больными детьми вполне возможна и даже необходима, однако среди учителей такого же мнения придерживаются не более 40%, причем опять-таки наименьшая терпимость была выражена по отношению к тем детям, которые имели нарушения речи, слуха или зрения. Очень низкий процент учителей выразил свою готовность работать с такими школьниками наравне с обычными.

Статистика ясно показывает необходимость дополнительной переподготовки преподавательского состава в случае расширения сферы инклюзивного образования детей с отклонениями. Всего лишь 1/5 часть часть учителей считают , что их уровень квалификации позволит работать с детьми с особыми потребностями.

Даже при существующих на сегодняшний день мизерных (пока что) масштабах интеграции необходимость переподготовки преподавательского состава и социальных учителей очевидна. В настоящее время существует много препятствий на пути включения детей с отклонениями в обычную школу.

В этом вопросе родители и преподаватели выразили солидарность.

Самым значиным из преград является неприспособленность окружающего пространства для комфортного обучения детей-инвалидов. Это касается и школьных зданий и классов, и преподавательского состава, и наличия профессионалов с необходимой квалификацией (сурдопереводчиков, логопедов и т.д. ).

Для учителей большое значение имеет также отсутствие необходимых образовательных программ, недостаточный уровень собственной подготовленности, а также нехватка финансирования и неразработанность специального нормативного обеспечения.

Для создания равных возможностей одной документации, конечно, недостаточно: необходимо создание особой среды образования, наличие персонального наставника, а также специальных лифтов, транспортеров, особых клавиатур для детей с проблемами со зрением, приборов для учеников с нарушениями слуха.

Все эти вопросы должны решаться на государственном уровне путем утверждения стандарта реабилитации детей-инвалидов для создания условий с целью получения ими общего образования.

Источник: https://veselajashkola.ru/interesno/deti-invalidy-v-obshheobrazovatelnoj-shkole/

Нормативно-правовые основы образования детей-инвалидов и детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях

Информация о детях инвалидах в школе

Одной из важных для общества характеристик образования является его доступность для ряда социальных групп, имеющих «невыгодные» стартовые условия. Среди них особое место занимают дети-инвалиды, дети со специальными потребностями и ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Впервые идею совместного обучения высказал Л.С.

Выготский: «При всех достоинствах наша специальная школа отличается тем основным недостатком, что она замыкает своего воспитанника – слепого, глухонемого или умственно отсталого ребенка – в узкий круг школьного коллектива, создает отрезанный и замкнутый мирок, в котором все приноровлено и приспособлено к дефекту ребенка, все фиксирует его внимание на телесном недостатке и не вводит его в настоящую жизнь …»

Фото из открытых источников

Известно, что:

  • Альберт Энштейн имел большие сложности с когнитивными процессами. Он не разговаривал до 3 лет. С трудом овладевал математикой в школьные годы, а также с большими усилиями овладевал письменной речью.
  • Джордж Вашингтон имел проблемы с когнитивными способностями. Еле-еле писал, грамматику так и не осилил.
  • Томаса Эдисона в его ранние годы считали недоразвитым, потому что он не мог читать до 12 лет.
  • Кристи Браун был болен тяжелой формой детского церебрального паралича.
  • Уолт Дисней имел ограниченные когнитивные способности.

Зарубежный опыт инклюзивного образования

В США в семидесятых годах обозначились направления образования лиц с ОВЗ:

  • расширение доступа образования детей вне зависимости от состояния здоровья;
  • мэйстриминг (дети с ОВЗ находятся в системе специального образования, но регулярно взаимодействуют со сверстниками в досуговой деятельности)
  • инклюзия (включение) – совместное обучение и воспитание детей с нормальным и нарушенным развитием без каких либо условий и ограничений.

Инклюзивное образование – образование для всех детей, несмотря на физические, интеллектуальные, социальные, эмоциональные, языковые или другие особенности. Цель такого образования – избегание социальной сегрегации детей с ОВЗ, обеспечение их участия в жизни коллектива детского сада, школы, института

САЛАМАНСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ О ПРИНЦИПАХ, ПОЛИТИКЕ И ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЦ С ОСОБЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИСаламанка, Испания, 7-10 июня 1994 г: • – каждый ребенок имеет основное право на образование и должен иметь возможность получать и поддерживать приемлемый уровень знаний, – каждый ребенок имеет уникальные особенности, интересы, способности и учебные потребности, – необходимо разрабатывать системы образования и выполнять образовательные программы таким образом, чтобы принимать во внимание широкое разнообразие этих особенностей и потребностей, – лица, имеющие особые потребности в области образования, должны иметь доступ к обучению в обычных школах, которые должны создать им условия на основе педагогических методов, ориентированных в первую очередь на детей с целью удовлетворения этих потребностей, – обычные школы с такой инклюзивной ориентацией являются наиболее эффективным средством борьбы с дискриминационными воззрениями, создания благоприятной атмосферы в общинах, построения инклюзивного общества и обеспечения образования для всех; более того, они обеспечивают реальное образование для большинства детей и повышают эффективность и, в конечном счете, рентабельность системы образования.Фото из открытых источников

Основные тенденции развития:

  • ориентация на формирование в образовательном учреждении инклюзивной культуры, в основе которой лежит принятие ребенка с ОВЗ, а также философии инклюзии в целом;
  • использование в инклюзивной практике различных технологий и стратегий поддержки детей с ОВЗ;
  • координация деятельности всех участников образования, включение родителей в инклюзивный образовательный процесс для максимальной помощи детям с ОВЗ;
  • специальная подготовка педагогов к работе в условиях инклюзивного образования;
  • поддержка инклюзивной школы ее партнерами и помощниками в лице различного рода социальных организаций и психолого-педагогических служб;
  • индивидуализация образовательной программы для включения детей с ОВЗ в образовательный процесс и разработка индивидуального плана их обучения.

Отечественный опыт инклюзивного образования Ратификация Конвенции о правах инвалидов (принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года). В статье 24 Конвенции говорится: «Государства-участники признают право инвалидов на образование. В целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей государства-участники обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни». В соответствии с Конвенцией о правах инвалидов образование должно быть направлено на: · развитие умственных и физических способностей в самом полном объеме; · обеспечение инвалидам возможности эффективно участвовать в жизни свободного общества; · доступ инвалидов к образованию в местах своего непосредственного проживания, при котором обеспечивается разумное удовлетворение потребностей лица; · предоставление эффективных мер индивидуальной поддержки в общей системе образования, облегчающих процесс обучения; · создание условий для освоения социальных навыков; · обеспечение подготовки и переподготовки педагогов. Фото из открытых источников

Нормативно-правовые акты, гарантирующие право на образование:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”;
  • Федеральный закон Российской Федерации от 3 мая 2012 г. N 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов».
  • Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N273-ФЗ.
  • Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р.
  • Национальная образовательная инициатива “Наша новая школа” Приказ Президента РФ от 04.02.2010 года Пр-271. и др.
  • Конституция Российской Федерации. Статья 43,пункты 1,5.
  • В «Профессиональном стандарте педагогов» указывается на то, что в новых социальных условиях возникает новое требование – готовность и способность педагогов учить всех без исключения детей, вне зависимости от их склонностей, способностей развития, ограниченных возможностей.
  • Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ, статья 10 : «Ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Семейным кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации».

Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами».

В качестве основной задачи в области реализации права на образование детей с ОВЗ рассматривается создание условий для получения образования всеми детьми указанной категории с учетом их психофизических особенностей.

Второе важнейшее направление деятельности по реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья – создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии, с учетом численности таких детей, проживающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, муниципального образования… В образовательном учреждении общего типа должны быть созданы надлежащие материально-технические условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа детей с недостатками физического и психического развития в здания и помещения образовательного учреждения и организации их пребывания и обучения в этом учреждении (включая пандусы, специальные лифты, специально оборудованные учебные места, специализированное учебное, реабилитационное, медицинское оборудование и т.д.).

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утверждена Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым 04 февраля 2010 года, Пр271). В нем был сформулирован основной принцип инклюзивного образования:

  • Новая школа – это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
  • В каждом образовательном учреждении должна быть создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить полноценную интеграцию детейинвалидов.
  • Документом предусмотрена разработка и принятие пятилетней государственной программы «Доступная среда», направленной на разрешение этой проблемы.

Закон «Об образовании в Российской Федерации», ст.2

Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Адаптированная образовательная программа – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

Специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья – условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Полный текст можно прочитать здесь.

Всегда с Вами, Ваша Растеряша)

Другие статьи по теме:

Как жить, если твой ребенок – аутист?

Мы живем в царстве хайпа

А нечего рожать всяких аутистов!

Об инклюзии, великой и ужасной, замолвите слово

Места под солнцем хватит для всех

история – отличный опыт для работы с аутистом! Убедилась сама

“Все лучшее – детям?”, или как детоцентризм захватил наши умы

“Господа, Вы звери?”

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5b6816a535269000a986adfd/normativnopravovye-osnovy-obrazovaniia-deteiinvalidov-i-detei-s-ovz-v-obsceobrazovatelnyh-uchrejdeniiah-5f2a346d5f975548245d2eac

Ребенок инвалид в школе: советы по адаптации в коллективе

Информация о детях инвалидах в школе

Ребенок с определенными трудностями в развитии требует от родителей и близких особого внимания и поддержки. То, что для обычных детей не представляет проблемы, ребенок инвалид в школе или детском саду может не преодолеть.

К сожалению, общество не всегда готово принять таких людей, поэтому вопрос социализации для них стоит очень остро. С 2013 года в нашей стране особенные дети имеют право посещать общеобразовательные учреждения наравне с остальными.

Поэтому главная миссия семьи и педагогов — помочь им занять свое место в обществе и жить полноценной жизнью.

Подготовка к детскому саду и школе

Несмотря на явные трудности в выстраивании общения, дети-инвалиды обучаемы, многие очень контактны.

Обязательно нужно обратить внимание на то, как ребенок чувствует себя в обществе малознакомых людей, ведь в детском саду и школе он будет лишен постоянной поддержки близких.

Нужно постепенно подготовить его к взаимодействию с незнакомцами, чтобы исключить появление стресса. К примеру, заранее познакомить с воспитателем или учителем.

Без помощи родных и учителей трудно справиться

Если существует страх перед ровесниками – развейте в ребенке желание общаться, помогите ему не стесняться себя.

Также стоит заняться минимальной умственной подготовкой: развивающее рисование, основы чтения, письма, счета.

Не всегда у родителей находится время развивать своего ребенка не только физически (массаж, физкультура), но и умственно, тогда как это необходимо для того, чтобы в начале занятий малыш не так разительно отличался от нормальных однокашников.

Возможные трудности адаптации в коллективе

Социализация человека с ограниченными возможностями в коллективе всегда проходит несколько тяжелее. Его могут игнорировать, брезгливо жалеть или завидовать «особому отношению» педагогов.

Поэтому главной сложностью адаптации можно смело назвать нежелание общества включать в свой мир людей с ограниченными возможностями.

Никакие попытки социализации инвалида не принесут плодов, пока не будут разрушены стереотипы и в «больных», и в «здоровых» головах.

В общении с одноклассниками ребенок инвалид развивается гораздо быстрее

Интересно то, что среди инвалидов, активно участвующих в жизни социума, специалистами отмечены более позитивный настрой и высокая самооценка по сравнению с «затворниками». Это еще раз подтверждает тот факт, что ни в коем случае нельзя держать детей-инвалидов в изоляции.

Пусть это будет непросто, но социализация им необходима.
В сложных случаях ребенку надо посещать образовательное учреждение со специалистом (помимо педагогов), который поможет установить связь с внешним миром и будет постоянно включен в процесс обучения. Такой человек должен поддерживать тесные отношения с семьей подопечного.

К сожалению, часто семьи с инвалидом не могут себе позволить подобные услуги, что негативно сказывается на адаптации.

Что необходимо знать родителям?

Психологическое состояние ребенка напрямую зависит от «климата» в семье. Следует помнить, что дети очень восприимчивы к эмоциям других. Лучшее, что могут сделать близкие – не культивировать проблему, относиться к ней если не позитивно, то, по крайней мере, нейтрально.

Например: если мама все время находится в подавленном состоянии и плачет, чадо будет ощущать вину и замкнется. Возьмите себя в руки. Никто, кроме вас, не научит его преодолевать трудности и полноценно жить, не ставя свои недостатки на первое место. Отнеситесь к своему чаду с пониманием, но без лишней жалости.

Если не давить на больное место, напоминая о том, что с ним что-то не так, социализация пройдет в разы легче.

Правильно поставленный воспитательный процесс в школе будет способствовать адаптации особенных детей

Со стороны семьи, при обучении таких детей в общеобразовательных учреждениях необходим постоянный контроль и тесное общение с преподавателями. И самое главное: ощущение успеха стимулирует развиваться дальше. Детям с инвалидностью нужна вся забота и поддержка, которую только могут дать им близкие люди.

Инвалид в школе: что необходимо знать преподавателям?

Главные требования к учителю – это терпение и справедливость. Невероятно важно создать комфортную атмосферу в классе для всех учащихся. Нужно помнить о том, что дети бывают разные, и не каждый из них способен адекватно общаться с особенными сверстниками.

Можно провести беседу с «обычными» подопечными, если это уместно. Оценивая работу каждого, нужно исходить из его максимальных способностей, не сравнивая результаты детей.

Во время учебных занятий крайне важно периодически создавать условия «успешности» для ребенка-инвалида, чтобы он чувствовал, что способен справляться с поставленными задачами не хуже других. Это вовсе не значит, что нужно специально потакать ему во всем.

Главное во время рабочего процесса – постоянное взаимодействие особенного ученика и преподавателя. Достижения в обязательном порядке надо обсуждать с его родными.

Инклюзивное обучение вводится в большинстве российских школ

При наличии в классе инвалида, педагогу, скорее всего, придется дифференцировать обучение, используя разные подходы к разным подопечным. Варьироваться могут обязательные дисциплины, методики образования и способы аттестации по итогам обучения.

При выборе направления, в первую очередь, стоит руководствоваться характером инвалидности каждого конкретного ученика. Такой подход добавляет задач педагогическому коллективу, но это крайне важно для успешного решения повседневных задач.

От уровня профессионализма и человечности учителя во многом зависит то, сможет ли ребенок успешно пройти адаптацию в коллективе.

Пример инклюзивного образования в этом видео сюжете:

Инвалидность — не приговор

Хочется отметить, что в вопросах инвалидности наше общество постепенно выходит на новый, более осознанный уровень.

Инвалидность стала реже восприниматься людьми как проблема «закрытого клуба неполноценных людей», постепенно становясь проблемой широкого масштаба.

Вопросы жизнеобеспечения людей с ограниченными возможностями постоянно рассматриваются в экономической, правовой, образовательной и социальной сферах жизни.Самое сложное – защитить не взрослых, а детей-инвалидов.

Зачастую, самое тяжелое для них – не сама болезнь, а особые испытания, которые они вынуждены преодолевать ежедневно: непонимание со стороны окружающих, непринятие, ограничение свободы.

И если многие взрослые уже научились жить в таких условиях, то неустойчивая психика подрастающего человека может не выдержать оказываемого на нее давления.

Именно поэтому очень важно с малых лет помочь таким детям влиться в социум, чтобы дать возможность впоследствии удачно построить свою жизнь.

Источник: https://invaworld.ru/rebenok-invalid-v-shkole-sovety-po-adaptatsii/

Все об образовании для детей с ограниченными возможностями здоровья

Информация о детях инвалидах в школе

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и дети-инвалиды могут обучаться в любой образовательной организации города Москвы по выбору семьи с учетом их психофизических особенностей, индивидуальных возможностей и состояния здоровья. Для обучающихся с ОВЗ, имеющих заключение Центральной психолого-медико-педагогической комиссии, создаются специальные условия обучения, включающие:

  • реализацию адаптированных образовательных программ;
  • вариативный набор программ дополнительного образования;
  • организацию доступной среды;
  • предоставление специальных учебников;
  • организацию услуг специалистов (психологов, дефектологов, тьюторов, ассистентов);
  • оказание коррекционной помощи. 

Кроме того, для детей с ОВЗ в Москве работают спортивные секции. 

Для подтверждения права ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов, на специальные условия обучения и воспитания в образовательных организациях Москвы необходимо получить заключение Центральной психолого-медико-педагогической комиссии (ЦПМПК).

На основании заключения ЦПМПК образовательная организация создает специальные условия обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей ребенка. 

Для проведения психолого-педагогического обследования в ЦПМПК понадобятся:

заявление или согласие родителя или законного представителя ребенка на проведение психолого-педагогического обследования в ЦПМПК города Москвы;

  • свидетельство о рождении ребенка (копия + оригинал для предъявления либо заверенная у нотариуса копия);
  • для детей старше 14 лет — паспорт (копия + оригинал для предъявления либо заверенная у нотариуса копия);
  • паспорт родителя или законного представителя (копия + оригинал для предъявления либо заверенная у нотариуса копия);
  • документ, подтверждающий полномочия по представлению интересов ребенка (копия + оригинал для предъявления либо заверенная у нотариуса копия);
  • для лиц с ограниченными возможностями здоровья — медицинское заключение о состоянии здоровья и рекомендации по организации образовательного процесса в государственных образовательных организациях города Москвы (оригинал);
  • для детей-инвалидов, инвалидов — справка бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ), индивидуальная программа реабилитации или абилитации (копия + оригинал для предъявления либо заверенная у нотариуса копия);
  • для обучающихся образовательных организаций — характеристика обучающегося, выданная образовательной организацией (оригинал);
  • письменные работы по русскому (родному) языку, математике, результаты самостоятельной продуктивной деятельности ребенка (оригинал).

Для организации специальных условий государственной итоговой аттестации (ГИА) также представляются:

  • для лиц с ограниченными возможностями здоровья — медицинское заключение с рекомендациями о создании специальных условий при сдаче ГИА в текущем учебном году (оригинал);
  • для детей-инвалидов, инвалидов — справка бюро МСЭ, ИПРА (копия + оригинал для предъявления либо заверенная у нотариуса копия);
  • для обучающихся на дому — приказы о переводе обучающегося на обучение на дому (копии, заверенные руководителем образовательной организации).

Запишитесь для проведения обследования в Центральную психолого-медико-педагогическую комиссию города Москвы (ЦПМПК) на mos.ru.

Прием в ЦПМПК осуществляется по адресам:

  • улица Долгоруковская, дом 5 (вход со стороны улицы Фадеева, дома 2);
  • 2-й Верхний Михайловский проезд, дом 9а;
  • улица Бехтерева, дом 19;
  • город Зеленоград, корпус 1128.

По результатам обследования вы получите оригинал заключения ЦПМПК, который нужно представить в образовательную организацию для получения специальных условий обучения и воспитания.

Подробнее узнать о работе ЦПМПК можно на сайте Московского центра качества образования. Консультации специалистов ЦПМПК можно получить по многоканальному телефону: 8 (499) 322-34-30. 

Если вашему ребенку необходима психолого-педагогическая или социальная помощь, если ребенок столкнулся с трудностями в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, вы можете обратиться в Городской психолого-педагогический центр Департамента образования и науки города Москвы. Отделения центра расположены в территориальной доступности в каждом округе города.

Кроме того, необходимую психолого-педагогическую помощь можно получить на базе любой образовательной организации, обратившись к специалистам школьной психологической службы.

Расскажите друзьям

Источник: https://www.mos.ru/otvet-obrazovanie/vse-ob-obrazovanii-dlya-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya/

Информация об условиях обучения инвалидов и лиц с ОВЗ

Информация о детях инвалидах в школе

В соответствии с Федеральным законом «Обобразовании в Российской Федерации» (ФЗ №273-ФЗ от 29.12.2012) вобразовательных организациях осуществляющих начальное общее, основное общее исреднее общее образование (школах) обеспечивается доступность образованиядетям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья:

Для детей с ограниченными возможностями здоровьядоступны различные формы получения образования в различных образовательныхучреждениях:

•обучение совместно с другими обучающимися,

•обучение в отдельном классе обычной школы,

•обучение в специальной школе,

•индивидуальное обучение на дому,

•обучение в негосударственном образовательном учреждении (организации),

•дистанционное обучение.

Организация обучения детей с ограниченнымивозможностями здоровья на дому в школе по месту жительства осуществляется помедицинским показаниям в соответствии с индивидуальной программой реабилитации(ИПР) по заключению педиатрического бюро медико-социальной экспертизы (длядетей-инвалидов) или по заключению клинико-экспертной комиссии медицинскихучреждений системы здравоохранения. Обучающие выводятся на индивидуальноеобучение на дому в соответствии с перечнем заболеваний, указанных в письмеМинистерства просвещения РСФСР и Министерства здравоохранения от 8/28 июля 1980года № 281-М/17-13-186. Родители могут выбрать и обучение в форме семейногообразования. Названные в статье 10 Федерального закона «Об образовании вРоссийской Федерации». Очно-заочная (вечерняя), заочная форма полученияобразования, экстернат, с использованием дистанционных образовательныхтехнологий, самообразование вряд ли могут рассматриваться как подходящие дляполучения общего образования детей с особенностями развития, для которых задачасоциализации выходит на первый план.

Допускается сочетание различных форм полученияобразования.

Условия для получения образования детьми сограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами.

            Получениедетьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образованияявляется одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации,обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективнойсамореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Вкачестве основной цели в области реализации права на образование детей сограниченными возможностями здоровья в МАОУ-СОШ №4 рассматривается созданиеусловий для получения образования всеми детьми указанной категории с учетом ихпсихофизических особенностей.

Задачи:

•обеспечение условий для реализации прав учащихся с ОВЗ на получение бесплатногообразования;

•организация качественной коррекционно–реабилитационной работы с учащимися сразличными формами отклонений в развитии;

•сохранение и укрепление здоровья учащихся с ОВЗ на основе совершенствованияобразовательного процесса;

•создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализациииндивидуальных способностей учащихся с ОВЗ;

•совершенствование системы кадрового обеспечения.

В образовательной организации МАОУ-СОШ №4созданы условия для получения образования детьми с ограниченными возможностямиздоровья и детьми-инвалидами:

•школа реализует специальные (коррекционные) программы начального общего иосновного общего образования для учащихся с ограниченными возможностямиздоровья;

•по медицинским и социально-педагогическим показаниям и на основании заявленияродителей (законных представителей) учащихся организуется индивидуальноеобучение на дому;

•вопросы деятельности образовательного учреждения общего типа, касающиесяорганизации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровьярегламентированы Уставом и локальными актами образовательного учреждения;

•в целях обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья вполном объеме образовательных программ, а также коррекции недостатков ихфизического и (или) психического развития в школе работаетпсихолого-логопедическая служба;

•для обеспечения эффективной интеграции детей с ограниченными возможностямиздоровья в образовательном учреждении проводится информационно-просветительская,разъяснительная работа по вопросам, связанным с особенностями образовательногопроцесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательногопроцесса – учащимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), ихродителями (законными представителями), педагогическими работниками.

Какими нормативными правовыми актамидетям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья гарантированоправо на получение образования?

            Каждомуребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободычеловека и гражданина в соответствии с Конституцией РФ, общепризнаннымипринципами и нормами международного права, международными договорами РФ,Семейным кодексом РФ и другими нормативными правовыми актами.

            В2012 г.

Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов, согласнокоторой Россия не только признает право инвалидов на образование, но и должнаобеспечивать образование детей-инвалидов на всех уровнях, в т. ч. дошкольном.Для реализации данной цели нормативные правовые акты, регулирующие социальнуюзащиту инвалидов в РФ, приводятся в соответствие с положениями Конвенции.

 СогласноЗакону № 181-ФЗ государство поддерживает получение инвалидами образования игарантирует создание необходимых условий для его получения.

            ПриказМинобрнауки России от 30.08.2013 г. N 1015 г. «Об утверждении Порядка организации иосуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательнымпрограммам».

            Всоответствии с частью 11 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Обобразовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства РоссийскойФедерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст.

2326) приказываю: Утвердитьприлагаемый Порядок организации и осуществления образовательной деятельности поосновным общеобразовательным программам – образовательным программам начальногообщего, основного общего и среднего общего образования. Первый заместительМинистра Н. Третьяк.

Нормативно – правовые документы по введению ФГОС с ОВЗ:

Источник: https://shk4.tomschool.ru/?section_id=61

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.