Инклюзивное дошкольное образование детей с овз формы

Организация инклюзивного дошкольного образования в доу

Инклюзивное дошкольное образование детей с овз формы

Организация инклюзивного дошкольного образования в доу

Актуальность осуществления инклюзивного образования в сфере развития современной образовательной системы не вызывает сомнений. Общеизвестно, что современная система образования претерпевает изменения. Эти изменения ориентируют на работу с детьми с особыми образовательными потребностями в разных направлениях.

Некоторые из этих направлений уже достаточно детально проработаны и используются на продолжении многих десятилетий.

Стремление к тому, чтобы дети с особыми образовательными потребностями воспитывались и обучались вместе со своими нормально развивающимися сверстниками, становится сегодня главной областью приложения сил многих родителей, воспитывающих ребенка с отклонениями в развитии

Эффективным условием реализации инклюзивного дошкольного образования является организация образовательной среды. Это требует, чтобы в дошкольной образовательной организации были созданы специальные условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Следовательно, развивающая предметно-пространственная среда в групповых помещениях должна быть создана с учетом возрастных, индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей воспитанников, что позволяет ребенку проявлять свои способности не только в организованной образовательной, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе. Предметно-развивающее пространство организовано таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность упражняться в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, добиваться поставленной цели под наблюдением взрослого и под его не директивным руководством.

   Необходимым условием для коррекционно-развивающей работы является организация взаимодействия всех участников образовательной деятельности. Выстраивая взаимодействие с родителями необходимо создавать условия для принятия детей ОВЗ детско — взрослым коллективом.

Благодаря профессионализму воспитателей в нашей дошкольной образовательной организации воспитанники помогают друг другу, в том числе детям с ОВЗ, получая при этом опыт сочувствия, становятся добрее, толерантнее.

Родители воспитанников, смотря на своих детей, приходят к пониманию, что все дети нуждаются в образовании и общении.

ФГОС ДО определяет требования и осуществлению адаптированной программы. Программа гарантирует личностный рост и развитие дошкольников в коммуникативной деятельности, в процессе обучения и игры на основе возрастных особенностей, психологических и физиологических способностей детей.

инклюзивного обучения включается в программу, если предполагается освоение программы дошкольниками с особыми образовательными потребностями. Раздел инклюзивного образования и работы по коррекции содержит способы адаптации образовательной программы для освоения детьми с ОВЗ. Поэтому в нашем образовательном учреждении разработана адаптированная программа.

Адаптированная программа направлена на помощь в изучении детьми с ОВЗ основной программы дошкольного образования. При организации инклюзивной практики в детском саду создаются условия для повышения уровня развития и адаптации в обществе дошкольников с ОВЗ.

Программа ориентируется на прививание детям ценностей и норм социальной жизни. Также программа нацелена на формирование системы знаний, умений и навыков, которые понадобятся ребёнку для продолжения образования.

При отборе материала для дошкольников с нарушениями зрения учитываются величина предмета и контрастность цветов. Для слепых и слабовидящих детей проводятся занятия по ориентированию в пространстве, мимике и пантомимике. 

Чтобы добиться результата педагоги и родители должны работать в команде. Этому мы уделяем особое внимание.

С детьми с ОВЗ занимаются педагог по коррекции речи, психолог, воспитатель, музыкальный руководитель,  медицинский персонал ДОУ.

Логопед определяет степень понимания и воспроизведения речи, готовит индивидуальные планы коррекции речи, ведёт персональные и групповые занятия.

Педагог-психолог подготавливает индивидуальные программы для коррекции, проводит психодиагностику дошкольников и даёт консультации для родителей. 

Воспитатель развивает мелкую и общую моторику детей, ведёт персональные и групповые занятия по продуктивным видам активности: рисование красками и карандашами, лепка из пластилина и конструирование из бумаги и природных материалов. 

Музыкальный руководитель при отборе материала учитывает психофизические и речевые способности детей, использует элементы звукотерапии на занятиях музыкой.

Медработник ДОУ организует лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия.

Такие коллективные действия сотрудников детского сада формируют благоприятную среду для адаптации ребёнка с особыми образовательными потребностями в детском коллективе. 

Педагоги ДОУ сотрудничают друг с другом и с родителями воспитанников. Постоянное взаимодействие воспитателей и семьи ведёт к положительному результату. Сотрудничество с семьями дошкольников организуется в форме консультаций, дней открытых дверей и семинаров-практикумов, на которых родителей знакомят с дидактической литературой, играми и учат использовать полученные сведения на практике.

Праздники в детском саду – тоже часть работы воспитателей с семьёй дошкольника. На мероприятиях родители наблюдают достижения ребёнка, участвуют вместе с детьми в конкурсах и соревнованиях.

Система обучения и воспитания подстраивается под индивидуальные образовательные потребности ребенка, используются новые подходы к обучению, применяются вариативные образовательные формы и методы обучения и воспитания.

В самом инклюзивном подходе заложена необходимость изменять образовательную ситуацию, создавать новые формы и способы организации образовательного процесса с учетом индивидуальных различий детей.

Для управления инклюзивными процессами необходимо вводить командные формы работы, проектные формы организации деятельности, диагностику и мониторинг инклюзивных процессов, формы согласования интересов разных участников образовательного процесса (дошкольников, родителей, педагогов, администрации).

Основной принцип управления инклюзивным детским садом – принцип совместного принятия решения участниками образовательного процесса и ответственность за его выполнение. На основе данного принципа определяются структуры управления инклюзивным процессом:

1) научно-методический совет ДОУ;

2) психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) ДОУ;

3) педагогический коллектив инклюзивной группы;

4) родительский комитет.

Образовательный процесс детского сада предусматривает как уход и заботу о детях, так и процессы воспитания и обучения знаниям, важным жизненным навыкам, развитие личностных качеств и способностей детей, коррекцию их дефицитов в развитии.

Включение детей с особыми образовательными потребностями в образовательный процесс ДОУ изменяет, прежде всего, установки взрослых на детей – у всех детей есть особенности, особые образовательные потребности не только у «особых». До сих пор мы в педагогической практике привыкли нивелировать эти особенности, ведь управлять похожими детьми проще, чем разными.

Особенности особых детей нивелировать невозможно приходится изменять педагогическую практику, чтобы профессионально решать проблемы образования таких детей вместе с другими. Но если мы начинаем создавать особые условия для «особых» детей, то нарушаем принцип равных прав для других детей.

Чтобы сохранить его, надо научиться работать со всеми детьми, учитывая их индивидуальные особенности. Необходимо учитывать и основные принципы инклюзивного образования. Инклюзивное образование строится на следующих принципах:

Принципы
1Принцип индивидуального подходапредполагает выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого из детей группы.
2Принцип поддержки самостоятельной активности ребенкаВажным условием успешности инклюзивного образования является обеспечение условий для самостоятельной активности ребенка. То же может произойти с родителями детей с ОВЗ. Родители могут ожидать помощи или активно добиваться льгот от государства, игнорируя собственные возможности для участия в социальной жизни.
3Принцип активного включения в образовательный процесспредполагает создание условий для понимания и принятия друг друга с целью достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе
4Принцип междисциплинарного подходаРазнообразие индивидуальных характеристик детей требует комплексного, междисциплинарного подхода к определению и разработке методов и средств воспитания и обучения.
5Принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитанияпредполагает наличие вариативной развивающей среды, т.е. необходимых развивающих и дидактических пособий, средств обучения, безбарьерной среды, вариативной методической базы обучения и воспитания и способность использования педагогом разнообразных методов и средств работы, как по общей, так и специальной педагогики
6Принцип партнерского взаимодействия с семьейУсилия педагогов будут эффективными, только если они поддержаны родителями, понятны им и соответствуют потребностям семьи.
7Принцип динамического развития образовательной модели детского садаМодель детского сада может изменяться, включая новые структурные подразделения, специалистов, развивающие методы и средства

Построение инклюзивного процесса в группе детского сада выполняется следующим образом:

1. Диагностика индивидуальных особенностей развития детей инклюзивной группы

2. Междисциплинарное оценивание ресурсов и дефицитов ребенка, составление Индивидуального образовательного маршрута и Индивидуального образовательного плана

3. Планирование образовательного процесса с учетом индивидуальных образовательных потребностей детей группы

4. Организация совместной жизнедеятельности детей в условиях инклюзивной группы

5. Оценка эффективности инклюзивного образовательного процесса.

Подводя итог, необходимо отметить, что инклюзия – это больше, чем интеграция, это включение не только в образование, но и в жизнь всех без исключения, это учет сильных и слабых сторон каждого, это признание различий, это обогащение представлений о различиях как естественном явлении мира и общества, это возможность получения эффективного образования благодаря постоянной поддержке и изменениям образовательного пространства.

Литература:

1.  Зайцев Д.В. Образовательная интеграция детей с ограниченными возможностями // интернет ресурс информационно-аналитический портал SocPolitika.ru // режим доступа: http://www.socpolitika.ru/rus/conferences

2.  Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева – М.: Просвещение, 2005, – 272 с.

3. Инклюзивное образование в ДОУ // Журнал «Справочник руководителя дошкольного учреждения» № 10, 2011

4. Инклюзивное образование // Методические рекомендации по организации инклюзивного образовательного процесса в детском саду: М., Центр «Школьная книга» 2010

5. Самсонова Е.В. Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях. Методические рекомендации / Е.В. Самсонова, Т.П. Дмитриева, С.И. Сабельникова, Н.Я. Семаго, М.М. Семаго, А.С. Аркелян – Москва – 2012

Бланк заявки на участие в конференции

ФИОМесто работыДолжностьМобильный телефон,Е-mailНазвание публикацииНаправление конференцииФорма участия:
1.Шаровская Юлия БорисовнаМБДОУ «Детский сад№ 5 «Аленушка»воспитатель89108539217 olgavictorovna64@mail.ruОрганизация инклюзивного дошкольного образования в ДОУ3-заочное с написанием статьи

Источник: https://www.art-talant.org/publikacii/15863-organizaciya-inklyuzivnogo-doshkolynogo-obrazovaniya-v-dou

Формы организации инклюзивного образования

Инклюзивное дошкольное образование детей с овз формы

Инклюзивное образование осуществляется в следующих формах:

Службы ранней помощи– семейно-ориентированная комплексная социальная и коррекционно-педагогическая поддержка детей  раннего возраста (от 0 до 3-х лет), где проводятся индивидуальные и групповые развивающие занятия с детьми при активном участии семьи.

Реабилитационный процесс направлен на развитие новых функций и способностей у ребенка, его цель состоит в том, чтобы улучшить жизнь и развитие ребенка и его семьи.

Специалисты совместно с родителями определяют ключевую информацию, которая должна быть передана в дошкольное учреждение, и готовят письменное заключение о программе раннего вмешательства, прогрессе ребенка за период прохождения программы и специфике поддержки, которая необходима ребенку в дальнейшем.

Инклюзивная дошкольная группа – осуществляет психолого-педагогическую деятельность, направленную на обеспечение оптимальных условий для повышения доступности и качества совместного обучения и воспитания детей с различными стартовыми возможностями (как обычно развивающихся дошкольников, так и дошкольников с особенностями в развитии). Инклюзивная группа состоит из обычно развивающихся детей; в нее включаются дети с нарушением развития (риском нарушения) или с множественными нарушениями развития.

Педагогом инклюзивной группы обязательно должен являться педагог-дефектолог (специальный педагог). Дети с особыми образовательными потребностями принимаются в группу в соответствии с рекомендацией психолого-медико-педагогической комиссии.

Группы кратковременного пребывания создаются в целях оказания систематической медико-психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ, не обучающимся в специальных (коррекционных) дошкольных образовательных учреждениях: неслышащим, слабослышащим и позднооглохшим, незрячим, слабовидящим и поздноослепшим, с тяжелыми нарушениями речи, нарушением опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, умственно отсталым и со сложной структурой дефекта. В группах кратковременного пребывания детей с ОВЗ следует обеспечивать индивидуальными занятиями и занятиями в малой группе (по 2–3 ребенка). На занятиях обязательно должны присутствовать родители.

Группы кратковременного пребывания на базе центров психолого-педагогического и медико-социального сопровождения (ППМС – центров).

Основной целью работы таких групп является социализация и адаптация детей с проблемами в развитии в коллективе сверстников и их родителей в ходе системной, целенаправленной деятельности.

Обучение различным коммуникативным навыкам ребенка с психофизическими нарушениями через совместную игру – наиболее приемлемая форма социализации.

Специфичным для деятельности групп кратковременного пребывания при ППМС-центрах является проведение групповой работы в условиях тесного контакта ребенка с близким ему взрослым – мамой, папой или бабушкой. Это обеспечивает создание у малыша чувства защищенности, а у родных для него людей формируются навыки грамотной психолого-педагогической поддержки и педагогические приемы стимуляции общения ребенка со взрослыми и сверстниками.

Классы инклюзивного обучения создаются в общеобразовательных учреждениях с целью формированияцелостной системы, обеспечивающей оптимальные условия для обучения, воспитания и социальной адаптации детей с особыми образовательными потребностями в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья. Инклюзивные классы могут быть организованы во всех видах общеобразовательных учреждений, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) образования, где создаютсяспециальные условия для пребывания и обучения детей с особыми образовательными потребностями.

Дети принимаются в инклюзивный класс только с согласия родителей (законных представителей). Дети с особыми образовательными потребностями принимаются в инклюзивный класс в соответствии с рекомендацией психолого-медико-педагогической комиссии.

Инклюзивный класс состоит из обычно развивающихся детей, в нее включаются дети с нарушением развития (риском нарушения) или с множественными нарушениями развития.

Система сопровождения и поддержки детей с ОВЗ с помощью тьютора. Цель деятельности тьютора заключается в успешном включении ребенка с ОВЗ в среду общеобразовательного учреждения. Тьютор может стать связующим звеном, обеспечивающим координацию педагогов, специальных педагогов, психологов, других необходимых ребенку специалистов на каждом этапе образовательного процесса.

Формы инклюзивного образования в учреждениях профессионального образования. Инклюзивное образование в системе профессионального образования реализуется в процессе среднего и высшего профессионального образования. Кроме доступности среды значение имеет образовательный ценз, которому должны соответствовать обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья по итогам образования.

Инклюзивное образование в учреждениях профессионального образования осуществляется в следующих формах:

Обучение на общих основаниях со студентами без отклонений в состоянии здоровья (равноправное участие инвалидов в одном из аспектов общественной жизни).

Обучение по особым образовательным программам исключительно для лиц с ограниченными возможностями (целевая групповая работа для достижения «стабильности»).

Центральное значение в ходе построения инклюзивного образовательного пространства приобретает учет личностных характеристик всех субъектов инклюзивного обучения, позволяющий создать устойчивую аксиологическую базу инклюзивного обучения всех детей.

Просмотреть свитедельство о публикации

Источник: https://konspekteka.ru/formy-organizatsii-inklyuzivnogo-obrazovaniya/

Инклюзивное образование детей с ОВЗ в условия ДОУ

Инклюзивное дошкольное образование детей с овз формы

Филиал МБДОУ – детского сада “Детство” детский сад № 135 “Радуга”

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья

Подготовил: воспитатель старшей группы

Татьяна Владимировна Мешавкина

Екатеринбург, 2017

Родители, воспитывающие детей с отклонениями в развитии, знают, что такие дети обычно посещают дошкольные учреждения компенсирующего вида или воспитываются в компенсирующих группах, в которых созданы специальные условия. Однако последние несколько лет ситуация в корне изменилась. На сегодняшний день дошкольные образовательные организации общеразвивающего вида реализуют инклюзивный подход в образовании.

Закон «Об образовании в Российской Федерации», который вступил в силу 1 сентября 2013 года, стал настоящим прорывом в сфере взаимоотношений взрослых и юных жителей страны. Впервые в истории отечественного образования этот закон ввёл новое правовое понятие –обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Федеральный закон определяет обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как физических лиц, имеющих недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные заключением психолого-медико-педагогической комиссии и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Получение заключения ПМПК – важнейший этап в подтверждении статуса ребёнка с ОВЗ. Если в дошкольную образовательную организацию родители сообщают о том, что ребёнок имеет ограниченные возможности здоровья, но это никак не подкреплено документом из ПМПК, то для такого ребенка дошкольная образовательная организация может предоставить лишь общие, а не специальные условия для развития и обучения в ДОУ. Даже в случае, если педагоги и психологи детского сада видят, что конкретный ребёнок нуждается в коррекционной помощи, семья обязана посетить ПМПК и получить заключение комиссии.

ПМПК работает в двух направлениях: с одной стороны, она обследует детей, с другой стороны, даёт рекомендации по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и созданию для них условий в образовательных организациях.

Сотрудники ПМПК знают и понимают, что в рекомендациях обязательно нужно отразить те условия, которые необходимо организовать для обучения ребенка с ОВЗ в ДОУ по ФГОС с использованием адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ – либо основной, либо индивидуальной.

Инклюзивное (франц. – «включающий в себя», от лат. «заключаю, включаю») или включенное, образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах и ДОУ.

Инклюзивное образование – процесс создания оптимального образовательного пространства, ориентированного на поиск новых способов удовлетворения образовательных  потребностей каждого участника процесса. Базовыми ценностями инклюзивного образования является следующее:

  • Каждый ребёнок – личность;
  • Учиться могут все – необучаемых детей нет;
  • Каждый ребенок имеет уникальные особенности, интересы, способности и учебные потребности;
  • Запрет на дискриминацию в любой форме;
  • Право каждого человека на участие в жизни общества;
  • Инклюзивное образование обеспечивает возможность общения и вовлечения людей с ОВЗ в социум на равных условиях;
  • Инклюзивное образование способствует тому, чтобы потенциальные участники общества стали этим обществом, вне зависимости от ограниченных физических возможностей или особенностей развития;
  • Терпимость друг к другу;
  • Готовность жить вместе, в мире друг с другом;
  • Принятие людей со всеми их недостатками.

Инклюзивное образование строится на следующих принципах:

Принцип индивидуального подхода предполагает выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого из детей группы.

Индивидуальные программы развития ребенка построены на диагностике функционального состояния ребенка и предполагают выработку индивидуальной стратегии развития конкретного ребенка.

Индивидуальный подход предполагает не только внешнее внимание к нуждам ребенка, но предоставляет самому ребенку возможности реализовывать свою индивидуальность.

Принцип активноговключения в образовательный процесс всех его участников предполагает активное включение детей, родителей и специалистов в совместную деятельность с целью достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе.

Принцип вариативности в организации процессов воспитания и обучения предполагает наличие вариативной развивающей среды, т. е. необходимых развивающих и дидактических пособий, безбарьерной среды, вариативной методической базы воспитания и обучения и др.

Принцип партнерского взаимодействия с семьей. В рамках данного принципа главной задачей специалиста (педагога) является установление доверительных партнерских отношений с родителями или близкими ребенка, внимательного отношения к запросам родителей и др.

Особенностью инклюзивного образования в ДОУ общеразвивающего вида является то, что наряду с нормально развивающимися дошкольниками совместно обучаются дети, у которых есть те или иные виды нарушений (нарушения зрения, нарушения слуха, нарушения речи, лёгкая степень задержки психического развития, нарушения опорно-двигательного аппарата и так далее).

Программы, которые используют педагоги при инклюзивном обучении, несколько отличаются своими методами работы с детьми с ОВЗ. Вне зависимости от числа особых воспитанников (это могут быть два, три, четыре, пять, семь человек) педагог в работе с ними использует адаптированную образовательную программу, причём для каждого ребёнка свою.

Согласно Федеральному закону “Об образовании РФ” родители несут ответственность за воспитание и обучение своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье и всестороннем развитии ребенка.

В связи с этим актуальным становится повышение психолого-педагогической компетентности родителей и изменение их пассивной позиции во взаимодействии с ДОУ.

Следует отметить, что немаловажным является нахождение путей сотрудничества родителей по воспитанию и обучению детей с ОВЗ в целях успешной адаптации к условиям ДОУ и полноценного проживания ребенком дошкольного детства.

Когда ребенок с ОВЗ идет в детский сад, особую обеспокоенность у родителей вызывает адаптация малыша к условиям ДОУ.

Одним из важнейших факторов решения данной проблемы также является грамотная и ответственная позиция родителей ребенка, помогающих своему ребенку плавно “влиться” в детский коллектив нормально развивающихся детей.

Для этого родители особого ребенка должны владеть информацией о возможных трудностях адаптации, их причинах, особенностях взаимодействия с ребенком в адаптационный период, сотрудничая со специалистами ДОУ.

В процессе адаптации родителям ребенка с ОВЗ необходимо больше общаться с педагогами группы об особенностях своего малыша, его нуждах и потребностях.

Дома (в выходные дни) придерживаться основных моментов режима дня детского сада (сон, прием пищи, прогулки и т.д.).

Кроме того, в будние дни лучше, если ребенок будет просыпаться за час до того времени, когда ему предстоит отправиться в детский сад.

С первых дней пребывания в ДОУ у ребенка нужно формировать культурно-гигиенические навыки: мыть руки, ходить в туалет перед выходом в детский сад, перед прогулкой, перед сном.

Чтобы в детском саду у ребенка было меньше проблем с питанием следует максимально приблизить домашнее меню к меню детского сада, устранить перекусы между приёмами пищи.

Для облегчения контакта со сверстниками нужно обучать ребенка правильно здороваться с группой детей, предлагать сверстникам свои игрушки, просить разрешения играть с чужими. Правильно реагировать на отказ, находя компромиссный вариант. Отправляясь в детский сад, ребенку следует брать с собой только те игрушки, которыми он готов поделиться со сверстниками.

Ребёнок с ОВЗ – особый ребенок, он требует больше внимания и заботы, однако взрослым не следует все делать за него. Приучение к самообслуживанию дома и в детском саду будет способствовать развитию самостоятельности. Для благополучной адаптации ребенка к условиям ДОУ необходимо проявлять терпение и последовательность. Предъявлять ребенку одинаковые требования в детском саду и дома.

Родителям воспитанника с ОВЗ следует помнить, что приспособившись к условиям ДОУ их ребенок почувствует себя полноценным участником образовательного процесса и сможет иметь возможность быть так же успешным, как и его сверстники. Так же успешная адаптация является еще прочным фундаментом для благополучного проживания ребенком с ОВЗ дошкольного детства.

Таким образом, дети с нарушениями в развитии, имеющие статус обучающегося с ОВЗ, могут получать образование не только в специальных учебных заведениях, где созданы специальные условия, но и в массовых образовательных организациях и ДОУ реализующих инклюзивный подход в образовании. Благодаря инклюзивному образованию дети с ОВЗ имеют возможность обучаться в дошкольной образовательной организации общеразвивающего вида по адаптированным программам, которые разрабатываются индивидуально для каждого участника воспитательно-образовательного процесса по ФГОС и с учетом рекомендаций ПМПК. При соблюдении родителями воспитанника с ОВЗ несложных рекомендаций и тесно сотрудничая со специалистами ДОУ можно обеспечить особому ребенку легкую адаптацию, которая будет фундаментом для его благополучного проживания дошкольного детства.

Источник: https://infourok.ru/inklyuzivnoe-obrazovanie-detey-s-ovz-v-usloviya-dou-2165176.html

Модель инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации

Инклюзивное дошкольное образование детей с овз формы

Модель инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации.

Организация инклюзивной практики в дошкольной образовательной организации (далее – ДОО) предполагает творческий подход и определенную гибкость образовательной системы, учитывающей потребности не только детей с ограниченными возможностями здоровья, но и разных этнических групп, пола, возраста, принадлежности к той или иной социальной группе.

Система обучения и воспитания подстраивается под индивидуальные образовательные потребности ребенка, используются новые подходы к обучению, применяются вариативные образовательные формы и методы обучения и воспитания. В самом инклюзивном подходе заложена необходимость изменять образовательную ситуацию, создавать новые формы и способы организации образовательного процесса с учетом индивидуальных различий детей.

Инклюзивное образование строится на следующих принципах:

– Принцип индивидуального подхода (Выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого ребенка).

– Принцип поддержки самостоятельной активности (Реализация этого принципа решает задачу формирования социально активной личности).

– Принцип активного включения в образовательный процесс всех его участников (Создание условий для понимания и принятия друг друга с целью достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе).

– Принцип междисциплинарного подхода (Специалисты, работающие в группе регулярно проводят диагностику детей и в процессе обсуждения составляют образовательный план действий, направленный как на конкретного ребенка, так и группы в целом).

– Принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания, т. е. необходимо наличие вариативной развивающей среды.

– Принцип партнерского взаимоотношения с семьёй (Усилия педагогов будут эффективными, только если они поддерживаются родителями).

– Принцип динамического развития образовательной модели детского сада (Модель детского сада может меняться, включая новые структурные подразделения, специалистов, развивающие методы и средства).

Инклюзивное образование в ДОО реализуется через следующие модели:

1. Полная инклюзия – дети с ОВЗ посещают детский сад наряду со здоровыми сверстниками и обучаются по индивидуальному образовательному маршруту.

2. Частичная инклюзия – дети с ОВЗ частично включаются в общеразвивающую группу детского сада, в сопровождении тьютора.

Построение инклюзивного процесса в группе детского сада выполняется следующим образом:

1. Диагностика индивидуальных особенностей развития детей:

– беседа и анкетирование родителей;

– диагностика развития ребенка с ОВЗ;

– наблюдение за поведением в группе;

2. Междисциплинарное оценивание ресурсов и дефицитов ребенка, составление ИОМ и индивидуального образовательного плана.

3. Планирование образовательного процесса с учетом индивидуальных образовательных потребностей детей группы.

4. Организация совместной деятельности здоровых детей и ребенка с особыми образовательными потребностями в условиях общеразвивающей группы.

Чтобы повысить качество образовательного процесса на базе ДОО создан ПМКк, куда входят следующие специалисты: зам. руководителя по ОВР, педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, соц. педагог, инструктор по ФК, муз. руководитель, воспитатель, мед.сестра.

Специалисты консилиума регулярно проводят заседания, на которых обсуждают динамику в развитии ребенка с ОВЗ, особенности его поведения, корректируют ИОМ ребенка-инвалида, план работы воспитателя и группы в целом. Заседания ПМПк ДОО проходят как планово (в начале уч. года, середине и в конце), так и внепланово (по запросу).

инклюзивного образования реализуется в различных формах:

– индивидуальные занятия со специалистами;

– активная деятельность в специально организованной среде (свободная игра в групповом помещении, в специально оборудованном помещении, прогулки);

– совместная деятельность и игра в микро-группах с другими детьми;

– режимные моменты (прием пищи, дневной сон и др.);

– фронтальные занятия;

– детско-родительские группы;

– праздники, конкурсы, экскурсии, походы выходного дня.

Проблемы инклюзивного образования:

отсутствие нормативно-правовой базы;

своевременное повышение курсов квалификации специалистов ДОО;

недостаточное наличие учебно-методических комплексов и литературы в ДОО;

нехватка узких специалистов, в том числе и медицинских (психиатр, неонатолог):

необходимость изменения образовательной среды и непосредственно связанная с этим проблема финансирования.

Управление ДОО в условиях инклюзии.

Для управления инклюзивными процессами необходимо вводить командные формы работы, проектные формы организации деятельности, диагностику и мониторинг инклюзивных процессов, формы согласования интересов разных участников образовательного процесса (дошкольников, родителей, педагогов, администрации).

Основной принцип управления инклюзивным детским садом – принцип совместного принятия решения участниками образовательного процесса и ответственность за его выполнение. На основе данного принципа определяется структура управления инклюзивным процессом:

– научно-методический совет ДОО;

– психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) ДОО;

– педагогический коллектив инклюзивной группы;

– родительский комитет.

Одним из важных условий организации инклюзивного процесса является командная работа сотрудников.

Управленческая команда – это группа специалистов, объединенная пониманием перспективы развития ДОО и проводящая в коллективе единую политику по достижению поставленных целей.

Функционирование и развитие инклюзивного ДОО зависит от обмена информацией и способности людей совместно решать проблемы и задачи. Командная работа способствует:

– более успешной работе ДОО;

– быстрой адаптации образовательной системы к изменениям во внешней среде, четкому реагированию на изменение образовательного запроса;

– модернизации организационной системы управления при переходе от функционально-линейной организационной структуры к матричной структуре, в которой сочетаются вертикальная и горизонтальная системы управления.

Формой командного управления ДОО является научно-методический совет, который решает стратегические и оперативные задачи. В научно-методический совет входят заведующая, координатор по инклюзии, руководители различных служб ДОО (консультативный пункт, ранняя помощь, лекотека, центр индивидуальной психологической работы (ЦИПР)), старший воспитатель, ведущие специалисты.

Научно-методический совет разрабатывает концепцию развития инклюзивной практики в ДОО, программу развития и годовой план; определяет направления разработки и план внедрения новых технологий дошкольного образования; обобщает имеющийся опыт в области инклюзивной практики; определяет перечень необходимых научно-практических материалов; осуществляет стратегическое планирование деятельности инклюзивного ДОО.

Кроме того, совет решает оперативные задачи:

– анализ ситуации в ДОО и оперативное реагирование на нее;

– обсуждение планов и отчетов структурных подразделений ДОО;

– контроль и анализ деятельности ПМПк ДОО;

– определение ценностей, цели, принципов и направлений работы учреждения (эти вопросы обсуждаются всем коллективом на командных тренингах, проводящихся 2 раза в год).

Планы, намеченные советом, обсуждаются и корректируются на собраниях педагогического коллектива и принимаются к исполнению. Вопросы оперативного управления решаются на еженедельных совещаниях, проводимых заведующей.

Для решения методических и организационных задач обеспечения инклюзивных процессов создаются проектные группы для решения конкретных задач, например, создания методики работы «детско-родительской группы», разработки критериев эффективности работы воспитателей, организации праздника или подготовки участков к весеннему периоду.

Психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) создается для проведения психолого-педагогической оценки динамики развития ребенка и определения механизмов и конкретных способов реализации индивидуального образовательного маршрута (на основании результатов диагностики и рекомендаций, полученных от ПМПК) и, в частности, для разработки индивидуальной образовательной программы и оценки результативности выбранных методов и технологий помощи ребенку и его адаптации в ДОО.

Координации деятельности педагогического коллектива ДОО по включению детей с ОВЗ в образовательный процесс способствует возложение обязанностей координатора по инклюзии на одного из специалистов ДОО.

Координатор по инклюзии – это специалист с высшим педагогическим, дефектологическим, психологическим образованием (учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог), имеющий опыт работы с детьми с разными нарушениями развития, прошедший профессиональную подготовку (повышение квалификации, профессиональная переподготовка, бакалавриат, магистратура) в области инклюзивного образования.

Также обязанности координатора может выполнять социальный педагог, методист или старший воспитатель, имеющий опыт работы в структурных подразделениях или инклюзивном саду не менее года и прошедший переподготовку, дающую ему право работать с детьми с ОВЗ.

Основная цель работы координатора – обеспечение эффективного взаимодействия всех субъектов инклюзивного образовательного процесса, что является одним из важнейших условий успешного включения детей с ОВЗ и их родителей в среду образовательного учреждения, адаптации образовательного учреждения к новым условиям функционирования.

Координатор по инклюзии создает необходимые условия совместной работы коллектива ДОО и родителей для наиболее эффективной реализации программы развития и реабилитации каждого ребенка с ОВЗ и его социализации в инклюзивной группе.

Педагогический коллектив инклюзивной группы включает в себя: воспитателей, учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога, тьютора, социального педагога, педагогов дополнительного образования.

Цель работы этого коллектива – организация детско-взрослой общности как социальной модели, в которой каждый человек является ресурсом для другого человека.

Основные направления деятельности педагогического коллектива:

– разработка и реализация конкретных этапов овладения образовательной программой всеми детьми группы, в том числе овладение индивидуальной образовательной программой ребенком с ОВЗ;

– проведение анализа результатов психолого-педагогической диагностики всех детей группы;

– разработка каждым специалистом календарных и тематических планов коррекционно-развивающей работы;

– реализация, с опорой на решения ПМПК, действий по включению детей в группу в начале учебного года;

– планирование распорядка повседневных дел и занятий в группе;

– обсуждение и планирование действий по сотрудничеству и взаимодействию с родителями;

– планирование, организация и реализация событий и праздников;

– анализ экстренных ситуаций и организация действий по их разрешению.

ПМПК назначает каждому ребенку с ОВЗ ведущего специалиста (в зависимости от образовательных потребностей) из числа специалистов педагогического коллектива группы.

Повышение профессиональной компетентности педагогов и специалистов фиксируется в процессе профессиональных супервизий. Супервизия – вид психолого-педагогического сопровождения работников помогающих профессий.

Супервизия направлена на повышение профессиональной компетентности работников и профилактику синдрома эмоционального выгорания.

В ДОО супервизии проводятся (по запросу) как коллегами из учреждения, так и приглашенными из других организаций специалистами в соответствии с решениями научно-методического совета.

В целом нужно отметить, что в процессе реализации модели инклюзивного образования были выделены как проблемы, так и положительные результаты:

Целевая направленность реализации модели инклюзии в ДОО состоит в том, чтобы раскрыть ценности и смысл инклюзивного образования детей с ОВЗ, особенности проектирования, необходимость непрерывного психолого – педагогического сопровождения, разработки индивидуальных образовательных траекторий развития детей с ОВЗ, в том числе детей – инвалидов.

Перспективы инклюзивного образования: создание системы сетевого взаимодействия между социальными партнерами, реализующими идеи инклюзивного образования; обобщение инновационного опыта работы по проблеме инклюзивного образования.

Проблемы инклюзивного образования:

своевременное повышение курсов квалификации специалистов ДОО;

недостаточное наличие учебно-методических комплексов и литературы в ДОО;

нехватка узких специалистов, в том числе и медицинских (психиатр, неонатолог):

необходимость изменения образовательной среды и непосредственно связанная с этим проблема финансирования.

Источник: https://multiurok.ru/blog/model-inkliuzivnogo-obrazovaniia-v-doshkolnoi-obrazovatelnoi-organizatsii.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.