Инклюзивное и коррекционное образование

Система инклюзивного и коррекционного образования развивается в России

Инклюзивное и коррекционное образование

Когда пирога не хватает, можно испечь ещё… А можно избавиться от лишних ртов. Когда пирог бюджетный, как правило, срабатывает второй вариант. Думается, именно по этой первопричине под нож попали сельские и коррекционные школы, а сейчас озвучиваются аккредитационные «бизнес-пакеты» – базовый, продвинутый и ведущий.

Инклюзия всё глубже проникает на все уровни образования. С одной стороны, она необходима (хотя позиция небесспорная), с другой – коррекционные школы тоже нужны, или уже нет? А ресурсные классы – своеобразный компромисс?

Представляем мнения читателей «АО» по теме заочного круглого стола «Инклюзивное и коррекционное обучение в школе».

МИНЮРОВА Светлана Алигарьевна – ректор Уральского государственного педагогического университета, доктор психологических наук, профессор.

– Считаю, чем шире спектр форматов обучения для детей с особенностями развития, тем лучше. Важно, чтобы у родителей был выбор: инклюзия или коррекционная школа. Они должны его сделать с учетом состояния здоровья, возможностей, способностей ребенка. Это очень ответственный выбор. От него будет зависеть, в каком коллективе, по каким методикам, в каком темпе ребенок будет обучаться.

В России появится концепция развития системы инклюзивного и коррекционного образования на период до 2030 года. Подробнее: bit.ly/ao105I1

Не каждому особому ребенку подойдет инклюзия. Поэтому коррекционные школы важно не только сохранить, но и развивать, внедряя новейшие стандарты и методики обучения. У особых детей должна быть подушка безопасности, которой они в любой нужный момент смогут воспользоваться и которая обеспечит природосообразное сопровождение их индивидуального развития и обучения.

Ресурсные классы, безусловно, один из вариантов бережного сопровождения особого ребенка в массовой школе.

Замечательно, когда есть образовательное пространство, где ребенку может быть оказана компетентная помощь, где он может получить не только знания, но и эмоциональную разгрузку.

Масштабирование создания таких классов –например, по типу проекта «Инклюзивная молекула» – требует серьезных кадровых, методических, материально-технических ресурсов.
КУСОВА Маргарита Львовна – проректор по учебной работе Уральского государственного педагогического университета, доктор филологических наук, профессор.

– Очевидно, что на этот вопрос не может быть однозначного ответа, так как здесь значимы многие факторы: нозологические группы детей (нозологические группы детей-инвалидов и нозологические группы детей с ОВЗ), условия реализации образовательной программы (кадровая составляющая, наличие доступной среды для разных категорий детей) и другие. Ресурсные классы действительно могут быть хорошим компромиссом в условиях, когда родители ориентированы на общеобразовательное учреждение, но при этом обучающемуся необходима адаптированная программа.

АБРАМОВА Анастасия Владимировна – заведующая кафедрой дошкольного и начального общего образования Института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области, кандидат философских наук, доцент.
ФИЛАТОВА Мария Вячеславовна – доцент кафедры дошкольного и начального общего образования Института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области, кандидат педагогических наук, доцент.

– На сегодняшний день инклюзивное образование на территории Российской Федерации должно реализовываться на всех уровнях образования, так как регулируется федеральным законодательством.

В этой связи многие педагоги и ученые озабочены тем, чтобы прописать алгоритмы грамотного перехода к инклюзии и прояснить механизмы её реализации.

Необходимо понимать не только как, но и каких детей можно включать в общий образовательный процесс, не ущемляя при этом их прав, а также не ограничивая комфортные образовательные условия для детей с нормой.

Стереотипы на восприятие отклоняющегося от нормы прочно закрепились в сознании не одного поколения наших соотечественников, а сила реакции на человека с патологией зависит от степени выраженности дефекта и не зависит от социального статуса и положения в обществе.

К сожалению, на практике мы имеем много примеров того, что на данный момент участники образовательного процесса не готовы к реализации инклюзивного образования. Проблемы создания условий для инклюзивных групп лежат не только в материально-финансовой плоскости, но и кадровой политики организаций.

Не стоит забывать и о длительной просветительской работе по изменению мировоззренческих основ и социальной оценки включения в образовательный социум детей с ОВЗ и инвалидностью.

Сознание большинства наших граждан во многом не подготовлено к тому, чтобы инвалиды стали занимать позицию «на равных» с остальными членами общества.

До сих пор основной проблемой, с которой столкнулась идея продвижения интегративной формы обучения, является неготовность нашего общества к сосуществованию и полноправному взаимодействию с инвалидами.

Стереотипы на восприятие отклоняющегося от нормы прочно закрепились в сознании не одного поколения наших соотечественников, а сила реакции на человека с патологией зависит от степени выраженности дефекта и не зависит от социального статуса и положения в обществе. Чтобы решить эту проблему, необходима глобальная просветительская и психологическая работа с семьями детей общего развития, не выходящего за пределы возрастной и психофизиологической нормы.

Необходимо грамотно подходить к процессу инклюзии. При определенных условиях в общеобразовательных школах могут обучаться дети с отклонениями в развитии, имеющие хороший сохранный интеллект.

Напротив, дети с серьёзными нарушениями интеллекта, на наш взгляд, не должны учиться в массовой школе, поскольку при этом возникает ряд трудностей как для рядовых учителей, так и для специалистов.

В то же время закон прописывает, что родители имеют право выбора, и родитель не желает, чтобы его умственно отсталый ребенок учился в специальной школе, а хочет, чтобы он посещал обычную школу по месту жительства. И наоборот: кто-то понимает невозможность социализации и возможность обучаемости таких «сложных» детей.

Можем ли мы со стопроцентной уверенностью говорить об отказе от коррекционных школ? Наверное, нет.

Если задачи ограничиваются привитием человеку элементарных навыков, связанных с процессом социализации, то речь пойдет о коррекционной школе, а когда говорим о помощи в развитии и реализации имеющегося познавательного и коммуникативного потенциала, – скорее об инклюзии. Всё зависит от степени тяжести заключения ПМПК, которое отражает определённый баланс между «академическим компонентом» и компонентом «жизненной компетенции».

Вступить в дискуссию можно, прислав свои варианты ответов по адресу: sindeeva@akvobr.ru.В теме письма просьба указывать рубрику «Заочный круглый стол».

На протяжении долгих лет система образования четко делила детей на обычных и инвалидов. Последние практически не имели возможности получить образование и реализовать свой образовательный потенциал: их не брали в учреждения, где обучаются нормотипичные дети.

Теперь, согласно законодательству, дети с особенностями в развитии должны иметь равные возможности с другими детьми. Для осуществления этого возникает потребность во внедрении такой формы обучения, которая создаст им оптимальные условия в образовании. Это ресурсный класс. В настоящее время данное понятие может трактоваться по-разному.

В приоритетном случае – мы говорим о том, что все дети с ОВЗ приписаны к «регулярным» классам: 1 «А», 1 «Б». Это могут быть не только первые классы, но и любые другие – для ребенка любого возраста, нуждающегося в индивидуализации образовательного маршрута.

Понятие «ресурсный класс» может подразумевать также и то, что на его базе постоянно обучается группа детей, выходя в регулярные классы на те или иные предметы. В ресурсном классе может использоваться прикладной поведенческий анализ, а может и не использоваться.

Прежде всего это зона, где есть необходимые «ресурсы»: специалисты, территория, методики, инструментарий и прочее. Нам представляется, что это определённый выход из ситуации как для детей с ОВЗ и инвалидностью, так и для условно нормальных детей.

Сегодня в нашей стране около 2 млн. детей, которым требуется особый педагогический подход. Из-за особенностей психофизического развития они не могут наравне со своими обычными сверстниками осваивать школьную программу. И, к сожалению, прогнозы врачей неутешительны: с каждым годом число ребят с ограниченными возможностями здоровья растет на 4%.

Еще недавно такие дети воспитывались и учились в специализированных коррекционных школах и школах-интернатах[1].

Однако наконец-то в последнее время в образовании стали проводиться реформы, призванные помочь особым детям влиться в общество, обучаться вместе со своими здоровыми сверстниками и стать со временем полноценными членами современного общества.

Продолжение: Инклюзия и коррекция в школе на примере обучения глухих и слабослышащих детей

[1] Восемь видов коррекционных школ: I и II – для слабослышащих, глухих и глухонемых детей, III и IV – для слабовидящих и слепых, а также для детей с косоглазием и амблиопией, V – для детей с тяжёлой речевой патологией, в том числе с заиканием, VI – для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, VII – для детей с дислексией, VIII – для умственно отсталых детей.

Источник: https://akvobr.ru/sistema_inklyuzivnogo_korrekcionnogo_obrazovaniya_rossii.html

Коррекционные и инклюзивные школы: пути особого обучения

Инклюзивное и коррекционное образование

1 фото

Выбор стратегии образования для детей с особыми потребностями – один из самых актуальных вопросов, которые стоят перед родителями и педагогами.

Какая школа больше подходит ребенку – инклюзивная или коррекционная? На что надо обращать особое внимание при выборе образовательной организации? Как выстраивать стратегию обучения и определять профессиональное будущее выпускников? Все эти вопросы обсудили эксперты программы «Образовательная среда».

Директор ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики РАО» Татьяна Соловьева подчеркнула, что необходимо помнить о создании специальной среды для обучения ребят с особыми образовательным потребностями.

«Где бы ребенок с особыми потребностями ни получал образование, оно должно быть во всех смыслах специальным: это касается подходов, условий, содержания и методов. Большинству таких детей нужна специальным образом структурированная среда, включающая в себя оборудование и оснащение классов, библиотек, коридоров, спортивных залов,  обеспечение специальными учебниками, дидактическими материалами, особую организацию самого учебного процесса», – считает эксперт.

Директор школы № 7, осуществляющей деятельность по адаптированным основным образовательным программам (г. Сергиев-Посад, Московская область), Татьяна Волох информировала о том, как специалисты помогают семьям определиться с выбором той или иной школы.

«Главной отправной точкой для организации обучения особых детей является прохождение ребенком центральной психолого-медико-педагогической комиссии или территориальной психолого-медико-педагогической комиссии, рекомендации которых определяют будущий образовательный маршрут ребенка. Комиссии прописывают необходимость организации особых условий, без которых процесс обучения и развития невозможен. А далее вступает право выбора родителей образовательного учреждения, в котором их ребенок сможет реализовать свои особенные образовательные потребности», – сообщила она.

Директор московской школы-интерната № 1 для обучения и реабилитации слепых Иван Вишнивецкий обращает внимание на важность работы с родителями: от их решения во многом зависит, каким будет обучение ребенка, как он сможет вписаться в учебный процесс, насколько безопасной для здоровья будет его школьная жизнь.

«Родителям с самого начала надо разъяснять, что выбор образовательных организаций для детей зависит от нескольких факторов – это степень заболевания ребенка, нозология и целесообразность обучения в той или иной школе. Дальше родители решают сами, наша задача – провести разъяснительную работу. Если ребенка посадить туда, где занятия будут ему не по силам, то мы просто отобьем желание учиться и ухудшим ему здоровье», – прокомментировал он.

Такого же мнения придерживается директор московской школы № 2124 «Центр развития и коррекции» Адель Вильшанская.

Она пояснила, что при выборе образовательной организации в пользу инклюзивных школ чаще всего говорит шаговая доступность, плюсом коррекционных школ является специальная база, которая есть в таких организациях.  При этом переход из одной школы в другую возможен по желанию родителей в любое время.

«Инклюзивное и коррекционное образование не противопоставлены друг другу, родитель особого ребенка может, опираясь на мнение специалистов, выбрать оптимальный для ребенка и семьи вариант. Инклюзивные и коррекционные школы работают в тесном сотрудничестве. Сейчас активно поддерживается и развивается как коррекционное, так и инклюзивное образование», – заявила Адель Вильшанская.

Татьяна Соловьева добавила, что важны оба направления работы: об этом свидетельствует и рост интереса к инклюзивному образованию (в 2018/19 учебном году такой формат выбрали более 124 тысяч семей, а в 2019/20-м – уже порядка 170 тысяч), и сохранение востребованности коррекционных школ. Она уточнила, что есть ребята, которым действительно нужен именно такой формат образования.

Все эксперты отметили, что школы дают возможность детям социализироваться. По мнению специалистов, это не менее важная составляющая, чем обучение.

Кроме того, очень много зависит от педагогов, работающих в школах. Об этом напомнила Татьяна Волох.

«Одной из главных ценностей на земле является ребенок. А особенный ребенок – это особая ценность. И от того, какой путь обучения он пройдет, зависит его будущее. И кто, как не педагог, поможет ему в этом. Педагогический коллектив нашего образовательного учреждения обладает творческими профессиональными способностями и человеческими возможностями для обучения и сопровождения детей с особыми образовательными потребностями, реализует предметные и социальные проекты, погружает их в «ситуацию успеха», оказывает содействие в правильном выборе будущей профессии, что обеспечит их успешную социализацию и профессиональное самоопределение, поможет ребятам в их будущей жизни», – сообщила она.

Иван Вишнивецкий отметил важность взаимообучения специалистов образовательных организаций. По его мнению, оно должно быть как на уровне самих школ, так и на уровне регионов: это позволит педагогам повышать квалификацию и быть в курсе актуальных направлений работы.

«При поддержке депутата Государственной Думы РФ Олега Николаевича Смолина создана Ассоциация образовательных организаций для детей с нарушением зрения. В нее входят более 50 школ из 30 регионов страны. Наши педагоги выпускают пособия для других школ, мы проводим обучение, каждая школа делится своими наработками», – информировал эксперт. При этом, как отметила Татьяна Соловьева, в регионах отмечается дефицит учителей-дефектологов, и эта проблема требует особого внимания.

Участники программы обсудили еще один актуальный вопрос, связанный с профессиональным самоопределением детей с особенностями здоровья, – их потенциальное трудоустройство и помощь в выборе профессии.

«Мы изначально мотивируем ребят на то, что они должны хорошо учиться, быть успешными и конкурентоспособными.  Результаты наших выпускников говорят о том, что эту задачу мы решаем успешно», – констатировал Иван Вишнивецкий.

Адель Вильшанская заметила, что дети с особенностями здоровья при выборе профессии нуждаются в профориентации, в проектировании будущего с учетом их возможностей и ограничений.

«Мы исходим из того, что ребенок обязательно должен найти себя в профессии и быть в ней востребованным. Важно, чтобы ожидания взрослых и уровень их притязаний соотносился с возможностями детей, чтобы выбор специальности был адекватен особым образовательным потребностям и раскрывал потенциал, который есть у ребенка», – резюмировала она.

«Образовательная среда» – еженедельная дискуссионная онлайн-программа о развитии российского образования. Выходит в эфир каждую среду.

Это онлайн-площадка для обсуждения наиболее актуальных вопросов в сфере образования, воспитания и науки, которая объединяет широкий круг экспертов: директоров школ и педагогов, руководителей и преподавателей педвузов, колледжей и техникумов, учреждений дополнительного образования, представителей региональных органов управления образованием и родительского сообщества.

Проект инициирован федеральным порталом «Российское образование».

Источник: https://edu.ru/news/obrazovatelnaya-sreda/korrekcionnye-i-inklyuzivnye-shkoly-puti-osobogo-o/

Коррекционное и инклюзивное образование в дошкольной образовательной организации

Инклюзивное и коррекционное образование

Наталья Новоселова
Коррекционное и инклюзивное образование в дошкольной образовательной организации

Образование в современном мире является сферой, от которой зависит развитие человека, способного самостоятельно и сознательно строить свою жизнь в духе общечеловеческих ценностей, с учетом традиций своего народа.

С введением ФГОС в сфере образования особый интерес представляет дошкольное детство, как первая ступень системы непрерывного образования.

Дошкольный возрaст – важнейший период становления личности, в связи с этим предназначения дошкольного образования на современном этапе состоит не только в формировании определенной суммы знаний, но и в развитии базовых способностей личности, ее социальных и культурных навыков, здорового образа жизни.

Но неблагоприятные экологические, социальные факторы негативно сказываются на физическом, психологическом и эмоциональном здоровье наших детей.Известный врач-педагог Лесгафт писал: «Спасайте детей от физического, морального и умственного вырождения!».

С каждым годом увеличивается число детей с ограниченными физическими и психическими возможностями.

И если для родителей нормaльно развивающегося ребенка детский сад – это место, где он может пообщаться, поиграть с другими детьми, интересно провести время, узнать что-то новое, то для семей, воспитывающих детей с ОВЗ, детский сад может быть местом, где их ребенок может полноценно развиваться и адаптироваться, приспосабливаться к жизни, так как построение коррекционно-развивающей программы в ДОУ обеспечивает социальную направленность педагогических воздействий и социализацию ребенка с ОВЗ. Но ни для кого не секрет, что многие родители скрывают от педагогов “настоящий” диагноз своих детей. и в группах ДОУ воспитываются в дети с ММД, ППНС, СВГД, гиперaктивностью и пр., поэтому одной из важных проблем образования сегодня становится развитие новых подходов к образованию для детей с ОВЗ.

Психолого-педагогическая характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья выражается в том, что эти дети имеют физические, интеллектуальные или волевые проблемы, испытывают те или иные трудности в социальной адаптации, в овладение навыками адекватного функционирования в обществе, у них нарушена познавательная деятельность, которая ведет к проблемам связанными с трудностями в обучении. В тоже время практика показывает, что проблемы в развитии ребенка с ОВЗ обусловлены не только биологическими фaкторами,но и неисполнением главных педагогических закономерностей: ограничено общение, деформирована система коллективных отношений (прежде всего со сверстниками, отсутствует активность, поэтому в современном обществе воспитание нравственности и патриотизма, а также воспитание уважительного отношения к людям с ОВЗ следует начинать развивать с дошкольного возраста. А чем раньше начинается работа с ребенком с ОВЗ, тем выше его шансы на адаптацию и социализацию в обществе. Это обусловлено не только процессами, но и доказанной эффективностью и результативностью ранней коррекционно-педагогической помощи “особому” ребенку.

Воспитaтельно – образовательный процесс в условиях современного мира постоянно усложняется и требует от воспитанников большего умственного и нервно- психического напряжения, поэтому в последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования.

Так одной из актуальных идей дошкольной педагогики стало внедрение в практику работы по воспитанию и обучению детей с ОВЗ (инклюзивное образование, которая включена в единую государственную систему образования России.

Так что же такое инклюзивное образование? «Инклюзия” в переводе с англ. языка inclusive-означает “включенность.

Инклюзивное образование – обеспечивает полное вовлечение ребенка с ОВЗ в жизнь образовательного учреждения, это активное включение детей, родителей и специалистов в области образования в совместную деятельность.

Смысл инклюзии – не просто поместить ребенка в обычный класс или группу, это нужно таким образом изменить организацию пространства учреждения, а также учебный процесс, чтобы полностью вовлечь ребенка с ОВЗ в социум.

Основой инклюзивного образования является исключение любой дискриминации детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.

Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения дошкольного, среднего, профессионального и высшего образования. Развитие инклюзивного образования – процесс сложный, многогранный, требующий кардинальной перестройки современной системы образования.

По уровню включения ребенка в образовательный процесс условно обозначают частичную и полную виды инклюзии.

Основной целью и задачами инклюзивного образования в ДОУ является обеспечение условий для совместного воспитания и образования детей с разными психофизическими особенностями развития и организация такого образовательного развивающего пространства для всех и безбарьерной среды, позволяющих детям с ОВЗ получить современное дошкольное качественное образование и воспитание, гармоничное всестороннее развитие личности; формирование толерантного детей, родителей, персонала и социального окружения; создание возможности всем учащимся в полном объеме участвовать в жизни коллектива ДОУ. Это необходимо сделать, для того чтобы ребенок с ОВЗ научился самостоятельно приобретать знания, уметь работать с информацией, стимулировать её, видеть и решать возникающие в разных областях проблемы.

Таким образом, цели и задачи инклюзивного образованиямогут быть сформулированы как система задач трех уровней: коррекционного (исправление отклонений и нарушений развития, разрешение трудностей развития); профилактического (предупреждение отклонений и трудностей в развитии); развивающего (оптимизация, стимулирование, обогащение содержания развития). И только единство перечисленных видов задач может обеспечить успех и эффективность инклюзивного обучения и коррекционно-развивающих программ. Для решения поставленных задач требуются техническое оснащение образовательных учреждений; разработка специальных учебных курсов для педагогов и воспитанников, направленных на развитие их взаимодействия с детьми ОВЗ; необходимые специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с ОВЗ; значительная корректировка мировоззренческих инвариантов (универсалий) ее научного анализа и уточнения; а в некоторых случаях и изменения, самой категориальной «матрицы» системного моделирования. Комплексное инклюзивное психолого-педагогическое коррекционноевоздействие на детей с ОВЗ в ДОУ осуществляется на основе ряда методических принципов: индивидуального и междисциплинарного подхода, вариативной развивающей среды и вариативной методической базы обучения и воспитания, самостоятельной активности ребенка и семейно- ориентированного сопровождения и пр. Инклюзивное образование, если оно основано на правильных принципах, помогает предотвратить дискриминацию в отношении детей и поддерживает детей с ОВЗ в их праве быть равноправными членами своих сообществ и общества в целом Реализация принципов будет обеспечена при условии создания команды специалистов, осуществляющей «сопровождение» всех субъектов образовательной деятельности. Внедрение инклюзивного образования в ДОУ будет протекать успешно при условиях когда в ДОУ есть лидер, который понимает идеологию инклюзии и может создать особую атмосферу, подбирать правильную команду, обучать ее и умеет строить взаимоотношения с родителями и другими общественными организациями; предметно- развивающая среда ДОУ доступная и развивающая, оснащена современным оборудованием и имеет хорошее методическое обеспечение; высокая профессиональная квалификация педагогов и специалистов, реализующих инклюзивный подход; адекватное нормативно-правовое обеспечение; открытая система взаимодействия с социумом. Обязательными процедурами перехода на инклюзивную модель педагогической деятельности ДОУ являются принятие решения о переходе на инклюзивную модель педагогической практики; осознание ценностей инклюзивной модели образования всеми участниками образовательного процесса; постановка целей; анализ условий; подбор и создание средств и методов; оценка результатов; коррекция деятельности. Модель инклюзивного ДОУ строится в соответствии законодательная база в области инклюзивного образования и на тесном контакте всего педагогического коллектива, администрации детского сада и родителей воспитанников, на План развития инклюзивного образования в ДОУ состоит из аналитико-статистического, информационно-просветительского, социально-педагогического и программно- структурного направлений, содержательного методического обеспечения, образовательной деятельности, организации и грамотной разработки последовательных этапов по психолого-педагогическому сопровождению участников образовательной деятельности, развития безбарьерной среды в ДОУ, результативности обучения и кадрового обеспечения, а также повышения профессиональной компетентности педагогов по проблеме. работы с детьми данной категории определяется комплексными и парциальными программами, реализуемыми в ДОУ. Педагоги, ведущие занятия в инклюзивных группах, сами варьируют время, затраченное на тех или иных воспитанников в соответствии с усвоением материала и их способностями. Педагогические технологии инклюзивного образования направлены на развитие компетентностей в различных видах детской деятельности, но внимание педагогов акцентируется на возможности и сильные стороны ребенка. инклюзивного образования реализуется в разных формах образования с вовлечением в воспитательно- образовательный процесс всех участников (педагогов, детей, родителей, создавая для всех эмоциональные, когнитивные, коммуникативные, потребностно-мотивационные взаимоотношения, а также через игровую и продуктивную детскую деятельности. Для того чтобы повысить общее качество воспитательно-образовательного процесса необходимо выстроить различные схемы организации взаимодействия специалистов и детей инклюзивной группы, и определяться сочетанием индивидуальных образовательных планов и Образовательной программой.

Таким образом, инклюзивное образование обеспечивает максимальную социализацию детей с ОВЗ в соответствии с индивидуальными психофизическими возможностями каждого ребёнка; формирует у всех участников образовательной деятельности таких общечеловеческих ценностей, как взаимное уважение, толерантность, осознание себя частью общества, предоставляет возможности для развития навыков и талантов конкретного человека, возможность взаимопомощи и развития у всех людей способностей, необходимых для общения. В ходе инклюзивного образования происходит рост педагогического мастерства, повышение педагогической компетентности и ответственности педагогов и родителей, расширяется образовательное пространство ДОУ и повышается его социальный статус, скоординированная деятельность всех участников образовательного процесса; обеспечивается информационно методическое сопровождение семей детей с ОВЗ.

Литература: Инклюзивное образование: право, принципы. Практика / сост. Н. В. Борисова, С. А. Прушинский. – М. ;Владимир : Транзит-ИКС, 2011.

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/-korekcionoe-i-inklyuzivnoe-obrazovanie-v-doshkolnoi-obrazovatelnoi-organizaci.html

Статья «Коррекционная педагогика и инклюзивное образование: европейский и российский опыт»

Инклюзивное и коррекционное образование

УДК 373/376

КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА И ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ЕВРОПЕЙСКИЙ И РОССИЙСКИЙ ОПЫТ

CORRECTION PEDAGOGICS AND INCLUSIVE EDUCATION: EUROPEAN AND RUSSIAN EXPERIENCE

Локтионова Елена Анатольевна

Loktionova Elena Anatolievna

Областное казенное образовательное учреждение «Курская школа для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Regional state educational institution “Kursk school for children with disabilities”

Ключевые слова: инклюзия, коррекционная школа, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, европейская концепция образования, российская концепция образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Key words: inclusion, correctional school, students with disabilities, the European concept of education, the Russian concept of education for students with disabilities.

Аннотация: В статье раскрывается опыт инклюзивного образования в европейских странах и в России. Взаимоотношения коррекционной педагогики и инклюзивного образования, проблемы инклюзивного образования. Региональная политика в сфере инклюзивного образования.

Annotation: The article reveals the experience of inclusive education in European countries and in Russia. Correlation of correctional pedagogy and inclusive education, problems of inclusive education. Regional policy in the field of inclusive education.

В современной педагогической науке понятия «недостаток в развитии» и «отклонение от нормы», как и само понятие нормы, является предметом научной дискуссии. В этой дискуссии принимают участие социологи, медицинские работники, педагоги, философы, т.е.

представители всех наук предметом изучения которых является человеческая личность. Проблема определения нормы и ее вариантов – одна из самых сложных в современном мире.

Критерии нормы приобретает особую актуальность именно сегодня в контексте инноваций педагогической деятельности, решения задач воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

В демократическом обществе наряду с осуществлением основных прав человека принципиальное значение принимает изменение в понимание нормы и максимальное уклонение от возможной дискриминации и маргинализации «особенных» детей и подростков.

Недостаток или отклонение в развитии становится очевиден, когда возникает несоответствие возможностей ребенка или подростка к общепринятым понятиями «норма» в его физическом, психическом, социальном развитии. В качестве нормы, как правило, выступает стандарт образования, отставание развития в освоении общеобразовательных программ или учебных знаний. Коррекция – (от лат.

correctio – исправление) – система специальных и общепедагогических мер, направленных на ослабление или преодоление психофизического развития и отклонений в поведении у детей и подростков. Коррекционная педагогика призвана выявить недостаток в развитии и поведении, изменить или скорректировать его в процессе организации педагогического взаимодействия.

Коррекционная педагогика помогает детям или подросткам с временными трудности в социальной адаптации или усвоении образовательной программы. Кроме комплекса задач коррекционной педагогики одной из важных становится определение организационно-педагогические основы функционирования классов компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения.

Сопротивляемость дефекту, его компенсация усиливаются при активизации социальных факторов действенной помощи ребенку со стороны педагогов и родителей. Основным и ожидаемым результатом становится социальная реабилитация (от лат.

rehabilitatio – восстановление) –процесс возвращения ребенка с отклонениями в развитии и поведении в социум, деятельность и адекватные взаимоотношения. Процесс реабилитации часто связан с медицинской, психологической реабилитацией: восстановление утраченных учебных умений, познавательных навыков, формирование индивидуальных личностных качеств[1].

В настоящий момент школы коррекционного обучения, коррекционные классы успешно существуют. Здесь учатся дети, имеющие осложнения физического, психического и личностного развития. При «сохранном» интеллекте (это может и нижняя граница нормы) эти школьники в той или иной степени обнаруживают особенности поведения, что значительно осложняет их обучение.

Иные задачи ставит инклюзивная педагогика. Инклюзия – термин, используемый для описания процесса обучения обучающихся с особыми потребностями в массовых образовательных учреждениях.

Инклюзивное образование только начинает активно внедряться в России. Поэтому интересен опыт обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в других странах, прежде всего европейских.

Нами будут рассмотрены Датская, Норвежская, Шведская, Финляндская и Российская концепции инклюзивного образования.

Датская концепция инклюзивного образования базируется на основе Конвенции о защите прав инвалидов (ООН, 2006) и Саламанкской декларацию о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями (Саламанка, Испания, 7-10 июня 1994 г.).

Инклюзия в Дании идет по направлению уменьшения количества обучающихся в специальных школах. «Необходимость в такой мере возникла по результатам реализации Международной программы по оценке образовательных достижений обучающихся.

Они встревожили педагогов и разработчиков стратегии низкими показателями успеваемости датских школьников. Был сделан вывод о том, что обучающихся по специальным программам специального образования стало слишком много, и именно это является причиной низкой успеваемости» [2].

В образовании произошел отказ от классов коррекции.

Норвегия – страна ратифицировавшая Конвенцию о защите прав инвалидов и Саламанкскую декларацию о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями. Инклюзия рассматривается как стратегическая цель образования.

Специализированных школ несколько, в основном произошел полный отход от практики «отделения» обучающихся с ОВЗ. Равенство в праве на получение образования базируется на признании индивидуальных особенностей характеристик и потребностей обучающихся в доступе к возможностям образования.

Обучающиеся имеют право на адаптированное обучение и услуги вспомогательного персонала (тьютор и другие) для каждого конкретного случая. Адаптированное обучение предполагает особые умения педагога адаптировать образовательный процесс к различным потребностям обучающихся.

Норвежская концепция считается самой оптимальной среди европейских стран.

Швеция также ратифицировала Конвенцию о защите прав инвалидов и Саламанкскую декларацию о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями. Большое внимание уделяется инклюзии как процессу направленному на обучение лиц с ОВЗ или других в категории «имеющие особые потребности в образовании».

Эта концепция рассматривает инклюзию как защиту прав человека и создание «школы для всех». Тем не менее, в Швеции имеются специализированные школы и классы в общеобразовательных школах для детей с нарушением слуха, зрения и с нарушением интеллекта.

Инклюзия рассматривается как процесс направленный на всех, кто подвергается эксклюзии, например, детей мигрантов, детей саамов.

Финляндия не ратифицировала Конвенцию о защите прав инвалидов. В Финляндии специализированные школы почти отсутствуют.

Обучающиеся с особыми образовательными потребностями получают образовательные услуги специальных педагогов в обычных общеобразовательных школах по месту жительства.

Существуют также «смешанные» классы» с двумя педагогами, где специальный педагог помогает или преподавание ведется двумя педагогами одновременно. Присутствует дифференцированное обучение в т.н. «малых группах».

Такие классы работают по индивидуальным программам в обычной школе для детей со сложной структурой дефекта. В Финляндии, специализированные школы направлены на работу с детьми, которым необходимо усиленное внимание, например, по причине поведенческих отклонений. Финляндия также считается одной из стран с оптимальной образовательной системой.

Наша страна также ратифицировала Конвенцию о защите прав инвалидов (2012) и Саламанкскую декларацию о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями.

Традиционно основной формой обучения детей с ОВЗ в России остаются специальные (коррекционные) образовательные учреждения.В нашей стране создана великолепная система коррекционной педагогики.

Она включает в себя подготовку узких специалистов – учителей-логопедов, дефектологов, в том числе сурдо-, тифло-, олигофренопедагогов и др.

Учитывая продолжительность периода негативизма по отношению к людям с ОВЗ одной из основных задач и коррекционной педагогики, и инклюзии в образовании становится защита прав инвалидов. Инклюзивное образование не исключает коррекционное образование.

Так, в Курской области обеспечение права каждого ребенка на образование – приоритетная политика. В образовательных организациях муниципальных районов и городских округах Курской области обучаются более 6500 детей с ОВЗ и инвалидностью.

В 15 образовательных организациях для обучающихся с ОВЗ и инвалидов обучается 1676 детей с ОВЗ, из которых 1015 – дети-инвалиды. Одним из ключевых направлений в сфере образования является развитие инклюзивного образования для детей с особыми образовательными потребностями.

В 2016-2017 учебном году в Курске и Курской области инклюзивно обучается 909 детей. Обучение проходит по адаптированной общеобразовательной программе с учетом психофизических особенностей и возможностей таких обучающихся[3].

Для детей с ограниченными возможностями здоровья принцип инклюзии означает, что разным потребностям обучающихся с ОВЗ должна соответствовать образовательная среда, которая становится для них наименее ограничивающей и наиболее включающей. Только родители вправе решать, где будет учиться их ребенок.

Рассматривая все европейские модели инклюзии в образовании можно сделать вывод о том, что инклюзия становится одним из важнейших направлений в области образовательной политики. Основным принципом образования декларируется ориентация на индивидуальные возможности обучающихся.

Система образования предусматривает обучение детей на дому и возможность обучения в специальных школах и классах.

Несмотря на массовое внедрение инклюзии в обычные общеобразовательные школы в европейских странах, сохраняются, пусть и в малом количестве, специальные школы для детей с ОВЗ.

Однако в обществе и среди специалистов тема инклюзии остается проблемной и дискуссионной, даже понятие «инклюзивное образование» в европейских странах понимают по разному, существуют разные концепции инклюзивного образования. Общая европейская направленность – это создание «школы для всех».

В России процесс реализации принципов инклюзивного образования только начался. Во многих школах происходит процесс интеграции обучающихся с ОВЗ в массовые общеобразовательные классы[4].

Желание быстрого внедрения в практику инклюзии приводит к появлению противоречий между специальным и общим образованием, что может привести к «поглощению» и сокращению числа коррекционных школ.

Система общего образования не всегда готова принимать детей с ОВЗ, готовность часто выражается в организации элементарных технических приспособлений (пандус, поручень и др.).

Инклюзия без участия подготовленного педагогического коллектива, без специалиста дефектолога и других, может привести к тому, что качественное образование для детей с особенностями в развитии никогда не станет устойчивым процессом изменения образовательных условий. Автор статьи согласен с оценкой С.В.

Алехиной: «Проблема заключается в том, что инклюзивное образование во многих регионах реализуется как перевод «особых» детей в обычное учреждение, а специальные условия там не создаются. Такой механический подход к инклюзии представляется неэффективным и опасным как для ребенка, так и для самой идеи инклюзии, несмотря на то, что ее эффективность доказана мировым опытом. В условиях неготовности общего образования к включению детей с инвалидностью резко усиливается конфликтность систем специального и инклюзивного образования, появляется эффект возврата к сегрегационным моделям» [5].

Литература

1.См.: Никуленко Н.Г. Коррекционная педагогика: учебное пособие для вузов/ Н.Г. Никуленко – М.: Феникс, 2008. – 382 с. и др.

2.Кесялахти Э., Вяюрюнен С. Претворяя в жизнь идеи инклюзивного образования: опыт соседних стран / Э. Кесялахти, С. Вяюрюнен. – Финляндия: Лапландский университет, 2013. – 122 с.

3.Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. Сайт Комитета образования и науки Курской области [Электронный ресурс]: https://www.komobr46.ru/sistema-obrazovaniya/obrazovanie-detej-s-ovz-i-detej-invalidov.html .

4.Малофеев, Н.Н. Совместное воспитание и обучение – закономерный этап развития системы образования [Текст] / Н.Н. Малофеев, М.М. Маркович, Н.Д. Шматко // Управление ДОУ. – 2010. – №6. – С. 8-23; Малофеев, Н.Н.

Дети с отклонениями в развитии в общеобразовательной школе: общие и специальные требования к результатам обучения [Текст] / Н.Н. Малофеев, О.С. Никольская, О.И. Кукушкина // Дефектология. – 2010. – №5. – С.14-20.

5.Алехина С.В. Основной вопрос развития инклюзивного образования на современном этапе/Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы: сборник материалов III Международной научно-практической конференции / под ред. С.В. Алехиной. – М.: МГППУ, 2015. – 528 с.

Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/korrektcionnaya_pedagogika_i_inklyuzivnoe_obrazovanie_160305.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.