Инклюзивное направление в образовании

Понятие и принципы инклюзивного образования

Инклюзивное направление в образовании

Определение 1

Инклюзивное образование – это одна из форм образования, которая предоставляет каждому человеку возможность обучаться в общеобразовательных учреждениях, вне зависимости от имеющихся у него интеллектуальных, физических, социальных, языковых, эмоциональных и других особенностей развития.

В настоящее время инклюзивное образование является одним из наиболее актуальных направлений в системе образования не только в России, но и во всем мире. Оно находится под пристальным наблюдением со стороны общества и родителей «особенных» детей.

Актуальность и востребованность инклюзивного образования состоит в его явных преимуществах перед традиционным коррекционным образованием.

Коррекционная система образования за многие годы накопила достаточно большой опыт в воспитании и обучении детей с отклонениями и нарушениями, однако у нее слабо развита социальная адаптация таких детей в обществе.

Инклюзивное образование, напротив, предоставляет большие возможности «особенным» детям в адаптации к условиям современного мира, учит их взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, развивает коммуникативные навыки.

Замечание 1

Таким образом, процесс получения образования детьми с особенностями в развитии вместе со здоровыми детьми, является одним из неотъемлемых условий последующей успешной социализации «особенных» детей в современном обществе.

Именно поэтому организация инклюзивного образования рассматривается как одна из актуальных и важнейших задач современной системы образования в России.

Инклюзивное образование предусматривает совместное обучение здоровых детей и детей с отклонениями в развитии, доступность качественного образования для всех, посредством организации образовательного пространства, которое отвечает потребностям всех детей.

Методология инклюзивного образования направлена на признание за всеми детьми возможности получения необходимых знаний и умений, с учетом их особенностей и потребностей. То есть, процесс преподавания, в рамках инклюзивного образования гибкий, стремящийся удовлетворить образовательные потребности каждого учащегося.

Инклюзивное образование основано на восьми принципах:

  1. Каждый человек представляет определенную ценность, вне зависимости от его достижений и потребностей.
  2. Каждый человек думает и чувствует.
  3. Каждый человек имеет право на полноценное общение с окружающими, а также на право быть ими услышанным.
  4. Все люди нуждаются друг в друге.
  5. Настоящее образование может быть реализовано только лишь с учетом реальных возможностей человека.
  6. Каждый человек нуждается в поддержке и одобрении со стороны окружающих его людей.
  7. Для каждого ученика, его личный прогресс обучения заключается скорее в том, что он способен сделать, нежели в том, что он не может сделать.
  8. Разнообразие способно усилить все сторон жизни человека.

В настоящее время инклюзивное образование приобретает все большие масштабы распространения, так как оно позволяет детям с отклонениями в развитии не только получить необходимые знания, но и адаптироваться в обществе, развить свои коммуникационные навыки.

Актуальные проблемы инклюзивного образования в России

Несмотря на всю популярность и значимость инклюзивного образования, оно сталкивается с некоторыми трудностями в организации и реализации, особенно на начальных этапах внедрения в общеобразовательные учебные заведения.

Среди основных проблем инклюзивного образования, выделяют следующие:

  1. Психологические проблемы педагогов. Опыт внедрения инклюзивного образования показал, что не все преподаватели и другие специалисты общеобразовательных школ психологически готовы работать с детьми, имеющими отклонения в развитии. Многие испытывают страх, того, что могут не справиться с возложенными на них обязанностями. Обычно на адаптацию педагогов к новым условиям уходит некоторое время, после которого они перестают испытывать страх и работают с «особенными» детьми, не зацикливаясь на их особенностях. То есть они учитывают особенности, но относятся, так же, как и к здоровым ученикам. Именно это помогает детям с отклонениями чувствовать себя полноценными членами общества.
  2. Психологические проблемы обычных» детей и их родителей. Довольно часто родители здоровых детей высказывают опасение, что общение с «особенными» детьми может нанести психологическую травму их детям, либо отрицательно сказаться на течении их развития. Эти опасения также рассеиваются со временем. Родители понимают, что общение с особенными детьми не оказывает на здоровых детей негативного влияния. Напротив, они учатся быть добрее, отзывчивее, учатся помогать другим. Период адаптации учащихся к появлению в их классе особенных учеников во многом зависит от твердой жизненной позиции и отношению к этому вопросу их родителей.

Основные направления в инклюзивном образовании

Инклюзия в образовании является одной из основных инклюзий ребенка в общество. Развитие инклюзивного образования подразумевает не создание какой-то определенной новой системы, а планомерное и качественное изменение существующей системы образования в общем.

Важной особенностью инклюзии является то, что она не подразумевает коренного изменения или исправления личности ребенка, а направлена на его успешную адаптацию к существующим образовательным и социальным средам.

В настоящее время практика инклюзивного образования крайне бедна, так как инклюзия вводится в систему общеобразовательных школ в основном в качестве эксперимента.

Основными направлениями ресурсного обеспечения современного инклюзивного образования в России являются:

  1. Методическое и научное обеспечение профессиональной деятельности педагогических работников.
  2. Осуществление качественного психологического сопровождения всех участников инклюзивного коллектива.
  3. Организация эффективного взаимодействия всех уровней образовательной системы.
  4. Разработка практико-ориентированных технологий индивидуального обучения и психолого-педагогического сопровождения процессов включения ребёнка с особыми образовательными потребностями в общеобразовательную среду.
  5. Моделирование компонентов и содержательного наполнения инклюзивной образовательной среды.

Источник: https://spravochnick.ru/pedagogika/ponyatie_i_principy_inklyuzivnogo_obrazovaniya/

Направления реализации инклюзивного образования

Инклюзивное направление в образовании

МАТЕРИАЛЫ XVIII ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ

НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

А.И. Усачева, Н.А. Позднякова

ГБПОУ ВО «Воронежский государственный промышленно-гуманитарный колледж»

[email protected]

Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения среднего, профессионального и высшего образования. Ее целью является создание безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями.

Она подразумевает как техническое оснащение образовательной организации, так и разработку специальных учебных курсов для педагогов и студентов, направленных на развитие их взаимодействия с инвалидами.

Кроме этого, необходимы специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации обучающихся с ограниченными возможностями.

Формирование основных принципов инклюзивного образования имеет несколько стратегий. Первая стратегия – это взаимодействие с семьей. Именно сотрудничество семьи и педагогического коллектива в вопросах обучения и воспитания личности студента способствует успешному обучению. Взамодействие с родителями производится по следующим направлениям:

– организация психологического консультирования родителей;

– разработка рекомендаций для родителей по различным вопросам;

– помощь родителям в формировании распорядка для студента, обеспечивающего

реализацию индивидуальной программы обучения;

– разъяснение родителям перспектив обучения и воспитания студента после оконча-

ния обучения;

– формирование библиотечного фонда методической литературы для родителей.

Вторая стратегия связана с ориентацией на формирование связей в сфере будущей профессиональной деятельности. Образовательная организация должна налаживать контакты в профессиональной среде и вовлекать студентов в различные виды профессиональной активности.

Студенты с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) должны проходить все виды практик с необходимым методическим обеспечением и информационным наполнением. Базы практик должны подбираться в соответствии с современными требованиями.

Они интегрируют теоретические знания в практическую подготовку, формируют профессиональные компетенции будущих специалистов.

Третья стратегия направлена на формирование связей в процессе внеучебной деятельности. Больше внимания необходимо уделять организации воспитательной работы со студентами. Чем интереснее и насыщеннее студенческий досуг, тем успешнее социальная инклюзия.

Внеучебная деятельность обучающихся должна быть направлена на заполнение свободного от обучения времени участием в мероприятиях различной направленности: в общеколледжских конкурсах, в районных и городских конкурсах, походы в музеи, театры, на выставки, экскурсии.

Полученные в колледже знания, умения и навыки обеспечивают востребованность выпускников с ограниченными возможностями на предприятиях, в специализированных учреждениях и учебных заведениях.

Для того, чтобы молодые люди с ОВЗ стали специалистами, конкурирующими на рынке труда с обычными гражданами, необходимо создание определенных условий: корректировка целей и учебных планов в соответствии со способностями и потребностями инвалидов, создание адекватных условий профессионального обучения, психолого-педагогическое и социально-реабилитационное сопровождение. Можно сформулировать следующие препятствия для распространения инклюзивного образования:

1. Низкая информированность выпускников школ. В настоящее время после окончания школы молодые люди с ОВЗ сталкиваются с проблемой доступа к информации о том, где возможно их дальнейшее обучение.

2. Несоответствие учебных планов и содержания обучения массовой школы особым образовательным потребностям обучающегося.

3. Недостаточный уровень подготовки к обучению в ССУЗе, особенно с использованием информационных технологий, низкая компьютерная грамотность выпускников школ.

4. Узкий выбор профессий: количество специальностей, на которые люди с ОВЗ имеют возможность обучиться, крайне сужено. Связано это с отсутствием технологий, технического обеспечения, методик и адаптированных учебных материалов.

5. Отсутствие специальной подготовки педагогического коллектива образовательных организаций общего типа, незнание основ коррекционной педагогики и специальной психологии.

6. Недостаточное материально-техническое оснащение образовательных организаций под нужды детей с ОВЗ (неадаптированность учебных зданий, общежитий для инвалидов – колясочников, отсутствие пандусов, лифтов, специального учебного, реабилитационного,

медицинского оборудования, специально оборудованных учебных мест и т.д.), что делает обучение таких студентов в ОО практически невозможным.

7. Дистанционное обучение требует жесткой самоорганизации студентов, что не всегда приемлемо.

8. Жесткие временные рамки образовательного процесса в форме заочного образования ставят студентов с ОВЗ в неравные условия с остальными студентами, поскольку им часто требуется значительно больше времени для освоения учебных материалов.

9. Остаются проблемы передвижения лиц с ОВЗ к местам обучения. Далеко не у каждого имеется личный транспорт. Общественный транспорт остается неприемлемым из-за необорудованности, социальное такси также часто недоступно.

10. Недостаточный медицинский контроль обучающихся в ОО, низкий уровень доступности санаторно-курортного лечения и участия в программах реабилитации для поддержания состояния здоровья на стабильном уровне. Необходимо взаимодействие медицинской и образовательной сфер, поскольку проблемы со здоровьем – это основная трудность в обучении.

Можно выделить следующие направления развития инклюзивного образования:

– развитие системы мониторинга, при котором все инвалиды из школьных учреждений формируют базу абитуриентов;

– подготовка экспертов в области образовательных программ по инклюзивному образованию и создание института профессиональной и общественной экспертизы по инклюзивному образованию в широком социальном понимании;

– усиление мер информационной, научно-методической и социально-педагогической поддержки инклюзивного образования;

– повышение уровня кадрового обеспечения инклюзивного образования должно соответствовать современным требованиям образовательной политики;

– повышение квалификации педагогических кадров для инклюзивного образования, а также внедрение в образовательные программы педагогических вузов образовательных модулей, курсов по выбору или факультативов по вопросам инклюзивного образования;

– увеличение финансирования системы инклюзивного профессионального образования с целью подготовки самих учебных заведений и их инфраструктуры к приему инвалидов;

– создание профессионально-реабилитационных служб с широким спектром преподаваемых специальностей;

– работа по активизации лиц с ограниченными возможностями, повышение мотивации уже обучающихся в ССУЗе.

В этом случае для достижения успеха данной категории обучающихся наилучшим методом мотивации является процедура сертификации. Сертификация профессиональных достижений у выпускников с особыми образовательными потребностями является механизмом приведения в соответствие качества образовательных услуг с возможностями данной категории.

Мотивированные на достижение успеха обучающиеся отчетливо проявляют стремление добиваться конкретных целей в учебной, коммуникативной и других видах деятельности. Обучающийся осознает, что освоенные компетенции являются преимуществом при трудоустройстве.

Кроме того, сертификация индивидуальных образовательных достижений позволяет предложить работодателю выпускника с конкретной сферой деятельности.

Это новая по своему содержанию форма социального партнерства между производственной сферой и сферой профессионального образования, которая направлена на обеспечение, с одной стороны, производства специалистами рабочих квалификаций, а с другой стороны – успешной профессиональной деятельности людей с особыми образовательными потребностями с учетом специфики организации, применяемых технологий и материалов. Во время производственного обучения мастер помогает студенту произвести анализ собственных достижений для освоения конкретной компетенции, которая востребована работодателем и успешно осваивается обучающимся. В результате появляется новый действенный мотив к обучению.

Особое место в учебном процессе должно отводиться самооценке. Она выступает одновременно и как цель, и как средство обучения. Слабо развитое умение критически оценивать результаты своей учебной деятельности – одна из причин некачественного освоения компетенций.

Недостаточная критичность, отсутствие навыков самооценки становится серьезным препятствием в формировании у обучающихся способности к самообразованию и саморазвитию. В значительной мере это проявляется у обучающихся с особыми образовательными потребностями.

Вообще в условиях непрерывного образования, «образования в течение всей жизни» самоконтроль и самооценка своей учебной деятельности становится для человека важнейшим качеством. Самооценка обучающегося не может и не должна быть формальной.

Для формирования действий оценки и самооценки в образовательной организации используются информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), которые формируют фундамент дальнейшего обучения.

Работа средствами ИКТ начинается уже в первые дни обучения таким образом, чтобы каждый студент на уроках получал новые знания, формировал у себя новые способы действий. Например, педагог может использовать мгновенную реакцию на неверный ответ, исправляя ошибки студента.

Непубличный характер такого вида контроля позволяет формировать самоуважение у студента с ОВЗ и избегать нежелательной оценки другими учащимися его учебных успехов. В дальнейшем систематическое использование ИКТ на уроках позволяет студенту научиться самостоятельно оценивать свою деятельность, прогнозировать ее результаты.

Компьютер выступает в этом случае как внешний эксперт, так как оценка результатов деятельности абсолютно объективна и соответствует требованиям к системе оценивания. С другой стороны, система оценивания позволяет получать интегральную и дифференцированную информацию о процессе преподавания и процессе учения, отслеживать индивидуальный прогресс учащихся в достижении результатов, обеспечивать обратную связь для педагогов, студентов, родителей, оценивать эффективность образовательной программы.

Таким образом, повышение качества профессионального образования лиц с ОВЗ невозможно без активизации инновационных процессов в данной сфере, без повышения творческого потенциала, интеграции образовательной, научной и практической деятельности.

Организационной формой системы инклюзивного образования, по-видимому, должен быть комплекс, имеющий следующий состав:

1) учебное заведение или учебный центр;

2) медико-реабилитационное отделение;

3) центр профессиональной адаптации.

Такая структура эффективно скоординирует усилия федеральных, региональных, городских организаций и ведомств, решающих задачи образования людей с ограниченными возможностями здоровья.

Литература

1. Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы: сборник материалов

III Международной научно-практической конференции / под ред. С.В. Алехиной. – М.:

МГППУ, 2015. – 528 с.

2. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (г. Челябинск, 9

февраля 2016 г.) / отв. за выпуск: Л.Б. Осипова, Е.В. Плотникова. – Челябинск: Изд-во Челяб.гос. пед. ун-та, 2016. – 349 с.

3. Тихомирова Л. Ф. Трудности реализации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и пути их преодоления // Ярославский педагогический вестник. – 2013. – № 2. – Том II.__

Источник: https://multiurok.ru/blog/napravleniia-realizatsii-inkliuzivnogo-obrazovaniia.html

Модели инклюзивного образования

Инклюзивное направление в образовании

Модели инклюзивного образования.

Инклюзивное образование – это такая организация процесса обучения, когда все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую образовательную среду и обучаются по месту жительства в общеобразовательных учреждениях, которые оказывают необходимую специальную поддержку детям с учетом их возможностей и особых образовательных потребностей. Инклюзивное образование исключает любую дискриминацию, обеспечивая равное отношение ко всем участникам процесса.

Важное направление деятельности по реализации прав на образование детей с ОВЗ – создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и психическом развитии.

Процесс включения детей с ОВЗ в общую образовательную среду, который соответствует социальной модели понимания инвалидности, подразумевая гибкость образовательной системы и возможность подстроить ее под ребенка является инклюзивным образованием. Инклюзивное образование исключает любую дискриминацию, обеспечивая равное отношение ко всем участникам процесса.

Инклюзия – глубокое погружение ребенка в адаптированную образовательную среду и оказание ему и членам его семьи различных поддерживающих услуг.

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий

Важное направление деятельности по реализации прав на образование детей с ОВЗ – создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и психическом развитии.

К субъектам инклюзивного образования относятся педагоги, родители, учащиеся, представители СМИ, органов управления, общественность и пр.

Дети с ОВЗ есть почти в каждой школе, при этом при обучении такого ребёнка возникает ряд проблем:

  • Со стороны педагогов:чему учить, как учить, как взаимодействовать с таким ребёнком.
  • Со стороны родителей самого ребёнка:как ребёнок должен посещать школу, чему должны его там учить, как решать проблемы взаимодействия с одноклассниками
  • Со стороны родителей других детей:не влияет ли совместное обучение на объём программы в сторону её сокращения, получат ли обычные дети необходимые знания.
  • Со стороны ребёнка с ОВЗ: найдёт ли он друзей, комфортно ли ему будет, сможет ли хорошо учиться.

Осуществляя процесс инклюзивного образования все его участники должны соблюдать следующие основные принципы:

1. Ценность каждого человека не зависит от его способностей и достижений.

1. Каждый человек способен чувствовать и думать.

3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.

4. Все люди нуждаются друг в друге.

5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.

6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.

7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее достигается в том, что они могут делать, чем в том, чего не могут.

8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Факторы, затрудняющие интеграцию детей с ОВЗ:

  1. Неполная, противоречивая нормативно-правовая база, регламентирующей внедрение разноуровневых моделей интеграции детей с ОВЗ;

  2. Недостаточно разработанное научно-методическое и учебно-дидактическое обеспечение процесса обучения детей с ОВЗ в условиях массовой школы;

  3. Недостаток квалифицированных кадров в общеобразовательных учреждениях, владеющих методами и приемами психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ;

  4. Отсутствие целенаправленной, систематической государственной комплексной поддержки детей с ОВЗ, интегрированных в общий поток;

  5. Несформированность адекватного отношения общества к детям с ОВЗ, и отсутствие мотивированного желания большинства самих детей–инвалидов и их родителей участвовать в социальной и образовательной интеграции.

Модели инклюзии обучающихся с ОВЗ в общее
образовательное пространство в образовательной организации

Постоянная полная интеграция предполагает обучение ребенка с ОВЗ на равных с нормально развивающимися детьми в одних дошкольных группах и классах.

Достоинства полной и постоянной интеграции:

  • Адаптация и интеграция в социум, но при наличии специально созданных условий для обучения и воспитания детей с ОВЗ.
  • Общение детей с ОВЗ с нормально развивающимися сверстниками
  • Воспитание отзывчивости у здоровый детей
  • Полноценное образование

Недостатки полной постоянной инклюзии:

  • Работа педагога с учащимися на уроке одновременно по двум программам;
  • Высокие требования к квалификации и уровню профессионализма учителя, который одновременно должен выступать в качестве педагога-дефектолога, а также хорошо владеть технологией дифференцированного обучения;
  • Трудности организации интегрированного обучения в основном звене, где функцию дефектолога должны взять на себя учителя-предметники.

Правила комплектования групп / классов:дети с отклонением в развитии по 1-3 человека включаются в обычные группы детского сада или классы школы (где предполагает обучение ребенка с ОВЗ на равных с нормально развивающимися детьми в одних дошкольных группах, классах)

Подлинная и формальная инклюзия

Подлинная инклюзия предполагает организацию в общеобразовательном учреждении оптимальных условий для каждого ребенка с особыми потребностями.

Формальная инклюзия является скрытой формой дискриминации. Если ребенку предоставляется доступ к общей образовательной системе, не имеющей условий для обеспечения соответствующего его особым потребностям обучения, его право на качественное образование, в действительности, нарушается.

Постоянная неполная интеграция

По мнению Н. Д.

Шматко, постоянная неполная интеграция может быть эффективна для тех детей школьного возраста, чей уровень психического развития несколько ниже возрастной нормы, кто нуждается в систематической и значительной коррекционной помощи, но при этом способен в целом ряде предметных областей обучаться совместно и наравне с нормально развивающимися сверстниками, а также проводить с ними большую часть внеклассного времени.

Постоянная, но неполная интеграция может быть организованаво всех типах образовательных учреждений: в массовых, комбинированного и компенсирующего вида и в массовых школах. Дети с нарушениями интеллекта объединяются с нормально развивающимися детьми в одну дошкольную группу, получившую название «смешанная».

Частичная инклюзия – дети-инвалиды совмещают индивидуальное обучение на дому с посещением общеобразовательного учреждения и обучаются по индивидуальным учебным планам, количество часов и предметы по включению детей-инвалидов в инклюзивное по согласованию с родителями (законными представителями). Также дети-инвалиды могут посещать кружки, клубы, внеклассные общешкольные мероприятия и др.

Достоинства частичной инклюзии:

  • Все воспитанники специальной группы или класса вне зависимости от достигнутого уровня развития объединяются со своими нормально развивающимися сверстниками не реже 2-х раз в месяц для проведения совместных мероприятий в основном воспитательного характера.
  • Учащиеся с ОВЗ обучаются совместно нормально развивающимися сверстниками на тех уроках и внеклассных мероприятиях, которые доступны им, а в оставшееся время они объединяются для работы по специальным коррекционным программам.  
  • Индивидуальный подход к обучению
  • Создание вариативной развивающей среды

Недостатки частичной инклюзии:

  • Отсутствие квалифицированного персонала- воспитателей, учителей, психологов, дефектологов, логопедов, обученных для сопровождения детей с особыми потребностями
  • Стандартная программа обучения часто не позволяет некоторым детям с особыми потребностями продолжать образование с определенного этапа (не подходит и поэтому требует доработки и модернизации)

Данная модель интеграции может быть реализована в ДОУ комбинированного вида, имеющих специальные группы, а также в массовых школах, в которых открыты специальные классы. 

Смыслом временной интеграцииявляется создание условий для приобретения начального опыта общения с нормально развивающимися сверстниками. Временная интеграцияявляется, по сути, этапом подготовки к возможной в дальнейшем более совершенной форме интегрирован­ного обучения.

Данная модель интеграции может быть реализована в дошкольных учреждениях комбинированного вида, имеющих как группы для нормально развивающихся детей, так и специальные группы, а также в массовых школах, где открыты специальные классы.

Общение и взаимодействие детейс ОВЗ и нормально развивающимися обеспечивается в процессе совместных прогулок, подготовки и проведения праздников, развлечений, посещение кружков, участие в спортивных соревнованиях и т. д.

Эпизодическая или внеурочная инклюзия – это целенаправленная организация хотя бы минимального социального взаимодействия детей с выраженными нарушениями развития со сверстниками, преодоление тех объективных ограничений в социальном общении, которые создаются в условиях специальных (коррекционных) учреждений.

Эпизодическая интеграция может быть рекомендована детям с более глубоким интеллектуальным нарушением, с отягощенной умственной отсталостью, либо имеющим выраженные расстройства поведения.

Эпизодическая интеграция предполагает, что воспитанники специальных учреждений практически все время обучаясь отдельно, эпизодически объединяются с детьми из массовых учреждений на определенное время. Социальное взаимодействие обеспечивается в

  • лагерях отдыха,
  • специально организованных походах,
  • праздниках,
  • конкурсах,
  • при организации и проведении выставок детских работ,
  • кружках и др.

Существующие барьеры:

  • Архитектурная недоступность школ
  • Дети с особыми образовательными потребностями часто признаются необучаемыми.
  • Большинство учителей и директоров массовых школ недостаточно знают о проблемах инвалидности и не готовы к включению детей- инвалидов в процесс обучения в классах.
  • Родители детей инвалидов не знают, как отстаивать права детей на образование и испытывают страх перед системой образования и социальной поддержки.

Таким образом, инклюзия – это процесс развития предельно доступного образования для каждого в доступных школах и образовательных учреждениях, формирование процессов обучения с постановкой адекватных целей всех учеников, процесс ликвидации различных барьеров для наибольшей поддержки каждого учащегося и максимального раскрытия его потенциала.

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/modieli-inkliuzivnogho-obrazovaniia.html

Тенденции современного инклюзивного образования

Инклюзивное направление в образовании

Основной тенденцией современного образования является постепенное смещение приоритетов от прямого обучения к индивидуальному контакту со студентами.

С принятием Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» инклюзивное образование получило необходимую законодательную базу.

Инклюзивное образование в законе определяется как обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Следовательно, образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья теперь может быть организовано не только в отдельных группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, но и совместно с другими обучающимися образовательных организаций (ст. 79 п. 4 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Ребенок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), учась в специальном учреждении для инвалидов, изолирован от реального общества, что еще больше ограничивает его в развитии. Он, как и любой другой ребенок, нуждается в образовании, воспитании и общении со сверстниками.

А у здоровых детей, во многих случаях, появляется больше сочувствия, сопереживания и понимания, они становятся общительными и терпимыми, что особенно актуально для общества с низким уровнем толерантности.

Инклюзивное образование предполагает обучение детей с ограниченными возможностями здоровья не в специализированном, а в обычном учебном заведении.

Включение детей с особыми образовательными потребностями (детей с инвалидностью, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с особенностями развития) в образовательный процесс в учебные заведения по месту жительства – это сравнительно новый подход для российского образования.

Основные принципы инклюзивного образования:

  1. Доступность образования для всех, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
  2. Развитие методологии, признающей, что все дети – индивидуумы с различными потребностями в обучении.
  3. Предотвращение дискриминации в отношении детей и поддержка детей с особыми потребностями в их праве быть равноправными членами своих сообществ и общества в целом.

Для профессиональной подготовки педагогов необходимы:

  • знание психологических закономерностей и особенностей возрастного и личностного развития детей в условиях инклюзивной образовательной среды;
  • знание методов психологического и дидактического проектирования учебного процесса для совместного обучения детей с нарушенным и нормальным развитием;
  • умение реализовать различные способы педагогического взаимодействия между всеми субъектами образовательной среды (с обучающимися группы, родителями, коллегами-преподавателями, специалистами).

Для осуществления предоставленных возможностей по организации инклюзивного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, необходимо создать определенные условия.

  1. Подготовка руководителей, педагогов и специалистов, реализующих практику инклюзивного образования.
  2. Реализация программы модульных курсов повышения квалификации специалистов образовательных учреждений по направлению “Организация инклюзивного образования”.
  3. Наличие Интернет-портала “Образование без границ” как базы научно-методических знаний по инклюзивному образованию для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, и специалистов образовательных учреждений.
  4. Систематизация опыта работы, развитие сетевого взаимодействия образовательных учреждений, реализующих инклюзивную практику, установление партнерских отношений с родителями, общественными организациями через ресурсные центры.
  5. Развитие системы тьюторства для дальнейшей социализации детей с ОВЗ и их равноправного общения среди сверстников. Тьютор будет осуществлять индивидуализацию образовательного процесса.
  6. Организация индивидуальных занятий с педагогом-психологом по поддержке эмоционального и социального развития детей с ОВЗ.

Основа практики инклюзивной формы обучения и воспитания – принятие индивидуальности каждого обучающегося а, значит, обучение должно быть организовано таким образом, чтобы удовлетворить особые потребности каждого ребенка с ОВЗ.

Для реализации ФГОС принципиально важна индивидуализация и вариативность образовательной деятельности обучающихся. Например, при освоении программы по физической культуре необходимо проводить урок лечебной физической культуры и мотивировать обучающихся на получение хорошего результата.

Практика показывает, что мотивация возможна при использовании элементов игры.

Речь идет об индивидуальной образовательной программе (далее – ИОП) с перечнем специфических образовательных услуг, учитывающей особенности его развития и ориентированной на личностное развитие и социальную адаптацию (расширение жизненного опыта и социальных контактов).

При инклюзивном подходе необходимо не адаптировать детей с ОВЗ к тем или иным требованиям в обучении образовательного учреждения, а реформировать эти учреждения и искать иные педагогические подходы.

Необходимо наиболее полно учитывать особые образовательные потребности всех тех обучающихся, у которых они возникают.

Однако реализация инклюзивного образования сталкивается с рядом трудностей.

  1. Отсутствие программы социальной интеграции детей с особенностями развития и помогающего поведения со стороны здоровых людей.
  2. Существует проблема совмещения темпов преподавания и объема знаний, доступных детям с ОВЗ и детям здоровым.
  3. Ребенок с особенностями развития должен помещаться в ту среду, которая на данный момент соответствует возможностям его обучения. Кроме того, в случае необходимости к нему прикрепляется тьютор.
  4. Медленно выстраиваются контакты детей с ОВЗ и детей здоровых.
  5. Отсутствует специальное медицинское сопровождение в образовательной организации, отсутствует автотранспорт для обучающихся с ОВЗ.

При каких же условиях инклюзивное образование будет успешным?

На наш взгляд, инклюзивное образование становится эффективным при создании следующих условий обучения: небольшой наполняемости групп, реализации индивидуальной программы обучения, наличия подготовленных педагогов и других специалистов, соответствующего оборудования в учебных кабинетах, дополнительных занятий в условиях комнаты реабилитации.

Инклюзивный подход предполагает понимание различных образовательных потребностей детей и предоставление услуг в соответствии с этими потребностями через полное участие в образовательном процессе, привлечение общественности и устранение дискриминации в образовании.

В результате ребенок с особыми образовательными потребностями должен иметь возможность реализовать свое право на образование при любом типе образовательного учреждения и получить при этом необходимую ему специализированную помощь.

Следует исходить из того, что дети с любыми ограничениями и особенностями развития могут и должны работать в творческой сфере. Одной из основных задач деятельности инклюзивного творческого коллектива является социализация воспитанников – расширение круга социальных контактов, понятий о принципах жизни в социуме.

Ценности, реализованные в профессиональной деятельности педагога в условиях инклюзивного образования, во имя ребенка с отклонениями в развитии направлены на коррекцию имеющихся отклонений, на его развитие, образование, на становление как личности, социальной адаптации и приобретают статус гуманистических ценностей.

Список источников

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Официальные документы в образовании. № 2, январь 2013.
  2. Справочник заместителя директора школы, № 3/март/2015, с.57-62.

Источник: https://www.informio.ru/publications/id1907/Tendencii-sovremennogo-inklyuzivnogo-obrazovanija

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.