Инклюзивное образование чем можно помочь детям

Содержание

Инклюзивное образование: плюсы и минусы, особенности и рекомендации

Инклюзивное образование чем можно помочь детям

Термин “инклюзивное образование” происходит от французского слова inclusif, что переводится как “включает в себя” и означает совместное обучение людей с особыми потребностями и условно здоровых, то есть, не имеющих ограничений по состоянию здоровья.

В этом случае процесс получения образования организуется таким образом, чтобы люди, непохожие между собой, обладающие интеллектуальными, физическими, психическими особенностями, получали необходимые знания и навыки вместе со своими сверстниками, у которых нет особых потребностей.

Есть у инклюзивного образования и плюсы, и минусы. Обстановка и инструментарий должны быть адаптированы к особым детям, а другие ученики и учителя должны понимать и принимать индивидуальные потребности каждого ребенка.

Лица с особыми потребностями

В категорию лиц с особыми потребностями включаются люди с инвалидностью или такими заболеваниями, которые инвалидностью не считаются, но не позволяют получить общее образование в обычной школе, не оснащенной специальным инвентарем. Например, дети с проблемами зрения должны быть обеспечены аудиоучебниками.

Принципы инклюзивного образования

Обучение в общеобразовательной средней школе рассчитано на стандартный уровень интеллектуального и физического здоровья учеников. Те, кто не вписывается в рамки стандартов, вынуждены обучаться в специализированных школах.

По этой причине люди с особыми потребностями оказываются обособлены, менее конкурентоспособны в дальнейшей жизни.

Хотя есть у инклюзивного образования и минусы, его плюсы очевидны: совместное обучение позволяет особенным детям получить школьный аттестат, а в будущем – овладеть какой-либо профессией и интегрироваться в общество.

Принципы инклюзии таковы:

  • ценен каждый человек, независимо от способностей и физических возможностей;
  • построение качественных взаимоотношений между ребенком с особыми потребностями, преподавателями и остальными учениками помогут получить настоящее образование;
  • совместное обучение открывает дорогу к толерантному обществу, где люди с особыми потребностями имеют равные права с остальными.

Преимущества инклюзивного образования

Как и у других форм обучения, есть у инклюзивного образования достоинства и недостатки. К преимуществам такого типа обучения относятся:

  1. Взаимодействие с широким кругом людей, в том числе с теми, у кого нет ограничений по состоянию здоровья, то есть обычными людьми. До появления инклюзивного образования возможность такого общения у людей с особыми потребностями практически отсутствовала. У большей части людей с различными отклонениями круг общения был ограничен ближайшими родственниками и другими посетителями центров реабилитации.
  2. Возможность интеграции в общество наравне с другими детьми. Люди с особыми потребностями так же могут посещать культурные мероприятия, например, выставки, музеи, представления в театре. Однако для них должна быть оборудована так называемая доступная безбарьерная среда, адаптированная к их потребностям.
  3. Получение коррекционного, психологического, социального сопровождения в период обучения и дальнейшей жизни. Такое сопровождение предоставляют преподаватели, специально обученные для преподавания по инклюзивному типу.
  4. Развитие навыков коммуникации и социализации. Взаимодействие с обществом происходит с помощью тьютера: посредника между человеком с особыми потребностями и людьми, не имеющих таковых. На всех этапах образования особенного ученика сопровождает тьютер.

Недостатки

Взвешивая все “за” и “против” инклюзивного обучения, необходимо учесть и недостатки такого типа образования. К минусам относятся:

  1. Отсутствие квалифицированного персонала – воспитателей, учителей, психологов, дефектологов, логопедов, обученных для сопровождения детей с особыми потребностями.
  2. Преподавательский персонал часто относится снисходительно к ученикам с особыми потребностями, поэтому оценка их знаний оказывается необъективной.
  3. Общегосударственный учебный план часто не позволяет некоторым ученикам продолжать образование с определенного этапа.
  4. Родители детей, нуждающихся в инклюзивном образовании, часто не обладают достаточным объемом информации. В результате дети получают только среднее образование и не имеют возможности продолжить обучение.
  5. Не только инклюзивное, но и обычное школьное образование нуждается в повышении качества обучения.
ПреимуществаНедостатки
Равные права для всех учеников, независимо от их способностей и возможностейОтсутствие материально-технической базы для внедрения инклюзии
Индивидуальная помощь тьютера в процессе обученияОтсутствие подготовленных педагогов, психологов и других специалистов, необходимых детям с особыми потребностями
Получение социальных и коммуникативных навыков детьми с особыми потребностямиСтандартная программа обучения не подходит некоторым детям с особыми потребностями, поэтому требует доработки и модернизации
Получение качественного образования, а в дальнейшем – возможность обучаться в вузе, освоить профессию, стать полноправным и независимым членом обществаПедагоги необъективно оценивают знания детей с особыми потребностями, поэтому оценка знаний часто не соответствует действительности
Обычные дети получают возможность развить такие человеческие качества, как эмпатия, терпение, толерантностьНеприветливое, а часто и враждебное отношение к инвалидам со стороны здоровых детей и их родителей

Совместное обучение детей здоровых и тех, что имеют особые образовательные потребности, необходимо для того, чтобы обеспечить социальную адаптацию последних.

Дошкольное образование инклюзивного характера позволяет воспитать толерантность к людям с инвалидностью, так как малыши еще не имеют враждебных предубеждений против сверстников, родившихся не такими, как все.

Мировой опыт подтверждает, что дошкольники, обучающиеся в совместных группах, демонстрируют более высокие результаты. Это относится и к здоровым детям, и к тем, что имеют особые потребности.

Хотя очевидны и плюсы инклюзивного образования в школе, минусы значительны и пока что труднопреодолимы. Отсутствие финансовой базы для покупки нужного оборудования, перепланировки образовательных помещений, подготовки учителей и психологов делают такой тип обучения практически невозможным. Однако, с каждым годом ситуация хоть и не слишком быстро, но улучшается.

Проблемы

Выделяя основные плюсы и минусы инклюзивного образования, необходимо остановиться на проблемах. Хотя мировой опыт такого обучения не выявил негативных последствий ни для учеников с особыми потребностями, ни для их одноклассников, в отечественных реалиях есть ряд объективный и субъективных препятствий для полноценного внедрения инклюзии.

  1. Во-первых, педагоги, которые привыкли к традиционным методам обучения, не готовы менять свои принципы.
  2. Во-вторых, консервативно настроенные родители здоровых детей часто выступают против того, чтобы вместе с их ребенком учились дети с инвалидностью.
  3. В-третьих, финансовый вопрос стоит чрезвычайно остро: большинство школ не имеют соответствующего оборудования и не имеют средств, чтобы приобрести нужные материалы, как учебные, так и бытовые.

На государственном уровне отсутствуют правовые и экономические нормы, которые необходимы для внедрения инклюзивного образования. О плюсах и минусах такого способа обучения чиновникам известно, направление считается приоритетным, однако на практике пока труднореализуемо.

Этапы обучения

Несмотря на минусы, плюсов у инклюзивного образования значительно больше. Такая система обучения включает в себя детские сады и прочие заведения для дошкольников, средние школы, а также среднее профессиональное и высшее профессиональное образование. Основная задача инклюзии – создать безбарьерную среду для людей с ограниченными возможностями.

Источник: https://FB.ru/article/388744/inklyuzivnoe-obrazovanie-plyusyi-i-minusyi-osobennosti-i-rekomendatsii

Эффективные методы и приёмы работы с детьми в условиях инклюзивного образования

Инклюзивное образование чем можно помочь детям

Бурцева Марина Сергеевна,

ГБОУ г. Москвы «Школа с углублённым изучением английского языка № 1359 имени авиаконструктора М. Л. Миля»,

В настоящее время родители «особых» детей всё чаще и чаще делают выбор в пользу инклюзивного образования в общеобразовательном учреждении. Именно поэтому современному педагогу необходимо использовать методы и приёмы, позволяющие работать одновременно с группами детей с различными особенностями, возможностями и образовательными потребностями.

В настоящее время эффективной технологией при обучении детей, как с нетипичным развитием (например, детей с расстройствами аутистического спектра, детей с нарушением обработки сенсорной информации, детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, минимальной мозговой дисфункцией и т.д.), так и с «нормой», является включение метода АВА-терапии в образовательный процесс.

АВА (Applied Behavior Analysis) – терапия основана на методах прикладного анализа поведения. «Прикладной» означает возможность практического использования. АВА-терапия применяется в целях модификации поведения посредством манипуляции окружающей средой. Ходьба, чтение, произнесение слов – все это примеры поведения, каждому из которых можно научить, используя приёмы АВА.

Поведенческая терапия по программе АВА построена на идее, что любое поведение человека влечет за собой определенные последствия. Когда ребенку эти последствия нравятся, он станет повторять поведение, вызвавшее понравившееся последствия, а когда не нравятся, не станет. Самым простым примером последствия является похвала. Сделал –похвалили.

Для ребёнка с нормативным развитием похвала является значимым последствием его поведения, и ребёнок будет стремиться услышать похвалу вновь. Для ребёнка с нетипичным развитием похвала значимой может и не быть.

Приятным последствием поведения может быть звук музыкального инструмента, щекотка… Что именно вызывает приятные эмоции (ощущения) необходимо выяснить педагогу, работающему с этим ребёнком. От этого зависит, удастся ли создать мотивацию к занятиям. Созданию мотивации отводится особая роль. Мотив является побудительной, движущей силой любой деятельности.

В качестве мотивационных стимулов в АВА используют подкрепления (поощрения): съедобные поощрения, приятные действия (потрогать любимую игрушку, щекотка и др.), которые ребёнок получает, выполнив определенные задания. Постепенно  происходит переход на социальные поощрения – похвалу и т.д. Таким образом, упор делается в основном на побуждающую роль мотива.

Мотивация призвана побудить ребенка выполнить те или иные действия, в результате чего он получит то, что ему нравится. Умение педагога управлять поведением ребёнка с помощью осознанного и целенаправленного подкрепления желательного поведения и формирования мотивации называется в АВА «учебным контролем».

Для овладения учебным контролем необходимо вызвать у ребёнка устойчивую ассоциацию совместного нахождения с педагогом и какими-нибудь приятными занятиями; научиться взаимодействовать с ребёнком так, чтобы он следовал инструкциям при наличии значимого подкрепления.

Овладеть техникой учебного контроля – значит также получить согласие ребёнка позволить вам принимать решения  по поводу того, на каких условиях вы будете с ним общаться. Общение с педагогом должно приносить радость ребёнку, чтобы он в дальнейшем следовал указаниям.

Поэтому на начальных этапах обучения педагог старается следовать интересам ребёнка так долго, как только можно находиться вместе. Сделать время, проведенное вместе с ребёнком привлекательным для него, потому, что вы часть этого времени.

Постепенно педагог организует совместную деятельность, исходя из тех целей, которые он поставил, поощряя ребёнка соответствующим подкреплением. Лучший способ мотивировать ребёнка – дать понять, что он сможет легко и быстро получить то, что хочет, если будет выполнять задания.

Выбор подкрепления должен зависеть от текущей мотивации ребёнка – от того, что он хочет получить или, чем бы он хотел заняться в данный момент. Дать подкрепление – повысить вероятность того, что ребёнок повторит желаемое поведение (выполнение инструкции) в будущем.

Один из приёмов ABA – обучение без ошибок с использованием подсказок. Что же такое подсказка?

Известные учёные Линн МакКланнахан и Патриция Крантц из Принстонского Института Развития Ребенка отмечали: «Подсказка – это инструкции, жесты, демонстрации, прикосновения или другие вещи, которые мы организовываем или делаем для того, чтобы увеличить вероятность продуцирования детьми правильных реакций».

Поскольку существует множество различных видов обучающих подсказок, есть возможность адаптировать их для разных стилей обучения и способностей детей.

Использование обучающих подсказок относится к положительной манере преподавания и, таким образом, способствует обучению, поскольку учащиеся постоянно добиваются прогресса, выполняют необходимые действия и задания смело, не опасаясь ошибиться или получить отрицательный ответ. Подсказка –это всё то, что можно добавить к инструкции, чтобы помочь ребёнку дать правильный ответ.

Стратегия безошибочного обучения изобретена для того, чтобы образовательный процесс протекал без стресса, связанного с совершением ошибок. На этапе обучения мы просто не даём ребёнку ошибаться. Для этого необходимо применять подсказки разных видов.

Физическая подсказка – полная (или частичная) манипуляция телом ребёнка для выполнения им задания (например: мытье рук, обучение письму, лепка и др.). Педагог обхватывает руки ребёнка и его руками совершает необходимые действия. Постепенно степень контроля рук ребёнка педагогом снижается.

Имитация, моделирование – показ действий, которые должен повторить ребёнок. Даётся инструкция: «Сделай так!» и педагог сам выполняет действие, которое ребёнок должен повторить.

Жестовая подсказка – педагог жестом показывает на сам предмет или обводит рукой область, где нужно его искать. Например: на столе лежат карточки, педагог задаёт вопрос: «Где стул?», и сразу же своей рукой обводит область, где этот предмет находится, тем самым сужая границы поиска. Можно сразу показать искомую карточку, чтобы ребёнок показал её уже сам.

Позиционная подсказка. Приведём пример: на столе лежат игрушки, педагог задаёт вопрос: «Где красная машина?» и подвигает к ребёнку именно ту игрушку, которую тот должен показать.

Визуальная подсказка помогает ребенку следовать инструкциям и правилам без помощи педагога (например, построить башню, опираясь на картинный  план).

Визуальная подсказка с использованием визуальных стимулов. Приведём пример: педагог объясняет, что на занятии не нужно кричать и подносит указательный палец ко рту, подсказывая, что в классе должна быть тишина. Таких визуальных стимулов может быть много.

Они также помогают не отнимать время на проговаривание правил поведения. Например, практически все педагоги используют обучающую жестовую подсказку «рука, поднятая ладонью вверх и согнутая в локте».

Что она означает? Хочешь ответить – подними руку! А сколько (особенно в начальных классах) зрительных подсказок-картинок: «сиди за партой ровно» и т.д.

В одной общеобразовательной школе нашего округа учитель начальных классов разместила в стороне от доски для первоклассников следующие надписи: «Разрешите мне выйти…», «Разрешите спросить…», «Помогите мне, пожалуйста…» и т.д. Это как раз и есть обучающие поведенческие подсказки для аутистичных, скромных или просто растерявшихся детей, которые попали в новую обстановку.

Речевые подсказки: подсказка-«эхо» (моделирование правильного ответа) и подсказка-инструкция (напоминание о том, что ребёнок должен сделать).

Подсказка-«эхо» помогает ребёнку найти правильный ответ. Например, задавая вопрос «Что это?», педагог сам сразу даёт ответ, а ребёнок этот ответ повторяет. Постепенно предоставление подсказки происходит с задержкой, пока не исчезнут совсем.

Подсказка-инструкция используется, когда надо, чтобы ребёнок сделал что-то сам. Это естественная подсказка, которую используют повсеместно «Помой руки!», «Убирай вещи». Напоминания помогают переключиться с одного действия на другое.

Безошибочное обучение – это процесс постоянного пополнения списка подсказок к инструкциям, чтобы ребёнок достиг успеха, и систематического уменьшения количества используемых подсказок, чтобы помочь ребёнку стать более самостоятельным через некоторое время.

Обучение без ошибок осуществляется при использовании правила «от большего к меньшему», следование которому является наиболее естественным подходом обучения детей новым навыкам. Сначала подсказок много, постепенно их количество уменьшается, пока не исчезнет совсем.

Некоторые навыки могут быть более трудными для усвоения ребёнком и, как следствие, будут длительное время требовать использование разных подсказок.

К освоению других навыков ребёнок может быть более мотивирован, и в этом случае подсказки ему будут требоваться в меньшей степени.

Постепенно количество подсказок уменьшается, одни подсказки заменяются другими, пока ребёнок не сможет выполнять желаемое самостоятельно. Уменьшение подсказки позволяет ребёнку становиться более независимым в использовании навыка. Знание того, как подсказывать и когда уменьшать подсказки, определяется опытом обучения ребенка, наблюдением за ним.

Необходимо помнить, что главная цель использования подсказок – формирование самостоятельности ребёнка.

Использование вышеперечисленных приёмов очень актуально в интегрированных группах. Приёмы АВА могут использоваться как в индивидуальной, так и в подгрупповой работе. Ребёнок охотнее подражает сверстникам, имитирует их действия.

В групповой работе помогает еще один приём, повышающий самостоятельность, снижающий тревожность и делающий распорядок дня более понятным – визуальное расписание. Визуализировать можно как режим дня, так и отдельное занятие.

Так как структура занятия включает в себя одни и те же компоненты, то к каждому компоненту можно подобрать картинку-символ. Увидев эту картинку, дети понимают, чем будут заниматься. Такой способ мотивирует детей проговаривать самостоятельно то, чем они будут заниматься.

Например, картинка с изображением вертушки символизирует переход к дыхательным упражнениям, а звуковая схема слова – работу над фонетическим разбором слова.

Каждый ребёнок может учиться и развиваться, несмотря на свои особенности. Задача педагогов – найти способы сделать обучение эффективным!

Список литературы:

1. МакКланнахан Л., Крантц П. Расписания для детей с аутизмом. Обучение самостоятельному поведению./ Пер. с англ. О Чикурова, С. Морозовой. М.: Изд-во «СигналЪ», 2003, 112 с.

2. Мелешкевич О., Эрц Ю. Особые дети. Введение в прикладной анализ (АВА): принципы коррекции проблемного поведения и стратегии обучения детей с расстройствами аутистического спектра и другими особенностями развития. С.: Бахрах-М, 2014.

3. Шрамм Р. Детский аутизм и АВА. Е.: Рама Паблишинг, 2013.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Источник: https://slovo.mosmetod.ru/2016/03/02/burceva-m-s-jeffektivnye-metody-i-prijom/

«Школу ребенок не потянет, сделаем инклюзию для себя». Что мешает принять особых детей в обычные классы и группы

Инклюзивное образование чем можно помочь детям

Испорченная мебель, бранные выкрики в адрес одноклассников и учителей, провокации, слезы, игнорирование, «потерялся между столовой и туалетом», «залез под парту и пинался ногами, когда его пытались вытащить» – все это неотъемлемая часть инклюзивного образования, связанного с ментальными сложностями. Насколько наше общество реально готово к принятию детей с особенностями развития, размышляет психолог, тренер, сторонник инклюзивного подхода в образовании Дмитрий Корнилов.

На протяжении восьми лет инклюзивное образование пытается встроиться в российскую школу. В инклюзивном классе должно быть не более 20% детей с ОВЗ, большее количество превращает его в спецкласс. Если учесть, что на 2019 год процент детей с инвалидностью составляет примерно 2,5% от общего числа, то в теории инклюзия становится возможной. Но что же на практике?

Дмитрий Корнилов

Безусловно, реформа об инклюзивном образовании полезная и нужная. Ее реализация – это, во-первых, включение детей с ограниченными возможностями в жизнь социума, а стало быть, начало социализации с малых лет. Нормотипичные дети в свою очередь получают навыки общения и гармоничной жизни в новом социуме, развивая терпимость, заботу и психолого-педагогические качества. 

По моим наблюдениям, чем больше опыта общения с «особятами» получают обычные дети, тем более стойкими и чувствительными становятся в пубертатном и постпубертатном периоде.

В дальнейшем, когда им придется выстраивать взаимоотношения в учебной и рабочей среде, приобретенная гибкость, терпимость и толерантность будут весьма кстати. Обычно в каждой детской группе все роли распределены, и всегда есть тот, кто оказывается слабее других.

Когда в такой группе появляется особый ребенок – «слабый» становится сильнее и наравне со всеми заботится о том, кому реально нужна помощь. 

Во-вторых, такой подход позволяет родителям увеличить социальные контакты и не замыкаться в сложностях ребенка. Это приводит к лучшему качеству жизни, открывает новые пути самореализации, возвращает человека в полноценную общественную жизнь. В-третьих, это колоссальная экономия бюджетных средств за счет закрытия специализированных школ и детских садов. 

И если в инклюзивном образовании столько плюсов, то в чем тогда проблема?

Инклюзия – или инвалидизация общества?

Говоря о сложностях инклюзии, я в первую очередь рассматриваю интеграцию людей с ментальными нарушениями. Идея с инклюзией в целом хорошая, но в том виде, в котором она есть сейчас, ведет к инвалидизации всего общества, а не к реальной интеграции людей с ОВЗ. Не люди с ограниченными возможностями подстраиваются под окружающий мир, а окружающий мир подстраивается под особых людей.

К сожалению, я не видел ни одного учебного заведения, показывающего стопроцентный результат социализации детей с ментальными нарушениями. И даже тридцатипроцентный результат социализации «тяжелых» детей не видел.

Уровень тяжести, о котором я говорю, – это комплекс, куда входит уровень интеллекта, социальная ситуация (окружение ребенка, финансовые возможности семьи, психическая подготовленность родителей), физические и физиологические особенности, вовлеченность в процесс болезни и выздоровления родителей и ближайших родственников. 

И здесь на первое место выходит не столько переоборудование школ пандусами, лифтами, дублирование надписей шрифтом Брайля, сколько переобучение и переподготовка педагогического состава. Безусловно, не обойтись и без общественного принятия. Именно принятия, а не выполнения поручений.

Декларируя дружелюбность к детям с особенностями, по факту мы получаем неготовность учебных заведений принимать таких детей.

Педагоги далеко не всегда понимают, как нужно действовать, в итоге рушится образовательный процесс всей группы. Зачастую дети без сложностей в поведении начинают эти сложности проявлять.

Еще бы, ведь учителя уделяют гораздо больше внимания более шумным и странным ученикам, а иногда и делают некие послабления… Как результат: уровень знаний падает, а руководство школ старается перевести особенных ребят на домашнее обучение, дабы не портить статистику успеваемости и сохранить стабильность в работе учителей. 

Второй важный момент – безопасность учеников как с особенностями, так и нормотипичных. Агрессии в ту или иную сторону более чем достаточно, даже один срыв может привести к серьезным последствиям. 

Например, одного из моих воспитанников с особенностями развития выгнали из обычной школы из-за того, что он ударил девочку: та громко кричала на перемене, а он не смог ей объяснить, что нужно вести себя тише, и применил физическую силу. Позже очень сильно переживал, но исправлять ситуацию уже было поздно. Случай агрессивного поведения со стороны мальчика был не первый. В итоге его перевели в коррекционную школу. 

Чего хотят родители детей с ментальной инвалидностью

Чего хотят родители особых детей? Того же, что и родители обычных: видеть их здоровыми, счастливыми и самостоятельными. Часть мам понимает, что ребенок никогда не сможет обучаться наравне с другими, потому в ряде случаев сами выступают против инклюзивного образования.

Но стараются найти возможность общаться (играть на одной площадке, посещать кружки) с нормотипичными детьми с малых лет, что, по их мнению, приведет к формированию приемлемых социальных паттернов поведения.

Как крайность, многие из таких родителей выбирают для своих детей спецшколы, а не инклюзивные классы, хотя ребенок вполне бы мог и потянуть этот вариант.

Другая крайность – «пробивные родители».

Такие не находят сложностей ни в себе, ни в существенно ограниченных возможностях ребенка и направляют свою энергию не на адаптацию, а на желание получить все возможное от общества путем войны.

Их кредо можно сформулировать примерно так: «Ребенок слаб, потому создайте условия для его нахождения здесь, даже если это вызывает неудобство окружающих, и наберите правильных детей, чтобы играли, не обижали и заботились».

Так или иначе родители особых детей выпадают из полноценной жизни общества.

Ведь бóльшую часть времени они вынуждены искать подходящие школы и возить ребенка на дополнительные занятия, где скорректируют поведение и дадут возможность если не пообщаться, то хотя бы посмотреть, как общаются другие дети.

Даже в случае с обычной школой родители особых детей все равно должны прикладывать больше усилий, чтобы помочь ребенку с интеграцией. В случае с коррекционной школой – тем более: времени «для себя» вообще не остается.

Из инклюзивных в коррекционные – и обратно

Развивающим и досуговым центрам привлечение детей с ОВЗ бьет по бюджету, а зачастую и по репутации.

Ведь показать красиво детей с ментальными особенностями на фото не всегда получается, да и родители часто по старинке воспринимают инклюзивные классы и группы как советские классы коррекции, куда «спихивали» тех, кто послабее.

Технологически отточенный для преподавателей и эффективный в плане показателей для родителей результат выстраивать тоже очень сложно. Да и в силу темперамента особые дети часто, как маленькие ураганы, оставляют после себя погром: расписные подоконники, обои, отломанные ручки у шкафов, сожженные инструменты… 

Родителям тоже непросто: тяжело слушать жалобы на своего ребенка, легче водить туда, где скажут, что все хорошо и по сравнению с остальными он кусается не так больно, бьет не так сильно, кричит не так громко.

Но особенные дети – это тренд, потому формально они присутствуют практически везде. На практике – в классах и залах – это скорее исключение.

Специализированным центрам перестроиться с «особят» на работу с обычными детьми также непросто. Те немногие центры, которые действительно пытаются работать с ментальными нарушениями именно в инклюзивном плане, со временем начинают испытывать дефицит в нормотипичных детях, что сводит само понятие инклюзии на нет.

С 20% детей с ОВЗ этот показатель постепенно увеличивается до 50, 80%. Как итог, эти развивающие центры закрывают свои двери для особых детей, а те, что не закрывают, начинают испытывать сложности с коррекцией и адаптацией. Так как превращаются в те же самые школы особого вида, где дети с особенностями просто не могут увидеть социального поведения. 

Сейчас среди родителей особых детей популярна идея «сами организуем для себя», но процесс обычно выливается опять же в создание коррекционного центра, который дружественно относится к нормотипичным детям.

Знаю случаи, когда родители особых детей объединяются в сообщества и организуют по факту коррекционные центры, называя их инклюзивными.

На деле в такие центры ходят около 90% особенных и только 10% нормотипичных ребят – как правило, это братья и сестры.

Что нужно для успеха

Для успешной реализации инклюзивного образования школе или центру, принимающим ребенка с ментальными нарушениями, нужно обратить внимание на следующие моменты:

  • Безопасность для себя и окружающих. Одно дело терпимо относиться к особенностям поведения, и совсем другое – находиться в постоянном напряжении: а не случится ли сейчас что-то страшное со мной или моим другом? Повышенная фоновая тревога, как показывает практика, приводит к увеличению индивидуальной агрессии. 
  • Сохранный интеллект. Речь идет не о гениальности или одаренности, а о возможности понимания причинно-следственных связей, элементарного обобщения, вычленения доминанты, следования формальной логике.
  • Заинтересованность родителей в адаптации ребенка. К сожалению, часть родителей на деле не слишком в этом заинтересованы. Кто-то от этого получает эмоциональные бонусы, кто-то материальные.

Эти три пункта – не исчерпывающие для принятия решения о приеме или не-приеме ребенка в учебное заведение. Вопрос об инвалидности и направлении в ту или иную школу решают психолого-медико-педагогические комиссии. Однако это три столпа, в зависимости от которых инклюзия возможна или невозможна в принципе.

Для успешной инклюзии – в том виде, в котором она есть, например, в некоторых странах Европы, – изменения должны быть не только в области образования, но и в области административного и уголовного права в отношении общества к людям с ОВЗ и, что очень важно, в отношении людей с ОВЗ к обществу.

Зачастую у ментальных инвалидов есть желание получать права и свободы как здоровому человеку, но в случае проступков нести ответственность как инвалид.

Родители из Испании рассказывают, что, например, если ребенок ударит тьютора в автобусе, то его лишают права ездить на общественном транспорте в течение месяца или вообще лишают посещения школы на это время.

В Ирландии, также со слов родителей, особых детей с агрессией могут, по закону, исключить из детского сада, школы «за то, что много кричит и нервничает». В Швейцарии есть специальные тюрьмы для душевнобольных.

У нас же размытость закона в этом смысле позволяет в некоторых случаях прикрываться болезнью, когда удобно.

В моем понимании инклюзия должна стать многоуровневой системой, где социализация начинается с раннего детства с оказанием поддержки семье.

Этот процесс должен быть гибким и непрерывным, а основной задачей надо сделать развитие коммуникации, а не набор формальных общеобразовательных знаний.

Системная подготовка ребенка к самостоятельной жизни в обществе – вот что по-настоящему важно. Это поможет реальной интеграции людей с ОВЗ в социум.

argumenti.ru; из архива автора

Источник: https://www.pravmir.ru/shkolu-rebenok-ne-potyanet-sdelaem-inklyuziyu-dlya-sebya-chto-meshaet-prinyat-osobyh-detej-v-obychnye-klassy-i-gruppy/

7 важных вопросов об инклюзивном образовании – Телеканал «О!»

Инклюзивное образование чем можно помочь детям

Поднимать 1 июня очень непростые, но важные темы уже стало хорошей традицией для «О!» Когда, как не в Международный день защиты детей, напомнить всем, и себе в том числе, о том, что мы должны заботиться о тех, кто меньше и слабее нас? О том, что каждый ребенок имеет право на счастливое детство, школьных друзей и первую любовь? О том, что любой человек, независимо от его внешности, особенностей здоровья или национальности, ценен? Именно это изо дня в день, из года в год стараются объяснить окружающим специалисты, занимающиеся инклюзивным образованием. И «О!» с удовольствием им в этом помогает!

Юлия Лентьева, координатор проектов образования региональной общественной организации инвалидов «Перспектива»

Что такое «инклюзивное образование»?

Инклюзивное образование — это образование без границ и делений, когда все ребята, неважно, с инвалидностью или без инвалидности, учатся вместе.

В инклюзию также могут входить ученики другой национальности или те, кто говорит на другом языке, но самое главное, что все они находятся вместе. Вот это и есть инклюзия.

Инклюзия полезна в любом возрасте: от самых маленьких, учеников детского сада до старших школьников. У моего ребенка синдром Дауна, и он с удовольствием ходил в общеобразовательный детский садик.

Чем раньше инклюзия начинается, тем лучше.

Если ребята без инвалидности и дети с ограниченными возможностями здоровья с первого класса или даже с детского садика начинают учиться вместе, то адаптация проходит очень легко и быстро.

Ребята без инвалидности, как правило, не замечают, что с их приятелями что-то не так: например, Вова носит очки или у Вити нет пальчиков на руке, если мы, взрослые, не обратим на это внимание. Так что всё зависит от нас.

Чем инклюзия хороша для детей с инвалидностью?

Когда ребята находятся все вместе, они не только учатся, но и общаются, дружат и помогают друг другу. Общение — это очень важно.

Когда ребенок сидит дома один, постоянно находится в четырех стенах и видит только маму, папу и учителя, который приходит к нему на занятия, это страшно.

Только представьте себе, что если он вместе со всеми сможет пойти в школу, то когда он ее закончит, то сможет поступить в институт или колледж, найти работу, и не будет бояться этого, потому что социализация прошла успешно! Это ведь настоящий шанс на полноценную жизнь!

Как готовят педагогов, которые ведут инклюзивные классы?

Конечно, без специальной подготовки не обойтись. По запросу от администрации образовательного учреждения я и мои коллеги из «Перспективы» приезжаем и проводим специальные тренинги по пониманию инвалидности для педагогов, учим правильно относиться к детям с ОВЗ, рассказываем про терминологию и этикет.

В тренинге есть этап, когда участники могут попробовать на себе ту или иную форму инвалидности.

Например, побыть в роли незрячего человека или человека с синдромом Дауна, узнать, насколько сложно человеку с ДЦП, у которого плохо работают руки, застегнуть пуговицы, и понять, что это на самом деле сложно. А значит ребенку нужно дать на эту задачу побольше времени.

Потом многие педагоги говорят нам: «Ой, оказывается, это так сложно, а мы и не понимали! Спасибо, что вы объяснили, теперь мы знаем, как себя вести с разными детьми».

Мы готовим не только педагогов, но и ребят: проводим в игровой форме «Уроки доброты», на которых объясняем, что такое инвалидность.

На этих занятиях школьники узнают об этикете, о том, где могут работать люди с инвалидностью, какими видами спорта они могут заниматься.

А еще у нас есть уроки параспорта, где ребята без инвалидности пробуют себя в различных паралимпийских видах спорта, и совместные кинопоказы о жизни людей с инвалидностью.

Бывает ли, что родители против того, чтобы класс становился инклюзивным?

Да, такое в нашей практике бывало, правда, довольно давно. К счастью, современные родители немножко по-другому смотрят на эти вещи, они понимают, что если в классе появляется ребенок с инвалидностью, то их собственные дети становятся более толерантным, внимательными, всегда готовыми помочь.

Как устроен процесс обучения в инклюзивном классе?

Чаще всего в инклюзивных классах работает тьютор. Задача тьютора — помочь освоить материал, облегчить учебный процесс, так что он может помогать одновременно нескольким ученикам. Все зависит от того, какая форма инвалидности у ребенка и какая степень.

Например, ученику на коляске вряд ли понадобится помощь с пониманием материала, ему скорее нужно придержать дверь или помочь развернуться между партами. А вот ребенку с синдромом Дауна действительно нужно что-то объяснять и показывать.

Не слышащему ученику придется несколько раз повторить задание, чтобы он мог прочитать его по губам или записать его на листочке. Для школьников с ОВЗ обычно разрабатывают индивидуальную учебную программу. В инклюзивных классах есть помощники, и это совсем не то же самое, что тьюторы. Помощники оказывают поддержку в бытовых вопросах.

Бывает так, что, например, ребенку с аутизмом тяжело высидеть 45-минутный урок, в этом случае помощник может вывести его из класса на 5 минут, чтобы он мог отдохнуть в тишине.

Конечно, когда в классе появляется ребенок с инвалидностью, первое время педагогу сложновато, в этом случае хорошо, если на помощь могут прийти родители и подсказать, как найти «ключик». Здорово, если школа может позволить себе тьютора. И просто замечательно, когда в классе есть ребята, которые берут шефство над своими одноклассниками и помогают им.

На самом деле учителя — очень креативные люди. В нашей практике был такой случай: мы тогда только начинали работать в школе, и одна учительница рассказывала нам, что когда у нее в классе был мальчик с инвалидностью, она совершенно не знала, что с ним делать.

Он срывал уроки, весь класс стоял на ушах, и это при том, что ученик сидел прямо перед ней — на первой парте. А потом она устала бороться и пересадила его назад.

Это оказалось настоящим спасением, потому что ребенок с аутизмом, сидя впереди всего класса, не понимал, что происходит у него за спиной, а оказавшись на последней — стал видеть весь класс и перестал бояться! И начал учиться.

Что такое инклюзия? Это индивидуальный подход к каждому ребенку. Я не говорю, что каждого школьника с аутизмом нужно сажать на заднюю парту, нет, кому-то просто нужно все время держать что-то в руках, а кому-то — иметь возможность отдохнуть от шума в классе.

Что нужно делать, чтобы инклюзивных классов и школ становилось больше?

Откуда возникают страхи? От незнания. Мы не знаем и поэтому боимся.

Вот почему нам необходимо как можно больше рассказывать людям о том, что такое инклюзивное образование, показывать, как ребята учатся в школе, как они вместе проводят время: играют, гуляют или ходят в кино. Только тогда страх перед этим понятием начнет понемногу исчезать. Нужно в принципе больше говорить о людях с инвалидностью.

Зачем нужна инклюзия?

Я вам сейчас расскажу одну историю. У нас была фотомастерская, где вместе работали ребята с инвалидностью и ребята без инвалидности. Дети три дня учились делать фотографии на заданную тему.

Вы же понимаете, как правило, ученики, которые находятся на домашнем обучении, в школу приходят крайне редко, в основном на какие-то мероприятия, но они обычно проходят, когда уроки уже заканчиваются.

Поэтому, когда такие ребята приходят на наши мастер-классы, у них есть возможность пообщаться с другими учениками, познакомиться с педагогами, а педагоги могут посмотреть на этих детей с другого ракурса.

Так вот, после одной из таких фотомастерских мы повезли всех ребят в океанариум. И во время этого путешествия произошло настоящее чудо. Мальчик, который практически совсем не разговаривал, начал говорить! Ему захотелось это делать! Он ужасно боялся общаться с другими ребятами, потому что говорил очень плохо, но вдруг почувствовал себя своим в этой компании и перестал стесняться.

А еще одно чудо произошло, когда педагоги, которые познакомились поближе с детьми с инвалидностью, начали говорить родителям: «Давайте приходите к нам в школу, садитесь в класс, мы уже поняли, какие вы замечательные, давайте учиться вместе!» Это для нас был настоящий прорыв.

Kate Babiy/wavebreakmedia/Olesia Bilkei/Shutterstock.com

Источник: https://www.kanal-o.ru/news/10845

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.