Инклюзивное образование детей инвалидов
Организация инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных школах
Юлия Сашина
Организация инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных школах
Организация инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных школах. Сашина Юлия Владимировна, учитель – дефектолог.
За последнее десятилетие XX в. в России произошли большие изменения, направленные на демократизацию и гуманизацию образования. Современный этап развития образования ориентируется на создание необходимых условий, обеспечивающих полноценное развитие личности каждого ребенка и его самореализацию в жизни. [2. c5]
Система отечественного образования долгие годы делила детей на обычных и инвалидов, которые практически не имели возможности получить образование и реализовать свои возможности наравне со здоровыми детьми, их не брали в учреждения, где обучались нормальные дети. Дети с ограничениями здоровья всегда страдают от дискриминации и отчуждения в том числе и в образовании. [3]
Лицо с ограниченными возможностями здоровья — лицо, имеющее физический и (или) психический недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования. [6 с. 17].
Значительное число лиц с ОВЗ обучается в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения, в котором созданы необходимые условия не только для их обучения и воспитания, но и лечения, коррекции имеющегося дефекта, реабилитации и социальной адаптации. [3]
В последнее время предлагается инновационный подход к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями.
Инклюзивное образование — один из процессов трансформации общего образования, основанный на понимании, что инвалиды в современном обществе могут (и должны) быть вовлечены в социум. Данная трансформация ориентирована на формирование условий доступности образования для всех, в том числе обеспечивает доступ к образованию для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети — индивидуумы с различными потребностями в обучении.
Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении.
Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, тогда выиграют все дети (не только дети с особыми потребностями). [4]
В настоящее время инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья — одна из актуальных и дискуссионных проблем современного образования. Препятствиями к получению детьми качественного образования являются многочисленные ограничения, так или иначе связанные с социальным неравенством инвалидов [1].
В основе последней педагогической классификации М. Варнок, 1979 лежат характер особых образовательных потребностей лиц с ограниченными возможностями здоровья и степень ограничения возможностей.
В педагогике в соответствии с исторически сложившейся системой образовательных учреждений для детей с отклонениями в развитии, а также в соответствии с системой предметных областей специальной педагогики в основу классификации по традиции положен характер нарушения, недостатка. Соответственно различают следующие категории лиц с ограниченными возможностями:глухие;
слабослышащие;
позднооглохшие;
незрячие;
слабовидящие;
лица с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата;
лица с нарушениями эмоционально-волевой сферы;
лица с нарушением интеллекта;
дети с задержкой психического развития (труднообучаемые);
лица с тяжелыми нарушениями речи;
лица со сложными недостатками развития.
Существует и более обобщенная классификация, в основе которой лежит группировка указанных выше категорий нарушений в соответствии с локализацией нарушения в той или иной системе организма:
телесные (соматические) нарушения (опорно-двигательный аппарат, хронические заболевания); сенсорные нарушения (слух, зрение);
нарушения деятельности мозга (умственная отсталость, нарушения движений, психические и речевые нарушения). [6 с. 24]
Инклюзия предполагает формирование у детей с ОВЗ способности к усвоению учебного материала, определяемого общим учебным планом (совместное обучение в одной школе или в одном классе с детьми с нормальным развитием). [6 с. 29]
На сегодняшний день, в общеобразовательных школах предпринимаются попытки преобразований организационно-методического характера. Так, например, в некоторых школах наблюдается рост количества программ по дополнению учебного процесса различными средствами поддержки (психологической, логопедической, коррекционно-педагогической). [5]
Проблемы, с которыми сталкиваются участники образовательного процесса на начальном этапе внедрения инклюзивного образования: (по материалам Международной конференции «Инклюзивное образование: перспективы развития в России» Грозная Н. Включающее образование: история вопроса, современное положение дел, международный опыт.)
• Психологические проблемы учителей:
Идея инклюзивного образования действительно займет свое место в образовательном процессе только в том случае, если она овладеет умами учителей, станет составной частью их профессионального мышления. Требуются специальные усилия, чтобы это произошло.
Опыт внедрения инклюзивного образования показывает, что учителя и другие специалисты не сразу начинают соответствовать тем профессиональным ролям, которые требуются для данной формы обучения.
Они проходят несколько стадий: начиная с явного или латентного сопротивления, переходя к пассивному, а затем и к активному принятию происходящего.
• Проблемы, которые возникают у «обычных» детей и их родителей:
Родители детей, которые развиваются типичным образом, иногда высказывают опасение, что присутствие в классе детей, которые требуют особой поддержки, может задерживать развитие их собственного ребенка. Однако же, опыт показывает обратное.
Успеваемость детей, которые развиваются типичным образом, не падает, а часто их оценки оказываются даже выше в условиях инклюзивного образования, чем в обычном классе массовой школы.Имеются свидетельства, согласно которым школы, наиболее успешно включающие и обучающие детей с ограниченными возможностями, в то же время оказываются самыми лучшими для всех остальных детей. И наоборот: самые лучшие школы для всех детей являются лучшими и для детей с ограниченными возможностями.
В отношении поведения, социального развития и успехов в учебе, особенно в разговорной речи, достижения детей, обучающихся в школе, придерживающейся инклюзивной формы образования, значительно выше. А отношение сверстников к нетипичным детям напрямую зависит от наличия твердой позиции взрослых и климата в классе в целом.
Положительные следствия инклюзивного образования
Для детей с ОВЗ: участвуют в большем количестве взаимодействий со сверстниками и в более продвинутых уровнях игры во время инклюзивных игровых групп, чем во время игры в не инклюзивных группах.
Инклюзивное образование с большей вероятностью обеспечивает им доступ к общеобразовательным программам (или их частям, которые дети с ОВЗ могут освоить, оно дает возможность осваивать навыки взаимодействия в естественной среде, позволяет задействовать групповую учебную деятельность.
Для детей с нормальным развитием: в инклюзивных группах дети с нормативным развитием имеют более выраженные коммуникативные навыки и ведут себя более активно, чем в группах, состоящих только из нормативно развивающихся сверстников. У них больше знаний о том, что означают “ограниченные возможности”, и более высокие баллы по шкалам принятия людей с ограничениями, чем у детей, посещающих обычные группы. [4]
В настоящее время актуальной проблемой инклюзивного образования, стоящей перед организацией комплексной помощи детям, является создание «безбарьерной» образовательной среды. Одним из общих правил такой образовательной среды является критерий ее доступности для ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
В учреждениях, обеспечивающих сопровождение таких детей, общепедагогические требования к оборудованию и оснащению должны учитывать проблемы и трудности социализации детей данной категории.
Социальная среда в образовательных учреждениях должна учитывать уровень современной жизнедеятельности общества и быть приближена к ее требованиям.
Особенно это касается технического оснащения всех сфер жизни ребенка: осуществление бытовых нужд, формирование социальной компетентности, социальной активности и жизнеустойчивости ребенка [5].
В настоящее время необходимо создавать материально-технические условия для обучения детей с ОВЗ и проводить мероприятия направленные на организацию инклюзивного образования по следующим направлениям деятельности:
• обеспечить нормативно-правовую базу процесса инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в системе общего образования;
• Материально – техническое и организационное обеспечение образовательного учреждения (заменена оконных блоков, дверных проёмов для прохода колясок, оборудование здания пандусами, запасный выход).
• обеспечить образовательный процесс профессионально подготовленными педагогами общего образования и специалистами сопровождения, способными реализовать инклюзивный подход;
• Развитие форм интегрированного обучения (создать рабочую группу педагогов по разработке методических рекомендаций).
• Создание системы комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, детей – инвалидов (оборудование кабинета сенсорно-моторной коррекции, в котором занятия проводятся на специализированном оборудовании).
• Создание толерантной среды:
1. Проведение различных детских мероприятий,
2. Психологические тренинги с участниками образовательного процесса по формированию толерантного отношения к детям с ОВЗ (родителями детей-инвалидов; педагогами и обучающимися).
3. Включение всех детей с ОВЗ в проведение интеллектуальных, воспитательных, культурно-развлекательных, спортивных мероприятий. [7]
• создать «безбарьерную» образовательную и социальную среду инклюзивного образования, ориентированного на принципы принятия и взаимопомощи;
• создать комплексную модель деятельности специалистов различного профиля, обеспечивающих процесс сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного обра-зования;
• разработать научно-программно-методическое обеспечение инклюзивного образования (учебные планы, учебные программы (их варианты, при необходимости — специальные учебники и рабочие тетра-ди, учебные пособия для самого ученика);
• активно использовать возможности дистанционного образования как эффективного инструмента реализации компетентностного подхода в образовании;
• обеспечить межведомственное взаимодействие и социальное партнерство между организациями, учреждениями, ведомствами, обеспечивающими психолого-педагогическую и социальную поддержку детей с ограниченными возможностями здоровья;
• обеспечить организацию взаимодействия учреждения с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. [5]
Инклюзивное образование, согласно материалам Международной конференции «Инклюзивное образование: перспективы развития в России», воспринимается следующим образом:
• Инклюзия является процессом увеличения степени участия каждого отдельного учащегося в академической и социальной жизни школы, а также процесс снижения степени изоляции учащихся во всех процессах, протекающих внутри школы.
• Инклюзия призывает к реструктуризации культуры школы, ее правил и внутренних норм и практик, чтобы полностью принять все многообразие учеников, с их личными особенностями и потребностями.
• Инклюзия непосредственно касается всех учеников школы, а не только особенно уязвимых категорий, таких как дети с ограниченными возможностями.
• Инклюзия ориентирована на совершенствование школы не только для учеников, но и для учителей и ее работников.
• Желание дать доступ к среде и процессу образования отдельным студентам может выявить проблемы, требующие более общего и концептуального подхода для их решения.
• Каждый ребенок имеет право получать образование в школе рядом со своим домом
• Многообразие и непохожесть детей друг на друга видится не проблемой, требующей решения, а важнейшим ресурсом, который можно использовать в образовательном процессе.
• Инклюзия подразумевает наличие тесных, близких, основанных на дружбе отношений между школами и обществом, в котором эти школы существуют и действуют.
Таким образом, инклюзия – это процесс развития предельно доступного образования для каждого в доступных школах и образовательных учреждениях, формирование процессов обучения с постановкой адекватных целей всех учеников, процесс ликвидации различных барьеров для наибольшей поддержки каждого учащегося и максимального раскрытия его потенциала. [4]
Литература
1. Малофеев Н. Н. Статья: Почему интеграция в образование закономерна и неизбежна., http://arasn.ru/article-1610.html
2. Шипицына Л. М. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка: пособие для учителя-дефектолога. -М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2003.
3. Горбунова В. М. Статья АКТУАЛЬНОСТЬ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, http://petychok.68edu.ru/wp-content/uploads/2014/01/gorbunova_aktualnost_inkluziv.pdf4. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BD%D0%BA%D0%BB%D1%8E%D0%B7%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5
5. Портал психологических изданий PsyJournals.ru — http://psyjournals.ru/inclusive_edu/issue/44147_full.shtml [Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья: проблемы и перспективы – Инклюзивное образование: методология, практика, технологии]
6. Астапов В. М. Коррекционная педагогика с основами нейро- и патопсихологии 3-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов
Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/organizacija-inklyuzivnogo-obrazovanija-detei-s-ogranichenymi-vozmozhnostjami-zdorovja-v-obscheobrazovatelnyh-shkolah-sashina-yu-v.html
1.2. Преимущества инклюзивного образования
Обучение в инклюзивных образовательных учреждениях является полезным как для детей с особыми образовательными потребностями, так и для обычных детей, членов семей и общества в целом. Как показывают исследования, в инклюзивных классах упор делается в первую очередь на развитии сильных качеств и талантов детей, а не на их проблемах.
Взаимодействие с другими детьми способствует когнитивному, физическому, речевому, социальному и эмоциональному развитию детей с особыми потребностями.
При этом дети с типичным уровнем развития демонстрируют соответствующие модели поведения детям с особыми образовательными потребностями и мотивируют их к развитию и целенаправленного использования новых знаний и умений.
Взаимодействие между «здоровыми» детьми и детьми с особыми потребностями в инклюзивных классах способствует налаживанию между ними дружеских отношений. Благодаря такому взаимодействию дети учатся естественно воспринимать и толерантно относиться к человеческим различиям, они становятся более чуткими, готовыми к взаимопомощи.
Инклюзивные подходы также полезны для семьи. В этом случае семьи детей с особыми образовательными потребностями могут получать поддержку со стороны других родителей, они лучше понимают, в чем развитие их детей является типичным и в чем атипичным, а также принимают активное участие в процессе обучения и воспитания.
Учителя инклюзивных классов глубже понимают индивидуальные различия и особенности детей, а также более эффективно сотрудничают с родителями и другими специалистами (специалистами по лечебной физкультуре, реабилитологами, логопедами, социальными работниками и др.). Инклюзивная система образования также полезна с общественной точки зрения, поскольку, благодаря совместному обучению, дети с детства учатся понимать и толерантно относиться к человеческим различиям.
В общем, результаты научных исследований показали, что ученикам с особыми образовательными потребностями инклюзивное образование:
- позволяет улучшать учебные результаты;
- обеспечивает соответствующие их возрастной категории ролевые модели в лице сверстников;
- создает возможности для обучения в реалистической среде;
- помогает формировать коммуникативные, социальные и академические навыки,
- обеспечивает равный доступ к обучению;
- позволяет повышать самооценку и чувствовать себя частью целого;
- расширяет возможности для налаживания новых дружеских отношений.
Ученикам с типичным развитием инклюзивное образование:
- помогает повышать и поддерживать уровень успеваемости;
- создает подходящую среду для воспитания уважения к различиям и разнообразию;
- расширяет возможности для налаживания новых дружеских отношений;
- предоставляет стимулы к сотрудничеству;
- помогает развить в себе такие качества, как творчество и изобретательность;
- позволяет приобретать лидерские навыки;
- обеспечивает возможность учиться на основе широкого набора форм и методов работы.
Педагогическому персоналу инклюзивное образование:
- помогает наладить сотрудничество и применять командный подход к решению проблем и пути преодоления трудностей;
- обеспечивает возможности для профессионального развития;
- помогает осознать важность разработки программ обучения для детей с различными потребностями;
- позволяет обогатить палитру методов и приемов преподавания и учебных стратегий.
Администрации учебного заведения инклюзивное образование:
- помогает выработать общие убеждения и ценности по инклюзии детей с особыми образовательными потребностями;
- обеспечивает возможность пользоваться широким набором ресурсов и видов поддержки и выбирать оптимальные их варианты;
- помогает сформировать положительное отношение к разнообразию, то есть осознать, что каждая личность своими уникальными чертами и способностями способствует обогащению человеческого сообщества;
- предоставляет стимулы, которые вдохновляют к осуществлению преобразований, усиливает способность изменять ситуацию к лучшему;
- помогает укрепить чувство общины.
Родителям инклюзивное образование:
- предоставляет возможности для сотрудничества и активного привлечения к жизни школьной общины;
- обеспечивает возможность выбора в их стремлении обеспечить качественное образование своему ребенку;
- помогает лучше осознать разнообразие школьного и совместного общества;
- предоставляет стимулы и поощряет к общению с другими родителями для получения поддержки и информации;
- помогает сформулировать цель и создать реальное будущее для своего ребенка.
Для общества инклюзивное образование:
- позволяет понять потребности и способности всех учащихся;
- обеспечивает отображение школой истинного разнообразия общины;
- демонстрирует социальную ценность равенства;
- способствует утверждению гражданских прав всех людей.
Больше всего детей с особыми потребностями именно в дошкольном возрасте находятся вместе со своими сверстниками, наименьшая доля интегрированных учащихся с особыми образовательными потребностями в старших классах.
https://www.youtube.com/watch?v=LEqsmd7QJ9E
Аналитические данные свидетельствуют, что отношение учителей общеобразовательных школ к работе с учащимися с особыми потребностями в значительной степени зависит от их опыта, от уровня профессиональной подготовки и надлежащей помощи учителям со стороны администрации и родителей учеников. Наименьшее желание интегрировать учеников с особыми потребностями проявляют учителя школ, когда речь идет об эмоциональных или поведенческих расстройствах.
Анализ опыта обучения детей с особенностями психофизического развития в некоторых странах свидетельствует, что в подавляющем большинстве из них инклюзивное обучение является основной формой получения образования инвалидами. Однако, стоит отметить, что дети с особыми образовательными потребностями могут получать образование и в специальных учебных заведениях, и в заведениях массового типа.
В некоторых странах специальные заведения функционируют и оказывают помощь детям с ограниченными возможностями здоровья, однако, они не являются сегрегативными ячейками. «Границы» между специальным и общим образованием прозрачные, поскольку страны с демократическим устройством пропагандируют ценности гражданского общества, которое базируется на идеях равенства, толерантности и инклюзии.
Очевидно, достаточно полно характеризует европейскую образовательную ситуацию норвежский профессор: «Процесс инклюзии имеет несколько стадий: от явного или скрытого сопротивления, из-за пассивного восприятия – к активному. Сегодня мы приближаемся к завершающей стадии. Впрочем, для этого нужно было около 20 лет».Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)
Источник: https://rosopeka.ru/articles/2895/86036/