Инклюзивное образование детей инвалидов

Организация инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных школах

Инклюзивное образование детей инвалидов

Юлия Сашина
Организация инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных школах

Организация инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных школах. Сашина Юлия Владимировна, учитель – дефектолог.

За последнее десятилетие XX в. в России произошли большие изменения, направленные на демократизацию и гуманизацию образования. Современный этап развития образования ориентируется на создание необходимых условий, обеспечивающих полноценное развитие личности каждого ребенка и его самореализацию в жизни. [2. c5]

Система отечественного образования долгие годы делила детей на обычных и инвалидов, которые практически не имели возможности получить образование и реализовать свои возможности наравне со здоровыми детьми, их не брали в учреждения, где обучались нормальные дети. Дети с ограничениями здоровья всегда страдают от дискриминации и отчуждения в том числе и в образовании. [3]

Лицо с ограниченными возможностями здоровья — лицо, имеющее физический и (или) психический недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования. [6 с. 17].

Значительное число лиц с ОВЗ обучается в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения, в котором созданы необходимые условия не только для их обучения и воспитания, но и лечения, коррекции имеющегося дефекта, реабилитации и социальной адаптации. [3]

В последнее время предлагается инновационный подход к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями.

Инклюзивное образование — один из процессов трансформации общего образования, основанный на понимании, что инвалиды в современном обществе могут (и должны) быть вовлечены в социум. Данная трансформация ориентирована на формирование условий доступности образования для всех, в том числе обеспечивает доступ к образованию для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети — индивидуумы с различными потребностями в обучении.

Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении.

Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, тогда выиграют все дети (не только дети с особыми потребностями). [4]

В настоящее время инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья — одна из актуальных и дискуссионных проблем современного образования. Препятствиями к получению детьми качественного образования являются многочисленные ограничения, так или иначе связанные с социальным неравенством инвалидов [1].

В основе последней педагогической классификации М. Варнок, 1979 лежат характер особых образовательных потребностей лиц с ограниченными возможностями здоровья и степень ограничения возможностей.

В педагогике в соответствии с исторически сложившейся системой образовательных учреждений для детей с отклонениями в развитии, а также в соответствии с системой предметных областей специальной педагогики в основу классификации по традиции положен характер нарушения, недостатка. Соответственно различают следующие категории лиц с ограниченными возможностями:

глухие;

слабослышащие;

позднооглохшие;

незрячие;

слабовидящие;

лица с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата;

лица с нарушениями эмоционально-волевой сферы;

лица с нарушением интеллекта;

дети с задержкой психического развития (труднообучаемые);

лица с тяжелыми нарушениями речи;

лица со сложными недостатками развития.

Существует и более обобщенная классификация, в основе которой лежит группировка указанных выше категорий нарушений в соответствии с локализацией нарушения в той или иной системе организма:

телесные (соматические) нарушения (опорно-двигательный аппарат, хронические заболевания); сенсорные нарушения (слух, зрение);

нарушения деятельности мозга (умственная отсталость, нарушения движений, психические и речевые нарушения). [6 с. 24]

Инклюзия предполагает формирование у детей с ОВЗ способности к усвоению учебного материала, определяемого общим учебным планом (совместное обучение в одной школе или в одном классе с детьми с нормальным развитием). [6 с. 29]

На сегодняшний день, в общеобразовательных школах предпринимаются попытки преобразований организационно-методического характера. Так, например, в некоторых школах наблюдается рост количества программ по дополнению учебного процесса различными средствами поддержки (психологической, логопедической, коррекционно-педагогической). [5]

Проблемы, с которыми сталкиваются участники образовательного процесса на начальном этапе внедрения инклюзивного образования: (по материалам Международной конференции «Инклюзивное образование: перспективы развития в России» Грозная Н. Включающее образование: история вопроса, современное положение дел, международный опыт.)

• Психологические проблемы учителей:

Идея инклюзивного образования действительно займет свое место в образовательном процессе только в том случае, если она овладеет умами учителей, станет составной частью их профессионального мышления. Требуются специальные усилия, чтобы это произошло.

Опыт внедрения инклюзивного образования показывает, что учителя и другие специалисты не сразу начинают соответствовать тем профессиональным ролям, которые требуются для данной формы обучения.

Они проходят несколько стадий: начиная с явного или латентного сопротивления, переходя к пассивному, а затем и к активному принятию происходящего.

• Проблемы, которые возникают у «обычных» детей и их родителей:

Родители детей, которые развиваются типичным образом, иногда высказывают опасение, что присутствие в классе детей, которые требуют особой поддержки, может задерживать развитие их собственного ребенка. Однако же, опыт показывает обратное.

Успеваемость детей, которые развиваются типичным образом, не падает, а часто их оценки оказываются даже выше в условиях инклюзивного образования, чем в обычном классе массовой школы.

Имеются свидетельства, согласно которым школы, наиболее успешно включающие и обучающие детей с ограниченными возможностями, в то же время оказываются самыми лучшими для всех остальных детей. И наоборот: самые лучшие школы для всех детей являются лучшими и для детей с ограниченными возможностями.

В отношении поведения, социального развития и успехов в учебе, особенно в разговорной речи, достижения детей, обучающихся в школе, придерживающейся инклюзивной формы образования, значительно выше. А отношение сверстников к нетипичным детям напрямую зависит от наличия твердой позиции взрослых и климата в классе в целом.

Положительные следствия инклюзивного образования

Для детей с ОВЗ: участвуют в большем количестве взаимодействий со сверстниками и в более продвинутых уровнях игры во время инклюзивных игровых групп, чем во время игры в не инклюзивных группах.

Инклюзивное образование с большей вероятностью обеспечивает им доступ к общеобразовательным программам (или их частям, которые дети с ОВЗ могут освоить, оно дает возможность осваивать навыки взаимодействия в естественной среде, позволяет задействовать групповую учебную деятельность.

Для детей с нормальным развитием: в инклюзивных группах дети с нормативным развитием имеют более выраженные коммуникативные навыки и ведут себя более активно, чем в группах, состоящих только из нормативно развивающихся сверстников. У них больше знаний о том, что означают “ограниченные возможности”, и более высокие баллы по шкалам принятия людей с ограничениями, чем у детей, посещающих обычные группы. [4]

В настоящее время актуальной проблемой инклюзивного образования, стоящей перед организацией комплексной помощи детям, является создание «безбарьерной» образовательной среды. Одним из общих правил такой образовательной среды является критерий ее доступности для ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

В учреждениях, обеспечивающих сопровождение таких детей, общепедагогические требования к оборудованию и оснащению должны учитывать проблемы и трудности социализации детей данной категории.

Социальная среда в образовательных учреждениях должна учитывать уровень современной жизнедеятельности общества и быть приближена к ее требованиям.

Особенно это касается технического оснащения всех сфер жизни ребенка: осуществление бытовых нужд, формирование социальной компетентности, социальной активности и жизнеустойчивости ребенка [5].

В настоящее время необходимо создавать материально-технические условия для обучения детей с ОВЗ и проводить мероприятия направленные на организацию инклюзивного образования по следующим направлениям деятельности:

• обеспечить нормативно-правовую базу процесса инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в системе общего образования;

• Материально – техническое и организационное обеспечение образовательного учреждения (заменена оконных блоков, дверных проёмов для прохода колясок, оборудование здания пандусами, запасный выход).

• обеспечить образовательный процесс профессионально подготовленными педагогами общего образования и специалистами сопровождения, способными реализовать инклюзивный подход;

• Развитие форм интегрированного обучения (создать рабочую группу педагогов по разработке методических рекомендаций).

• Создание системы комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, детей – инвалидов (оборудование кабинета сенсорно-моторной коррекции, в котором занятия проводятся на специализированном оборудовании).

• Создание толерантной среды:

1. Проведение различных детских мероприятий,

2. Психологические тренинги с участниками образовательного процесса по формированию толерантного отношения к детям с ОВЗ (родителями детей-инвалидов; педагогами и обучающимися).

3. Включение всех детей с ОВЗ в проведение интеллектуальных, воспитательных, культурно-развлекательных, спортивных мероприятий. [7]

• создать «безбарьерную» образовательную и социальную среду инклюзивного образования, ориентированного на принципы принятия и взаимопомощи;

• создать комплексную модель деятельности специалистов различного профиля, обеспечивающих процесс сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного обра-зования;

• разработать научно-программно-методическое обеспечение инклюзивного образования (учебные планы, учебные программы (их варианты, при необходимости — специальные учебники и рабочие тетра-ди, учебные пособия для самого ученика);

• активно использовать возможности дистанционного образования как эффективного инструмента реализации компетентностного подхода в образовании;

• обеспечить межведомственное взаимодействие и социальное партнерство между организациями, учреждениями, ведомствами, обеспечивающими психолого-педагогическую и социальную поддержку детей с ограниченными возможностями здоровья;

• обеспечить организацию взаимодействия учреждения с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. [5]

Инклюзивное образование, согласно материалам Международной конференции «Инклюзивное образование: перспективы развития в России», воспринимается следующим образом:

• Инклюзия является процессом увеличения степени участия каждого отдельного учащегося в академической и социальной жизни школы, а также процесс снижения степени изоляции учащихся во всех процессах, протекающих внутри школы.

• Инклюзия призывает к реструктуризации культуры школы, ее правил и внутренних норм и практик, чтобы полностью принять все многообразие учеников, с их личными особенностями и потребностями.

• Инклюзия непосредственно касается всех учеников школы, а не только особенно уязвимых категорий, таких как дети с ограниченными возможностями.

• Инклюзия ориентирована на совершенствование школы не только для учеников, но и для учителей и ее работников.

• Желание дать доступ к среде и процессу образования отдельным студентам может выявить проблемы, требующие более общего и концептуального подхода для их решения.

• Каждый ребенок имеет право получать образование в школе рядом со своим домом

• Многообразие и непохожесть детей друг на друга видится не проблемой, требующей решения, а важнейшим ресурсом, который можно использовать в образовательном процессе.

• Инклюзия подразумевает наличие тесных, близких, основанных на дружбе отношений между школами и обществом, в котором эти школы существуют и действуют.

Таким образом, инклюзия – это процесс развития предельно доступного образования для каждого в доступных школах и образовательных учреждениях, формирование процессов обучения с постановкой адекватных целей всех учеников, процесс ликвидации различных барьеров для наибольшей поддержки каждого учащегося и максимального раскрытия его потенциала. [4]

Литература

1. Малофеев Н. Н. Статья: Почему интеграция в образование закономерна и неизбежна., http://arasn.ru/article-1610.html

2. Шипицына Л. М. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка: пособие для учителя-дефектолога. -М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2003.

3. Горбунова В. М. Статья АКТУАЛЬНОСТЬ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, http://petychok.68edu.ru/wp-content/uploads/2014/01/gorbunova_aktualnost_inkluziv.pdf

4. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BD%D0%BA%D0%BB%D1%8E%D0%B7%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5

5. Портал психологических изданий PsyJournals.ru — http://psyjournals.ru/inclusive_edu/issue/44147_full.shtml [Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья: проблемы и перспективы – Инклюзивное образование: методология, практика, технологии]

6. Астапов В. М. Коррекционная педагогика с основами нейро- и патопсихологии 3-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/organizacija-inklyuzivnogo-obrazovanija-detei-s-ogranichenymi-vozmozhnostjami-zdorovja-v-obscheobrazovatelnyh-shkolah-sashina-yu-v.html

1.2. Преимущества инклюзивного образования

Инклюзивное образование детей инвалидов

Обучение в инклюзивных образовательных учреждениях является полезным как для детей с особыми образовательными потребностями, так и для обычных детей, членов семей и общества в целом. Как показывают исследования, в инклюзивных классах упор делается в первую очередь на развитии сильных качеств и талантов детей, а не на их проблемах.

Взаимодействие с другими детьми способствует когнитивному, физическому, речевому, социальному и эмоциональному развитию детей с особыми потребностями.

При этом дети с типичным уровнем развития демонстрируют соответствующие модели поведения детям с особыми образовательными потребностями и мотивируют их к развитию и целенаправленного использования новых знаний и умений.

Взаимодействие между «здоровыми» детьми и детьми с особыми потребностями в инклюзивных классах способствует налаживанию между ними дружеских отношений. Благодаря такому взаимодействию дети учатся естественно воспринимать и толерантно относиться к человеческим различиям, они становятся более чуткими, готовыми к взаимопомощи.

Инклюзивные подходы также полезны для семьи. В этом случае семьи детей с особыми образовательными потребностями могут получать поддержку со стороны других родителей, они лучше понимают, в чем развитие их детей является типичным и в чем атипичным, а также принимают активное участие в процессе обучения и воспитания.

Учителя инклюзивных классов глубже понимают индивидуальные различия и особенности детей, а также более эффективно сотрудничают с родителями и другими специалистами (специалистами по лечебной физкультуре, реабилитологами, логопедами, социальными работниками и др.). Инклюзивная система образования также полезна с общественной точки зрения, поскольку, благодаря совместному обучению, дети с детства учатся понимать и толерантно относиться к человеческим различиям.

В общем, результаты научных исследований показали, что ученикам с особыми образовательными потребностями инклюзивное образование:

  • позволяет улучшать учебные результаты;
  • обеспечивает соответствующие их возрастной категории ролевые модели в лице сверстников;
  • создает возможности для обучения в реалистической среде;
  • помогает формировать коммуникативные, социальные и академические навыки,
  • обеспечивает равный доступ к обучению;
  • позволяет повышать самооценку и чувствовать себя частью целого;
  • расширяет возможности для налаживания новых дружеских отношений.

Ученикам с типичным развитием инклюзивное образование:

  • помогает повышать и поддерживать уровень успеваемости;
  • создает подходящую среду для воспитания уважения к различиям и разнообразию;
  • расширяет возможности для налаживания новых дружеских отношений;
  • предоставляет стимулы к сотрудничеству;
  • помогает развить в себе такие качества, как творчество и изобретательность;
  • позволяет приобретать лидерские навыки;
  • обеспечивает возможность учиться на основе широкого набора форм и методов работы.

Педагогическому персоналу инклюзивное образование:

  • помогает наладить сотрудничество и применять командный подход к решению проблем и пути преодоления трудностей;
  • обеспечивает возможности для профессионального развития;
  • помогает осознать важность разработки программ обучения для детей с различными потребностями;
  • позволяет обогатить палитру методов и приемов преподавания и учебных стратегий.

Администрации учебного заведения инклюзивное образование:

  • помогает выработать общие убеждения и ценности по инклюзии детей с особыми образовательными потребностями;
  • обеспечивает возможность пользоваться широким набором ресурсов и видов поддержки и выбирать оптимальные их варианты;
  • помогает сформировать положительное отношение к разнообразию, то есть осознать, что каждая личность своими уникальными чертами и способностями способствует обогащению человеческого сообщества;
  • предоставляет стимулы, которые вдохновляют к осуществлению преобразований, усиливает способность изменять ситуацию к лучшему;
  • помогает укрепить чувство общины.

Родителям инклюзивное образование:

  • предоставляет возможности для сотрудничества и активного привлечения к жизни школьной общины;
  • обеспечивает возможность выбора в их стремлении обеспечить качественное образование своему ребенку;
  • помогает лучше осознать разнообразие школьного и совместного общества;
  • предоставляет стимулы и поощряет к общению с другими родителями для получения поддержки и информации;
  • помогает сформулировать цель и создать реальное будущее для своего ребенка.

Для общества инклюзивное образование:

  • позволяет понять потребности и способности всех учащихся;
  • обеспечивает отображение школой истинного разнообразия общины;
  • демонстрирует социальную ценность равенства;
  • способствует утверждению гражданских прав всех людей.

Больше всего детей с особыми потребностями именно в дошкольном возрасте находятся вместе со своими сверстниками, наименьшая доля интегрированных учащихся с особыми образовательными потребностями в старших классах.

https://www.youtube.com/watch?v=LEqsmd7QJ9E

Аналитические данные свидетельствуют, что отношение учителей общеобразовательных школ к работе с учащимися с особыми потребностями в значительной степени зависит от их опыта, от уровня профессиональной подготовки и надлежащей помощи учителям со стороны администрации и родителей учеников. Наименьшее желание интегрировать учеников с особыми потребностями проявляют учителя школ, когда речь идет об эмоциональных или поведенческих расстройствах.

Анализ опыта обучения детей с особенностями психофизического развития в некоторых странах свидетельствует, что в подавляющем большинстве из них инклюзивное обучение является основной формой получения образования инвалидами. Однако, стоит отметить, что дети с особыми образовательными потребностями могут получать образование и в специальных учебных заведениях, и в заведениях массового типа.

В некоторых странах специальные заведения функционируют и оказывают помощь детям с ограниченными возможностями здоровья, однако, они не являются сегрегативными ячейками. «Границы» между специальным и общим образованием прозрачные, поскольку страны с демократическим устройством пропагандируют ценности гражданского общества, которое базируется на идеях равенства, толерантности и инклюзии.

Очевидно, достаточно полно характеризует европейскую образовательную ситуацию норвежский профессор: «Процесс инклюзии имеет несколько стадий: от явного или скрытого сопротивления, из-за пассивного восприятия – к активному. Сегодня мы приближаемся к завершающей стадии. Впрочем, для этого нужно было около 20 лет».

Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)

Источник: https://rosopeka.ru/articles/2895/86036/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.