Инклюзивное образование детей с овз
Содержание
- 1 Организация инклюзивного образования детей с ОВЗ в 2020 году. Ответы на частые вопросы
- 1.1 Что такое инклюзивное образование, какие у него особенности?
- 1.2 Какие условия требуются для организации инклюзивного образования?
- 1.3 Где может осуществляться инклюзивное образование?
- 1.4 Меры поддержки обучающихся с ОВЗ
- 1.5 Часто задаваемые вопросы об организации инклюзивного образования детей с ОВЗ
- 1.6 Где пройти обучение
- 2 Отвечаем на важные вопросы об инклюзивном образовании. Где и как пройти обучение на специалиста по работе с детьми с ОВЗ?
- 3 Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья
- 3.1 Безопасная среда — главное условие развития и обучения
- 3.2 Как выбрать педагога для реализации моделей инклюзивного образования детей с ОВЗ?
- 3.3 Благоприятная атмосфера в классе — главный принцип инклюзивного образования детей с ОВЗ
- 3.4 Технологии инклюзивного образования детей с ОВЗ: без знаний по психологии не обойтись. Как преодолеть поведенческие проблемы?
- 3.5 Нужна ли вам инклюзивная программа? Психогенные нарушения в развитии — устранимы
- 4 Интегрированное и инклюзивное образование для ребенка с ограниченными возможностями здоровья
- 5 Инклюзивное образование — право каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья
Организация инклюзивного образования детей с ОВЗ в 2020 году. Ответы на частые вопросы
13.04.2020
В настоящее время в России насчитывается без малого 12 миллионов людей с инвалидностью, около 5,6% из них – несовершеннолетние. При этом число детей с ОВЗ ежегодно увеличивается.
По данным Федеральной службы государственной статистики, еще в 2013 году их было 567 825, а в 2019 уже 670 006 человек.
Если придерживаться прежней образовательной системы, то учебные заведения будут каждый год выпускать тысячи молодых людей, не способных полноценно адаптироваться в обществе. Поэтому Министерство образования РФ решило перейти к внедрению программы инклюзивного обучения.
Что такое инклюзивное образование, какие у него особенности?
Под инклюзией понимают обеспечение всем обучающимся равного доступа к образованию с учетом их индивидуальных возможностей и образовательных потребностей. Проще говоря, при таком подходе здоровые дети и дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), которым нужны специальные условия для получения образования, учатся вместе.
Принципы инклюзии базируются на гарантированном Конституцией праве любого гражданина РФ на образование и на других государственных и международных документах. В их число входят:
- статья № 28 Конвенции ООН о правах детей;
- статья № 43 Конституции РФ;
- Федеральный закон № 273 «Об образовании» от 29 декабря 2012 года;
- статья 19 Федерального закона № 181 «О соцзащите инвалидов РФ» от 24 ноября 1995 года.
Какие условия требуются для организации инклюзивного образования?
Для обучения, воспитания и развития детей с ОВЗ создаются специальные условия, которые включают:
- особые учебные программы, педагогические методы;
- специальные учебные материалы: учебники, пособия, карточки, карты, таблицы и т. д.;
- особые технические средства обучения для персонального и группового использования;
- услуги ассистента (помощника), который оказывает ребенку необходимую техническую помощь в передвижении по школе, ведении записей, подготовке рабочего места, соблюдении санитарно-гигиенических норм и т. д.;
- индивидуальные и групповые коррекционные занятия;
- средства обеспечения доступа в здание учебной организации и перемещения по нему: пандусы, лифты, специализированные носители информации (например, таблички со звуковым сопровождением или написанные шрифтом Брайля) и т. д.;
- прочие условия, без которых ребенку с ОВЗ сложно или невозможно интегрироваться в школьную жизнь и осваивать образовательную программу.
Где может осуществляться инклюзивное образование?
Существуют три модели инклюзивного образования детей с ОВЗ. Оно может осуществляться:
- совместно с другими учениками;
- в отдельных группах или классах общеобразовательных ДОУ, школ;
- в отдельных образовательных учреждениях (ДОУ, школах, интернатах для детей с тяжелыми нарушениями речи, полной слепотой, глухотой, серьезными комплексными нарушениями и т. д.).
Меры поддержки обучающихся с ОВЗ
Детям с ограниченными возможностями здоровья оказывают материальную и социальную поддержку:
- Если учащиеся проживают в образовательной организации, они находятся на полном государственном обеспечении – им предоставляют питание, одежду, обувь, медикаменты, канцтовары, различный инвентарь.
- Если учащиеся с ОВЗ не проживают в образовательной организации, им положено бесплатное двухразовое питание.
Часто задаваемые вопросы об организации инклюзивного образования детей с ОВЗ
Является ли инклюзия потребностью современной жизни?
Да. По сути, инклюзия существовала всегда, но носила непродуманный и стихийный характер. Принятый в 2012 году закон «Об образовании в Российской Федерации» помогает сделать инклюзивное обучение и воспитание детей с ОВЗ продуманным и осмысленным. Но чтобы общество воспринимало инклюзию как естественный и нормальный процесс, потребуется время.
Комфортно ли детям с ОВЗ в обычных школах?
При грамотной организации совместной деятельности детей им практически всегда комфортно друг с другом. Тем более, что общение детей с ОВЗ со здоровыми сверстниками — обязательное условие полноценного развития их личности и социальной адаптации. А у детей без серьезных проблем со здоровьем наличие в группе или классе ребенка с особенностями развития воспитывает толерантность и терпимость.
Дети с разными нарушениями (синдром Дауна, психические расстройства, РАС, ДЦП) могут учиться в одном классе?
При решении вопросов о совместном обучении детей с разными образовательными возможностям и потребностями нужно опираться на здравый смысл.
Желательно не зачислять в один класс учеников, у которых кардинально разные проблемы со здоровьем, например, у одного – интеллектуальные нарушения, а у другого – нарушения в работе опорно-двигательного аппарата.В этом случае на организацию учебного процесса будет уходить больше времени, чем непосредственно на обучение и воспитание детей.
Как медики относятся к инклюзивному образованию?
Существует специальный СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (утв.
постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. № 26).
Но несмотря на наличие общих норм и правил организации совместного обучения, каждый конкретный случай нужно рассматривать как индивидуальную образовательную историю и выполнять рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии.
Где пройти обучение
Гуманитарная академия переподготовки специалистов социальной сферы проводит для педагогических работников дистанционные* курсы повышения квалификации по программе «Инклюзивное и интегрированное образование детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС» объемом 144 часа (8 недель). В программу входит ряд важных тем, в том числе:
- общие вопросы функционирования системы инклюзивного и интегрированного образования в условиях реализации ФГОС;
- технологии инклюзивного и интегрированного образования детей с ОВЗ в современной школе;
- психолого-педагогические характеристики детей, вовлеченных в систему инклюзивного образования;
- вопросы управления инклюзивным образованием.
Знания, полученные на программе, подтверждаются удостоверением о повышении квалификации.
Инклюзия – будущее российского образования. Через несколько лет она будет восприниматься уже не как эксперимент, а как обычная практика большинства учебных заведений.
Поэтому всем педагогическим работникам, которые хотят профессионально развиваться и быть востребованными специалистами, обязательно нужно познакомиться с методами, инструментами, принципами инклюзивного образования детей с ОВЗ в общеобразовательных школах и детских садах.
Тем более, дистанционные* программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации позволяют сделать это без отрыва от работы.
* Форма обучения – заочная. Образовательные программы реализуются с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий
Другие новости >>
Источник: https://mgaps.ru/news/146
Отвечаем на важные вопросы об инклюзивном образовании. Где и как пройти обучение на специалиста по работе с детьми с ОВЗ?
10.04.2020
Инклюзивное образование для России – явление относительно новое. Поэтому у всех, кто к нему причастен – детей, родителей, педагогов, – оно вызывает множество вопросов. И мы ответим на самые популярные из них.
Что означает термин «инклюзивное образование»?
Инклюзивным образованием называют совместное обучение детей без серьезных проблем со здоровьем и детей, у которых диагностированы нарушения слуха, зрения, речи, интеллекта, поведения, опорно-двигательного аппарата, комплексные расстройства.
Методы инклюзивного образования базируются на принципе равной ценности людей вне зависимости от их физических и психических особенностей.
Инклюзия помогает детям с ОВЗ интегрироваться в общество, а их здоровым сверстникам – стать толерантными, способными сопереживать и помогать окружающим людям.
Существуют разные виды, методы, формы инклюзивного образования.Дети с ОВЗ могут проводить со здоровыми сверстниками весь учебный день, встречаться только на некоторых предметах несколько раз в неделю, взаимодействовать только на совместных спортивных и культурных мероприятиях. Все зависит от способности и готовности ребенка с особенностями развития воспринимать стандартную школьную программу, находиться в обществе.
Преимущества инклюзивного образования
Дети с ОВЗ в инклюзивной среде активнее общаются со здоровыми сверстниками, чем при обучении в специальных школах.
У них появляются возможности для социального взаимодействия, примеры поведения в разных ситуациях, что положительным образом сказывается на их развитии.
Образовательная программа в инклюзивных детских садах и школах насыщеннее и полнее, чем в коррекционных, требования к ученикам строже. Благодаря этому и результаты обучения детей с особенностями развития оказываются более высокими.
Инклюзия помогает социальному принятию людей с ограниченными возможностями здоровья. Когда дети впервые встречают мальчика на инвалидном кресле или девочку, которая не разговаривает, они просто не знают, как с ними общаться, боятся обидеть, навредить, испытывают жалость или проявляют агрессию.
Но если здоровые ребята постоянно взаимодействуют с детьми с ОВЗ в детском саду или школе, играют, работают над совместными проектами, помогают друг другу в бытовых и учебных вопросах, они перестают воспринимать особенности своих товарищей, как что-то странное и неправильное.
В результате дети с ОВЗ становятся полноценными членами общества.
Чем инклюзивное образование отличается от интегрированного?
Интегрированное обучение рассматривает ребенка с ОВЗ как проблему. Чтобы он соответствовал школьной программе и вписался в общество, его нужно изменить, реабилитировать.
При этом окружающие не обязаны подстраиваться под него.
Например, глухой ребенок должен носить слуховой аппарат и учиться говорить, а его сверстники и учителя не будут осваивать язык жестов и другие невербальные формы взаимодействия.
Инклюзивное образование меняет не ребенка с ОВЗ, а подход к нему.
В основе этого подхода лежит утверждение, что все дети разные, и система школьного образования должна удовлетворять индивидуальные потребностей всех учащихся, как здоровых, так и с нарушениями развития.
Инклюзия подразумевает гибкое, ясное, доступное обучение, которое позволяет ученикам осваивать программу с разной скоростью и в разных объемах.
Что мы хотим знать об инклюзивном образовании – ответы на 9 важных вопросов
«Как быть, если ребенок избалован, не умеет общаться с другими детьми? Стоит ли ему учиться в обычном классе или лучше его изолировать?»
Нужно понимать, чем вызвано нетипичное поведение ребенка. Может быть это действительно невоспитанность. Но нередко за проблемами с поведением стоят серьезные нарушения. Например, синдром дефицита внимания и гиперактивности или расстройство аутистического спектра.
Ребенок с такими нарушениями не может концентрироваться и контролировать себя, быстро устает, особенно при высоких сенсорных нагрузках (при громких звуках, нахождении в скоплении людей и т. д). Проблемы со здоровьем – не вина человека, а его беда.
Поэтому к «невоспитанному» ребенку в группе или классе стоит относиться с пониманием и не требовать его изоляции.
«Если ребенок болен, не лучше ли ему учиться дома? Ведь из-за него будет страдать обучение других детей»
Позиции, что дети с ОВЗ не должны «мешать» здоровым сверстникам, увы, придерживаются многие родители в нашей стране. Но ведь изоляция больного ребенка – это гарантия того, что он не будет нормально развиваться и жить.А в законодательстве России закреплено право на образование для всех граждан. Не являются исключением и лица с ОВЗ, в том числе с нарушениями интеллекта.
Поэтому только родители больного ребенка и врачи могут решать, как ему учиться – дома или в школе.
«В обычной школе ребенка с особенностями развития будут обижать. Может быть, его лучше отдать в специализированное учебное заведение?»
Каждый ребенок с ОВЗ уникален. Кому-то действительно нужна коррекционная школа. Но многие дети с нарушениями могут успешно учиться по обычной общеобразовательной программе, общаться со здоровыми сверстниками.
Инклюзия закаляет ребенка, готовит его к жизни в обществе, где будут не только победы и радостные моменты, но и обиды, неудачи и разочарования.
Поэтому все больше родителей, опираясь на мнение специалистов, предпочитают отдавать своих детей с ОВЗ в обычные школы, а не растить их в «тепличных» условиях.
«Инклюзия – это когда ребенка с ОВЗ просто сажают в обычный класс? Но ведь это может негативно отразится на учебном процессе»
Когда ребенка с нарушениями развития зачисляют в общеобразовательный класс без какой-либо подготовки – это настоящая трагедия и для него самого, и для родителей, и для одноклассников, и для учителей.
В законе об образовании прописано, что для детей с особенными возможностями здоровья должны создаваться специальные образовательные условия – разрабатываться или адаптироваться программы обучения, готовиться среда жизнедеятельности, выделяться тьютор или ассистент и т. д.
Только так ребенок с ОВЗ может постепенно социализироваться и преодолеть проблемы поведения.«Как выглядит инклюзия, при которой всем участникам образовательного процесса хорошо?»
Инфраструктура школы адаптируется под детей с ОВЗ с помощью пандусов на лестницах, информационных табличек, отдельных туалетов и душевых для маломобильных детей, специальной мебели и т. д.
Для учеников с особыми потребностями выделяют тьюторов (наставников) и ассистентов (помощников). Они помогают детям в решении разных задач – от передвижения из класса в класс до ведения записей в тетрадях и дневниках.
Если у ребенка нет интеллектуальных нарушений и отклонений в поведении, он может на протяжении всего дня быть со здоровыми сверстниками.
Дети, которые в силу особенностей развития не могут проходить общую программу, должны двигаться по персональным образовательным траекториям. Они пересекаются с детьми без ОВЗ на переменах, спортивных и культурных мероприятиях, в столовой, раздевалке и т. д.
«Как быть, если в класс пришел ребенок с ОВЗ, а специальных условий для него нет?»
В такой ситуации учителя, родители ребенка с особенностями развития и его одноклассников должны обратиться к директору с просьбой предоставить необходимые условия. Даже если в школе всего один ученик с ОВЗ, администрация обязана адаптировать учебную среду под него, в том числе ввести ставку ассистента или тьютора и найти соответствующего специалиста.
«Как быть, если ребенок с ОВЗ агрессивен? Можно ли ему учиться с другими детьми?»
Безусловно, некоторые болезни делают детей агрессивными. Если это мешает нормальному пребыванию ребенка в обществе, психолого-педагогическая комиссия не станет рекомендовать ему учиться вместе со здоровыми сверстниками.
При этом стоит помнить, что в реальной жизни агрессию по отношению к окружающим в большинстве своем проявляют люди с сохранным интеллектом и отсутствием серьезных заболеваний.
Например, среди всех преступлений всего около 1,5% совершаются людьми с психическими отклонениями.«Зачем инклюзия нужна здоровым детям?»
Общение со сверстниками, у которых есть особенности развития, формирует у детей потребность проявлять по отношению к непохожим на них людям уважение, заботу, участие, а не испытывать к ним жалость или агрессию.
Этот воспитательный эффект усиливается, когда учителя грамотно распределяют между здоровыми учениками поручения, касающиеся помощи однокласснику с ОВЗ – кого-то просят сопроводить в столовую, кого-то – помочь надеть куртку и т. д.
Когда дети с самых ранних лет общаются с разными по умственному и физическому развитию людьми, они растут толерантными и терпимыми. И это будет сильно помогать им в будущем, ведь инклюзия постепенно проникает не только в образование, но и во всю нашу жизнь.
Где готовят специалистов для работы в инклюзивном образовании?
Любому педагогу, который планирует работать в системе инклюзивного образования, нужно пройти курсы повышения квалификации для знакомства с правилами организации совместного обучения детей с ОВЗ и здоровых учеников.
В АНО ДПО «ВГАППССС» можно пройти обучение на дистанционных* программах по темам, связанным с инклюзией:
Курсы проходят в полностью дистанционном* формате, что позволяет не отрываться от работы и сразу применять полученные знания на практике. По окончании обучения вы пройдете итоговую аттестацию (онлайн-тест) и получите удостоверение установленного образца.
Если у вас есть потребность в более системных и глубоких знаниях по работе с детьми с ОВЗ, вы можете окончить курсы профессиональной переподготовки, например, по теме:
Россия находится в стадии перехода к инклюзивной модели образования.
И чтобы облегчить и ускорить этот процесс, педагоги и родители здоровых детей и детей с ОВЗ должны интересоваться темой совместного обучения школьников с разными образовательными потребностями, получать информацию об инклюзии всеми доступными способами, в том числе и с помощью программ дополнительного профессионального образования.
*Заочная форма обучения с применением дистанционных образовательных технологий.
Внимание! Отдел по организации приема работает дистанционно без выходных!
Поделитесь этой новостью в социальной сети!
Другие новости и статьи >>
Источник: https://vgaps.ru/news/744
Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья
Для семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, инклюзивное образование — это шанс на полноценное развитие и социализацию ребенка. Но у родителей возникает много вопросов.
Как объяснить педагогу верный подход к ребенку? Пробовать приходить в общий класс или быть целиком на индивидуальном обучении? Если отпустить ребенка в класс, как быть уверенным, что он не получит там ущерб от насмешек и издевательств?
0 761 19 Ноября 2018 в 07:06
Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок максимально развил свои таланты и способности. Успешно вписался в школьный коллектив.
Для семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, инклюзивное образование — это шанс на полноценное развитие и социализацию ребенка.
Но воплотить сокровенную мечту о том, чтобы твой ребенок был достаточно развит и нашел свою реализацию в обществе, не всегда получается легко. Мешают многочисленные проблемы инклюзивного образования детей с ОВЗ, с которыми сталкиваются родители в школе:
- не все педагоги имеют знания, позволяющие не на словах, а на деле реализовать задачи инклюзивного обучения (интегрировать детей с нарушениями здоровья в условия общеобразовательной школы);
- ребенок может стать объектом насмешек, унижения или агрессии со стороны одноклассников;
- дети с нарушениями здоровья могут иметь поведенческие особенности, которые серьезно затрудняют их адаптацию в среде ровесников.
У родителя такого ребенка в процессе инклюзивного обучения возникает много вопросов. Как объяснить педагогу верный подход к ребенку? Пробовать ли на отдельные уроки приходить в общий класс или все-таки быть целиком на индивидуальном обучении? Если отпустить ребенка в класс, как быть уверенным, что он не получит там ущерб от насмешек и издевательств?
Ответить на эти вопросы помогут знания, которые дает тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана.
Безопасная среда — главное условие развития и обучения
Любой ребенок, особенно с нарушениями в развитии, нуждается в создании благоприятных условий, комфортных и безопасных.
Сегодня не секрет, что среди самих школьников много откровенной агрессии. Тут и со здоровым ребенком могут случиться неприятности. Иногда встречаются и такие педагоги, которые сами могут срывать зло на ребенке. Как быть уверенным, что твой ребенок с нарушениями здоровья не получит в школе дополнительную психологическую травму?
Как выбрать педагога для реализации моделей инклюзивного образования детей с ОВЗ?
Роль классного руководителя, особенно в младших классах, трудно переоценить. Это человек, который формирует детский коллектив как целостную группу. Оказывает колоссальное влияние на то, будет ли в коллективе царить дух взаимопомощи или, наоборот, — травли слабого. Как определить, станет ли учитель вашим союзником при адаптации ребенка в коллективе?
- Качественно справиться с ролью педагога по инклюзии может только человек с развитым зрительным вектором. Это большой эмоциональный диапазон, способность тонко чувствовать переживания других людей, настоящая доброта к детям. Развитый обладатель таких свойств от всей души сопереживает, сострадает и стремится помочь слабому, не дает его в обиду. Он передает своим ученикам ценности гуманизма и человеколюбия. Это вдвойне актуально, если в общеобразовательной системе среди здоровых ровесников обучаются дети с нарушениями здоровья, дети инвалиды.
Если обладатель зрительного вектора находится в неблагоприятных состояниях — вы увидите перед собой человека эмоционально нестабильного. Настроение у него постоянно меняется. Может проявляться истеричность или тревожность. Такой человек сосредоточен на своих переживаниях, ему гораздо сложнее учитывать состояние детей.
- Если речь о педагоге младших классов — в его работе трудно обойтись без свойств кожного вектора психики. Это быстрая переключаемость, способность делать несколько дел одновременно, прекрасные организаторские и лидерские качества. Будучи дисциплинированным и организованным сам, такой учитель может задать классу четкие правила и ограничения, в том числе и на проявления травли или агрессии в классе. Он способен к созданию целостного коллектива из разрозненной детской группы.
Однако и здесь все зависит от степени развитости и состояния человека. Стоит насторожиться, если вы видите перед собой человека подвижного, но «мельтешащего», несобранного.
Который не дослушивает до конца, обрывает вас. Переключается с одного дела на другое и не доводит ничего до конца.
Обладатель кожного вектора в таких состояниях не сможет обеспечить должный порядок, организацию и дисциплину в классе.
Профессию педагога часто выбирают люди с анальным вектором психики. Их отличает обстоятельность, тщательность, внимание к деталям. Природное желание таких людей — накапливать и передавать знания, поэтому от природы у них действительно педагогический талант — это лучшие учителя.
Но будьте осторожны: именно обладатели этих свойств могут быть склонны к вербальному садизму и физическому насилию над детьми, если находятся в плохих состояниях. Тяжелый взгляд исподлобья с упреком и укоризной, критиканство в речи должны насторожить вас сразу.
Мы описали только мелкие внешние детали. Полный курс тренинга «Системно-векторная психология» позволяет определять психику любого человека с одного взгляда, глубоко изнутри. И с выбором педагога вы точно не ошибетесь.
Благоприятная атмосфера в классе — главный принцип инклюзивного образования детей с ОВЗ
Конечно, отношение класса к ребенку с ограниченными возможностями в основном зависит от учителя. Но и родители могут внести свою посильную лепту, если обладают достаточной психологической грамотностью. Совместные усилия обязательно дадут хорошие плоды.
- Можно предложить преподавателю хотя бы раз в полугодие проводить классный час о людях с нарушениями в развитии. Возьмите на себя информационную подготовку и организацию мероприятия. А вот презентовать доклад или реферат поручите тем одноклассникам вашего ребенка, которые наделены зрительным вектором психики. Эти дети очень эмоциональные, склонные к сопереживанию, у них близко стоят слезы. После курса тренинга вы научитесь определять таких детей без труда.
- Подберите информацию так, чтобы она не звучала просто «сухими фактами» или статистикой. Наоборот, подача должна быть чувственной, эмоциональной. Для описания самих нарушений хватит и пары абзацев. Остальная часть реферата должна чувственно вовлечь детей в переживания и трудности разных людей с нарушениями развития (не стоит делать акцент именно на своем ребенке). Если вам удастся эмоционально вовлечь маленьких зрительников в процессе подготовки доклада — они передадут своим одноклассникам всю палитру эмоций. Смогут объединить класс на совместном сопереживании тем ребятам, которые в этом нуждаются.
Лучше, чтобы такой классный час прошел без присутствия самого ребенка с нарушениями в развитии. Ему может быть неловко и некомфортно, что обсуждают те проблемы, которые его непосредственно касаются.
Помните: сама по себе детская группа, без участия взрослых, организуется только по принципу «первобытной стаи», где выживает сильнейший! Тогда травля слабого — неизбежна, поскольку дети объединяются по принципу «против кого-то». По-другому они пока просто не умеют. Поэтому делайте максимум, чтобы помочь вашему педагогу развить в детях навыки сопереживания и сострадания. Это позволит классу объединиться уже на совсем других началах: культурных, гуманистических.
Технологии инклюзивного образования детей с ОВЗ: без знаний по психологии не обойтись. Как преодолеть поведенческие проблемы?
Интегрировать ребенка с нарушениями в общий класс часто мешает его нестандартное поведение. Это может быть и высокая тревожность с приступами плача, истерики. Могут быть приступы агрессии или аутоагрессии. Навязчивые движения, хождение по классу. Погруженность в себя и низкая способность к диалогу с учителем и ребятами.
Тренинг «Системно-векторная психология» позволяет родителям глубоко понимать причины любых негативных поведенческих симптомов. И дает знания, как устранить их целиком или хотя бы свести к минимуму. Проблема в том, что в основном мы воспитываем своих детей, пытаясь дать им «благо» в нашем собственном понимании. Но психика ребенка может существенно отличаться от материнской.
Например, подвижная и активная мама, желая лучшего, во всем торопит и подгонят своего неторопливого малыша. Но у него другой ритм жизни, другая психика. На ее действия он реагирует еще большим ступором и вязкостью мышления. Со временем становится упрямым и агрессивным. Формируется устойчивый негативный сценарий поведения, который мешает интегрировать ребенка в общество.Или, например, эмоциональная, впечатлительная мама постоянно «щебечет», фонтанирует чувствами — ее ребенок-интроверт еще глубже уходит в себя, отстраняется от контакта. Для его чувствительного уха непереносимы громкие звуки и эмоциональный прессинг.
Очень сильное воздействие на ребенка имеет и состояние мамы. Даже если она крепится из последних сил, но в душе страдает от депрессии, одиночества, обид или страхов — это неизбежно скажется на ребенке.
Причина в том, что до 16 лет психика ребенка имеет тесную связь с материнской.
Только при хорошем психологическом состоянии мамы ребенок получает необходимое ему для развития чувство защищенности и безопасности.
Тренинг «Системно-векторная психология» дает маме возможность избавиться от любых негативных состояний, и это в корне меняет состояние ребенка к лучшему. Кроме того, когда вы глубоко понимаете психику ребенка, то выбираете именно такую модель воспитания, которая учитывает все его особенности. И «проблемное поведение» сходит на нет.
Нужна ли вам инклюзивная программа? Психогенные нарушения в развитии — устранимы
Среди детей с нарушениями развития есть определенный процент детей, имеющих генетическую или органическую природу болезни. Например, синдром Дауна, ДЦП и т. д. Однако сегодня становится все больше детей, которые имеют задержку в развитии при том, что врачи не находят у них патологических нарушений в строении и функционировании организма.
Вы прошли массу анализов, получили нормальные результаты по МРТ, энцефалограмме и прочим обследованиям? А ребенок все равно отстает в развитии? Значит почти наверняка: природа его нарушений — психогенная.
Родители таких детей соглашаются на инклюзивное образование своих детей с ограниченными возможностями здоровья, оформляют своим детям статус инвалида. Соглашаются на облегченную программу обучения.
Подыскивают тьюторов (помощников) для сопровождения ребенка на занятиях.
И даже не подозревают о том, что такие «модные» нынче диагнозы как аутизм, гиперактивность и другие могут быть устранимы, если мама получает качественную психотерапевтическую помощь и знания о том, как устроена психика ее ребенка.
«Ежедневные монотонные раскачивания под монотонное мычание — и это было невыносимо. Я не могла понять, что происходит, что с моим сыном не так? Я металась, я не знала, что делать… Все причинно-следственные связи я узнала на тренинге.Сейчас сыну 5,5 лет. Он полностью контактен. Ходит в обычный детский сад, играет с детьми…»
Людмила В., машинист крана, Челябинск Читать полный текст результата
«Пришла на тренинг из-за сумасшедших проблем с ребенком, которые не могли решиться и не решались лет 7…Результат — ребенка не узнать, сам себе удивляется. Из сумасшедшего монстра — в чуткого человечка…Камень свалился не передать какой…»
Асия В., косметолог, Канада Читать полный текст результата
«Видели бы заслуженные психиатры и психологи эту картину и мое системное счастье!!! В творческом беспорядке по комнате разложены инструкции, батарейки, отвертки, лего и рисунки самолетов. Инженер растет! А вы говорили СДВГ…»
Анастасия А., архитектор, Москва Читать полный текст результата
За более подробной информацией о том, как помочь своему ребенку, приходите на ближайший бесплатный онлайн-тренинг «Системно-векторная психология».
Корректор: Наталья Коновалова
Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология»
Источник: https://www.YBurlan.ru/biblioteka/inklyuzivnoe-obrazovanie-detej-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya
Интегрированное и инклюзивное образование для ребенка с ограниченными возможностями здоровья
Интеграция в переводе с латинского языка (inteder – целый) – процесс воссоединения, объединения в целое ранее разрозненных частей и элементов.
В педагогике понятие «интеграция» употребляется при характеристике сложного целостного объекта или состояния связности отдельных дифференцированных функций системы, а также при создании целого из разных систем. Интеграция не сумма ее составляющих частей, а качественно новое образование, возникающие на основе:
- интегративной цели,
- интегративной деятельности: вместе, то есть взаимозависимо;
- взаимозависимых отношений, порождающих «коллективный дух»;
- взаимного согласия и договоренности наиболее полного участия в общем деле.
К внешним условиям, которые обеспечивают эффективную интеграцию детей с особыми образовательными потребностями, относятся:
- раннее выявление нарушений (на первом году жизни) и проведение коррекционной работы с первых месяцев жизни;
- желание родителей обучать ребенка вместе со здоровыми детьми и их стремление и готовность помогать ему в процессе обучения;
- наличие возможностей оказывать интегрированному ребенку квалифицированную помощь
- создание условий для реализации вариативных моделей интегрированного обучения.
К внутренним условиям или показателям способствующим эффективной интеграции, относятся:
- уровень психического и речевого развития, соответствующий возрастной норме или близкий к ней;
- возможность овладения общим образовательным стандартом в предусмотренные для нормально развивающихся детей сроки;
- психологическая готовность ребенка к интегрированному обучению.
Инклюзия (от inclusion – включение) – процесс увеличения степени участия всех граждан в социуме, и в первую очередь, имеющих трудности в физическом развитии.
Он предполагает разработку и применение таких конкретных решений, которые смогут позволить каждому человеку равноправно участвовать в академической и общественной жизни.
При инклюзии все заинтересованные стороны должны принимать активное участие для получения желаемого результата.
Отличие интеграции от инклюзии в образовании заключается в следующем:
Интегративное образование подразумевает обеспечение доступности обычной образовательной программы внутри школьных стен для обучающихся с ОВЗ, прежде всего, – с ограниченными возможностями передвижения
Инклюзивное образование – создание и поддержание условий для совместного обучения в классе обычных детей и детей с ООП по разным образовательным программам.
Инклюзия – это процесс реального включения инвалидов в активную общественную жизнь и в одинаковой степени необходима для всех членов общества.
Инвалидность – это не обделённость судьбой, это, скорее, такой образ жизни при сложившихся обстоятельствах, который может быть очень интересен инвалиду и окружающим его людям, если инвалидность рассматривать в рамках социальной концепции.
Тогда главный смысл процесса инклюзии можно обозначить так: «Всем здесь рады!» Или может стать невыносимым ежедневным страданием для всех членов общества, если инвалидность рассматривать только в рамках биологической концепции, когда «Инвалид – человек, который полностью или частично лишен трудоспособности вследствие какой-либо аномалии, ранения, увечья, болезни» (С.И. Ожегов).
Инклюзивное (включающее) образование дает возможность всем учащимся в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, института, в дошкольной и школьной жизни.Три аспекта развития инклюзии:
- разработка инклюзивной политики
- развитие инклюзивной практики
- создание инклюзивной культуры
Инклюзия в образовании – это
- Анализ и изучение попыток преодоления барьеров и улучшения доступности школ для отдельных учеников.
- Проведение реформ и изменений, направленных на благо всех учеников школы в целом.
- Различия между учениками — это ресурсы, способствующие педагогическому процессу, а не препятствия, которые необходимо преодолевать.
- Признание права учеников на получение образования в школах,
расположенных по месту жительства.
- Признание роли школ не только в повышении академических показателей учащихся, но и в развитии общественных ценностей местных сообществ,.
- Признание того, что инклюзия в образовании — это один из аспектов инклюзии в обществе.
Разработка инклюзивной политики показывает необходимость присутствия инклюзивных подходов во всех планах образовательного учреждения.
Развитие инклюзивной практики учитывает разнообразие потребностей учащихся, а учащиеся поощряются к активному участию в собственном образовании, основанном на опыте и знаниях, полученных вне школы.
Сотрудники образовательного учреждения проявляют активную заинтересованность в поиске дополнительных ресурсов, не только материальных.
Создание инклюзивной культуры – создание безопасного, терпимого сообщества, разделяющего идеи сотрудничества, стимулирующего развитие всех своих участников, сообщества, в котором ценность каждого является основой общих достижений. Такая культура создаёт общие инклюзивные ценности, которые разделяются и принимаются всеми новыми сотрудниками, детьми, администраторами и родителями опекунами.
В дискуссиях о перспективах развития специального образования, интеграцию представляют и отстаивают под лозунгом «равенство образовательных возможностей», борьбы с «официальной сегрегацией», права на «выбор учебного заведения», но руководствуют на самом деле меркантильными соображениями сокращения числа спецшкол. На взгляд В.В. Линькова, критика интеграции располагает более вескими аргументами: интегрированное обучение дороже дифференцированного, оно не подходит для части аномальных детей, составляющих около 2% от детской популяции школьного возраста, что подтверждает Н.Н. Малофеев на основе анализа опыта западных стран.
Критики интеграции считают, что в российских образовательных учреждениях: отсутствуют необходимые методики и оборудование для интегрированного обучения детей; не готовы учителя массовых образовательных учреждений, на которых ляжет основная работа; вызывает недовольство у многих родителей;
На Западе в 60-70-е гг. интеграция возникла под влиянием усиления эгалитарного движения и в условиях экономического подъема, тогда как в России в 90-е гг.
интеграция – это дитя социального кризиса и разочарования в ценностях традиционной педагогики.В сложившихся обстоятельствах типичная российская общеобразовательная среда вряд ли может быть для ребенка с ограниченными возможностями более благоприятной средой развития, чем спецшкола.
Источник: https://mbouk.edumsko.ru/activity/fgos/post/260607
Инклюзивное образование — право каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья
Проблема ребенка с ограниченными возможностямиздоровьязаключается в его связи с миром, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограничении мобильности, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, и даже к элементарному образованию.
Детям с ограниченными возможностями, несмотря на свои физические, интеллектуальные, этнические, социальные и иные особенности, необходимо воспитываться вместе со своими сверстниками по месту жительства.
А главное они должны быть включены в общую систему образования.
Инклюзивное образование не только повышает статус ребенка с особыми образовательными потребностями и его семьи, а также способствует развитию толерантности и социального равенства в обществе.
Инклюзия, являясь ведущей тенденцией современного этапа развития системы образования, не должна подменять собой систему специального обучения в целом. Инклюзия — это способ ликвидации всех форм изоляции и дискриминации.
Инклюзивное образование — право каждого ребёнка с ОВЗ на качественное образование.
Замысел социальной инклюзии как путь построения справедливого, демократичного общества привлекают к себе все больший интерес и внимание, как ученых, так и специалистов-практиков. Оплотом инклюзивного общества является инклюзивное образование.
Цель инклюзивного образования заключается в ликвидации социальной изоляции, которая является следствием негативного отношения к разнообразию с точки зрения расы, социального положения, этнического происхождения, религии, пола и способностей.
Поэтому, образование является одним из конституционных прав человека и основой справедливого общества. Инклюзивность в образовании можно рассматривать, как признание ценности различий всех детей и их способности к обучению. Инклюзивность в образовании означает, что система обучения подстраивается под ребёнка, а не ребёнок под систему.
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья — это хорошая инвестиция. Таким образом, можно сократить расходы на социальные нужды и зависимость человека от государства, как в настоящем, так и в будущем.
Кроме того, оно освобождает других членов домохозяйства от обязанностей осуществлять уход, позволяя им больше времени посвящать своей занятости и другим видам производственной деятельности.
Инвестирование в образование детей с ОВЗ отвечает экономическим интересам государства, поскольку, когда эти дети вырастут, они смогут стать эффективными участниками трудовых ресурсов [1].
Согласно статистическим данным, в России, в настоящее время, насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями (8 % всей детской популяции), из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды. Наблюдается ежегодное увеличение численности данной категории граждан.
В частности, если в 1995 г. в России насчитывалось 453,6 тыс. детей-инвалидов, то в 2006 г. их число приблизилось к 700 тыс. человек. При этом около 90 тыс.
детей имеют нарушения физического статуса, что затрудняет их передвижение в пространстве и доступ к социально-образовательным ресурсам [2].На сегодняшний день в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях в обычных классах обучается более 142 тыс. детей-инвалидов. Ещё 132 тыс. учится в специальных (коррекционных) классах в массовых школах. Более 44 тыс. ребят обучается на дому. В России около 35 тыс. детей не получают образования (около 17 тыс.
) по причине здоровья. Около 29 тыс. детей-инвалидов с нарушением умственного развития фактически изолированы от общества в детских домах-интернатах системы социальной защиты. Около 164 тыс.
учащихся специальных (коррекционных) школ вынуждены обучаться в условиях интернатного проживания, не имея возможности обучения рядом с местом проживания.
24 сентября 2008 года Российская Федерация подписала Конвенцию о правах инвалидов, и тем самым, взяла на себя обязательства по выполнению ст.
24 «Образование», в которой говорится, что реализацию права на образование без дискриминации и на основе равенства возможностей государства-участники обеспечивают через «инклюзивное образование на всех уровнях».
Сегодня на рассмотрение Государственной Думы Дмитрий Медведев вынес вопрос о ратификации Конвенции о правах инвалидов, где говорится о том, что инклюзивное образование в Российской Федерации должно стать законодательно закрепленным институтом, имеющим все необходимые компоненты, такие, как определение механизма финансирования и создания необходимых условий, определение принципов адаптации образовательной среды для детей, имеющих особые образовательные потребности.
Так, образовательная политика государства ориентирована на развитие инклюзивных процессов, но эти документы не закрепляют норм, а имеют программный характер развития системы образования [4]:
— Федеральная целевая программа развития образования на 2011–2015 гг.
— доля детей с ОВЗ и детей-инвалидов, которым созданы условия для получения качественного общего образования, в общей численности детей с ОВЗ и детей-инвалидов школьного возраста должна вырасти с базового значения в 30 % до 71 % в 2015 году.
Общий объем финансирования мероприятия ФЦПРО «Создание условий для успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов» составил 287,7 млн. рублей.
— Программа «Доступная среда» на 2011–2015 годы — к 2016 году доля общеобразовательных учреждений, в которых создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, в общем количестве общеобразовательных учреждений должна составить не менее 20 %. Общий объем средств из федерального бюджета в рамках программных мероприятий 2011–2015 годов на развитие интегрированного образования детей с ограниченными возможностями здоровья составит более 9 млрд. рублей.
— Новые Федеральные образовательные стандарты начальной и основной школы учитывают особенности развития обучающихся с ОВЗ через создание индивидуального учебного плана обучения и программы индивидуального психолого-педагогического сопровождения.
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (2009) так определила один из своих приоритетов: «Новая школа — это школа для всех.В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов…».
В соответствии с «Комплексным планом формирования и реализации современной модели образования — 2020», доля неспециализированных образовательных учреждений, в которых созданы условия для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, должна составить 70 % к 2016 году, а доля лиц с ОВЗ, получающих образовательные услуги в неспециализированных учреждениях — 70 % к 2020 году.
В России обсуждается новый законопроект «Об образовании».
Московский закон об образовании лиц с инвалидностью — единственный законодательный акт, определивший «инклюзивное образование как совместное обучение (воспитание), который включает организацию совместных учебных занятий, досуга, различных видов дополнительного образования, для лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений» [3].
Министерством образования и науки Самарской области, начиная с 2001 года, в сфере образования детей с ограниченными возможностями здоровья сформирована и реализуется образовательная политика, направленная на:
– обеспечение своевременного (возможно более раннего) выявления и коррекции отклоняющегося развития детей;
– формирование системы инклюзивного образования, что обеспечивает доступность образования детям с ограниченными возможностями здоровья, в том числе в школах по месту жительства.
Деятельность в рамках данной образовательной политики осуществлялась поэтапно.
Первый этап (2001–2004 гг.
) — формирование новой структуры системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей с инвалидностью, расширение спектра специальных образовательных услуг и форм их предоставления (ранняя помощь, интегрированное и инклюзивное образование).
Он поддержан Областной целевой программой развития региональной системы комплексной реабилитации детей и подростков с проблемами в развитии на 2001–2004 годы «Реабилитация», утвержденной Законом Самарской области № 44-ГД от 15.06.2001.
Источник: https://moluch.ru/archive/120/33328/