Инклюзивное образование для детей с дцп

Научить ребенка с ДЦП взаимодействовать с миром | Милосердие.ru

Инклюзивное образование для детей с дцп
Фото с сайта cerebralpalsyguidance.com

О том, как люди с церебральным параличом включаются в социум и готово ли современное российское общество к этому, мы поговорили с психологом, директором Центра развития и социализации детей и взрослых с нарушениями развития «Пространство общения» Анастасией Рязановой.

Главное для социализации: мир безопасен

Социализация начинается в семье. Первый опыт отношений на доступном ему уровне учит любого ребенка, в том числе и ребенка с ДЦП, адаптироваться к действительности и происходящему вокруг него.

 — Родители откликаются на потребности детей, и помимо прямого решения возникающих проблем (голодный, мокрый – накормить, переодеть и т. п.), учат саморегуляции, – рассказывает Анастасия.

– Ребенок расстроен, плачет, мама похлопывает его, покачивает, возвращая его внимание внутрь себя.

Он усваивает, что монотонный ритм, знакомый запах, тепло – успокаивают,  что можно переходить из состояния возбуждения в состояние расслабления. Это очень важный навык.

Самое важное для раннего возраста – ощущение, что мир и отношения надежны и безопасны, что близкие люди достаточно чутки и им можно доверять.

К тому же взрослый рядом – это интересно и приятно. Родители комментируют и называют предметы и явления, ребенок осваивает свое тело, мир отношений и предметов, постепенно понимая и различая все больше и больше. Постепенно обозначаются «свои» и «чужие», появляются первые ритуалы, первые «люблю» и «не люблю».

Пока ребенок маленький, взрослый в большой степени следует за ребенком и его желаниями. Затем  потребности и желания усложняются.

  Ребенок хочет, чтобы все было так, как он придумал: не чтобы папа положил сережки мамы на тумбочку, а чтобы это сделал я, поэтому пусть папа их заберет с тумбочки, даст мне, а я уже положу! Или: я решаю, кто сегодня сидит за рулем! Я не хочу надевать на улицу эту куртку! Я хочу наступить на ступеньку именно правой ногой, а наступил левой!

И здесь задача родителей объяснить, что не всегда все движется так, как ты хочешь, и ты можешь быть расстроен по этому поводу, иногда это очень грустно, бывает, кажется просто невыносимым, но это можно пережить и мы рядом.

Родители учат ребенка, что можно опереться на что-то еще: «к сожалению, это уже невозможно сейчас, но мы можем пережить это вместе», «завтра ты попробуешь сделать что-то другое сам, у тебя полно других интересных дел, которыми ты можешь заняться прямо сейчас, и если не получилось – это вовсе не значит, что мир тебя не любит», «да, давай попробуем выйти на улицу без куртки, но прихватим ее с собой, вдруг понадобится».

Задача родителей – дать возможность делать самые разные вещи самостоятельно, насколько это возможно, ненавязчиво обеспечивая безопасность, но все же приобретая свой собственный опыт. 

Со временем ребенок сам начинает понимать, что условия, правила и границы  могут быть разными – с мамой и папой, бабушкой и дедушкой, дома и на улице… Он учится сосуществовать с другими людьми и находить решения для разных ситуаций.

Учиться договариваться и управлять собой ребенок должен опираясь на ощущение безопасности и доверия.

Усвоив эти навыки в домашнем микросоциуме, ребенок легче встраивается в социум на площадке, в образовательном или медицинском учреждении – везде, где ему нужно общаться с другими людьми.

Как избежать выученной беспомощности

Фото с сайта jamesandlianne.com

Ребенку с ДЦП сложнее даются эти адаптационные механизмы. Ему бывает тяжело справляться с собственным телом, которое не слушается.

— За первые несколько лет жизни мы научаемся контролировать свое тело, и оно нам подчиняется, – поясняет Анастасия Рязанова. – Хочу, чтобы рука туда двигалась – и она двигается. В более зрелом возрасте мы можем совершенствоваться в этом: хочу, чтобы рука красиво двигалась – иду на танцы; хочу, чтобы была сильной – иду на фитнес.

А у человека с церебральным параличом все не так. Рука то делает какие-то лишние движения, то висит вяло, то не может попасть в цель; если есть тяжелые нарушения зрительных нервов и не видна часть объектов и пространства, то непонятно, куда ее двигать, и так далее.

Более того, психологическое состояние мамы и папы ребенка может быть достаточно сложным.

Надежды толкают семьи на постоянные реабилитации, и дети проводят много времени вне дома, в поездках, лишенные нужной малышу стабильности и привычной обстановки.

Ребенку с церебральным параличом нужно прорываться через эти трудности, но довольно часто он оказывается в такой системе реабилитационной помощи, которая не способствует прорыву, а наоборот.

— Нередко, — рассказывает психолог, — реабилитация устроена так, что воспринимает ребенка пассивный объект, который надо просто тянуть и гнуть в разные стороны, мять, тереть, учить совершать «правильные» движения. Но ведь ребенок делает усилия не для того, чтобы было «правильно», а для того, чтобы игрушка зазвенела, паровозик поехал.

Движения – это средства к достижению значимых, понятных ему целей.

Когда нет ориентации на осмысленность, на практичность навыков, а есть подход: «Я работаю с твоей ногой/рукой/разминаю твой язык – не мешай мне, а больно – терпи!», вырабатывается и закрепляется ощущение бессмысленности и абсолютной беспомощности.

И тут есть еще одна проблема: церебральный паралич – это следствие нарушений в центральной нервной системе и у некоторых людей в связи с этим могут быть дополнительные трудности.

Может быть небольшой ресурс, низкие работоспособность и темп, быстро возникающая усталость, сложности с пониманием ситуации, коммуникацией, мотивацией… Часто ДЦП сопровождается эпилепсией, и приходится прибегать к довольно сильным лекарствам, которые также влияют на общий уровень активности.

Здесь много нюансов, и если эти вещи не учитываются, то в результате мы видим напуганного человека, которому вообще ничего не хочется и ничего не нужно.

Но есть и другой сценарий.

Когда реабилитация основывается на подходе: «тебе это интересно, ты этого хочешь, ты сейчас сам начнешь/уже начал это делать,  а я тебе только чуть-чуть помогу»,  когда взрослые мягко поддерживают и, создавая границы безопасности и предоставляя определенные средства, дают возможность ребенку действовать самому. Например, если ребенок хочет поучаствовать в приготовлении салата, можно закрепить предметы на столе, а нож подобрать такой, чтобы он не выпадал из руки. И это даст свои результаты:

—  Между прочим, — признается Анастасия Рязанова, — из ребят с особенностями развития, с которыми я работала, самые волевые, чье упорство вызывало уважение, были ребята с церебральным параличом. Люди, которые преодолевают такую немощь собственного неуправляемого тела и научаются жить и справляться с этим, это люди с очень сильной волей.

Детская площадка: налаживаем контакт с детьми

Фото с сайта shieldhealthcare.com

Зачастую общение ребенка с ДЦП ограничено семьей и детьми, с которыми он встречается в реабцентре, санатории, специализированном саду или школе. Инклюзия пока не очень понятная для России вещь.

— В нашей стране, когда ребенок с функциональными ограничениями оказывается на детской площадке, вокруг него может образоваться пустая зона, — рассказывает Анастасия Рязанова. – А во многих странах, чтобы не выглядеть невежливым человеком (а еще хуже, если тебя заподозрят в сегрегации) принято подойти, заговорить, помочь детям установить контакт.

Но, конечно, репутация – это далеко не основное. Основное – это отсутствие страха. У взрослых есть понимание, что первая встреча может быть не совсем простой, поэтому можно помочь всем участникам.

Если дети растут в сообществе, где так принято, то они тоже не пугаются, воспринимают ребенка с особыми потребностями спокойно и знают, как можно  играть вместе.

Когда у нас в центре бывают инклюзивные программы, мы не замечаем особого страха у детей, бывает первоначальная неловкость или интерес, если ребенок, например, кричит или не ходит – это привлекает внимание других детей. Но если спокойно  объяснить и помочь, то они без проблем общаются  дальше.

 Они могут делать что-то вместе, потом не вместе – потому что темп и возможности разные. Если ребенок на коляске, то другие дети могут воспринимать его как «младшего», но при этом общаться с ним. Когда взрослые не демонстрируют беспокойства, то дети находят варианты взаимодействия.

А иногда – даже не замечают, что что-то не так.

Родитель ребенка с ДЦП также может мягкими объяснениями и личным примером способствовать налаживанию контакта между своим и другими детьми.

— Родителям человека с  церебральным параличом не всегда бывает ловко, — поясняет психолог, — может быть, они еще не научились терпеливо отвечать, бывает, что еще очень сильно болит и у самих нет ответа на какие-то вопросы.

Например, кто-то спрашивает: «Почему он не ходит?» И хочется резко ответить: «Да мы тут бьемся целыми днями, чтоб он ходил!» Пока это еще очень остро, сложно сказать: «К сожалению, он когда-то так сильно заболел, что не научился ходить. Классно, что ты ходишь.

А ты можешь придумать игру, где ходить не обязательно?» Когда взрослый может произнести это спокойно, показывая, что это не конец жизни, что в жизни этого ребенка есть свои радости, своя полнота, что интересы могут быть общими, это и есть технология налаживания контакта.

Инклюзивное образование: как это должно быть

Фото с сайта cerebralpalsyguidance.com

Для неформального общения какие-то особенные технологии не нужны, но в нем нет и общих задач. Взаимодействие может длиться, пока комфортно его участникам, и участники могут, но не должны достигать результата или узнавать что-то новое. Совместный учебный процесс – это уже другая история, говорит Анастасия Рязанова:

— К сожалению, пока в России инклюзивное образование чаще всего понимается как единая программа, по которой учатся как дети с особенностями, так и без. Может быть, программа немного упрощена, но в целом, все учатся одному и тому же и получают одни и те же навыки.

Но дело в том, что дети с церебральным параличом могут довольно сильно по своим возможностям отличаться от сверстников. Смысл инклюзии не в том, чтобы все учились одинаково и приобрели одинаковые умения.

Смысл в том, чтобы они научились взаимодействовать в рабочем процессе.

Анастасия Рязанова рисует идеальную картинку организации процесса в инклюзивной школе: например, дети делают общий учебный проект, каждый получает задание в соответствии с возможностями и способностям – одни будут искать и вычленять нужную информацию, другие будут структурировать и записывать ее, кто-то будет просто раскрашивать плакат.

— Если в, так скажем, классической школе работают учителя-предметники, то в инклюзивной – они помимо знаний в предметной области обладают специфическими организаторскими умениями. Они должны владеть навыками управления детским коллективом и уметь сформировать в этом коллективе способность к совместной деятельности и самоорганизации.

Тогда постепенно формируется сообщество, которое в случае появления в нем человека с особыми потребностями, способно само позаботиться о нем.

Не нужны бешено дорогие программы для того, чтобы включить взрослого человека с церебральным параличом или другими особенностями развития в социум. Механизм уже существует.

Если, например, директору библиотеки предлагают взять на работу человека с инвалидностью, а он с ним лично или с человеком с похожим диагнозом  просидел за одной партой с детского сада до 8 класса, пока один не пошел в старшую школу, а потом в колледж, а другой – в специальную  учебную мастерскую, то почему он будет отказывать? Его будут скорее интересоваться гарантии, что работа будет выполнена. Эту гарантию берут на себя сервисы по трудоустройству людей с инвалидностью. А в остальном — «Какие проблемы?»

Многие  люди с ДЦП очень «социальны»

Анастасия Рязанова, психолог, директор Центра развития и социализации детей и взрослых с нарушениями развития «Пространство общения». Фото с сайта prostranstvo-center.ru

Пока такой путь включения любого члена общества в социум пролегает далеко от России. Наш общий социальный опыт в этом плане еще слишком мал. Тем не менее, изменения есть, уверена психолог Анастасия Рязанова:

— Я работаю в этой области с 1996 года и вижу, что движение есть.

Раньше были «необучаемые дети», а когда мама выходила с ребенком с ДЦП на улицу, то слышала вслед: «Наркоманы, проститутки, нарожали!» Для детей с не самыми тяжелыми уровнями нарушениями движения и сохранным интеллектом были специальные школы, но в основном —  психоневрологические интернаты. Никто не говорил про доступную среду.

Если нарушения были заметно выражены, никто вообще не говорил про трудоустройство. Были очень плохие коляски, не было нормальной ортопедии и тех технических средств и приспособлений, которые есть сейчас. Об альтернативной коммуникации (для тех, кто не может говорить привычным способом) и речи не было.

А вот сегодня стоит вопрос о том, что должна быть возможность «расписаться» в ЗАГСе  для  тех, кто  в силу тяжести нарушений в области движения  не может удержать ручку. Двадцать лет назад такие разговоры вообще были немыслимы. Сегодня люди с церебральным параличом и их близкие делятся опытом,  рассказывают о своей жизни, заявляют о правах.

Когда родители все спокойнее и все чаще выходят со своими детьми на площадку, в магазин, в кафе, они и их дети становятся видимыми. Постепенно накапливается опыт взаимодействия. Общество в целом перестает воспринимать такую ситуацию как опасную, возмутительную и тревожащую его спокойствие. И начинает видеть не паралич, а человека.

А между прочим, многие  люди с церебральным параличом очень «социальны», очень хотят быть с другими людьми, делать что-то вместе, общаться, дружить и очень это ценят.

Наверное, самый галантный человек, которого я знаю, это человек именно с церебральным параличом. Когда я его встречаю, у него всегда есть конфеты для девушек, своей тросточкой он пододвигает тем, кто  ему симпатичен, стулья,  приглашая посидеть и поболтать. Большинство современных мужчин так не делают. А он делает. И ему приятно, и нам.

Источник: https://www.miloserdie.ru/article/sotsializatsiya-rebenka-s-dtsp-tehnologiya-nalazhivaniya-kontakta-k-o-s/

Особенности тьюторского сопровождения детей с ДЦП в условиях инклюзивного образования

Инклюзивное образование для детей с дцп

Особенности тьторского сопровождения детей с детским церебральным параличом в условиях инклюзивного обучения.

На сегодняшний момент во многих образовательных учреждениях создан мощный коррекционный механизм для всестороннего, гармоничного, личностно-ориентированного и максимально индивидуализированного обучения, воспитания и развития детей с ограниченными возможностями. Наличие в школах наряду с учителями психолога, логопеда, дефектолога, медицинских работников, тьютора расширяет возможности инклюзивного образования и позволяет вполне успешно обучать детей с серьезными патологиями.

В данной статье рассматривается вопрос тьюторского сопровождения учащихся, имеющих такое серьезное заболевание как детский церебральный паралич на первых этапах обучения.

Чтобы разобраться с основными составляющими работы педагога-тьютора с такими детьми нужно в общих чертах ознакомиться к каким последствиям приводит данное заболевание и какие особые потребности продуцирует.

У детей с церебральным параличом отмечаются двигательные, речевые и сенсорные нарушения. Наблюдаются патологические состояния кистей рук, в некоторых случаях кисть бывает паретичной, свисающей.

Общий мышечный тонус патологически изменен, в большинстве случаев с тенденцией к его повышению. Наблюдаются нарушения координации движения, у многих отмечается вынужденное положение тела.

Ограничения двигательной активности часто приводит к невозможности выполнения тех или иных навыков самообслуживания.

Исходя из сложности заболевания, наличия нарушений в функционировании разнообразных органов сопровождение таких детей должно осуществляться в форме постоянного присутствия тьютора в течении учебного дня с целью оказания физической и психологической помощи. Необходимо проведение чуткого мониторинга ребенка и при необходимости внесение корректировок в учебный процесс.

Характерной особенностью в учебной деятельности детей с детским церебральным параличом является выполнение действий, связанных с движениями (письмо, рисование, лепка, наклеивание и.т.д.) в очень медленном темпе.

В связи с этим одна из основных особых потребностей у таких учащихся с таким диагнозом, объективно вытекающая из особенностей заболевания это собственный, более медленный, чем у других темп работы.

Тьютор, постоянно находясь рядом с ребенком, тесно контактируя с ним, оказывая все необходимые виды помощи, должен правильно расставить акценты по принципу важности выполнения заданий, то есть решить и убедить ученика, что нужно сделать в первую очередь. Здесь на первое место выступают такие педагогические компетентности как доброжелательность, уважительность, терпение и такт.

Нарушение двигательной активности, наличие мышечного гипертонуса приводит к большим трудностям с каллиграфией. Даже при большом старании и упорном труде буквы при письме получаются неровные и корявые. Данная неудача может отрицательно сказаться на психоэмоциональном состоянии ребенка.

Поэтому тьтютор должен постоянно подбадривать ребенка, поддерживать веру в собственных силах. Проблема с каллиграфией у детей с церебральным параличом относится к числу основных и требует постоянной, упорной, систематической работы по ее преодолению.

Обязательно выполнение упражнений, развивающих мелкую моторику (собирание конструктора, плетение, раскрашивание, штрихование, обведение фигур по трафарету и.т.д).

Осуществляя тьторское сопровождение всегда нужно помнить, что у детей с церебральным параличом быстро наступает мышечная утомляемость, поэтому необходимо в течение урока давать ребенку дополнительный отдых.

Хорошо зарекомендовавшая себя и широко применяемая на начальных стадиях обучения пальчиковая гимнастика для таких детей является необходимой лечебно-восстановительной процедурой и ее игнорирование недопустимо.

У некоторых детей с церебральным параличом довольно часто наблюдается рассеяние внимания и рассредоточенность. Ребенок погружается в себя, не слушает объяснение учителя, выключается из учебного процесса.

Тьютор должен почувствовать данную ситуацию, провести анализ причины и в кратчайшие сроки предпринять эффективные действия по выводу ребенка из этого состояния, так как характерный низкий темп работы вкупе с отсутствием внимания может свести на нет, достигнутый результат работы на уроке. Если причина в усталости необходим отдых.

Если же недостаточно задействована волевая составляющая, необходима ее мобилизация путем проявления требовательности и внушительного побуждения.

Оказывая всестороннюю помощь детям с церебральным параличом нельзя увлекаться гиперопекой, так как полное лишение самостоятельности, несомненно, отрицательно скажется на дальнейшей адаптации ребенка.

Источник: https://infourok.ru/osobennosti-tyutorskogo-soprovozhdeniya-detey-s-dcp-v-usloviyah-inklyuzivnogo-obrazovaniya-870356.html

Система обучения детей с детским церебральным параличом в России Инклюзивное образование

Инклюзивное образование для детей с дцп

Инклюзивное образование.

Латынь- include-заключаю, включаю, вовлекаю

Альтернатива такой системы – совместное обучение ребят с ограничениями физического развития и детей без инвалидности в обычных, общеобразовательных школах.

Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах.

В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.

Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Совместное (инклюзивное) обучение признано всем мировым сообществом как наиболее гуманное и наиболее эффективное.

Направление на развитие инклюзивного образования так же становится одним из главных в российской образовательной политике.

Положения об инклюзивном образовании закреплены в российских государственных документах (Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года, Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года и т. д.).

Инклюзивное образование – это такой процесс обучения и воспитания, при котором ВСЕ дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают необходимую специальную поддержку.

Инклюзивное обучение детей с особенностями развития совместно с их сверстниками – это обучение разных детей в одном классе, а не в специально выделенной группе (классе) при общеобразовательной школе.

Восемь принципов инклюзивного образования:

  1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
  2. Каждый человек способен чувствовать и думать;
  3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
  4. Все люди нуждаются друг в друге;
  5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
  6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
  7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
  8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения среднего, профессионального и высшего образования. Ее целью является создание безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями.

Данный комплекс мер подразумевает как техническое оснащение образовательных учреждений, так и разработку специальных учебных курсов для педагогов и других учащихся, направленных на развитие их взаимодействия с инвалидами.

Кроме этого необходимы специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении.

ДЦП церебральный паралич когнитивный психологический

Создание специализированных школ обусловлено реальной потребностью – более тысячи детей в возрасте от 6 до 18 лет нуждающихся в особых условиях и методиках обучения.

Цель создания таких школ – восстановление, формирование и развитие двигательных функций, коррекции недостатков психического и речевого развития детей, их социально-трудовая адаптация и интеграция в общество на основе специально организованного двигательного режима и предметно-практической деятельности.

Основные задачи, стоящие перед педагогическим коллективом специализированных школ для детей с ДЦП: изучение психофизических особенностей детей с детским церебральным параличом; изучение возможностей их бытовой, учебной и социальной адаптации, выявление трудностей и причин, их обуславливающих; разработка системы психолого-педагогической поддержки учащихся на разных возрастных этапах; содержание специальных занятий по коррекции нарушенных функций, обоснование вариативности форм учебно-воспитательного процесса; разработка специальных учебных планов, адаптирование программного материала по основным предметам.

В настоящее время существует восемь основных видов специальных школ для детей с различными нарушениями развития.

Чтобы исключить вынесение диагнозных характеристик в реквизиты этих школ, в нормативно-правовых и официальных документах эти школы называются по их видовому порядковому номеру: специальное (коррекционное) образовательное учреждение I вида (школа-интернат для глухих детей); специальное (коррекционное) образовательное учреждение II вида (школа-интернат для слабослышащих и позднооглохших детей); специальное (коррекционное) образовательное учреждение III вида (школа-интернат для незрячих детей); специальное (коррекционное) образовательное учреждение IV вида (школа-интернат для слабовидящих детей); специальное (коррекционное) образовательное учреждение V вида (школа-интернат для детей с тяжелыми нарушениями речи); специальное (коррекционное) образовательное учреждение VI вида (школа-интернат для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата); специальное (коррекционное) образовательное учреждение VII вида (школа или школа-интернат для детей с трудностями в обучении – задержкой психического развития); специальное (коррекционное) образовательное учреждение VIII вида (школа или школа-интернат для детей с умственной отсталостью).

Образовательное учреждение самостоятельно, на основе специального образовательного стандарта, разрабатывает и реализует учебный план и образовательные программы, исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей.

Выпускники специальных (коррекционных) образовательных учреждений получают цензовое образование (т.е. соответствующее уровням образования массовой общеобразовательной школы: например, основное общее образование, общее среднее образование).

Им выдается документ государственного образца, подтверждающий полученный уровень образования или свидетельство об окончании специального (коррекционного) образовательного учреждения.

В специальную школу ребенка направляют органы управления образованием только с согласия родителей и по заключению (рекомендации) психолого-медико-педагогической комиссии.

Помимо этого в специальной школе любого вида могут быть открыты классы для детей с выраженными нарушениями в умственном развитии и сопутствующими им другими нарушениями.

Главные задачи таких классов – обеспечение элементарного начального образования, создание максимально благоприятных условий для развития личности ребенка, получения им допрофессиональной или элементарной трудовой и социально-бытовой подготовки с учетом его индивидуальных возможностей.

Ученик специальной школы может быть переведен для обучения в обычную общеобразовательную школу органами управления образованием с согласия родителей (или лиц, их заменяющих) и на основании заключения ПМПК, а также в случае, если в общеобразовательной школе имеются необходимые условия для интегрированного обучения.

Помимо образования специальная школа обеспечивает детям с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности медицинское и психологическое сопровождение, для чего в штате специальной школы имеются соответствующие специалисты.

Специальная школа VI вида предназначена для образования детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (двигательные нарушения, имеющие разные причины и разную степень выраженности, детский церебральный паралич, врожденные и приобретенные деформации опорно-двигательного аппарата, вялые параличи верхних и нижних конечностей, парезы и парапарезы нижних и верхних конечностей). Школа VI вида осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней общего образования:

-я ступень – начальное общее образование (4-5 лет);

-я ступень – основное общее образование (6 лет);

-я ступень – среднее (полное) общее образование (2 года).

В первый класс (группу) принимают детей с 7 лет, однако допускается прием детей и старше этого возраста на 1-2 года. Количество детей в классе (группе) не более 10 человек. В школе вида установлен специальный двигательный режим.

Образование осуществляется в единстве с комплексной коррекционной работой, охватывающей двигательную сферу ребенка, его речь и познавательную деятельность в целом. Но специалистам необходимо психологическое обеспечение компенсаторного обучения.

Так следует отметить, что успешность обучения по этой системе возможна при выполнении ряда важных психолого-педагогических условий, одно из которых – наличие высокопрофессионального психологического обеспечения.

Нельзя согласиться с мнением, что диагностика и отбор в классы компенсирующего, коррекционно-развивающего обучения должны производиться только психолого-медико-педагогическими комиссиями (ПМПК).

Заключение

Детские церебральные параличи – это группа патологических синдромов, возникающих вследствие внутриутробных, родовых или послеродовых поражений мозга и проявляющихся в форме двигательных, речевых и психических нарушений.

Важно вовремя определить, диагностировать заболевание и как можно раньше начать лечение. Раннее лечение – один из залогов успеха в лечении детских церебральных параличей. Очень важно правильно организовать лечение детских церебральных параличей. Оно должно основываться на следующих принципах: раннее начало, этапность, преемственность и комплексность.

Вместе с тем должна проводиться необходимая коррекционная работа, направленная на общее развитие ребенка, предупреждение возникновения у него нежелательных личностных черт, таких как упрямство, раздражительность, слезливость, неуверенность, боязливость и т.п. Необходимо формировать познавательную деятельность малыша, воспитывать активность и разнообразие интересов, тем более, что у многих детей с ДЦП имеются потенциально сохранные предпосылки к развитию мышления, в том числе и его высших форм.

Понятие «школа» соединяет в себе несколько значений, — от неодушевленной разновидности строения до обозначения направления деятельности группы специалистов-единомышленников.

Когда речь заходит об интеграции особого ребенка, то оказание поддержки, признание потенциала ребенка и удовлетворение его индивидуальных потребностей – дело, напрямую касающееся школы в любом из ее значений. И на сегодняшний день дело это – непростое.

Претворяя в жизнь инклюзию, среднестатистическая школа проживает все свойственные ей проблемы в увеличенном объеме. Что мешает? Скажем сейчас только об одном: неготовность социума.

Социологические исследования говорят о низком уровне контактов взрослых и детей с детьми-инвалидами, плохой осведомленности про общие причины и проблемы инвалидности. Распространены стереотипы про неоправданность совместного обучения, опасения ухудшения его качества.

Источник: http://help-baby.org/blog/sistema_obuchenija_detej_s_detskim_cerebralnym_paralichom_v_rossii_inkljuzivnoe_obrazovanie/2015-07-21-1544

Включение детей с детским церебральным параличом в классы инклюзивной направленности

Инклюзивное образование для детей с дцп

Включение детей с детским церебральным параличом в классы инклюзивной направленности

The inclusion of children with cerebral palsy in inclusive classes orientation

Сырвачева Л. А., Зазулина В. В.

Красноярский государственный педагогический университет

им. В. П. Астафьева,

г.Красноярск

Sirvacheva L. A., Zazulina, V. V.

Krasnoyarsk state pedagogical University. V. P. Astafieva,

the city of Krasnoyarsk

Аннотация: в данной статье рассмотрены проблемы инклюзивного образования на современном этапе развития общества, а также проблемы взаимодействия детей с нормой развития и детей с детским церебральным параличом в условиях инклюзивного обучения. Обоснованы положительные стороны включения детей с ДЦП в инклюзивное образование.

Ключевые слова: детский церебральный паралич, инклюзивное образование.

Abstract: This article considers the problems of inclusive education at the present stage of development of society and problems of interaction of children with normal development and children with cerebral palsy in the conditions of inclusive education. Justifies the positive side the inclusion of children with cerebral palsy in inclusive education.

Key words: cerebral palsy, inclusive education.

В настоящее время увеличивается количество детей с диагнозом детский церебральный паралич (ДЦП). По данным Министерства здравоохранения и социального развития на 1 января 2013 года с диагнозом детский церебральный паралич зарегистрировано 6991 тыс.

детей в возрасте от 0-14 лет и 657 детей в возрасте от 15-17 лет. Частота появления больных с ДЦП от 4 до 4,7 на 1000 детей [7].

В России нет единой базы учета детей с ДЦП и его последствиями, и оценить возможные масштабы реального количества инвалидов такой категории крайне сложно.

При диагнозе ДЦП у детей наблюдаются различные двигательные нарушения. По данным Л. М. Шипицыной, И. И. Мамайчук детский церебральный паралич объединяет группу синдромов, которые возникают вследствие повреждения мозга.

ДЦП развивается в результате поражения головного и спинного мозга, от различных причин на ранних стадиях внутриутробного раз­вития плода и при родах.

Основным нарушением при ДЦП является нарушение двигательной функции, связанной с задерж­кой развития и неправильным развитием статокинетических реф­лексов, патологией тонуса, парезами [6].

При детском церебральном параличе наблюдается сочетание нарушений двигательных функций со своеобразной аномалией психического развития, часто отмечаются речевые нарушения и задержка формирования познавательных функций, пространственно-временных представлений, практических навыков и др. [2]. В некоторых случаях у детей с детским церебральным параличом наблюдаются серьезные интеллектуальные нарушения – умеренная и тяжелая степени умственной отсталости.

Традиционно, в России сложилось представление о том, что детям с особыми образовательными потребностями необходимо обучаться в специализированных (коррекционных) учреждениях. Однако, на современном этапе развития образования, все большую популярность приобретает инклюзивное образование. В Федеральном законе «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.

12 впервые закреплены положения об инклюзивном, то есть совместном, обучении и воспитании детей с особыми образовательными потребностями и детей с нормой развития.

 Инклюзивное образование имеет огромный потенциал, имея возможность максимально включить детей с особыми образовательными потребностями в разнообразные посильные виды трудовой, физической, эстетической, культурной, общественной деятельности, помогая в реализации возможностей социальных связей, сотрудничества с детьми с нормальным развитием [5].

Этот закон обеспечил возможность детям с особыми образовательными потребностями, в том числе и детям с детским церебральным параличом, посещать массовые образовательные учреждения, находиться среди своих нормально развивающихся сверстников, общаться и взаимодействовать с ними.

Согласно теории культурно-исторического происхождения высших психических функций Л.С. Выготского, развитие специфических человеческих свойств психики: произвольной памяти, логического мышления, речи возможно только в общении, в определенных социальных условиях жизни [1].

Создав для ребенка с детским церебральным параличом благоприятные условия развития, можно помочь ему достичь определенных успехов, преодолеть или нивелировать некоторые нарушения в его развитии.

Обучение в инклюзивном классе, даст возможность ребенку с ДЦП адаптироваться к социальной среде, наладить связи с большим количеством сверстников, что очень важно для общего развития.

Способность детей полноценно жить и реализовывать себя, свои возможности, способности, свой потенциал, выполнять жизненные задачи, преодолевать стрессовые ситуации тесно связана с возможностью взаимодействовать со своими сверстниками, другими детьми, социальным окружением.

Общение имеет важное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с интеллектуально развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие познавательные способности и качества [4]. В процессе обучения среди нормально развивающихся сверстников у детей с особыми образовательными потребностями, в том числе и у детей с ДЦП, формируется познавательный интерес, развивается эмоциональная сфера, развиваются творческие способности, базовые учебные действия [1].

Мировая практика интеграции, частичного включения детей с особыми образовательными потребностями в совместную деятельность с детьми с нормой развития (например, на праздниках, экскурсиях, во внеурочной деятельности и т.д.

) показывает, что дети с раннего возраста научившись доброжелательному взаимодействию и сотрудничеству со сверстниками, «не такими, как все», имеющими отклонения в развитии, не страдают «психологией расизма» и в подростковом, и в старшем возрасте [3].

Результаты наблюдений Г. Алферовой, И. Гилевич, В. Гудонис, И. Тиграновой, В. Сводиной, Н. Шматко свидетельствуют, что здоровые дети принимают аномальных детей как партнеров, нуждающихся лишь в помощи, особенно это касается детей с отклонениями в развитии сенсорной и двигательной сферы.

Ученики в основном относятся положительно к появлению такого ребенка в их школе, готовы принять его как равного, что способствует гуманизации взаимоотношений детей. И хотя интеграция детей с ОВЗ (например, с нарушением опорно-двигательного аппарата) не получила в настоящее время широкого распространения, ее эффективность уже доказана отечественными исследователями [3].

Правильно организованная работа в инклюзивном пространстве, а также ранняя подготовка всех субъектов образовательного процесса: педагогов, детей и их родителей к принятию в своем окружении ребенка с детским церебральным параличом, или с другой особенностью в развитии, будут способствовать развитию таких качеств, как гуманность, толерантность, готовность прийти на помощь у детей с нормой развития, их родителей, педагогов и другого персонала образовательного учреждения.

Однако существует и ряд проблем, которые затрудняют процесс образования детей с детским церебральным параличом в инклюзивном классе. Одной из таких проблем является взаимодействие детей с особыми потребностями и их нормально развивающимися сверстниками. Исследования взаимоотношений детей с ДЦП и детей с нормой развития в нашей стране не проводилось.

В то время как в других странах этой проблемой занимаются уже более сорока лет.

По результатам исследований зарубежных авторов установлено, что отношение детей с нормой развития к детям с особыми потребностями в целом характеризуется как откровенно неблагоприятное, и имеет характер доминирования — подчинения, когда здоровые получают в том или ином виде власть над тем, у кого есть определенные отклонения [6].

В процессе взаимодействия таких детей возникает эмоциональная напряженность, контакт носит неравномерный характер, и устанавливается очень медленно. Дети, не имеющие проблем в развитии, настороженно, или даже негативно, относятся к детям с детским церебральным параличом. Это обусловлено неготовностью детей принять в свой коллектив ребенка с особыми образовательными потребностями.

В данной ситуации особенно тяжело детям с ДЦП. Заболевание ДЦП само по себе осложняет пребывание детей в среде нормально развивающихся сверстников, они приковывают взгляды людей, чувствуют напряженность.

В отличие от своих сверстников, им тяжело заниматься в течение 45 минут на уроке без перерыва, им сложнее даются задания, которые остальными детьми выполняются легко и т.д. Помимо всего прочего, эти дети, в условиях инклюзии, оказываются в меньшинстве.

Согласно Санитарным правилам и нормам, в классе в условиях инклюзии может находится не более двух обучающихся с ДЦП. Общая наполняемость класса: при 1 обучающемся – не более 20 обучающихся, при 2 – не более 15 обучающихся [8].

За рубежом многие из перечисленных проблем уже решаются. Так, для облегчения учебного процесса для детей с особыми образовательными потребностями во многих европейских странах создана ставка тьютора. В нашей стране тьюторство только набирает свои обороты.

Тьютор должен сопровождать ребенка с ДЦП в течение всего дня, помогать создавать благоприятную атмосферу при взаимодействии детей, создавать условия для эффективной социализации ребенка с ДЦП. Во время урока, тьютор сидит с ребенком за одной партой.

Если у ребенка возникают трудности в понимании материала, то тьютор помогает разобраться, либо ребенку дается материал на дом, чтобы он смог разобрать его с родителями.

Для облегчения процесса обучения, для детей с ДЦП должны создаваться адаптированные программы обучения. Адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП) начального общего образования (НОО) для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) – это образовательная программа, адаптированная для обучения детей с НОДА.

Данная программа должна учитывать особенности их психофизического развития, индивидуальные возможности, обеспечивать коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

Для учащихся с ДЦП имеющих умеренную, тяжелую, глубокую умственную отсталость или тяжелые и множественные нарушения развития должны создаваться специальные индивидуальные программы развития (СИПР).

Еще одной проблемой, которая требует разрешения, является отсутствие материально-технического обеспечения. В школах необходимо устанавливать пандусы, лифты, специальные туалеты, поручни и прочее.

Все это требует не малых материальных затрат, однако является необходимым условием для пребывания ребенка с ДЦП в школе.

Существует также необходимость в создании кабинета психологической разгрузки и релаксации для детей с ДЦП.

Как мы видим, существует множество проблем, не позволяющих на данном этапе включить детей с детским церебральным параличом в условия инклюзивного образования, однако необходимо работать в этом направлении, обращать внимание общественности на существующие проблемы и побуждать действовать в сторону их разрешения.

Список литературы:

  1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Л. И. Акатов. – М.: Владос, 2003. – 197 с.

  2. Беляева, О.Л. Инклюзивное образование: новые возможности и опыт (монография) / О. Л. Беляева, Л. А. Брюховских, О. А. Козырева, Л. А. Сырвачева, О. А. Дмитриева // Издательство «Литера-принт». Краснояр. гос. пед.ун-т им. В. П. Астафьева. – Красноярск, 2014. – 148 с.

  3. Сырвачева Л.А. Психологические аспекты адаптации детей с ОВЗ в процессе инклюзии / Л. А. Сырвачева // Школьный логопед. – 2014. – № 4. – С. 58-72.

  4. Сырвачева, Л. А., Шевцова А. В. Влияние эмоциональной направленности общения на формирование взаимодействия со взрослыми дошкольников с общим недоразвитием речи: монография / Л. А. Сырвачева, А. В. Шевцова // Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева. – Красноярск, 2016. – 120 с.

  5. Тимохина, Т.В. Инклюзивное ориентированное образование / Т. В. Тимохина // Перспективы науки и образования. – 2014. – №5 (11). – С. 62-64.

  6. Шипицына, Л. М., Мамайчук, И. И. Детский церебральный паралич : хрестоматия / сост. Шипицына Л. М., Мамайчук И. И.- СПб., 2003. – С. 78-115.

  7. URL: http://www.roboi.ru/whatdcp/statics/

  8. URL: http://prom-nadzor.ru/content/sanpin-2-4-2-3286-15

Источник: https://multiurok.ru/files/vkliuchieniie-dietiei-s-dietskim-tsieriebral-nym-p.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.