Инклюзивное образование как социализация детей с овз

Социализация детей с ОВЗ

Инклюзивное образование как социализация детей с овз

Согласно Л.С.

Выготскому, недостаточная готовность детей с ОВЗ к успешнй интеграции в общество связана не с их биологическим неблагополучием, а с «социальным вывихом», нарушающим связь ребенка с социумом и культурой, как источниками развития. Исправление «вывиха» происходит через освоение «особыми» детьми многообразия социальных ролей, их сущности, функциональных характеристик, использования в реальных ситуациях.

Для этого необходимо выполнение главного условия социализации детей с ОВЗ — участия в жизни группы здоровых сверстников, воспитанных в духе толерантности. Поэтому только детские сады и общеобразовательные школы могут обеспечить им социальную реабилитацию, социальную адаптацию и личностное развитие.

Социализация детей с ограниченными возможностями происходит на следующих уровнях:

  • Структурный. Умение правильно вести себя в социуме, используя навыки общения и выполняя правила школьной дисциплины.
  • Ценностный и морально-нравственный. Умение оценивать происходящие в мире события.
  • Учебный. Умение осознавать, планировать и реализовывать собственные образовательные задачи.
  • Личностное развитие. Принятие ответственности за решение своих социальных проблем.
  • Духовное развитие. Принятие культурно-исторических ценностей и соответствие им в желаниях и поведении.

Механизмом социализации особых детей является деятельность, как способ, условие и форма выражения культурно-исторического воспроизведения социального опыта. В том числе:

  1. Учебная деятельность: базовое школьное и дополнительное образование.
  2. Предметно-практическая деятельность.
    • Самообслуживающий труд.
    • Использование бытовых устройств.
    • Использование ассистивных (помогающих) устройств, например звуковое управление освещением, кроватью.
    • Художественно-прикладной труд.
  3. Творческая деятельность.
  4. Спорт.

Если с ребенком трудно

Новая книга известного семейного психолога, лауреата премии президента РФ в области образования, автора бестселлеров «Что делать, если…» и «Что делать, если… 2» адресована родителям детей и подростков с особенностями поведения.

Издание поможет найти с ребенком общий язык, сориентироваться в сложных ситуациях и конфликтах, достойно выйти из них, сохранить терпение, восстановить понимание и мир в семье. Дети не слушают своих родителей, сколько стоит этот мир.

В попытках научить «нерадивое чадо», как «надо себя вести», ответственные родители вооружаются новейшими психологическими «приемчиками», разучивают современные техники сидения на гречке, а дети в ответ лишь становятся все более раздражительными и непослушными.

Что же нам мешает в отношениях с ребенком, а ему мешает вести себя лучше? Новая книга Людмилы Петрановской будет полезна родителям, отчаявшимся найти общий язык с детьми. Вы сможете научиться ориентироваться в сложных ситуациях, решать конфликты и достойно выходить из них. Книга поможет сохранить терпение, восстановить понимание и мир в семье.

Купить

Задачи образовательной системы в социальной адаптации детей с ОВЗ

Социальная адаптация детей с ОВЗ напрямую связана с их трудностями в самообслуживании, общении, обучении, овладении профессиональными навыками и жизненными критериями. Исследования, в том числе Л.

Е Данилюк, показывают: таким детям и подросткам важнее «стать хорошим человеком», чем «хорошим специалистом». А «иметь хороших и верных друзей» привлекательнее, чем «быть успешным и иметь материальный достаток». Угрозами они считают болезни, вредные привычки и зависмость от других.

Поэтому для включения «особых» детей в жизнь общества нужно решить следующие задачи:

  • Разработать специальные программы социальной адаптации.
  • Создать многочисленные центры социальной адаптации, ресурсной поддержки.
  • Разработать и внедрить технологии обучения, развивающие интегративные качества личности, в том числе самостоятельность.
  • Обеспечить гуманистический стиль общения в учебных заведениях.
  • Реализовать программы непрерывного дополнительного образования.
  • Расширить охват детей с особенностями развития необходимой им специальной педагогической помощью.
  • Обеспечить педагогическое сопровождение
  • Сформировать инклюзивную компетентность родителей, как агентов первичной социализации.

Задачи педагогов в адаптации детей с ОВЗ

Основная коррекционно-развивающая работа по социальной адаптации детей с особенностями здоровья ложиться на педагогов ДОУ и школы. Для успешного формирования навыка активного взаимодействия с окружающим миром у «особых» воспитанников педагогу следует поставить перед собой следующий перечень задач, последовательно и комплексно решая их вместе с родителями и тьюторами.

1. Естественно-культурные:

  • Познакомить с представлениями об эталонном строении организма здорового человека.
  • Обеспечить физическое развитие: двигательную активность, координацию движений, силовую активность.
  • Обучить навыкам здорового образа жизни: своевременно использовать лекарственно-медицинские препараты, выполнять физические упражнения, соблюдать режим учебы, труда и отдыха, выполнять посильные виды деятельности.

2. Социально-культурные:

  • Создать и стимулировать мотивы к познавательной и учебной деятельности.
  • Развить познавательные процессы: память, внимание, речь, логическое мышление.
  • Научить оценивать свои навыки и способности.
  • Воспитать чувство уверенности в своих возможностях
  • Помочь освоить базовый уровень теоретических знаний об окружающей действительности.

Ребенок от 3 до 7 лет: интенсивное воспитание. Новое дополненное издание

Второе дополненное издание бестселлера Лариса Сурковой! Новые главы, вопросы, которые вас всегда интересовали, тексты, добавленные по просьбе читателей, — и как всегда удобный формат «вопрос-ответ»! Ваш малыш в возрасте от 3 до 7 лет — самый непоседливый, самый любознательный, самый активный и коммуникабельный. Каждый день дарит ему новые впечатления, знания и важные уроки.

Как раз в это время закладывается характер малыша, его будущее, поэтому именно жизнь ребенка до 7 лет — тот момент, когда от родителей требуется максимальная выдержка, внимание, мудрость и терпение! В новом дополненном издании книги Лариса Суркова поднимает важные вопросы, связанные с таким непростым периодом жизни малыша: — как реагировать на детские фантазии и истерики; — как хвалить и поощрять ребенка; — как выбрать детский сад и школу; — как развить усидчивость и научить ребенка проигрывать; — как решить проблему нарушения пищевого поведения; — как помочь ребенку адаптироваться в школе; — как не «перегрузить» ребенка кружками и пр. Научитесь прислушиваться к вашим детям, не считайте их взрослыми, все знающими и умеющими! В этот период жизни им так важны ваша любовь и поддержка!

Купить

В решении социально-культурных задач хорошо зарекомендовала себя педагогическая технология «Портфолио».

Ее цели — обеспечить детям с ОВЗ индивидуальный подход, обучить самостоятельности и навыкам самооценки, собрать информацию о динамике продвижений ребенка в урочной и внеурочной деятельности, установить степень соответствия планируемых результатов и фактически достигнутых.

«Портфолио» представляет собой папку с собранными материалами и ведется на протяжении всего времени обучения Оно составляется в первом классе и передается классному руководителяю пятого класса.

Структура «портфолио» обычно включает разделы «Личная информация», «Мои достижения», «Проекты и исследования», «Мое творчество» (или их модификаци) и оценочные листы. Дети оформляют и постоянно пополняют «портфолио» с помощью классного руководителя, давая собственную оценку выполненным работам.

Пример «портфолио»: Тюляева Т. И. «Портфолио ученика», или папка личных достижений 5-11 классы” Методическое пособие

3. Морально-нравственные и ценностно-смысловые.

  • Заложить фундамент морально-нравственных качеств.
  • Воспитать толерантное отношение к социуму.
  • Создать и помогать реализовывать ценностно-смысловые ориентиры.
  • Сформировать адекватную жизненую позицию.
  • Разъяснить и помогать выполнять принципы нормального существования в современном обществе.

Источник: https://rosuchebnik.ru/material/sotsializatsiya-detey-s-ovz/

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования

Инклюзивное образование как социализация детей с овз

Наталья Сыропятова
Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования

Аннотация:Статья посвящена проблеме образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и их социализации в рамках общеобразовательной школы.

Ключевые слова: инклюзия; дети с ОВЗ; социализация; семья; службы ранней помощи.

Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – одно из приоритетных направлений системы образования России.

Но в современных условиях система образования каждого государства ориентируется на мировую образовательную политику и становится всё более открытой, единообразной и преемственной.

Российское правительство и общественность стали уделять образованию «особых»детей более пристальное внимание после принятия в 1994 г. на Всемирной конференции по образованию Саламанкской Декларации (г. Саламанка, Испания, которую подписали 92 государства, в том числе и Россия.

В декларации раскрывались принципы, политика и практическая деятельность в сфере образования детей с особыми образовательными потребностями, и инклюзивный подход был провозглашён главным направлением развития современного образования, позволяющей данной системе гибко приспосабливаться к особенностям и потребностям каждого ребёнка.

Симптоматично, что на современном этапе развития специального образования отмечается серьёзное переосмысление сущности понятия «интеграция», вводится новый термин – «инклюзия».

Речь идёт о придании нового, социально-педагогического смысла процессу интеграции детей в Инклюзия основывается на идеях единого образовательного пространства для всех детей, в котором имеются разные образовательные маршруты.

Инклюзия исходит из позиции общей педагогики и психологии, которые ориентированы на ребёнка с учётом его индивидуальных образовательных потребностей.

В статье В. И.

Лопатиной [1] указано, что методологической основой инклюзивного образования является постулат: «Не ребёнок подгоняется под существующие в образовательном учреждении условия и нормы, а, наоборот, вся система образования подстраивается под потребности и возможности конкретного ребёнка. Основываясь на этом принципе, мы можем говорить, по крайней мере, о четырёх ведущих категориях детей, требующих создания оптимальных образовательных условийдля реализации их законных прав:

– дети с ограниченными возможностями здоровья;

– одарённые дети;

– дети из различных культурных и конфессиональных групп;

– дети из социально неблагополучных семей.

Но, как пишет в своей статье Дорохова Е. С. [2] Конституция РФ и Закон РФ «Об образовании» предоставляют право на образование каждому, не останавливаясь на инвалидах отдельно, что в целом соответствует концепции интегрированного образования.

Но, по сути, не все граждане с особыми образовательными потребностями могут воспользоваться этими правами.

В социальной и образовательной сфере инвалиды, в том числе и дети с особыми образовательными потребностями, сталкиваются с трудностями, которые постепенно вытесняют их за пределы общей системы образования и обычных социокультурных отношений.

Одной из проблем в специальном образовании является социализация детей с ограниченными возможностями здоровья.

проблема детей с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования.

На современном этапе специальные школы и интернаты признаются сегрегационными, что носит дискриминационный характер и выражает навешивание «социального ярлыка». В этой связи развивается система образования для детей с особыми потребностями по типу интеграции.

Эффективность социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья во многом зависит от двух значимых социально-психологических факторов [3]:

– полноты и достоверности информированности о проблемах и правовой грамотности в их отношении учителей и учащихся различных типов образовательных учреждений;

– психологической толерантности к инвалидам и воспитания её в общеобразовательных школах, а также желания и умения оказать детям-инвалидам помощь в их самореализации.

Одним из направлений решения проблемы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является определение социально-психологических и психолого-педагогических факторов, а также неблагоприятных индивидуальных и личностных особенностей, затрудняющих развитие и самореализацию этих детей.

Определить структуру системы специального образования, пути, способы, организационные формы и психолого-педагогические условия их реализации в современных социально-экономических и нравственно-психологических условиях общества – это значит помочь детям с ограниченными возможностями здоровья включится в социальные отношения общества.

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья достигается путём проведения индивидуальной программы социально-педагогической реабилитации и подготовки окружающих (детей, взрослых) к принятию детей с особенностями в развитии (организация движения детского милосердия, школы помощника социального педагога и т. д.)

Социально-педагогическая деятельность по развитию социального потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья, направленная на его успешную социализацию, включает [4]:

– развитие духовных и физических способностей детей;

– поддержка, повышение и постоянное восстановление физических и моральных сил, а также душевного равновесия;

– облегчение бытовых и жилищных условий, организация и проведение свободного времени, полноценное участие в общественной и культурной жизни;

– содействие в получении соответствующей школы образования, включая подготовку к нему;

– обеспечение условий для участия в жизни общества детей, чьи возможности окончательно признаны как допускающие обучение лишь практическим навыкам;

– установление реального и более комфортного контакта с внешним миром.

А также важную нишу в успешной социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья занимает семья, в которой они воспитываются.

Ведь, одной из важнейших функций семьи является обеспечение взаимодействия личности и общества, семья активно участвует в формировании ценностных ориентаций и поведения своих членов, является важным средством воспитания и сферой формирования духовно-нравственных основ подрастающего поколения.

Проблема заключается в том, что параллельно с процессом социализации ребёнка протекает процесс ресоциализации (т. е. повторной социализации) его родителей.

Данные процессы обусловлены биологическим (учёт характера инвалидизирующей патологии, уровня функциональных нарушений и т. д.

, социальным (учёт условий социально-средового окружения) и психологическим (учёт личностных особенностей родителей и их потребностей) фактором.

Очень часто в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, можно наблюдать формы поведения родителей в семье, которые нарушают адекватный ход социализации детей. Примером подобного является подсознательное «отвержение» ребёнка.

«Отвержение» выражается отсутствием интереса к ребёнку, недостаточности взаимодействия с ним, грубом обращении, физическом наказании. Особое внимание нужно уделить психологическому отвержению, которое заставляет ребёнка думать, что «он плохой», «недостоин родительской любви и внимания».

В результате, у детей формируется пониженная самооценка, неуверенность в себе, пассивность.

Негативное влияние на развитие психики больного ребёнка оказывает и чрезмерная опека его родителей.

Большинство родителей испытывают неосознанное чувство вины перед ребёнком, жалеют его, стараются всё сделать за него, выполняют каждое желание. В этих случаях дети растут пассивными, несамостоятельными, неуверенными в себе, эгоцентричными.

Для них характерна психическая и социальная незрелость, которая препятствует социальной адаптации. [5] Родители как и их дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в квалифицированной помощи и поддержке. Для оказания такой помощи в России создана система ранней психолого-педагогической помощи детям и их семьям.

Службы ранней помощи детям с ОВЗ помогают родителям получить те знания и умения, необходимые для выявления и развития способностей ребёнка и предупреждения возможных осложнений, также оказывают практическую помощь детям и семьям.

Основными задачами этих служб является:

– выявление детей раннего возраста, нуждающихся в ранней специальной помощи;

– своевременная коррекция и профилактика отклонений в развитии ребёнка раннего возраста;

– квалифицированная помощь семье ребёнка с ОВЗ;

– методическая помощь педагогам ДОУ в вопросах организации и проведения образовательной работы с детьми имеющими ОВЗ.

Решение социальных проблем детей с ограниченными возможностями, связанных с включением их в общество может быть только комплексным, с участием органов управления социальной защиты населения, экономики, здравоохранения, культуры, образования, транспорта, строительства и архитектуры, а также необходима разработка единой, целостной системы социальной реабилитации.

При комплексном взаимодействии различных государственных и общественных структур можно достичь такого уровня адаптации детей с ограниченными возможностями, что они будут в будущем трудиться и вносить свой посильный вклад в развитие экономики страны.

Таким образом, социализация детей с ограниченными возможностями здоровья зависит от действия универсальных психологических и социально-психологических механизмов, от особенностей восприятия обществом человека с ограниченными возможностями здоровья и характера взаимодействия человека с ограниченными возможностями здоровья и других людей.

Список литературы:

1. Лопатина, В. И. Широкие аспекты инклюзивного образования/ В. И. Лопатина// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2009. – №6. – С. 11-15

2. Дорохова, Е. С. Организация инклюзивного образования в системе ДОД / Е. С. Дорохова // Дополнительное образование и воспитание. – 2010. – №1. – С. 27-33

3. Фирсов М. В. Теория социальной работы. – М.: Владос, 2001

4. Филонов Г. Н. Специальная педагогика. Управляемый потенциал и прикладные функции. – М.: ИСП РАО, 1995.

5. Геворкян, А. Р. Роль семьи в воспитании ребёнка с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] / А. Р. Геворкян, О. А. Донцова –Режим доступа: http://www.rusnauka.com/6_PNI_2014/Psihologia/5_157696.doc.htm

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/socializacija-detei-s-ogranichenymi-vozmozhnostjami-zdorovja-v-uslovijah-inklyuzivnogo-obrazovanija.html

Инклюзивное образование как новый подход к проблеме социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

Инклюзивное образование как социализация детей с овз

Инклюзивное образование как новый подход к проблеме социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

По экспертным оценкам в настоящее время 1,6 млн. детей, проживающих в Российской Федерации (4,5% от их общего числа), относятся к категории лиц с ограниченными возможностями и нуждаются в специальном (коррекционном) образовании, соответствующем их особым образовательным потребностям.

В России для детей с инвалидностью создана и успешно функционирует система специального образования. В этих учреждениях созданы особые условия для занятий с такими детьми, работают врачи, специальные педагоги. Но во многом из-за обособленности специальных/коррекционных образовательных учреждений уже в детстве происходит разделение общества на здоровых и инвалидов.

В результате обучения детей-инвалидов в специальных условиях – конкурентность их на образовательном рынке низкая и тяга к продолжению образования невелика по сравнению с выпускниками обычных общеобразовательных школ. Альтернатива такой системы – совместное обучение ребят с ограничениями физического развития и детей без инвалидности в обычных, общеобразовательных школах.

Совместное (инклюзивное) обучение признано всем мировым сообществом как наиболее гуманное и наиболее эффективное. Направление на развитие инклюзивного образования так же становится одним из главных в российской образовательной политике.

Положения об инклюзивном образовании закреплены в российских государственных документах (Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года, Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года и т. д.).

Инклюзивное образование – это такой процесс обучения и воспитания, при котором ВСЕ дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают необходимую специальную поддержку. Этот проект – часть государственной программы «Доступная среда». У родителей детей с особенностями развития появился выбор: отдать их в коррекционную или общеобразовательную школу. Инклюзия означает раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям.

Инклюзия учитывает потребности, также как и специальные условия и поддержку, необходимые ученику и учителям для достижения успеха.

На сегодняшний день инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». В статье двадцать четвертой Конвенции говорится том, что в целях реализации права на образование государства-участники должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека.

Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения среднего, профессионального и высшего образования. Ее целью является создание безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями.

Данный комплекс мер подразумевает как техническое оснащение образовательных учреждений, так и разработку специальных учебных курсов для педагогов и других учащихся, направленных на развитие их взаимодействия с инвалидами.

Кроме этого необходимы специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении.

Практика работы некоторых образовательных, муниципальных и общественных организаций показывает, что дети-инвалиды способны заниматься в драматических и танцевальных кружках и спортивных секциях, участвовать в конкурсах и олимпиадах, реализовывать себя в живописи и музыке.

В этих случаях школьники с ограниченными возможностями здоровья испытывают меньшее чувство неполноценности, психологического дискомфорта, впоследствии легче интегрируются в общество.

Таким образом, назрела необходимость ориентировать государственную систему дополнительного образования на работу с детьми-инвалидами.

Важную роль в определении образовательного маршрута ребенка с ОВЗ играют психолого-медико-педагогические комиссии (ПМПК).

ПМПК проводят комплексное обследование детей; осуществляют подготовку рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания; а также содействие в разработке индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, оказывают консультативную помощь родителям (законным представителям) детей, работникам образовательных учреждений, учреждений социального обслуживания по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ОВЗ.

Включающее образование базируется на восьми принципах.

1.Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

2.Каждый человек способен чувствовать и думать;

3.Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

4.Все люди нуждаются друг в друге;

5.Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

6.Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

7.Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

8.Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

В настоящее время в нашей стране традиционной формой обучения детей-инвалидов остаются специальные (коррекционные) образовательные учреждения.

Включение – это:

• НЕТ специализированных классов в обычной средней школе

• НЕТ обучения ребенка в средней школе без необходимой поддержки

• НЕТ присутствия детей 1-2 часа в день в средней школе

• НЕТ закрытых учреждений интернатного типа

Существующие барьеры:

• Архитектурная недоступность школ

• Дети с особыми образовательными потребностями часто признаются необучаемыми

• Большинство учителей и директоров массовых школ недостаточно знают о проблемах инвалидности и не готовы к включению детей- инвалидов в процесс обучения в классах

• Родители детей инвалидов не знают, как отстаивать права детей на образование и испытывают страх перед системой образования и социальной поддержки

Правила инклюзивной школы:

• Все ученики равны в школьном сообществе

• Все ученики имеют равный доступ к процессу обучения в течение дня

• У всех учеников должны быть равные возможности для установления и развития важных социальных связей

• Планируется и проводится эффективное обучение

• Работники, вовлеченные в процесс образования, обучены стратегиям и процедурам, облегчающим процесс включения, т.е. социальную интеграцию среди сверстников

• Программа и процесс обучения учитывает потребности каждого ученика

• Семьи активно участвуют в жизни школы

• Вовлеченные работники настроены позитивно и понимают свои обязанности

Условия организации успешного обучения и воспитания детей с ОВЗ

1. Создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить полноценное включение и личностную самореализацию в образовательном учреждении.

2. Создание в образовательном учреждении общего типа надлежащих материально-технических условий, обеспечивающих возможность для беспрепятственного доступа детей в здание и помещения ОУ и организации их пребывания и обучения в этом учреждении (пандусы, лифты, специально оборудованные учебные места, специализированное, реабилитационное, медицинское оборудование и т.д.).

3. Обучение и коррекция развития детей с ограниченными возможностями здоровья должны осуществляться по образовательным программам, разработанным на базе основных общеобразовательных программ с учетом психофизических особенностей и возможностей таких обучающихся.

4. Необходимо комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья на протяжении всего периода его обучения в ОУ общего типа.

5. Необходима специальная подготовка педагогического коллектива ОУ общего типа в соответствии со спецификой учебно-воспитательной и коррекционной работы .

6. В целях обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья образовательных программ целесообразно ввести в штатное расписание ОУ общего типа дополнительные ставки педагогических (учителя-дефектологи, учителя-логопеды, педагоги-психологи, социальные педагоги, воспитатели и др.) и медицинских работников.

7. Для обеспечения эффективного включения детей с ограниченными возможностями здоровья в ОУ общего типа важное значение имеет проведение информационно-просветительской, разъяснительной работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса – обучающимися, их родителями, педагогическими работниками.

Обычный учитель может быть успешен при условии, если:

• он достаточно гибок,

• ему интересны трудности и он готов пробовать разные подходы

• он уважает индивидуальные различия

• он умеет слушать и применять рекомендации членов коллектива

• он чувствует себя уверенно в присутствии другого взрослого в классе

• он согласен работать вместе с другими учителями в одной команде

Результаты инклюзии:

• У учеников есть возможность активного и постоянного участия во всех мероприятиях общеобразовательного процесса

• Адаптация как можно менее навязчива и не содействует выработке стереотипов

• Мероприятия направлены на включение ученика, но достаточно для него сложны

• Индивидуальная помощь не отделяет и не изолирует ученика

• Появляются возможности для обобщения и передачи навыков

• Педагоги общего и специального преподавания делят обязанности в планировании, проведении и оценке уроков

• Существуют процедуры оценки эффективности

Помимо инклюзивного образования, в России существуют иные варианты обучения детей-инвалидов:

Спецшколы и интернаты – образовательные учреждения с круглосуточным пребыванием обучающихся, созданные в целях оказания помощи семье в воспитании детей, формирования у них навыков самостоятельной жизни, социальной защиты и всестороннего раскрытия творческих способностей детей.

Коррекционные классы общеобразовательных школ – форма дифференциации образования, позволяющая решать задачи своевременной активной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.

Положительным фактором в данном случае является наличие у детей-инвалидов возможности участвовать во многих школьных мероприятиях наравне со своими сверстниками из других классов, а также то, что дети учатся ближе к дому и воспитываются в семье.

Индивидуальное обучение – вариант обучения детей-инвалидов, при котором преподаватели образовательного учреждения организованно посещают ребенка и проводят с ним занятия непосредственно по месту его проживания.

Дистанционное обучение – комплекс образовательных услуг, предоставляемых детям-инвалидам с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.). Для осуществления дистанционного обучения необходимо мультимедийное оборудование (компьютер, принтер, сканер, веб-камера и т.д.), с помощью которого будет поддерживаться связь ребенка с центром дистанционного обучения.

В интегрированном образовании дети с ОВЗ посещают общеобразовательную школу и в центре именно вопрос посещения. Ребёнок с особыми образовательными потребностями становится проблемой для традиционно устроенного учебно-воспитательного процесса. Поэтому ребёнка необходимо менять, реабилитировать так, чтобы он подходил школе или обществу.

Согласно проекту закона, число детей-инвалидов в инклюзивной школе будет ограничено – не более 10% на всю школу и не более трех человек – в одном классе.

Инклюзивное образование предполагает изменение образовательной системы, школы, а не самого ребёнка. Внимание педагогов при включении детей с ОВЗ в единое образовательное пространство урока, занятия, мероприятия акцентировано на возможностях и сильных сторонах в развитии ребёнка.

Предполагается, что задачи процесса инклюзии могут быть решены при условии обеспечения движения детей с ОВЗ по индивидуальным образовательным маршрутам, что позволит им осваивать Стандарт начального общего образования, будет способствовать их социализации и реализации их индивидуальных способностей. Для этого предлагают соответствующим образом выстроить образовательное пространство.

С 2016 года впервые в нашей стране вводится ФГОС для детей с ОВЗ. Это будет касаться только тех обучающихся, которые пришли учиться в школу в нынешнем учебном году, то есть первоклассников. Все учителя, которые будут работать в этом году в первых классах прошли курсы повышения квалификации, на которых также рассматривались проблемы инклюзивного образования и ФГОС для детей с ОВЗ.

Концепция Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Источник: https://infourok.ru/inklyuzivnoe-obrazovanie-kak-noviy-podhod-k-probleme-socializacii-detey-s-ogranichennimi-vozmozhnostyami-zdorovya-1168198.html

Инклюзивное образование как условие социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

Инклюзивное образование как социализация детей с овз

За последние годы для общества и системы образования в целом особо остро выступает проблема построения активной практики социализации детей с ограниченными возможностями здоровья посредством интеграции их в социокультурную среду.

При этом особо важными являются ценности социального принятия и интеграции.

Вопрос о включении в образовательное пространство людей с ограниченными возможностями приобретает особую важность, поскольку в академической среде уже сложилось определенное отношение к данной проблеме.

В настоящее время актуализируется не столько обоснование важности инклюзивного образования, сколько необходимость диалога науки и практики в области проблем и перспектив, возможностей и барьеров инклюзии. Актуальной проблемой являются создание безбарьерной среды и разработка новых технологий обучения.

Имеющаяся практика социализации детей с ограниченными возможностями в большей степени сложилась в рамках клинического подхода, в котором ограниченные возможности рассматриваются как патология, нарушение развития, что в свою очередь предполагает лечение, создание специальных служб. Данный подход, ослабляет социальную позицию ребенка и усугубляет его неравный социальный статус. Специальное образование, с одной стороны, является элементом социальной защиты таких детей и предоставляет им возможность одновременного лечения и обучения. С другой стороны, специальное образование, сегрегируя детей с ограниченными возможностями здоровья в специализированные школы, интернаты способствует воспроизводству сложившейся социальной структуры, в которой люди впоследствии занимают маргинальные статусные позиции.

Е. Л. Гончарова, О. И. Кукушкина, Н. Н. Малофеев, О. С. Никольская отмечают, что ратификация Россией международных Конвенций свидетельствует об изменении представления государства и общества о правах ребенка-инвалида и постановке практической задачи максимального охвата образованием всех детей с ограниченными возможностями здоровья [3, с. 7].

В настоящее время существуют две основные модели педагогической интеграции (интернальная и экстернальная). «интегрируемый» ребенок, имеющий ограниченные возможности здоровья и способный (успешно) посещать уроки в общеобразовательной школе, получает дополнительную специальную коррекционную помощь.

Интеграция является процессом приведения потребностей таких детей в соответствие с системой образования, остающейся в целом неизменной.

В большей степени это односторонний процесс, направленный на формирование эталонных образовательных потребностей, или реабилитацию утраченных, это «подведение» возможностей подобного ребенка под имеющиеся образовательные стандарты.

https://www.youtube.com/watch?v=Sz1VIDZau88

Распространение практики инклюзивного образования как обучения детей с ограниченными возможностями в составе обычных дошкольных учреждений, школ предъявляет более высокие требования к педагогам.

За рубежом это породило не только почву для дискуссий, но и значительные изменения в структуре педагогического процесса (Thalhelm, Jerg, Schuman, 2008; Heimlich 2003; Dichans 1990; Hammeken 2000; Schirbort, Theunissen, 2006).

Инклюзивные подходы помогут поддержать таких детей в обучении и достижении успеха, уверенности в себе, предоставит возможность для более эффективной социализации.

В основу инклюзивного обучения положена идея, которая исключает любую дискриминацию, обеспечивает доступную среду и равное отношение ко всем детям посредством создания условий для удовлетворения потребностей детей, имеющих ограниченные возможности.

Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную, прежде всего, на детей и признающую, что все дети – индивидуумы с различными потребностями в обучении.

По материалам Альянса правозащитных организаций «Спасите детей» («Save the children») обоснование необходимости инклюзивного образования заключается в следующих положениях. Обязательства по правам человека и правам детей должны рассматриваться в равной степени.

Анализ того, что отвечает истинным интересам каждого ребенка, определяет, что именно является для него благом. Факты свидетельствуют о том, что институционная (в интернатах, школах-интернатах) опека далеко не всегда отвечает интересам опекаемых детей.

Анализ данных свидетельствует о том, что социальные услуги улучшаются в результате того, что становятся более гибкими и адаптируемыми.

В тех случаях, где ресурсы ограничены, результат могут быть достигнуты без дополнительных ресурсов, если отношение и поведение участников поддерживают методологию инклюзии.

Ключевые принципы инклюзивного образования направлены на то чтобы не «импортировать» систему в другую культуру и сообщество, а реализовывать свои собственные идеи на основе общих принципов: дети посещают местный (находящийся рядом с домом) детский сад и школу; программы раннего вмешательства осуществляются на основе принципа инклюзии и готовят к «комбинированному» дошкольному образовательному учреждению; методология разработана для поддержки в обучении детей с различными способностями (таким образом, улучшается качество обучения не только детей с особыми потребностями, но и показатели всех детей); все дети участвуют в мероприятиях, где класс и школьная среда являются инклюзивными; индивидуальное обучение поддерживается совместной работой учителей, родителей и всеми теми, кто может оказать такую поддержку.

Из данных положений следует, что инклюзивное образование, помогает предотвратить дискриминацию в отношении детей, и поддерживает детей с особыми потребностями в их праве быть равноправными членами своих сообществ и общества в целом.

Важно создать условия для обучения таких детей, независимо от форм проявления (задержка развития, нарушение зрения, нарушение слуха и т.д.).

Если к ребенку с ограниченными возможностями относиться как к обычному школьнику (с особыми потребностями), то подобное отношение передается и педагогам и сверстникам.

Разнообразная образовательная среда для инклюзии во многом зависит от отношений между педагогами, родителями, другими учениками и местным сообществом. Однако подобное единство школы и общества весьма редко. Поэтому на педагога ложится большая ответственность за учеников, поиск новых подходов в работе, что позволит увидеть перспективы обучения таких детей в общеобразовательном пространстве.

Необходимо учитывать, что подготовка ребенка со специальными физическими потребностями к учреждению должна начинаться в семье, где ему следует прививать необходимые навыки коммуникации с учетом нарушения.

Ситуация усугубляется еще и тем обстоятельством, что семья ребенка, особенно с тяжелой формой инвалидности, желая того или нет, находится в изоляции от общественной жизни и тем самым отчуждается от ближайшего окружения. Оторванность ребенка от окружающего мира, в свою очередь, негативно сказывается на развитии его личности.

Напротив, посещение учреждения благотворительно сказывается как на самом ребенке, так и на его родителях, поскольку устанавливается связь с обществом, что является важнейшей предпосылкой интеграции лиц с ограниченными возможностями. Ребенок и его родители должны участвовать в процессе обсуждения его достижений и трудностей.

Независимо от того, насколько успешно ребенка обучают в школе, участие семьи, а иногда и местного сообщества обязательно для того, чтобы закрепить и применить знания, полученные в школе, дома или в иных жизненных ситуациях.

Когда члены семьи и люди, окружающие ребенка, информированы, когда их стимулируют, им доверяют, их готовят эффективными способами, они могут стать важным источником помощи. Переход к совместному обучению заключатся в обосновании и разработке условий построения в рамках образовательного учреждения безбарьерной, адаптивной образовательной среды, способствующей решению проблемы инклюзивного образования.

Все вышесказанное позволяет обозначить перспективы работы в направлении продвижения образовательного учреждения к такой модели обучения: более тщательной диагностики образовательных потребностей и личностных особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья и учет ее результатов в разработке целостных программ; определение дидактических особенностей совместного обучения различных категорий детей; повышение психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями. Переход к совместному обучению заключатся в обосновании и разработке условий построения в рамках образовательного учреждения безбарьерной, адаптивной образовательной среды, способствующей решению проблемы инклюзивного образования.

Литература

1. Аксенова Л. И. Социальная педагогика в специальном образовании. – М.: «Академия», 2001. – 192 с.

2. Екжанова Е. А., Резникова Е. А. Основы интегрированного обучения. – М.: Дрофа, 2008. – 288 с.

3. Малофеев Н. Н. О.С.Никольская, О.И. Кукушкина, Е.Л.Гончарова Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения // Дефектология. – 2010. – № 1. – С.6 – 23.

4. Ферапонтва О. И. Социальные аспекты инклюзивного образования детей инвалидов // Вестник Самарского Государственного университета. – 2007. № 1 – С. 165 – 172.

5. Шевчук Л. Е. Интегрированное обучение учащихся с особенностями развития в общеобразовательном учреждении // Дефектология. – 2004. – № 6. – С. 28 – 31.

Источник: https://logoprof.ru/inklyuzivnoe-obrazovanie-kak-uslovie-socializacii-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.