Инклюзивные дети это какие

Развитие инклюзивного образования в России

Инклюзивные дети это какие

Огольцова, Е. Г. Развитие инклюзивного образования в России / Е. Г. Огольцова, А. Э. Тимохина, Е. А. Сергеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 50 (184). — С. 249-252. — URL: https://moluch.ru/archive/184/47136/ (дата обращения: 10.12.2020).



Человек как социальное существо нуждается в образовании. В познании себя, других людей и всего мира. Именно процесс обучения дает такую возможность. Но есть и другая сторона — учение не всегда дается легко. Предметы в школах, отношение учителей и одноклассников, новая среда, правила и режим дня.

Многие ученики не могут адаптироваться к этому. Но в наше время есть люди с ограниченными возможностями, которые также хотят получить образование, развиваться и не отставать от других.

Встает вопрос: как приспосабливаться к режиму учебы ученикам с ОВЗ, если даже простой ученик порой не в состоянии выдержать такую нагрузку.

Вследствие проведенных учеными исследований было приятно решение внести дополнительные условия в обучении для детей с особенностями развития.

В Федеральном Законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» в ст.2 п.

27 закреплено понятие «инклюзивного образования» [2], которое заключается в обеспечении равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Инклюзивное образование предусматривает не только включение детей с ОВЗ в образовательный процесс, но и перестройку всего процесса образования для обеспечения образовательных потребностей всех детей.

История становления новой системы образования в РФ небольшая, так как инклюзивное образование — явление недавнее, и процесс его развития в нашей стране еще не закончен, а находится на начальных этапах формирования.

Термин «инклюзия» получил распространение в нашей стране в 90-е годы ХХ века, когда в мире уже появились новые международные документы, ставшие руководством к действию для целого ряда развитых стран.

Поэтому одними из первых причин появления инклюзивного образования в России стала разработка и распространение в Западном мире нормативно-правовых документов и законодательных актов, таких как: Всеобщая декларация прав человека, Декларация прав ребенка, Конвенция ЮНЕСКО о борьбе с дискриминацией в области образования, Декларация ООН о правах умственно отсталых лиц, Всемирная программа действий в отношении инвалидов, материалы Всемирной конференции по образованию лиц с особыми потребностями. На фоне этого, в 1990 году в СССР подписали Конвенцию о правах ребенка, в 1992 году появился Закон «Об образовании в Российской Федерации», а уже 2008 году Россия подписала Конвенцию о правах инвалидов. Также в 2008 году утверждаются Рекомендации Министерства образования и науки РФ по созданию условий для получения образования детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами в Российской Федерации. В декабре 2010 года Государственная Дума Российской Федерации приступает к практической работе по изменению российского законодательства в соответствии с Конвенцией о правах инвалидов. В 2012 году вводятся поправки в Закон «Об образовании в Российской Федерации», связанные инклюзивным обучением детей с ОВЗ.

Прежде чем начать знакомство с основными принципами инклюзивного подхода в образовании, для начала разберемся в его терминологии.

В широком смысле инклюзивное образование — особый подход к построению общего образования, который подразумевает доступность образования для каждого ребенка, независимо от его особых нужд и потребностей.

В основе инклюзии — простая и древняя как мир идея, что школа — для детей, какими бы они ни были, а не наоборот, дети особым образом должны готовиться и самое главное — подходить школе. Наше общество состоит из разных людей.

Не каждый другой может быть одинаково принят обществом и даже должен им приниматься. Открытость другому имеет границы, одной из которых является сохранение собственной идентичности. При отсутствии этой возможности вторжение другого будет восприниматься как враждебное, как разрушительное, и оно будет встречать сопротивление.

Идея инклюзии возникла в рамках изменений в понимании прав человека. Перемена в отношении к людям с ОВЗ стала лишь одним из проявлений этих изменений.

Идеология инклюзии сформировалась в результате осознания ценности человеческого многообразия и отличий между людьми.

Инклюзивное образование развивает методологию, направленную на детей и признающую, что все дети — индивидуумы с различными потребностями в обучении. Оно разрабатывает подход к преподаванию и обучению. В его основе — 8 основополагающих принципов:

– Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

– Каждый человек способен чувствовать и думать;

– Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

– Все люди нуждаются друг в друге;

– Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

– Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

– Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

– Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Инклюзия в образовании — дело новое. Не во всех школах педагоги знают об этом направлении. Довольно сложно провести грань между нормой и ОВЗ.

Однако школы, должны уметь обучать всех, и делать это не только для конкретного ребенка с ОВЗ, но и с точки зрения воспитания других учеников.

Здоровые дети должны понимать, что есть сверстники, которым меньше повезло, но они нуждаются в образовании и человеческой поддержке. С ними надо дружить и работать вместе.

Примером данной проблемы являются Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа № 177». Эта школа активно практикует инклюзивное образование с 2011 года.

«В настоящее время около 4,5 % детей дошкольного и школьного возраста, проживающих в Российской Федерации, относятся к категории детей с ограниченными возможностями, вызванными различными отклонениями в состоянии здоровья, и нуждаются в специальном образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям»- Директор МБОУ СОШ № 177 И. М. Сысоева.

Целями и задачами этой школы являлись:

– Создание единой психологически комфортной образовательной среды для детей, имеющие разные возможности;

– Разработка системы эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования через взаимодействие диагностико-консультативного, коррекционно-развивающего, лечебно-профилактического, социально-трудового направлений деятельности;

– Разработка и внедрение программы повышения профессиональной компетентности педагогов и специалистов в области инклюзивного образования;

Результаты, которые ожидала школа после завершения своего проекта:

– Разработка модели инклюзивного образовательного пространства школы;

– Повышение информационной компетентности родителей детей с ОВЗ;

2012 год был для школы очень сложным. Она первый раз приняла инклюзивное образование и набралась много опыта для продолжения задуманного проекта. Общая стоимость проекта составила 1068299 рублей.

Было получено оборудование на общую сумму 1497450,00 рублей: специальная электроакустическая аппаратура для терапии заикания речевой реабилитации VERBOTON G 30L, приставка интерактивная MimioTeach, столы-стулья с опорой для сидения, сиденья для дома и класса; пандусы-платформы, складные.

По сегодняшний день МБОУ СОШ № 177 все также обучает детей с инклюзией по своей программе.

В заключение можно сказать, что инклюзивное образование важно в каждой стране. Его необходимо развивать, так как в настоящее время все больше детей, нуждающихся в особом подходе не только в образовании, но и в коммуникации с общественной жизнью.

Для того чтобы любой ребенок с индивидуальными особенностями и возможностями мог обучаться в школе, получая должное образование и внимание, как и все дети, необходимы особые условия, т. е. условия нетипичные для наших школ. Список требований широк и разнообразен.

Это условия обучения, воспитания и развития обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента, оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Чем чаще будет подниматься вопрос о решение этих проблем и ряда других, возникающих в условиях общеобразовательной школы, тем быстрее это приведет к снятию барьеров в образовательной и бытовых сферах жизни детей с ОВЗ, что, в свою очередь, будет способствовать более успешному развитию инклюзивного образования.

Литература:

  1. Инклюзивное образование / сост.: М. Р. Битянова; — И65 М.: «классное руководство и воспитание школьников», 2015. — 224 с.
  2. Конституция РФ, Федеральный закон «Об образовании», Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ» ст.19 N 181-ФЗ
  3. Развитие инклюзивного образования: сборник материалов / Составители: Сергей Прушинский, Юлия Симонова.–М.РООИ «Перспектива», 2007.

Основные термины(генерируются автоматически): инклюзивное образование, ребенок, Российская Федерация, школа, образование, VERBOTON, общеобразовательная школа, особый подход, Россия, РФ.

Источник: https://moluch.ru/archive/184/47136/

Программы и условия инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в России

Инклюзивные дети это какие

Инклюзивное образование детей – относительно новое направление в развитии российского образования. Оно призвано поддержать людей с ограничениями возможностей здоровья (ОВЗ), включив их в социум с самого детства.

Само слово «инклюзивный» происходит из латинского слова «inclusio», что означает «включение, заключение».

Инклюзивное образование, соответственно, отличается тем, что включает в процесс обучения как здоровых детей, так и ребят с ОВЗ.

Инклюзия предполагает разработку специальных программ для таких смешанных коллективов, которые бы отвечали потребностям и соответствовали возможностям каждого ученика.

Образование и дети с ОВЗ

Согласно статье 19 закона № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 года, каждый ребенок с ограниченными возможностями имеет право бесплатно получить любой вид образования, доступный всем гражданам страны.

Раньше бытовало мнение, что детей с ограничениями по здоровью лучше обучать в особых школах, отдельно от здоровых учеников. Инклюзивное образование открыло детям с ОВЗ двери обычных детских садов, школ, техникумов, колледжей и ВУЗов.

Конечно, для этого в обычных образовательных заведениях должны быть созданы соответствующие условия, которые сделают процесс обучения доступным для детей с ОВЗ.

Такое понятие, как «ребенок с ОВЗ», появилось в России только в 2007 году, введенное законом № 120-ФЗ. Оно включает не только маленьких инвалидов, а довольно неоднородную группу, куда входят дети с нарушениями слуховой и зрительной функций, интеллекта, с расстройствами поведения, ДЦП и т. l. А определение инклюзивному образованию дал законодательный акт № 273-ФЗ.

Инклюзивность характеризуется обеспечением одинакового доступа к получению знаний для всех детей страны с учетом индивидуальных возможностей каждого. То есть инклюзивное образовательное учреждение — это заведение для всех детей: здоровых и с инвалидностью либо ограниченными возможностями, сирот и детей, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации.

История инклюзивного образования

Первые заметки об инклюзивном методе обучения появились еще в девятнадцатом веке. Родоначальником метода считают Иоганна Генриха Песталоцци, одного из крупнейших педагогов-гуманистов своего времени, говорившего о важности всестороннего развития детей, несмотря на нарушения в их умственном либо физическом развитии.

Идеи Песталоцци подхватили гуманисты, и уже во второй половине двадцатого века в Европе появились первые инклюзивные классы — прообразы современных школ нового типа, которые были организованы лишь в девяностые годы прошлого столетия.

В России начали вводить классы для ребят с небольшой патологией интеллектуального развития с шестидесятых годов XX столетия.

Семидесятые годы были отмечены началом экспериментальной работы Эмилии Ивановны Леонгард, которая позже позволила глухим детям учиться в обычных школах.

В 1992 году при школах начали организовывать классы компенсирующего обучения. В 2011 году уже было организовано 3 892 инклюзивные школы. В 2014 году был утвержден ряд Приказов Минобрнауки РФ, утверждающих федеральный госстандарт для обучения детей с ОВЗ (ФГОС). Все они вступили в законную силу с началом 2016-го учебного года. Уже на следующий год количество инклюзивных школ достигло 26 657.

Инклюзивные образовательные учреждения и СанПиН

Для инклюзивных школ разработаны особые санитарно-эпидемиологические требования, определяющие условия инклюзивного образования. Требования эти прописаны в Постановлении № 26. Вот некоторые из них:

  • расстояние от учреждения до остановки должно быть до 0,5 км;
  • в темное время суток на территории заведения искусственная освещенность на уровне земли не должна быть меньше 10 люксов, для детей со слабым зрением — 40 люксов;
  • специально для автомобилей, подвозящих детей с ОВЗ, должна быть парковка;
  • в самом учебном заведении должны быть ограждающие конструкции, перила, лифты и пандусы, специально оборудованные санузлы и одноуровневые полы;
  • в гардеробе для слепых либо слабовидящих детей на полках для обуви и шкафчиках для одежды должны находиться таблички, выполненные рельефно-выпуклым и рельефно-точечным шрифтами;
  • расстановка классной мебели должна проходить с учетом характера заболеваний учеников;
  • для тех, кто страдает светобоязнью, предусмотрена отдельная группа светильников, которую можно включать раздельно;
  • площадь столовой должна составлять 2,3 метра на одного ученика с ДЦП, на остальных — 1,6 метра.

Важную роль в налаживании инклюзивного образовательного процесса играют тьюторы и ассистенты педагогов. Это два разных понятия, которые часто путают. В зависимости от заболевания ребенку нужен или тьютор, или ассистент. Тьютор — педагог, который помогает подобрать индивидуальные средства развития ребенка и его мотивации. Ассистент — помощник воспитателя или преподавателя, который помогает ребенку в бытовом аспекте.

Кроме того, учебные заведения должны быть оснащены:

  • специальными программами и учебными наборами для детей с нарушением зрительной, слуховой и опорно-двигательной функций;
  • необходимым оборудованием для занятий с логопедом и дефектологом;
  • кабинетом педагога-психолога;
  • кабинетом логопеда либо дефектолога (по возможности);
  • цифровыми модульными системами для работы с текстами;
  • сенсорными комнатами (по возможности);
  • универсальными цифровыми устройствами с синтезом речи для воспроизведения и записи звуковой информации.

Особенности смешанного обучения

На сегодняшний день существует ряд программ для инклюзивных образовательных учреждений, разработанных на основе принятых ФГОС. Примеры их выложены на официальном сайте Минобрнауки РФ. На основе опубликованных программ образовательные заведения могут формировать свои программы обучения в зависимости от вида отклонений у учеников с ОВЗ.

Однако есть и общие требования к организации учебной деятельности, прописанные в VIII разделе Постановления № 26:

  1. Учебные занятия должны проходить в первую смену и длиться 5 дней в неделю.
  2. Образовательная программа должна реализовываться не только на уроках, но и после них.
  3. Внеурочная деятельность должна занимать не меньше десяти часов в неделю, из которых одна половина должна быть занята коррекционными занятиями, другая — развивающими.
  4. Среда либо четверг не должны быть перегружены уроками.
  5. Занятия должны длиться не больше 40 минут.
  6. Первоклассникам не должны давать заданий на дом.
  7. В середине III четверти должна быть организована дополнительная неделя каникул.
  8. Для слабовидящих первоклассников длительность непрерывной зрительной нагрузки не должна быть больше 10 минут, учеников средних и старших классов — 15 минут, а учащихся с остаточным зрением — 5 минут.

Процесс комплектации смешанных классов в школах регламентируется Приложением № 1 Постановления № 26:

  • на 25 учащихся должно быть не больше одного позднооглохшего, слабослышащего либо слабовидящего ребенка;
  • на 20 учеников — не больше одного ребенка с абсолютной слепотой, глухотой, ДЦП, аутизмом, двух позднооглохших, слабослышащих, слабовидящих детей, четырех учащихся с задержкой развития психики либо пяти учеников с тяжелыми нарушениями речи;
  • на 15 учеников — не больше двух человек с полным нарушением слуха, зрения, с ДЦП либо аутизмом.

Достоинства и недостатки

Инклюзивная программа образования, несомненно, имеет свои неоспоримые достоинства. Дети с ОВЗ растут в обыкновенной среде, не ощущая себя «особенными» и оторванными от общества. Такие дети, вырастая, оказываются более приспособленными к жизни, им легче найти себя, вести активную жизнь.

А дети, чьи возможности здоровьем не ограничены, учатся принятию и терпимому отношению к людям с отклонениями. Матери детей с ОВЗ получили возможность отдать детей в школы, расположенные близко к дому.

Они также могут продолжать трудовую деятельность, будучи спокойными за ребенка в детском саду или школе.

У программы, которая находится в стадии разработки, есть и свои недостатки. В основном они касаются экономической сферы и вопроса переобучения педагогов. Инклюзивные учебные заведения обходятся государству намного дороже обычных. Деньги требуются не только на поставку необходимого оборудования, но и на подготовку преподавательского коллектива.

Ведь педагоги в таких учреждениях должны не просто преподавать предметы, но и организовывать особую дружественную атмосферу, способствующую установлению доверия в коллективе учеников. Такой переход занимает определенное время. Впрочем, как и формирование самой программы, которая, скорее всего, будет еще меняться, становясь более качественной.

Заключение

Инклюзивное образование в России становится все более популярным.

Учебные заведения, куда прежде принимали лишь тех, чьи возможности не ограничены их здоровьем, распахнули двери для детей с нарушениями слуховой функции, интеллекта, зрения, учеников с аутизмом, ДЦП и др.

В детсадах формируются смешанные группы, в школах — классы, в вузах — курсы. Правда, количество детей с ОВЗ в таких группах строго ограничено, так как им требуется куда больше внимания наставников.

Сами учебные заведения также претерпевают изменения, чтобы процесс обучения и передвижения по территории заведения был комфортным для всех учеников, независимо от состояния их здоровья.

Образовательные учреждения инклюзивного типа требуют дополнительных бюджетных средств, однако их достоинства намного превышают недостатки.

Самое главное, что ребенок с ОВЗ получает шанс вырасти в обычной социальной среде, что позволит ему в будущем стать активным членом общества.

Источник: https://subsived.ru/lgoty/inklyuzivnoe-obrazovanie-detey-s-ovz

1.2. Преимущества инклюзивного образования

Инклюзивные дети это какие

Обучение в инклюзивных образовательных учреждениях является полезным как для детей с особыми образовательными потребностями, так и для обычных детей, членов семей и общества в целом. Как показывают исследования, в инклюзивных классах упор делается в первую очередь на развитии сильных качеств и талантов детей, а не на их проблемах.

Взаимодействие с другими детьми способствует когнитивному, физическому, речевому, социальному и эмоциональному развитию детей с особыми потребностями.

При этом дети с типичным уровнем развития демонстрируют соответствующие модели поведения детям с особыми образовательными потребностями и мотивируют их к развитию и целенаправленного использования новых знаний и умений.

Взаимодействие между «здоровыми» детьми и детьми с особыми потребностями в инклюзивных классах способствует налаживанию между ними дружеских отношений. Благодаря такому взаимодействию дети учатся естественно воспринимать и толерантно относиться к человеческим различиям, они становятся более чуткими, готовыми к взаимопомощи.

Инклюзивные подходы также полезны для семьи. В этом случае семьи детей с особыми образовательными потребностями могут получать поддержку со стороны других родителей, они лучше понимают, в чем развитие их детей является типичным и в чем атипичным, а также принимают активное участие в процессе обучения и воспитания.

Учителя инклюзивных классов глубже понимают индивидуальные различия и особенности детей, а также более эффективно сотрудничают с родителями и другими специалистами (специалистами по лечебной физкультуре, реабилитологами, логопедами, социальными работниками и др.). Инклюзивная система образования также полезна с общественной точки зрения, поскольку, благодаря совместному обучению, дети с детства учатся понимать и толерантно относиться к человеческим различиям.

В общем, результаты научных исследований показали, что ученикам с особыми образовательными потребностями инклюзивное образование:

  • позволяет улучшать учебные результаты;
  • обеспечивает соответствующие их возрастной категории ролевые модели в лице сверстников;
  • создает возможности для обучения в реалистической среде;
  • помогает формировать коммуникативные, социальные и академические навыки,
  • обеспечивает равный доступ к обучению;
  • позволяет повышать самооценку и чувствовать себя частью целого;
  • расширяет возможности для налаживания новых дружеских отношений.

Ученикам с типичным развитием инклюзивное образование:

  • помогает повышать и поддерживать уровень успеваемости;
  • создает подходящую среду для воспитания уважения к различиям и разнообразию;
  • расширяет возможности для налаживания новых дружеских отношений;
  • предоставляет стимулы к сотрудничеству;
  • помогает развить в себе такие качества, как творчество и изобретательность;
  • позволяет приобретать лидерские навыки;
  • обеспечивает возможность учиться на основе широкого набора форм и методов работы.

Педагогическому персоналу инклюзивное образование:

  • помогает наладить сотрудничество и применять командный подход к решению проблем и пути преодоления трудностей;
  • обеспечивает возможности для профессионального развития;
  • помогает осознать важность разработки программ обучения для детей с различными потребностями;
  • позволяет обогатить палитру методов и приемов преподавания и учебных стратегий.

Администрации учебного заведения инклюзивное образование:

  • помогает выработать общие убеждения и ценности по инклюзии детей с особыми образовательными потребностями;
  • обеспечивает возможность пользоваться широким набором ресурсов и видов поддержки и выбирать оптимальные их варианты;
  • помогает сформировать положительное отношение к разнообразию, то есть осознать, что каждая личность своими уникальными чертами и способностями способствует обогащению человеческого сообщества;
  • предоставляет стимулы, которые вдохновляют к осуществлению преобразований, усиливает способность изменять ситуацию к лучшему;
  • помогает укрепить чувство общины.

Родителям инклюзивное образование:

  • предоставляет возможности для сотрудничества и активного привлечения к жизни школьной общины;
  • обеспечивает возможность выбора в их стремлении обеспечить качественное образование своему ребенку;
  • помогает лучше осознать разнообразие школьного и совместного общества;
  • предоставляет стимулы и поощряет к общению с другими родителями для получения поддержки и информации;
  • помогает сформулировать цель и создать реальное будущее для своего ребенка.

Для общества инклюзивное образование:

  • позволяет понять потребности и способности всех учащихся;
  • обеспечивает отображение школой истинного разнообразия общины;
  • демонстрирует социальную ценность равенства;
  • способствует утверждению гражданских прав всех людей.

Больше всего детей с особыми потребностями именно в дошкольном возрасте находятся вместе со своими сверстниками, наименьшая доля интегрированных учащихся с особыми образовательными потребностями в старших классах.

Аналитические данные свидетельствуют, что отношение учителей общеобразовательных школ к работе с учащимися с особыми потребностями в значительной степени зависит от их опыта, от уровня профессиональной подготовки и надлежащей помощи учителям со стороны администрации и родителей учеников. Наименьшее желание интегрировать учеников с особыми потребностями проявляют учителя школ, когда речь идет об эмоциональных или поведенческих расстройствах.

Анализ опыта обучения детей с особенностями психофизического развития в некоторых странах свидетельствует, что в подавляющем большинстве из них инклюзивное обучение является основной формой получения образования инвалидами. Однако, стоит отметить, что дети с особыми образовательными потребностями могут получать образование и в специальных учебных заведениях, и в заведениях массового типа.

В некоторых странах специальные заведения функционируют и оказывают помощь детям с ограниченными возможностями здоровья, однако, они не являются сегрегативными ячейками. «Границы» между специальным и общим образованием прозрачные, поскольку страны с демократическим устройством пропагандируют ценности гражданского общества, которое базируется на идеях равенства, толерантности и инклюзии.

Очевидно, достаточно полно характеризует европейскую образовательную ситуацию норвежский профессор: «Процесс инклюзии имеет несколько стадий: от явного или скрытого сопротивления, из-за пассивного восприятия – к активному. Сегодня мы приближаемся к завершающей стадии. Впрочем, для этого нужно было около 20 лет».

Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)

Источник: https://rosopeka.ru/articles/2895/86036/

Инклюзивное образование, его плюсы и минусы

Инклюзивные дети это какие

Инклюзивное образование (от французского слова «inclusif» — «включающий в себя») –  это процесс совместного получения знаний, умений и навыков людьми, относящимися к категории граждан с особыми образовательными потребностями (в силу наличия ограничений возможностей по здоровью) и условно здоровых индивидов (у которых нет ограничений по здоровью).

То есть обучение должно быть организовано так, чтобы все непохожие между собой люди, даже с особенностями (интеллектуальными, физическими или психическими) были задействованы в системе образования и могли обучаться по месту своего жительства вместе со сверстниками, без особых образовательных потребностей.

Примером может быть наличие аудио учебников, позволяющих людям, имеющим проблемы со зрением, осваивать учебные программы.

В инклюзивном образовании, сегодня получившим большое распространение по стране, есть свои несомненные достоинства «плюсы» и недостатки «минусы», как и в любой привычной форме.

Кого можно считать индивидами, имеющими особые потребности для возможности получения инклюзивного образования

К группе лиц с особыми потребностями относятся инвалиды и люди, имеющие заболевания, не дающие возможности признать их таковыми, но препятствующие получению общего образования в обычном образовательном учреждении, не имеющем инклюзивной направленности, а, соответственно, и инструментария для удовлетворения особых образовательных потребностей учащихся.

«Плюсы» инклюзивного образования

При получении образования по инклюзивному принципу у лиц, имеющих особые потребности, открываются возможности, которые можно отнести к несомненным плюсам.

  1. Возможность взаимодействия с более широким кругом лиц, в том числе не имеющих ограничение по здоровью, которое практически отсутствовало до начала участия в образовательном процессе, иными словами с обычными людьми.
    Как известно, у большинства лиц с нозологиями круг общения ограничивается в основном близкими родственниками, совместно с ними проживающими, либо «коллегами» по центру реабилитации.
  2. Возможность вхождения в общество (социализации) вместе и наравне с другими членами социума.Примером может служить посещение мест культурного отдыха (театры, музеи и кинотеатры) адаптированных к необходимым потребностям, облегчающим пребывание в этих местах, то есть «доступная безбарьерная среда». В наши дни это уже обычное явление.
  3. Возможность иметь по жизни и в период получения образования психологическое, психолого-социальное, коррекционное и социализирующее сопровождение. Эти типы сопровождения могут и должны обеспечивать специалисты, подготовленные к преподаванию по инклюзивному типу.
  4. Развитие социальных и коммуникативных навыков, взаимодействие с обществом посредством тьютерского сопровождения на всех этапах получения образования и первичного вхождения в общество. Необходимо отметить, что лица с ограниченными возможностями и особыми потребностями не обладают развитыми социальными и коммуникативными навыками. По этой причине аспект тьютерского сопровождения чрезвычайно важен. Тьютер часто выполняет роль посредника между человеком с особенностями и социумом. Особенно на первичных этапах развития социальных навыков. В образовательных учреждениях, не имеющих инклюзивной направленности, тьютеры отсутствуют.
  5. Несомненным плюсом образования по инклюзивному типу является возможность разбиения общеобразовательного учебного плана с увеличением срока обучения на 1/3 времени. Это позволяет человеку с проблемами здоровья осваивать учебную программу в удобном для него темпе. Совмещать образовательный процесс с необходимыми для него мероприятиями по улучшениям качества жизни с учётом его особенностей здоровья.

«Минусы» инклюзивного образования

В инклюзивном образовании есть ряд минусов:

  1. Имеющееся на сегодняшний день инклюзивное образование, которое требует постоянной модернизации, связанной с улучшением качества.
  2. Отсутствие нужного количества квалифицированных кадров (тьютеров, учителей-воспитателей, социальных педагогов, логопедов, дефектологов, психологов), имеющих соответствующие знания по сопровождению людей, нуждающихся в инклюзивной форме образования.
  3. Не всегда объективная оценка знаний учащегося (часто завышенная) со стороны обучающего состава, в силу проявления снисходительности к нему по его состоянию здоровья.
  4. Не повсеместная доступность инклюзивного образования.
  5. Иногда встречаются отличия от общегосударственного учебного плана, который не позволяет учащимся продолжать своё образование.
  6. Отсутствие достаточного объёма информации для граждан, нуждающихся в инклюзивном типе образования. Вследствие чего возникает пласт людей, окончивших школу и не получивших дальнейшее образование, и в результате становящихся иждивенцами государства.

Некоторые выводы

Печально сознавать, что даже пройдя все ступени образования по инклюзивному типу, человек не может применить себя для пользы общества (устроиться на работу).

А если удаётся устроиться на оплачиваемую работу, то только после приобретения волонтёрского опыта, которого требуется не менее трёх лет.

В тоже время отрадно сознавать, что сейчас государственная политика направлена на то, чтобы ликвидировать имеющиеся минусы в инклюзивном образовании. Сделать процесс получения образования на всех уровнях общедоступным для нуждающихся в нём граждан.

Источник: https://plusiminusi.ru/inklyuzivnoe-obrazovanie-ego-plyusy-i-minusy/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.