Инклюзия и интеграция детей с овз

Интегрированное и инклюзивное образование для ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Инклюзия и интеграция детей с овз

Интеграция в переводе с латинского языка (inteder – целый) – процесс воссоединения, объединения в целое ранее разрозненных частей и элементов.

  В педагогике понятие «интеграция» употребляется при характеристике сложного целостного объекта или состояния связности отдельных дифференцированных функций системы, а также при создании целого из разных систем. Интеграция не сумма ее составляющих частей, а качественно новое образование, возникающие на основе:

  • интегративной цели,
  • интегративной деятельности: вместе, то есть взаимозависимо;
  • взаимозависимых отношений, порождающих «коллективный дух»;
  • взаимного согласия и договоренности наиболее полного участия в общем деле.

К внешним условиям, которые обеспечивают эффективную интеграцию детей с особыми образовательными потребностями, относятся:

  • раннее выявление нарушений (на первом году жизни) и проведение коррекционной работы с первых месяцев жизни;
  • желание родителей обучать ребенка вместе со здоровыми детьми и их стремление и готовность помогать ему в процессе обучения;
  • наличие возможностей оказывать интегрированному ребенку квалифицированную помощь
  • создание условий для реализации вариативных моделей интегрированного обучения.

К внутренним условиям или показателям способствующим эффективной интеграции, относятся:

  • уровень психического и речевого развития, соответствующий возрастной норме или близкий к ней;
  • возможность овладения общим образовательным стандартом в предусмотренные для нормально развивающихся детей сроки;
  • психологическая готовность ребенка к интегрированному обучению.

         Инклюзия (от inclusion – включение) – процесс увеличения степени участия всех граждан в социуме, и в первую очередь, имеющих трудности в физическом развитии.

Он предполагает разработку и применение таких конкретных решений, которые смогут позволить каждому человеку равноправно участвовать в академической и общественной жизни.

При инклюзии все заинтересованные стороны должны принимать активное участие для получения желаемого результата.

Отличие интеграции от инклюзии в образовании заключается в следующем:

         Интегративное образование подразумевает обеспечение доступности обычной образовательной программы внутри школьных стен для обучающихся с ОВЗ, прежде всего, – с ограниченными возможностями передвижения

         Инклюзивное образование – создание и поддержание условий для совместного обучения в классе обычных детей и  детей с ООП по разным образовательным программам.

Инклюзия – это процесс реального включения инвалидов в активную общественную жизнь и в одинаковой степени необходима для всех членов общества.

Инвалидность – это не обделённость судьбой, это, скорее, такой образ жизни при сложившихся обстоятельствах, который может быть очень интересен инвалиду и окружающим его людям, если инвалидность рассматривать в рамках социальной концепции.

Тогда главный смысл процесса инклюзии можно обозначить так: «Всем здесь рады!» Или может стать невыносимым ежедневным страданием для всех членов общества, если инвалидность рассматривать только в рамках биологической концепции, когда «Инвалид – человек, который полностью или частично лишен трудоспособности вследствие какой-либо аномалии, ранения, увечья, болезни» (С.И. Ожегов).

Инклюзивное (включающее) образование дает возможность всем учащимся в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, института, в дошкольной и школьной жизни.

Три аспекта развития инклюзии:

  • разработка инклюзивной политики
  • развитие инклюзивной практики
  • создание инклюзивной культуры

Инклюзия в образовании – это

  • Анализ и изучение попыток преодоления барьеров и улучшения доступности школ для отдельных учеников.
  • Проведение реформ и изменений, направленных на благо всех учеников школы в целом.
  • Различия между учениками — это ресурсы, способствующие педагогическому процессу, а не препятствия, которые необходимо преодолевать.
  • Признание права учеников на получение образования в школах,

     расположенных по месту жительства.

  • Признание роли школ не только в повышении академических показателей учащихся, но и в развитии общественных ценностей местных сообществ,.
  • Признание того, что инклюзия в образовании — это один из аспектов инклюзии в обществе.

         Разработка инклюзивной политики показывает необходимость присутствия инклюзивных подходов во всех  планах образовательного учреждения.

Развитие инклюзивной практики учитывает разнообразие потребностей учащихся, а учащиеся поощряются к активному участию в собственном образовании, основанном на опыте и знаниях, полученных вне школы.

Сотрудники образовательного учреждения проявляют активную заинтересованность в поиске дополнительных ресурсов, не только материальных.

         Создание инклюзивной культуры – создание безопасного, терпимого сообщества, разделяющего идеи сотрудничества, стимулирующего развитие всех своих участников, сообщества, в котором ценность каждого является основой общих достижений. Такая культура создаёт общие инклюзивные ценности, которые разделяются и принимаются всеми новыми сотрудниками, детьми, администраторами и родителями опекунами.

         В дискуссиях о перспективах развития специального образования, интеграцию представляют и отстаивают под лозунгом «равенство образовательных возможностей», борьбы с «официальной сегрегацией», права на «выбор учебного заведения», но руководствуют на самом деле меркантильными соображениями сокращения числа спецшкол. На взгляд В.В. Линькова, критика интеграции располагает более вескими аргументами: интегрированное обучение дороже дифференцированного, оно не подходит для части аномальных детей, составляющих около 2% от детской популяции школьного возраста, что подтверждает Н.Н. Малофеев на основе анализа опыта западных стран.

         Критики интеграции считают, что в российских образовательных учреждениях: отсутствуют необходимые методики и оборудование для интегрированного обучения детей; не готовы учителя массовых образовательных учреждений, на которых ляжет основная работа;  вызывает недовольство у многих родителей;

          На Западе в 60-70-е гг. интеграция возникла под влиянием усиления эгалитарного движения и в условиях экономического подъема, тогда как в России в 90-е гг.

интеграция – это дитя социального кризиса и разочарования в ценностях традиционной педагогики.

 В сложившихся обстоятельствах типичная российская общеобразовательная среда вряд ли может быть для ребенка с ограниченными возможностями более благоприятной средой развития, чем спецшкола.

Источник: https://mbouk.edumsko.ru/activity/fgos/post/260607

Инклюзия и интеграция в образовании

Инклюзия и интеграция детей с овз

Ерифиренко Ольга Фёдоровна

Организация: ГКС(К)ОУ «С(К)ОШИ № 3 II вида

Населенный пункт: Саратовская область, г. Энгельс

Система отечественного образования долгие годы делила детей на обычных и инвалидов, которые могли получить образование и реализовать свои возможности наравне со здоровыми детьми.

Инклюзивный подход предполагает понимание различных образовательных потребностей детей и предоставление услуг в соответствие с этими потребностями через более полное участие в образовательном процессе, привлечение общественности и устранение сегрегации и дискриминации в образовании.

Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но  и умение применять эти знания в практической деятельности. Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:

  • анализировать свои действия;
  • самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
  • отличаться мобильностью;
  • быть способны к сотрудничеству.

Инклюзивное образование в России является одним из стратегических направлений реализации права каждого ребенка на образование, что закреплено в положениях Конвекции о правах ребенка (1989) и другой Конвекции ООН, направленной на защиту и поощрение прав и достоинство лиц на инвалидов (2006), подписанной РФ в 2008 году.

Развитие инклюзивного образования не возможно без поддержки и участия общественных организаций, представляющих интересы и отстаивающих соблюдение прав детей с особыми образовательными потребностями, а также семей, в которых живут эти дети.

«Интеграция» и «инклюзия» — это два термина, которые часто используются один вместо другого. Инклюзия отличается от интеграции тем, что с самого начала рассматривает всех детей в единой образовательной системе.

Таким образом, для детей с особенностями отсутствует необходимость в какой-либо специальной школьной системе.

Одна из целей инклюзии состоит в том, что любое образовательное учреждение может создать условия для обучения детей с ОВЗ.

Инклюзивное образование ставит своей целью обеспечение равного доступа к получению  знаний – необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми без исключения детьми независимо от их прежних учебных достижений, родного языка, культуры, социального и экономического статуса.

            К основным элементам инклюзии можно отнести:

  • включение всех детей с различными возможностями в такую школу которую они могли бы выбрать;
  • отсутствие «сортировки» и отбраковывания детей,  обучение в смешанных группах;
  • дети с особенностями находятся в классах. Соответствующих их возрасту;
  • ситуационно обусловленная взаимодействия и координация ресурсов и методов обучения;
  • эффективность, как стиль работы школы децентрализованные модели обучения.

Выделяют восемь принципов инклюзивного образования:

  • ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
  • каждый человек способен чувствовать и думать;
  • каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
  • подлинное образование может осуществляется в контексте реальных взаимоотношений;
  • все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.

САМЫМ ЛУЧШИМ В ИНКЛЮЗИИ ЯВЛЯЕТСЯ ТО, ЧТО ПРИ УСПЕШНОМ ЕЕ ПРОВЕДЕНИИ ВЫИГРЫВАЮТ ВСЕ.

Преимущества инклюзии для детей инвалидов весьма существенны:

  • дети с особенностями развития демонстрируют более высокий уровень социального взаимопонимания в инклюзивной среде по сравнению с детьми, находящимися в специальных школах;
  • в инклюзивной среде улучшается социальная компетенция и навыки коммуникации детей с ОВЗ, это связано с тем, что у детей-инвалидов появляется больше возможности для социального взаимопонимания со сверстниками, которые выступают в качестве носителей моделей социальной и коммуникативной сферы;
  • в инклюзивной среде с особенностями развития имеют более насыщенные учебные процессы, улучшение навыков и академических достижений.

Составной частью интеграции детей с отклонениями в развитии является их пребывание в общеобразовательном учреждении, где они получают возможность совместного обучения с нормально развивающимися сверстниками.

Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе усвоения универсальных способов деятельности. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала.

Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие.

В качестве примера можно привести задания традиционных учебников и учебников по ФГОС.

ФГОС вводят новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в котрой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают. В связи с новыми требованиями перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию.

Главным условием интеграции в России является приведение в соответствие потребностей детей с психическими и физическими нарушениями с системой образования, остающейся в целом неизменной: дети с ОВЗ в массовой школе, в неприспособленной для них. Иначе говоря, ребенок должен соответствовать стандартам системы образования.

Плюсы:

  • Сохранение детско-родительских отношений и возможность полноценного участия ребенка в повседневной жизни своей семьи.
  • Обретение опыта социального  взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
  • Полноценная речевая среда. В результате постоянного общения со слышащими детьми у них вырабатывается привычка к общению со слышащими и в дальнейшем это позволяет легче адаптироваться к обучению в массовом среднем или высшем учебном заведении совместно со слышащими.

Минусы:

  • Сложности усвоения норм социального поведения.
  • Ребенок с ОВЗ, привыкший к повышенному вниманию к семье в массовой школе становится одним из многих. Что может быть причиной дискомфорта или стресса.

Практика показывает, что педагог, изначально спрофилированный на работу с обычными детьми в общеобразовательной школе и оказавшийся в условиях интегрированного и инклюзивного обучения не обладает знаниями о специфике обучения детей с ОВЗ, и не владеет специально – педагогическими умениями и навыками, и, следовательно, не может оценить степень нарушения и спрогнозировать пути дальнейшего развития такого ребенка. В связи с этим возникает необходимость в организации курсов переподготовки педагогических кадров,  переоборудования учебных помещений так, чтобы они отвечали потребностям всех без исключения детей, реформирование школ, что не всегда возможно в современной школе.

То есть учебное заведение,  и процесс обучения в нем подстраиваются под нужды и потребности развития ребенка.

Все это ведет к тому, что необходимо создать в общеобразовательном учреждении специальные условия обучения для детей с ОВЗ, а также предоставление ребенку с особыми образовательными потребностями психолого-педагогической поддержки  профильными специалистами.

            Создание учебной ситуации должно строиться с учетом:

– возраста ребенка;

– специфики учебного предмета;

– меры сформированности УУД обучающихся;

            Для создания учебной ситуации могут использоваться приемы:

– предъявить противоречивые факты, теории;

– обнажить житейское представление и предъявить научный факт;

– использовать приемы «яркое пятно», «актуальность».

Развитие системы инклюзивного и интегрированного образования в нашей стране требует принципиальных изменений в системе не только среднего (как «школа для всех»), но профессионального дополнительного образования (как «образование для всех»). До сих пор отсутствуют общегосударственные правовые и финансово-экономические нормы, касающиеся основ инклюзивного и интегрированного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Интеграцию ребенка с проблемами в развитии следует начинать с социальной интеграции, желательно в дошкольном возрасте. Эффективная социальная интеграция будет в дальнейшем способствовать педагогической интеграции ребенка с проблемам в развитии при обучении в массовой школе.

Необходимо отметить, что  существование инклюзивных школ позитивно сказывается на  развитии детей с ОВЗ.  А как влияет введение инклюзии и интеграции  на  учащихся массовых школ.

  • Нахождение детей с ОВЗ в массовой школе влияет на успешность обучения.
  • Дети с особенностями развития и дети из массовой школы получают преимущества при инклюзивном обучении, если используются разнообразные  специальные педагогические технологии.
  • В инклюзивном классе дети учатся уважать друг друга,  сопереживать, учатся толерантности.

Таким образом, проблема интегрированного и инклюзивного образования сложна, дискуссионна, но главное, она является действительно социальной проблемой, так как в ходе ее решения затрагиваются интересы колоссального количества людей, представителей различных социальных групп и главное – подрастающего поколения – будущего нации.

Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это все и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.

Общество должно предоставить любому человеку право выбора вида образования в зависимости от его интересов, потребностей, возможностей.

В соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, ее узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.

От того,  насколько быстро мы сможем преодолеть процесс дифференциации внутри образовательной системы, и перейти к развитию интеграционных технологий зависит будущее нации.

На пути становления института интегрированного образования одной из главных задач является позитивное  трансформирование  отношения к лицам с ограниченными возможностями здоровья, характеризующегося  до настоящего времени негативной направленностью социальных аттитюдов. 

Список литературы

  1. Павел Романов, Елена Ярская-Смирнова Образовательная интеграция детей-инвалидов// интернет ресурс книга  Политика инвалидности: Социальное гражданство инвалидов в современной России/ режим доступа http://paralife.narod.ru/1sociology/politika_invalidnosti_2006/03_obrazovatelnaa.htm.
  2. Иванова А.Е. Инвалидность населения // интернет ресурс Web-Атлас: «Окружающая среда и здоровье населения России»/ режим доступа http://www.sci.aha.ru/ATL/ra61a.htm
  3. Елена Кузнецова Москва обеспечит детям-инвалидам выбор условий обучения – Бунимович// интернет ресурс РИА Новости/ режим доступа http://www.rian.ru/edu_analysis/20090903/183486517.html
  4. Малофеев Н.Н. Интегрированное обучение в России: задачи, проблемы и перспективы// интернет ресурс технологическая школа № 1299/ режим доступа http://school.msk.ort.ru/integration/index.php?p=teor_iovrzpip
  5. Возможность инклюзивного (включённого) образования в интегративном классе общеобразовательной школы // режим доступа http://mamadirektor.livejournal.com/2188.htm
  6. Зайцев Д.В. Образовательная интеграция детей с ограниченными возможностями// интернет ресурс информационно-аналитический портал SocPolitika.ru/ режим доступа http://www.socpolitika.ru/rus/conferences/3985/3986/3988/document4052.shtml

: 30.09.2015

Источник: https://www.pedm.ru/categories/3/articles/493

Проблемы интеграции и инклюзии детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольное образовательное пространство 1694

Инклюзия и интеграция детей с овз

Спецификой российской интеграции, в отличие от западной, является то, что интеграция декларируется как необходимость гуманного отношения к инвалидам в ситуации резкого ухудшения жизни разных слоев и со­циальных групп населения, национальных конфликтов. Отечественная концепция интегрированного обучения строится на трех основных принципах интеграции: че­рез раннюю коррекцию; через обязательную коррекци-онную помощь каждому ребенку; через обоснованный отбор детей для интегрированного обучения.

Существующие модели интеграции определяются с учетом уровня развития каждого ребенка, который дози­рует доступную и полезную для него «долю интеграции». В Перми представлены все модели интеграции.

Полная и комбинированная интеграция представле­на в МДОУ «Детский сад № 396», где в одной группе, осваивая образовательные программы, совместно обу­чаются слабослышащие, имплантированные и слыша­щие дошкольники. Модель полной и комбинирован­ной интеграции характерна также для детей, получаю­щих логопедическую помощь.

Частичная интеграция показана детям, которые по тем или иным причинам не способны овладеть образо­вательным стандартом, поэтому они вливаются в груп­пу на часть дня.

Временная интеграция предполагает объединение всех воспитанников группы компенсирующего назна­чения с типично развивающимися дошкольниками не реже двух раз в месяц для проведения различных ме­роприятий воспитательного характера. Частичная и временная интеграции реализуются в абсолютном большинстве дошкольных образовательных учрежде­ний комбинированного вида Перми.

Интеграция — процесс, который имеет определен­ные ограничения с точки зрения возможности и эф­фективности его реализации. Такими ограничениями являются условия интеграции — внешние и внутрен­ние. К внешним относятся:

  • раннее выявление нарушений и проведение кор-рекционной работы с первых месяцев жизни;
  • желание родителей обучать ребенка вместе со здоровыми детьми, их стремление и готовность помо­гать ребенку в процессе его обучения;
  • наличие возможности оказывать интегрирован­ному ребенку квалифицированную помощь;
  • создание условий для реализации вариативных моделей интегрированного обучения.

К внутренним условиям отнесены:

  • уровень психофизического и речевого развития, соответствующий возрастной норме или близкий к ней;
  • возможность овладения общим образователь­ным стандартом в предусмотренные для типично раз­вивающихся детей сроки;
  • психологическая готовность к интегрированно­му обучению.

Проанализируем проблемы, связанные с возмож­ностью реализации внешних условий интеграции.

Первое условие — раннее выявление отклонений — требует создания и законодательного оформления си­стемы ранней помощи, функционирующей в рамках междисциплинарного командного подхода к работе специалистов. Данная система обязательно должна включать комплекс специалистов медицинского, со­циального, психолого-педагогического и дефектологи­ческого профиля.

Второе условие связано с недостаточной информи­рованностью, а также готовностью мотивационного, когнитивного и практического планов родителей де­тей с ОВЗ, для которых не всегда открыт доступ к ин­формации о возможностях интегрированного образо­вания, условиях и формах его реализации.

Третье условие связано как с нехваткой специали­стов, так и с неготовностью и нежеланием педагогов массовых образовательных учреждений работать с особыми детьми. По данным Б. В.

Белявского, число педагогов со специальным дефектологическим образо­ванием, не превышает 15 % общего числа педагогов специальных (коррекционных) учреждений. Поэтому чрезвычайно важна подготовка кадров, ориентирован­ных на интеграцию, информированных в вопросах со­провождения детей с ОВЗ в массовых группах. С 1997 г.

факультет педагогики и психологии детства (дошкольной педагогики и психологии) ведет подго­товку кадров дефектологического профиля, что позво­ляет решать проблемы сопровождения детей с ОВЗ.

Вместе с тем, говоря об интеграционных процессах, нельзя не учитывать важность специальных знаний об особом ребенке и для педагогов массовых образова­тельных учреждений. Необходимо расширение содер­жания курсов «специальная педагогика» и «специаль­ная психология», введение курсов по выбору и фа­культативов.

Пятым внешним условием является создание ва­риативных моделей интегрированного обучения, предполагающее разработку программ, технологий, организационных форм и условий, обеспечивающих эффективную реализацию интеграции ребенка с ОВЗ в пространство общего образования.

Признавая важность и значимость интеграции как инновационного процесса в системе образования, счи­таем важным отметить те негативные тенденции, кото­рые связаны с невозможностью интеграции всех детей в широкое социокультурное пространство.

Прежде всего, это «уровень психофизического и речевого развития, близкий возрастной норме». Очевидно, что данное условие является сегрегиру­ющим, то есть делающим невозможным объедине­ние всех детей с ОВЗ.

Другим непреодолимым пре­пятствием интеграции являются темповые харак­теристики образовательного процесса. Очевидно, что время далеко не всегда является главным кри­терием успешности ребенка.

Даже самый «нор­мальный» ребенок может иметь темпы усвоения материала, отличные от других типично развиваю­щихся сверстников.

Говоря о «психологической готовности к интегра­ции» самого воспитанника, мы понимаем, что имеется в виду и мотивационная, и личностная и, возможно, некая специальная готовность.

Наличие таких серьез­ных психологических новообразований позволяет ут­верждать, что из системы интегрированого образова­ния будут вновь исключены некоторые категории де­тей: с тяжелыми двигательными нарушениями, осо­бенностями поведения и эмоционально-волевой сфе­ры, комплексными нарушениями развития и др.

Очевидно, что интеграция как процесс в системе образования особых детей имеет свои положительные стороны. Вместе с тем, понятно, что ограничения дан­ного явления вновь делают систему помощи ориенти­рованной на особые категории детей.

Снять эти ограничения позволяют процессы ин­клюзии, достаточно широко представленные на Запа­де и начинающие появляться в России. Перечислим преобразования, которые должно претерпеть образо­вательное учреждение, избравшее путь инклюзивного образования для всех:

  • изменения в сознании общества, прежде всего, педагогов, связанные с необходимостью и возможнос­тью включающего образования всех детей;
  • изменение архитектуры образовательных учреж­дений, приспосабливаемой под особые нужды;
  • уменьшение размеров групп;
  • улучшение и обогащение оснащенности групп оборудованием и различными пособиями;
  • создание в каждом учреждении команды специа­листов, помогающей педагогам общего образования приспособить методы к особенностям ребенка;
  • реализация индивидуальных планов обучения, позволяющих детям осваивать общую программу в индивидуальном темпе.

Подводя итог, необходимо отметить, что инклюзия — это больше, чем интеграция.

Это включение не только в об­разование, но и в жизнь всех без исключения, это учет силь­ных и слабых сторон каждого, это признание различий, это обогащение представлений о различиях как естественном явлении мира и общества, это возможность получения эф­фективного образования благодаря постоянной поддержке и изменению образовательного пространства.

Говоря о выборе подхода к образованию детей с ОВЗ, невозможно не понимать, что сложившаяся функционирующая сеть специализированных учреж­дений имеет неоспоримую ценность в силу адресности и уникальности помощи.

Вместе с тем, она не может быть единственной, безальтернативной формой обуче­ния ребенка с ОВЗ.

Поэтому сегодня уместно гово­рить о взаимообогащающем развитии и функциониро­вании всех видов образования лиц с ОВЗ:

  • традиционного, реализуемого в сети компенси­рующих и комбинированных ДОУ;
  • интегрированного;
  • инклюзивного.

Думается, что наиболее корректно иметь в виду возможность выбора из трех возможных вариантов. Реализация разных подходов к дошкольному образо­ванию является мощным стимулом для его развития и модернизации.

Источник: https://PsyJournals.ru/inclusive_edu/issue/44129_full.shtml

Особенности процесса интеграции и инклюзии в образовательную среду детей с ОВЗ

Инклюзия и интеграция детей с овз

На сегодняшний день в Российской Федерации 32 млн инвалидов, 10 млн. из них дети. Цифры эти перманентны, число инвалидов не уменьшается, а только увеличивается.

В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН о правах инвалидов. Согласно этому закону всем лицам с ограниченными возможностями здоровья предоставляется юридическое право учиться в массовых общеобразовательных учреждениях.

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)– это дети-инвалиды либо другие дети в возрасте от 0 до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.

Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. В нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая аутистические нарушения, с задержкой психического развития, с комплексными нарушениями развития.

В связи с этим возникает существенная потребность в поиске и разработке непосредственных механизмов реализации интегрированного и инклюзивного образования для данной категории.

Интегрированное обучение обучение и воспитание детей с различными нарушениями психофизического развития в учреждениях общей системы образования (массовых общеобразовательных школах)

Один из основных аспектов интеграции в образовании – правильно организованные условия обучения для конкретного ребёнка. В условиях интеграции ребёнок должен быть готов осваивать программу, предназначенную для здоровых сверстников.

Инклюзивное обучение – дифференцированное обучение с созданием условий развития каждого ребёнка, при котором в образовательное пространство включены дети с особыми образовательными потребностями

Целью инклюзивного образования является преодоление социальных, физиологических и психологических барьеров на пути приобщения ребенка с ОВЗ к общему образованию, введение в его в культуру, приобщение к жизни в социуме.

Инклюзивное образование – более широкий процесс интеграции, подразумевающий одинаковую доступность образования для всех детей и развитие общего образования в плане приспособления к различным нуждам всех детей.

Это реформирование школ, перепланировка учебных помещений так, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех без исключения детей. То есть, процесс обучения подстраивается под нужды и потребности развития ребенка.

Основным отличием интегрированного образования от инклюзивного является то, что интегрированное образование подразумевает обеспечение доступности обычной образовательной программы внутри школьных стен для обучающихся о ОВЗ, прежде всего с нарушениями опорно-двигательного аппарата, а инклюзивное образование – создание и поддержание условий для совместного обучения в классах обычных детей и детей с ОВЗ по разным образовательным программам, соответствующим их возможностям.

Наглядно и понятно объясняет понятие инклюзивного образования схема:

Обычное образование нацелено на обычных детей, предполагает обычных педагогов и обычные школы.

Специальное образование предполагает работу с особыми детьми, под них подстраиваются и школа, и педагоги.

Интегрированное образование с помощью реабилитации и адаптации подстраивает специального ребёнка к обычному образованию.

Инклюзивное образование, воспринимая ребёнка таким, какой он есть, подстраивает под него систему образования.

Ожидаемые результаты при инклюзивном образовании:

– выход детей с ОВЗ из состояния изолированности от общества;

– реализация конституционных прав детей с ОВЗ на образование в соответствии с их возможностями;

– получение ими образования в соответствии с индивидуальными возможностями;

– реализация себя в обществе;

– повышение качества жизни;

– улучшение социально-экономического положения семей, воспитывающих детей с ОВЗ.

На сегодняшний момент можно выделить несколько барьеров для инклюзивного образования:

– Отсутствие гибких образовательных стандартов.

– Несоответствие учебных планов и содержания обучения массовой школы особым образовательным потребностям ребенка.

– Отсутствие специальной подготовки педагогического коллектива образовательного учреждения общего типа, незнание основ коррекционной педагогики и специальной психологии.

– Отсутствие у педагогов массовых школ представлений об особенностях психофизического развития детей с ОВЗ, методиках и технологии организации образовательного и коррекционного процесса для таких детей.

– Недостаточное материально-техническое оснащение общеобразовательного учреждения под нужды детей с ОВЗ (отсутствие пандусов, лифтов, специального учебного, реабилитационного, медицинского оборудования, специально оборудованных учебных мест и т.д.).

– Отсутствие в штатном расписании образовательных учреждений общего типа дополнительных ставок педагогических (сурдопедагоги, логопеды, педагоги-психологи, тифлопедагоги) и медицинских работников.

Инклюзивное образование как форма в России только зарождается. Новвоведения не вызывают энтузиазма у педагогов, руководителей образовательных учреждений:

– несовершенство нормативно-правовой базы;

– трудности в организации и учебно-методическом сопровождении такого образовательного процесса;

– проблемы во взаимоотношениях здоровых детей и детей с нарушениями в развитии и др.

«Инклюзивное образование предполагает обучение детей как в обычных образовательных учреждениях, так и сохранение сети коррекционных школ».

То есть подавляющее большинство детей с ОВЗ, которые сегодня обучаются в специальных школах, могут и должны интегрироваться в общеобразовательные учреждения.

Но на их место в хорошие спецшколы должны прийти те, которые раньше считались необучаемыми, тяжёлыми детьми. Им будут нужны другие учебники и программы, другого уровня учителя.

Зачастую процессы интеграции и инклюзии рассматриваются как средство экономии бюджетных средств.

Но, по мнению ряда российских и зарубежных исследователей, подобное образование является более затратным, т.к.

требует специального обучения и переобучения педагогов, создания в образовательном учреждении коррекционно-развивающей и реабилитационной среды, введения в штат дополнительных специалистов.

Для сопровождения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в штат вводится ставка ассистента педагога (тьютера).

Пример организации урока в инклюзивном классе, где уч-ся разделены на подгруппы в зависимости от вида изучаемых программ: программ для общеобразовательной школы, программ для специальных (коррекционных) школ II, IV, V, VI, VII видов

организационный момент

2

Работа учителя: актуализация знаний уч-ся, постановка проблемы

Работа тьютера: подготовка уч-ся к изучению нового материала, выявление проблемы

3

Самостоятельная работа уч-ся: усвоение новых знаний

Работа учителя:формирование новых знаний.

Работа тьютера: обеспечение учебного процесса дидактическими материалами

4

Работа учителя:первичное закрепление полученных знаний

Самостоятельная работа уч-ся:осмысление полученных знаний.

Работа тьютера:курирование самостоятельной учебной деятельности детей с ОВЗ

5

Работа учителя:подведение итогов урока, сообщение д/з

Библиографический список:

  1. Интегрированное и инклюзивное обучение в образовательном учреждении. Инновационный опыт / авт.-сост. А. А. Наумов, В. Р. Соколова, А. Н. Седегова. – Волгоград: Учитель, 2012.

  2. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании: хрестоматия / сост. Н. Д. Соколова, Л. В. Калинникова. – М.: Гном и Д, 2001.

Интернет-ресурсы:

  1. Материалы по инклюзивному образованию. – М.: ГОУ «СОШ № 1299», 2008. – Режим доступа: http: //school.msk.ort.ru|integration|index.phpp=teor mpio, свободный.

Источник: https://infourok.ru/osobennosti-processa-integracii-i-inklyuzii-v-obrazovatelnuyu-sredu-detej-s-ovz-4204668.html

➤ Интеграция детей с ОВЗ

Инклюзия и интеграция детей с овз

…которые имеют желание обучаться в обычной общеобразовательной школе. Вопрос должен стоять именно так, для начала ребенок должен хотеть учиться в обычной школе, а его родители убедиться в том, что это исполнимо. Одного желания родителей будет недостаточно. Процесс интеграции должен начинаться значительно раньше подачи документов в школу.

Условия интеграции учеников с ОВЗ

Возможность интегрированного обучения – в школе, в классе с обычными одноклассниками с освоением учебного плана, приближенного к общеобразовательному, рассматривается заранее. Родители изначально должны понимать, с чем столкнутся они и их ребенок.

Сейчас образовательная система настроена на то чтобы как можно больше детей с инвалидностью и ОВЗ могли учиться в интегрированной инклюзивной форме.

Так как это благотворно влияет как на детей с ограниченными возможностями, обеспечивая ему пребывание в адекватном социуме и на окружающих его учеников, обучая их пониманию и толерантности.

Условия интеграции разделяются на две категории внутренние – готовность самого ученика к интеграции и внешние – возможность окружения.

Внешние условия интеграции это:

  • своевременная и ранняя диагностика заболевания приводящего к нарушению развития;
  • коррекционная работа в дошкольном учреждении;
  • желание семьи, чтобы школьник учился в обычной общеобразовательной школе;
  • готовность оказывать помощь в обучении;
  • возможность оказания квалифицированной помощи;
  • наличие учебного заведения готового создать условия для интегрированного инклюзивного или домашнего обучения.

Внутренние условия — это возможность организма, способность и желание ребенка учиться в обычной школе. Перед тем как обращаться к инклюзивной форме обучения лучше прийти спокойно погулять осмотреться, чтобы новая обстановка его не пугала. Если у него нет стремления к этому, он не заинтересован работе в коллективе, то общее психологическое давление может усугубить течение его заболевания.

Формы интеграции учащихся с ОВЗ

Интеграция — это освоение классической образовательной программы, адаптированной под ОВЗ. Основные формы образования в таком случае:

  • инклюзивная – в учебном заведении в коллективе;
  • домашняя дистанционная – дома с родителями и репетиторами;

Плюсы и минусы домашнего и инклюзивного обучения

возможно ли при домашнем обучении?возможно ли при инклюзивном обучении?
четкая дисциплинаспорнода
четкий учебный планплан разрабатывается и выдается преподавателем каждые полгодаребенок учится соответственно общеобразовательного плана
возможность использовать индивидуальную программу разработанную под ребенкаразрабатывается индивидуальный план, с преподавателем исходя из способностей и возможностей ребенкаучебный план корректируется или создается индивидуально, отталкиваясь от общего учебного плана класса
возможность работать по индивидуальному графикуесть, родители с ребенком сами создают план на деньнет, ребенок учится по расписанию всего класса, если что-то пропустит, будет догонять в индивидуальном порядке
возможность параллельно поддерживать план лечения ребенкаесть, родители в любой момент могут прервать учебный процесс или делать процедуры во время него (например, ставить капельницы или гулять на свежем воздухе)нет, родители могут договориться от отсутствия ребенка на уроках, но ему придется, потом всех догонять.
нахождение в социумевозможно только при посещении групповых занятийребенок находится в классической социальной обстановке и учится коммуникации
уровень преподаванияродители должны нанимать репетитора или хорошо разбираться в предметепреподаватель профессионально владеет навыками обучения, проходит специальные курсы работы с детьми с ОВЗ.
обеспечение учебным материаломродители покупают самостоятельнопредоставляет школа

Врачи и профессиональные педагоги, рекомендуют по возможности проводить интеграцию ребенка в социум и поддерживать инклюзивную форму обучения.

Государством обеспечивается организация и сопровождение инклюзивного обучения и поддержка родителей детей с ОВЗ.

Домашнее образование имеет смысл только для тех, чей уровень не может соответствовать коллективу обычной школе или чье здоровье не позволяет посещать школу. Это относится к ученикам с очень тяжелой формой проявления из заболевания.

Инклюзивная интеграция направлена на то, чтобы человек с особыми потребностями мог сосуществовать с окружающими его людьми, не воспринимая свой недуг как ограничение или ущербность.

С чего начинается интеграция обучение?

Интеграция в социум начинается с самого детства. Для начала вся семья должна иметь желание социализировать своего ребенка, чтобы не отделять от окружающих.

Она должна осознать, что он практически ничем не отличается по своим возможностям.

Современные законы призваны защищать таких людей, и направлены на их интеграцию в социум, поэтому родители получат достаточную поддержку от окружающих.

Интеграция начинается с определения умственных и физических возможности ребенка, еще с раннего детства, рассматривается способность учиться в обычной школе и общеобразовательных учреждениях. Это поможет понять специальная медицинская, психологическая, экспертная комиссия.

При этом не стоит пугаться статуса ОВЗ. Именно он даст возможность правильно интегрироваться в школе. Так как, отталкиваясь от него, будет разрабатываться учебный план, а школа подготовит условия для человека с особыми потребностями.

Статья в тему: Дошкольное образование детей с ОВЗ

Основные проблемы интеграции при инклюзивном обучении

Существует ряд препятствий даже при желании ученика и его родителей:

  • доступность обучения с определенными диагнозами – не всегда у школы есть специалист определенного профиля;
  • возможность учиться в школе – не все школы могут обеспечить детей с особыми потребностями;
  • психологическое неприятие общества – пока общество недостаточно информировано, ребенок может столкнуться с неадекватной, реакцией чужих людей.

Любые попытки интеграции должны быть только при желании ученика. Если он не хочет или есть подозрения, что он не справится, лучше выбрать индивидуальное домашнее обучение с посильной программой.

Социокультурная интеграция детей с ОВЗ

Кроме школы, школьник должен регулярно общаться и внедряться в социум. Социокультурная интеграция включает в себя мягкое внедрение человека в социум. Эта задача лежит на плечах родителей.

Они обеспечивают общение с окружающим миром. В таком случае лучше развивать культурные знания – музыка, поведение, традиции.

Чтобы он знал или хотя бы пытался понять, что от него хотят окружающие и что они могут делать.

Она поможет в дальнейшем лишиться зависимости от семьи и начать самостоятельную жизнь, общаясь и пользуясь помощью окружающих людей.

Полная интеграция

Полноценной интеграцию можно считать, когда ребенок может обойтись без своих родителей в той мере, как и обычный:

  • самостоятельно соответственно возрасту разбирается с личными вопросами в школе;
  • имеет друзей и тесно с ними общается;
  • может ориентироваться в учебной программе;
  • может адекватно сформулировать просьбу и попросить помощи у окружающих его людей;
  • может сообщить о проблемах.

Обычно этого можно добиться при любом диагнозе, на основе которого ставится статус ОВЗ. Интеграция с инклюзивной формой обучения, возможна при ранней диагностике, подготовке, желании и понимании родителей.

Социальная интеграция с детства поможет, несмотря на особенности здоровья, жить в социуме и пользоваться всеми благами. Любые ограничения в современном мире возможно обойти или добиться того чтобы они не мешали, главное – действовать, не стоять на месте и стремиться к изменениям.

Статья в тему: Индивидуальный маршрут для ребенка с ОВЗ

Источник: https://autizmy-net.ru/integratsiya-detey-s-ovz/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.