Инклюзия инвалидов

Основные принципы концепции социальной инклюзии

Инклюзия инвалидов

Правовой подход к разработке образовательной политики и учебных программ: от социального отторжения к социальной инклюзии

В современном мире при разработке любых программ, касающихся человеческого развития, все больше используется подход, основанный на соблюдении основных прав и свобод человека.

Вместе с идеями обеспечения социальных прав и благополучия человека в течение последних десятилетий развивалась концепция социального отторжения (социальной изолированности), которую Европейский Союз определяет, как процесс, в котором отдельные группы населения или отдельные люди не имеют возможности в полной мере участвовать в общественной жизни.

Причинами социального отторжения могут быть бедность, отсутствие базовых знаний и возможностей, языковой барьер, недостаточная активность и уверенность людей, дискриминация или расизм. Это, в свою очередь, не дает возможности трудоустроиться, получать доходы и возможности учиться.

Как следствие, такие люди или группы людей имеют ограниченный доступ к власти и принятию решений органами власти и, таким образом, часто не могут принять участие в процессах разработки и принятия решений, влияющих на их повседневную жизнь.

Предметом социального отторжения может стать любой, если он выделяется в обществе, не относится к доминирующему большинству.

Социальное отторжение может коснуться каждого – ребенка с инвалидностью, который не может пойти в школу и общаться со сверстниками, так как в здании нет пандуса или лифта; молодого человека, больного ВИЧ-инфекцией, который не может найти друзей из-за страха или стигматизации; детей-сирот, которые не имеют базовых жизненных навыков и иногда не умеют приготовить простую пищу или постирать одежду. Доклад о человеческом развитии определяет группы населения, которые находятся в зоне риска социального отторжения. К таким группам населения относятся дети-сироты, многодетные семьи, люди с инвалидностью, иммигранты, дети трудовых мигрантов, люди, которые живут с ВИЧ / СПИД, бездомные люди. Бедность, отсутствие базовых компетенций и возможностей для обучения в течение всей жизни или дискриминация могут не просто вызвать отсутствие конкурентоспособности этих групп населения на рынке труда, но и фактически отлучить их от занятости и надлежащих доходов, не давать возможности получить социальную помощь и быть вовлеченными в общественную жизнь.

Концепция социального привлечения (инклюзии, включения), которая является противоположной концепции социальной изоляции, появилась в результате перехода большинства обществ к демократическим ценностям, уважению основных прав и свобод людей.

Эта концепция возникла в ответ на растущее социальное неравенство, что стало следствием возникновения новых условий на рынке труда и несовершенства существующей системы социального обеспечения, которая не могла удовлетворить потребности различных слоев населения.

Европейский Союз определяет социальное вовлечение (социальную инклюзию) как процесс, который обеспечивает тех, у кого есть риск бедности и социального отторжения, возможностями и ресурсами, необходимыми для того, чтобы в полной мере участвовать в экономической, социальной и культурной жизни, достичь уровня жизнь и благосостояния, соответствующих нормальным стандартам в обществе, в котором они живут. Социальное привлечение обеспечивает людям более широкие возможности для участия в про-процессе принятия решений, влияющих на их жизнь и доступ к основным правам.

Цель инклюзии в образовании

В современном динамичном мире успех как отдельных граждан, так и государства в целом зависит от возможностей получения качественного образования, которое предусматривает активное участие людей в жизни общества.

Уровень образования является важным фактором вхождения человека на рынок труда, формирования конкурентоспособности и определенного социально-экономического статуса. Отторжение от сферы образования считается ограничением или невозможностью получения образования любого уровня (от дошкольного к высшему) по ряду причин.

К категории отторгнутых в международной практике обычно относят детей, не имеющих доступа к образованию; детей, которые преждевременно покидают систему образования и не получают достаточного уровня образования; детей, имеющих неудовлетворительные результаты обучения в школе.

К категориям, которые имеют повышенные риски отторжения от образования, относят детей, имеющих особые потребности в обучении (главным образом это дети с нарушениями развития, дети с инвалидностью, дети мигрантов, дети представителей этнических, языковых, культурных и религиозных меньшинств беспризорные дети или дети, которые вынуждены работать, дети беженцев, дети-сироты, ВИЧ-инфицированные дети, дети – жертвы насилия, дети и молодежь, для которых образование и про-профессиональная учеба не соответствуют их потребностям и склонностям).

Фактически, социальная инклюзия – это процесс изменений в политической, экономической, социальной сферах, направленный на утверждение социального равенства.

Взаимосвязь между уровнем образования населения и человеческим развитием страны признается как неоспоримый факт.

Поэтому устранение проявлений социального отторжения от сферы образования, различных институциональных и финансовых барьеров для получения образования является предпосылкой достижения общего прогресса в развитии общества, а доступность образования для различных категорий населения рассматривается, прежде всего, как социальная проблема, тесно связанная с идеями социальной справедливости и социального равенства. Эксперты Организации экономического сотрудничества и развития определяют равенство в образовании как существование такой образовательной среды, где индивидуумы могут делать выбор в течение жизни с учетом собственных талантов и способностей, а не на основе стереотипов, предвзятых ожиданий или дискриминации. Такая образовательная среда предоставляет экономические и социальные возможности независимо от пола, этнической принадлежности, расы или социального состояния.

Традиционные модели обучения уже не могут удовлетворить потребности современного общества, которое постоянно меняется. Так, например, лица с инвалидностью чувствую проявления дискриминации в отношении доступа, активного участия и успешного завершения обучения на всех уровнях образования.

Внедрение инклюзивной модели обучения с учетом ее различных междисциплинарных и социальных аспектов требует соответствующих изменений не только в образовательной, но и во многих других сферах, таких как социальная политика, политика в сфере здравоохранения, занятости, миграции и даже в сфере градостроительства и благоустройства территорий.

Цель инклюзии в образовании заключается в ликвидации социальной изолированности (исключение), что является следствием негативного отношения к понятию разнообразия. Отправной точкой этого понятия является убеждение, что образование является одним из основополагающих прав человека и основой более справедливого общества.

Правовая основа инклюзивного образования: основные международные документы

Международные документы в сфере образования людей с особыми потребностями

Социальная инклюзия тесно связана с соблюдением и защитой прав и свобод человека, которые содержатся в основных международных конвенциях и других документах Организации Объединенных Наций – ведущей организации, занимающейся вопросами защиты прав человека, а также является признанным международным законодателем уже более полувека.

В своих законодательных актах Организация Объединенных Наций определила, что вопрос инвалидности касается сферы защиты прав человека, а не только реабилитации и социального обеспечения.

Наиболее фундаментальным воплощением прав человека на международном уровне стала Всеобщая декларация Организации Объединенных Наций о правах человека, которая провозгласила равенство прав всех людей без исключения. В декларации отмечается, что «каждый человек имеет право на образование».

Образование должно быть направлено на всестороннее развитие человеческой личности и повышение уважения к правам человека и основным свободам.

Образование должно способствовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами и должно содействовать деятельности Организации Объединенных Наций в поддержании мира.

Значительным и действенным шагом в определении прав лиц с ограниченной жизнедеятельностью было принятие Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций Декларации о правах умственно отсталых лиц. Согласно этой декларации, люди с умственной отсталостью имеют те же права, что и все остальные члены общества.

Декларация о правах умственно отсталых лиц стала первым нормативно-правовым документом о признании людей с нарушениями умственного развития общественно полноценными в социальном смысле членами общества, которые, тем не менее, нуждаются в правовой защите и поддержке, поскольку именно люди с нарушениями умственного развития чаще всего воспринимаются как неполноценное меньшинство среди человеческого сообщества.

Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)

Источник: https://rosopeka.ru/articles/2887/85888/

Ментальные инвалиды. Ох уж эта инклюзия! Ответы на комментарии читателей

Инклюзия инвалидов

Один из авторов нашего канала, Елена, совсем недавно написала статью про ментальных инвалидов (статья здесь), чем вызвала бурю эмоций.

Читатели разделились на два лагеря: сочувствующих и проявляющих терпимость к таким детям (в будущем взрослым, кстати, аутисты и люди с синдромом дауна живут на 18 – 30 лет меньше, чем обычные люди) и злобно шипящих, категорически противящихся их существованию в принципе. Я поняла, что нужна еще одна статья на эту тему, чтобы разобрать некоторые высказывания читателей.

Мадлен Стюарт. Модель с синдромом дауна.

Инклюзия. В чем ее прелести?

Скажу, что в какой-то степени понимаю вторую половину комментаторов, кто беспокоится за своих детей, вынужденных по разным причинам общаться с ментальными инвалидами, за их физическую безопасность и эмоциональное здоровье. Да, тут все неоднозначно.

С одной стороны — дети все имеют права посещать детские сады и школы (и особенные и обычные), с другой стороны иногда (и чаще всего) нарушаются права обычных детей, из-за того, что на особенных уходит больше внимания, к тому же некоторые неуправляемые.

И тут на мой взгляд виновата вся наша система (образовательная и соц. защита).

С инвалидами, я вам скажу, даже попроще ситуация. Объясню. Есть в наших школах и садах здоровые, но невоспитанные дети, которые не меньше доставляют неудобств.

Я вспоминаю, когда моя старшая дочь училась в школе, были у них в классе несколько мальчиков, которые систематически срывали уроки, мешали другим детям учиться и дети реально страдали, не дополучая качественных знаний, которые приходилось потом добывать самостоятельно дома, из учебников и интернета.

Сколько учителя не жаловались, не писали докладных директору, сколько мы родители не собирались и не обсуждали эту ситуацию, тоже жаловались в письменном и устном виде, ничего не возымело. Парни как срывали уроки, так и продолжали, управы на них не было, они ж – обычные, здоровые дети. А то что их не воспитали должным образом родители — виновата опять же школа.

В этом плане ни учителя, ни воспитатели в детских садах, ни дети в группе и в классе — не защищены. Если ментальных инвалидов все же можно послать на обследование с последующим перенаправлением в специализированные образовательные учреждения, то этих здоровых хулиганов никуда не денешь. Они останутся с вами до конца срока.

Все же вернемся к инвалидам. Инклюзия. Это ужасное слово. Я его сама терпеть не могу, потому что являюсь педагогом и понимаю, что мне так же в группу сунут особенного ребенка и я не отмашусь. Наша образовательная система нашла выход из положения. И детей таких пристроили, вроде как толерантность, и по деньгам им это ничего не стоило.

А по сути сделали всем пакость. И детей особенных не развиваем, нет условий: ни тьютора, ни достаточного медицинского, психологического сопровождения, развивающей среды, да по сути сады не готовы к посещению таких детей и у обычных нарушаем права – они обделены должным вниманием воспитателя, меньше уделяется времени для их обучения и развития. Воспитатель-то один и на всех не разорвется!

Но в защиту аутистов и детей с синдромом дауна хочу сказать — их не так много, за всю мою карьеру (громко звучит))) не попадался ни один. Слава богу. Слава богу, не потому что я к ним как-то с неприязнью отношусь, а просто я не умею с ними работать, я не проходила спец. образования по этому профилю. Но это никого не колышет. Дали бы такого ребенка – пришлось бы “научиться”.

Что ж е в итоге по инклюзии? Перекосы в системе образования не должны отражаться на отношении к таким детям. Они и их родители тут ни в чем не виноваты.

Ведь если у вас болит нога и вы лечитесь у врача, а толку нет, потому что врач некомпетентен, вы кому (чему) будете предъявлять претензии: ноге, не желающей выздоравливать, или врачу, который неправильно вас лечит? Думаю, что нет таких ненормальных, которые будут ненавидеть свою и без того страдающую ногу.

Дети, имеющие различные ментальные заболевания, они ни при чем. Они просто есть, их надо принять и… приспособиться. А вот приспособиться-то нам и не дают эти наши прекрасные министры образования, которые придумывают дурацкие проекты по инклюзии детских учреждений. А теперь скоро и дистанционку жди повсеместно. Вообще красотища!

Солнечные дети

Еще пункт. Некоторых людей раздражает понятие “Солнечные дети”. Почему мол придурков и ненормальных так называют? Действительно дети с синдромом дауна все время улыбаются и пребывают в состоянии счастливой эйфории, в связи с этим придуман термин “Солнечный ребенок”.

Это малая компенсация тем родителям, которые обречены всю жизнь ухаживать за невменяемым человечком, который таким и останется до конца жизни.

Они, конечно, эти родители, не согласятся с этим обозначением – обречены, потому что им тяжело это воспринимать и любому было бы тяжело.

Растить ребенка с синдромом дауна – это быть привязанным к нему на всю жизнь, хоть и любимому, но привязанным.

Вспомните хотя бы себя и своих детей – ведь устаете же от них, хочется немного для себя времени, и в этом вам помогают детские сады, потом школы, лагеря отдыха, друзья у детей, улица, куда они уходят гулять.

А у этих родителей нет такой возможности, они вынуждены находиться все время рядом со своим необычным ребенком. Согласитесь, это тяжело.

К примеру несколько месяцев была самоизоляция, детские сады не работали, так столько родителей плакалось, как им тяжело со своими детишками дома. А тут – всю жизнь! Пожалейте этих родителей, уважайте их труд, потому что их родительский труд гораздо сложнее вашего. И позвольте им называть своих детей солнечными, потому что они реально излучают позитив!

Быть или не быть? Жить или не жить детям, которым поставили диагноз “ментальщика”

Есть и такие комментаторы, которые вообще предлагают всех таких детей уничтожать до или при рождении, типа они бесполезные для общества люди, а их родители — делают генетический брак. Такие заявления приводят меня в бешенство. Это вообще какой-то фашизм! Гитлер тоже предлагал уничтожать всех, кто не является представителем их арийской расы.

И если уж рассуждать о том, кто сколько приносит пользы обществу, те же самые тунеядцы, алкаши, бомжи — какую они пользу приносят? Мы точно так же с ними сталкиваемся в обычной жизни, некоторые доставляют физическую неприятность, оскорбляют наши эстетические чувства.

И если все вышеперечисленные люди по собственной воле, осознанно выбрали такой путь, то дети ментальщики не выбирали его, им так уготовила судьба. Им и их родителям, которые и без того очень сильно страдают, потому как душа болит за свое необычное дите, да еще добавляются насмешки и оскорбление со стороны общественности.

Сердца у вас нет! Злые вы. Никогда не встану на вашу сторону и не смогу понять.

В моей жизни было небольшое столкновение с одним из таких детей. Оно произошло несколько лет назад. Я со своими детьми гуляла на дне города. Мы пошли смотреть концерт. На трибунах народу было большое скопление.

Сын попросил поп-корн.

Я ему дала денег, можно сказать последние, финансовое положение было у нас как раз не очень, и когда он возвращался, довольный, с полным ведерком поп-корна, на его пути оказался ребенок в инвалидном кресле.

Мой сын просто не подозревал никакого подвоха, да и я не подумала его предостеречь, хотя наблюдала как он приближается к ребенку в кресле. Неожиданно этот мальчик ни с того ни с сего начал махать руками и зацепил ведерко. Поп-корн рассыпался по асфальту, а сын чуть не заплакал от обиды.

И мне так же захотелось плакать вместе с ним, чувствуя его огорчение. Я попыталась объяснить сыну, что мальчик не виноват, он не отвечает за свои действия, потому что болен.

А вот женщина, которая сопровождала ребенка инвалида даже не извинилась, только накричала на своего опекаемого (вряд ли это был ее ребенок, скорее всего она просто его сопровождала), этим ее реакция ограничилась.

Я находилась в трудной ситуация, не зная как поступить: я понимала, что на новое ведерко поп-корна у меня денег нет, но купить его было нужно, чтобы не получилось, что мой сын остался наказанным этой ситуацией и ощущал неприязнь ко всем ментальным инвалидам. Виноватых в этой ситуации не было. Тот не соображал, что делал, мой не был осторожен по неопытности и наивности. Слава богу, с нами была моя тетя. Она дала денег и отправила моего сына за новой порцией поп-корна. На этом инцидент был исчерпан.

К чему я эту историю рассказала? Если вы со своим ребенком столкнулись с агрессивным поведением ментального инвалида, а родитель или сопровождающий не принимает никаких мер по предотвращению агрессии своего подопечного, просто уйдите в сторону, на другую площадку.

Обязательно укажите в корректной форме (чтобы не получилось грязной свары) взрослому, что он не прав и обязан следить за своим особенным ребенком, но ни в коем случае не учите своего ненавидеть таких людей, они и так обижены судьбой, нужно быть снисходительными и терпимыми. Не в смысле разрешать бить и издеваться над собой, этого не нужно делать ни в коем случае. Но у вас всегда есть возможность уйти в сторону. Ментальщиков на самом деле не так много, они не попадаются на каждом шагу и места свободного хватит всем.

Будьте счастливы, пишите комментарии, не забывайте ставить лайк, если статья понравилась, подписывайтесь на наш канал. Так же прошу помочь каналу материально, если можете. Заранее благодарна.

Ваша Любовь.

Источник: https://zen.yandex.com/media/gos/mentalnye-invalidy-oh-uj-eta-inkliuziia-otvety-na-kommentarii-chitatelei-5f06d11384e0f526627f34ba

Инклюзия в понимании современного общества

Инклюзия инвалидов

Инклюзия в понимании современного общества. Пахолкина Т.М., Елина Д.Д., Задумкина Е.А., ФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет», г. Череповец, Вологодская область, Россия.

Аннотация: В данной статье рассматривается вопрос инклюзии. Подчеркивается актуальность проведенного исследования на эту тему.

Ключевые слова: инклюзия, гуманность, инвалиды, ограниченные возможности.

В современном обществе остро стоит проблема понимания инклюзии. Главное не то,  как люди с ограниченными возможностями здоровья реализуют себя в обществе, а как человечество относится к таким людям. Ведь каждый человек нуждается в принятии и поддержке. В данной статье мы поднимаем вопрос о том, как современное общество относится к человеку с ограниченными возможностями здоровья.

Инклюзия (от inclusion – включение) – процесс реального включения людей с инвалидностью в активную общественную жизнь. Инклюзия предполагает разработку и применение конкретных решений, которые позволят каждому человеку равноправно участвовать в общественной жизни [1].

Инклюзия предусматривает для человека с особыми потребностями не ограничиваемое участие и свободу выбора его меры, форм и способов во всех социальных процессах, на всех ступенях образования, в процессе досуга, на работе, в реализации различных социальных ролей и функций [6].

Невозможно не заметить актуальность данной темы, ведь сейчас, к сожалению, в нашем мире количество людей, и зачастую детей, с ограниченными возможностями здоровья, растёт. Важно отметить, что идеи гуманизации, переосмысления человеческих ценностей, уникальности человеческой личности являются основными составляющими идеями инклюзивного миропонимания.

Данной проблемой занимались многие психологи, философы, социологи. Большой вклад в развитии данной темы внесли Е.И. Пурыгина, М.С. Староверова, Т.В. Тимохина. Авторы отмечают, что инклюзия достижима в той социальной среде, которая готова к восприятию самой этой идеи [3, 4, 5].

Каждый человек в нашей стране имеет право на образование, в том числе и человек с ОВЗ. Успешное введение инклюзивного образования возможно лишь в обществе, обладающем здоровой нравственной основой.

А в данный момент, сложилась ли такая нравственная основа в нашем обществе? Готово ли сейчас молодое поколение к такому ответственному шагу, как инклюзия? Данными вопросами задаются многие социологи, психологи, педагоги, что говорит нам о повышенном интересе к данной теме.

Исходя из вышесказанного, нами была поставлена цель – выяснить понимание проблемы инклюзии среди современной молодёжи.

Инклюзивное образование не считается синонимом лишь физического присутствия детей с различиями и дееспособностью вместе с другими детьми.

Создание соответствующих условий в инклюзивном образовании и воспитании охватывает все аспекты, в том числе материального, физического, позиционного аспектов.

Среда и возможности в такой системе должны быть на таком уровне, чтобы они охватили всех детей с различными ограниченными возможностями[4].

Многие образовательные учреждения переходят именно на иклюзивное образование, потому что сейчас происходит глобальные изменения в осознании общества с гуманной точки зрения.

Гуманистическая идея общественного сознания строится на представлении о том, что современный мир является взаимозависимым и взаимодействующим, в котором признается равноправие всех жизненных взглядов, где уважают традиции и принимают инновации, устанавливаются диалогические и равноправные отношения между людьми вне зависимости от того, какими возможностями (интеллектуальными, физическими и др.) человек обладает.

За последнее время можно наблюдать, как идеи о ценности жизни медленно, но неуклонно овладевают общественным сознанием. Происходит поворот социального интереса к людям, не таким как все, имеющим ограниченные возможности жизнедеятельности и социальной активности, чье развитие и жизнь не вписываются в рамки типичного [5].

Инклюзия в широком смысле этого слова включает в себя не только сферу образования, но и весь спектр общественных отношений: труд, общение, развлечения. Везде должна быть создана доступная и доброжелательная атмосфера, преодолены барьеры среды и общественного сознания.

На сегодняшний день инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка.

Государство должно обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека.

Разрушение барьеров при получении доступности к качественному образованию приводит к объединению общественного пространства инвалидов и здоровых людей, меняется отношение к инвалидности: она считается не пороком, а особенностью того или иного человека [2].

На наш взгляд, система инклюзивного образования, с точки зрения социокультурных возможностей, образовательного пространства, нравственных принципов общества расширяется с каждым днем. В связи с этим, на предмет изучения уровня готовности общества к инклюзии и осмысления проблемы отношения людей к человеку с ограниченными возможностями здоровья, нами было проведено исследование.

Экспериментальную базу составили студенты и преподаватели «Череповецкого государственного университета». В анкете предлагалось ответить на вопросы по блокам:

  1. Как вы относитесь к инвалидам?
  2. Какие положительные черты личности Вы можете отметить у инвалидов?
  3. Какие отрицательные черты Вы можете отметить у инвалидов?
  4. Как вы относитесь к тому, что бы инвалидом был ваш знакомый (ваш сосед, врач, родственник и др.)?
  5. В какой школе лучше всего было бы учиться детям-инвалидам?
  6. Нужны ли инвалидам льготы?
  7. Как Вы относитесь к созданию государственной программы трудоустройства инвалидов, созданию для них рабочих мест?

По результатам проведенного исследования, мы получили следующие данные: пилотажное исследование показало, что все респонденты положительно относятся к лицам с ограниченными возможностями, в том числе с интеллектуальными нарушениями; отмечают такие положительные черты личности как работоспособность, упорство в достижении цели, доброжелательность, терпение.

Многие респонденты видят людей с ограниченными возможностями своими соседями по дому, но затрудняются ответить, если это будет их родственник.

Не желательно, по мнению участников опроса, если лица с ограниченными возможностями здоровья будут коллегами, подчиненными, врачами, учителями, представителями власти.

Некоторые респонденты считают, что детям с нарушениями в развитии необходимо проходить обучение в специальном классе массовой школы, в школе индивидуального обучения. Необходимость льгот и государственной программы трудоустройства инвалидов признаются практически всеми участниками опроса.

Полученные нами данные свидетельствую о том, что общество заинтересовано в проблеме инклюзии в нашем мире. Именно с позиций гуманизма и принятия оно ищет решения данной проблемы.

В настоящее время не каждый готов принять человека с ОВЗ. Но осознание того, что люди видят данную проблему, что общество готово говорить, размышлять и действовать, для решения проблемы инклюзии должно мотивировать каждого. Такая этическая концепция утверждает ценность жизни любого человеческого существа, как единственного и неповторимого в этом мире.

Его безусловное право на полноценную жизнь вне зависимости от того, есть у человека дефекты в развитии или нет, а также его безусловное право на образование и специальную помощь в соответствии с его особыми потребностями, право на достойную жизнь среди людей, право на уважительное отношение к нему.

Ведь человек с ОВЗ, это не какой – то другой человек, это уникальная личность!

Поэтому процесс инклюзии в современном мире, это не только техническое или информационное внедрение каких – либо изменений в общественной жизни, а прежде всего – это изменение взгляда на жизнь и её ценность.

Ссылки на источники

  1. Алехина С.В. Принципы инклюзии в контексте развития современного образования / С.В. Алехина //Психологическая наука и образование. – 2014. — №1.
  2. Инклюзивное образование – путь к толерантному обществу :библиографический указатель / сост. С. В. Чиннова. — Мурманск : МГГУ, 2012. — 51с.
  3. Пургина Е.И.

    Философские основы инклюзивного образования в контексте специального федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья / Педагогическое образование в России. — 2014. — № 2

  4. Староверова М.С.

    Инклюзивное образование: настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: методические пособия / М.С. Староверова и др.; под ред. Староверовой М.С. М.ВЛАДОС, 2011.

  5. Тимохина Т.В. Инклюзивно ориентированное образование / Перспективы образования и науки , 2014 , №5 ( 11 )
  6. Юлдасова А.С.

    Философия взглядов на инклюзивное образование / Познание – 2016

Статья  — участник конкурса Лучшая молодежная статья 2017 года

Инклюзия в понимании современного общества

Источник: https://son-net.info/inklyuziya-v-ponimanii-sovremennogo-obshhestva/

Инклюзия для ребёнка-инвалида – о чем нужно помнить родителям

Инклюзия инвалидов
Сделано в сервисе Canva

В последнее время модно говорить про инклюзию, смысл которой заключается в интеграции ребенка с различными нарушениями в нормальное общество с возможностью развиваться, учиться и работать в обычном коллективе (садик, школа, ВУЗ и т.д.).

#Инклюзия (от inclusion – включение) – процесс реального включения людей с инвалидностью в активную общественную жизнь. Инклюзия предполагает разработку и применение конкретных решений, которые позволят каждому человеку равноправно участвовать в общественной жизни.Алехина С.В. Принципы инклюзии в контексте развития современного образования / С.В. Алехина //Психологическая наука и образование. – 2014. — №1.

Идея прекрасная, гуманная и учитывающая интересы ребенка-инвалида и его окружения. Благодаря ей многие дети смогли получить общее и высшее образование, найти свое дело в жизни.

Правда ее реализация порой не выдерживает никакой критики. Потому что в кучу смешивают абсолютно разных детей. С разными исходными данными здоровья, разными условиями жизни, средой развития и т.д.

В итоге интеграция как таковая отсутствует. Страдает #ребенок с нарушениями, не чувствуя себя “своим” в непривычной для него среде, страдают неподготовленные воспитатели, учителя и обычные дети, которым этот ребенок невольно мешает заниматься.

Вот родился #ребенок с особенностями, не позволяющими ему в обычных условиях расти и развиваться в соответствии с возрастом. Для него создают специальную среду, которая помогает ему преодолеть проблемы и “вытягивает” до необходимого уровня.

Хорошо, когда есть предпосылки для того, чтобы догнать сверстников и преодолеть возникающие трудности. А если нет? Следует честно признать, что в зависимости от тяжести конкретного заболевания включение такого ребенка в общий образовательный процесс может происходить по-разному.

В каких-то случаях это возможно без ущерба для всех, а в каких-то лучше выбрать иной путь. Все очень индивидуально.

Дети с физическими нарушениями, но имеющие сохранный интеллект

Во многих случаях бывает достаточно восполнить недостаток функционирования конкретного органа или систем органов другими органами чувств (компенсаторный механизм) или механическими, электронными устройствами. И вместе с этим научить ребенка-инвалида иным способам усвоения информации, чтобы его обучение проходило на общих основаниях.

Пример: #слабовидящие и #слепые дети информацию усваивают с помощью слуха и тактильных ощущений плюс им подбираются очки, параллельно решается вопрос коррекции зрения хирургическим путем, если это возможно.

Аналогично #слабослышащие и #глухие дети – они получают информацию зрительно. Слух, в зависимости от степени потери, может корректироваться слуховыми аппаратами различной мощности или хирургическим путем – установкой кохлеарного импланта или стволомозгового импланта.

Чем раньше начаты лечение и реабилитация, тем легче идет интеграция ребенка в общество.

Дети с физическими, психическими и интеллектуальными нарушениями

Гораздо сложнее тем детям, которые наряду с физическими, интеллектуальными нарушениями имеют и психические расстройства.

Последний пункт вызывает множество вопросов – такого ребенка иногда социализировать можно, но очень сложно и с рядом ограничений.

Здесь прилагаются огромные усилия и привлекается большой круг специалистов разного профиля с их непрерывной многолетней работой (тифло-сурдо-педагоги, дефектологи, сурдологи, психологи, неврологи, психиатры и т.д.). Для некоторых детей жизненно необходимо сопровождение на всю жизнь (опекун, тьютор и т.д.).

Отсюда понятно, что #реабилитация не всегда дает положительный 100% результат. Но, как говорится, лучше делать, чем не делать, тем более, что мозг ребенка очень пластичен и способен на гораздо большее, чем мы себе представляем.

Если ребенок не “тянет” уровень общеобразовательной школы, есть варианты обучения на дому или в школах с соответствующей адаптированной программой обучения.

Что важно понять маме такого ребенка? Любить его, какой он есть, трезво видеть его возможности и учитывать его запас сил. Отталкиваясь от этих данных – выстраивать планку, достижимую для конкретного ребенка. Преодолевает? Отлично! Ставим чуточку выше, но реальную. Не может? Немного откатываемся назад на уровень “я могу сам” и снова пробуем.И постепенно, насколько это возможно, следовать зоне его ближайшего развития (ЗБР). Сравнивать его сегодняшние успехи со вчерашними, а не с другими детьми. Не ставить заоблачные цели, которые их сын или дочь просто физически не потянут. Именно эти пункты многие родители забывают. Перед глазами стоит нормальный соседский ребенок и сколько слез проливается, чтобы их родной с особенностями в развитии был похож на такого.

Если после интенсивной терапии и занятий со специалистами удается вывести ребенка на порядок выше, чем он был до этого – уже это огромное достижение. Ведь он проходит огромный рывок, сравнимый со спринтерским изнурительным забегом. И здесь родителям важно его в этом поддержать: “У тебя вот это получилось, я тобой горжусь!”

Если понравилась статья, нажмите пальчик вверх. Буду благодарна за ваши репосты, чтобы другие мамы тоже смогли прочесть ее.

Чтобы не пропустить новые статьи, подпишитесь на наш канал.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/detpsycholog/inkliuziia-dlia-rebenkainvalida-o-chem-nujno-pomnit-roditeliam-5f6a1788ef45717289c86cff

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.