Инклюзия овз

Современные технические решения для инклюзивного образования

Инклюзия овз
Существенным вкладом в формирование пакета регламентирующей документации стала разработка в 2012 году специалистами Департамента образования г.

Москвы, Московского городского психолого-педагогического университета, Института проблем (интегративного) инклюзивного образования методических рекомендаций по созданию специальных условий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Очень важный шаг был сделан со стороны государства  – принятие Госпрограммы «Доступная среда».

В этих документах обозначено, что наиболее эффективным видом совместного обучения является модель инклюзивного, то есть включенного образования. Инклюзия дает возможность получить каждому человеку знания в необходимом для него объеме, с учетом его физического и психического состояния.

Большое внимание здесь уделено материально-техническому обеспечению учебного процесса, так как без создания соответствующих условий для пребывания «особых» учащихся в образовательном пространстве даже самые лучшие педагогические методики не принесут ожидаемого результата.

 

Таким образом, в рамках программы «Доступная среда» перед образовательным учреждением ставятся две основные задачи: организация безбарьерного доступа к образовательному учреждению и улучшение материально-технической базы.

Действительно, для того чтобы ребенку или подростку с особыми потребностями было комфортно находиться в школе, детском саду или ВУЗе, чтобы он мог слышать, видеть, усваивать учебный материал так же хорошо, как сверстники, для него должны быть созданы специальные условия и предоставлены дополнительные технические устройства и приспособления. Так, например, для снижения негативного влияния на разборчивость речи в шумных помещениях, какими являются классы, детям и подросткам с нарушенным слухом необходимы звукоусиливающие системы индивидуального и коллективного пользования. Незрячие и слабовидящие учащиеся не могут обучаться без использования дополнительных устройств для чтения, специальных учебников и канцелярских принадлежностей, а также адаптированного под их особенности зрения рабочего места. Важным условием успешного обучения для детей и подростков, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, является доступность школьной среды, адаптация всех помещений к беспрепятственному перемещению, дооборудование учебных мест. Кроме этого, дети с «особыми» образовательными потребностями испытывают повышенные психоэмоциональные нагрузки во время уроков. Им, как никому другому, необходимы условия для расслабления и отдыха во время перемен. Лучшим решением этого вопроса становится организация зон релаксации.

Группа компаний «Исток-» входит в число ведущих отечественных разработчиков и производителей реабилитационного и адаптационного оборудования.

Признанный лидер российского рынка сурдотехники, «Исток-» активно развивает свою деятельность по следующим направлениям: производство и поставка оборудования для реабилитации людей с нарушенным зрением, функций опорно-двигательного аппарата.

Специалисты компании предлагают комплексный подход к материально-техническому оснащению учебных заведений: обустройство рабочих мест учащихся, поставка индивидуальных средств адаптации, дооборудование зданий с учетом требований существующей нормативной базы.

Здания, в которых расположены учебные заведения, строились в разное время, поэтому каждое из них имеет свои архитектурные и технические особенности.

Для адаптации их к требованиям, предъявляемым к учреждениям инклюзивного образования, необходимо провести комплексное обследование помещений и прилегающей территории, составить план улучшения материально-технической базы, установить необходимое оборудование и обучить персонал работе на нем.

ГК «Исток-» имеет большой практический опыт по дооборудованию зданий различной категории сложности, в том числе образовательных учреждений. Специалисты компании систематически привлекаются в качестве экспертов-консультантов при обсуждении мероприятий по обеспечению доступной среды. 

  • FM-системы индивидуального и коллективного использования. Передают звук (например, голос преподавателя) с микрофона напрямую на слуховые аппараты или звуковые процессоры кохлеарных имплантов учеников, что позволяет им слышать информацию предельно отчетливо, без искажений. Преподаватель получает возможность свободно перемещаться по классу, не повышать голос при объяснении материала, уделять достаточно времени каждому.  
  • Акустические системы. Являются дополнительным элементом FM-системы. Создают комфортные условия слышимости для всех групп учащихся. Голос лектора с микрофона через FM-передатчик поступает на акустическую колонку, которая равномерно усиливает и распространяет звук по всему помещению. Одновременно сигнал с передатчика попадает на FM-приемники учеников со слуховыми аппаратами или звуковыми процессорами кохлеарных имплантов. Качественный, четкий звук слышат все без исключения. Также акустические системы позволяют проводить занятия по развитию речи со слабослышащими без использования FM-приемников.
  • Информационные (индукционные) системы. Обеспечивают качественную, без искажений, передачу  аудиосигнала в условиях, когда применение FM-систем не является оптимальным. Универсальное решение для помещений любой площади. Различные модификации систем (переносная, портативная, стационарная, настенная) позволяют использовать их в любых ситуациях, когда есть необходимость передать звук высокой четкости – от библиотек и классов, лекционных и конференц-залов до спортивных комплексов, а также при общении пользователя слуховых аппаратов или кохлеарных имплантов с администрацией учебных заведений и преподавателями.  
  • Слухоречевые тренажеры. Предназначены для проведения индивидуальных занятий по развитию слухового восприятия, отработке ритмико-интонационной речи в коррекционной работе с детьми и подростками, имеющими потерю слуха или дефекты речи.
  • Компьютерный комплекс для слабовидящих. Состоит из персонального компьютера с программным обеспечением экранного доступа и видеоувеличителя. Дополнительно может комплектоваться синтезатором речи, 3D-принтером шрифтов Брайля, читающими устройствами. Позволяет работать с графической, текстовой и печатной информацией. Применение такого многофункционального комплекса в условиях инклюзивного образования помогает учащимся просматривать учебные пособия в удобном виде, и, таким образом, участвовать в рабочем процессе наравне с другими.
  • Электронные видеоувеличители. Позволяют детям с низкой остротой зрения, а также с другими формами нарушения зрительной функции, читать литературу, рассматривать иллюстрации и графики. Ручные, переносные или стационарные, эти приборы способны полностью удовлетворить потребности слабовидящих учеников в получении качественной визуальной информации.
  • Учебные пособия и письменные принадлежности. Помогают организовать учебный процесс в соответствии со стандартной школьной программой. Вся текстовая информация дублируется шрифтом Брайля. Одинаково удобны для использования как на уроках, так и дома для закрепления полученных знаний.
  • Устройство для прослушивания обучающих аудио-пособий. Портативный тифлоплеер помогает учащимся лучше запоминать учебный материал, позволяет воспроизводить записанную в утвержденном Всероссийским обществом слепых формате важную информацию в удобное время и столько раз, сколько это необходимо. Большой объем памяти и интуитивно понятный интерфейс делают использование устройства удобным и комфортным. 
  • Специальная мебель. Комплекты включают парту с боковой и задней приставкой, ортопедический стул, подставку для ног, абдуктор, дополнительные опоры. Данная мебель снижает мышечную усталость во время занятий, обеспечивает удобство движений и соблюдение правил расположения детей на рабочем месте во время занятий.
  • Специальные клавиатуры. Помогают учащимся с различными нарушениями моторных функций осваивать компьютерную грамотность, отличаются от стандартных клавиатур размерами, расстоянием между клавишами, более контрастным цветом знаков. Различные модификации адаптированы под разные физические особенности пользователей.
  • Специальные клавиатуры. Обеспечивают ученикам с различными нарушениями зрительных и моторных функций более комфортную работу за компьютером.
  • Интерактивная компьютерная доска с проектором. Оптимальное решение для совместного обучения детей с различными особенностями здоровья. Многофункциональная рабочая поверхность позволяет демонстрировать фильмы и презентации, рисовать и писать пальцами, стилусом или обычными сухостираемыми маркерами, выполнять различные упражнения.
  • Сенсорные комнаты. Особым образом организованное пространство помогает снять психоэмоциональное напряжение и излишнюю физическую нагрузку, восстановить эмоциональный фон. В таких комнатах можно проводить занятия по развитию двигательной активности и тактильной чувствительности, активации мозговой деятельности и стимуляции различных органов чувств.
  • Развивающие комплексы и тренажеры. Помогают детям, особенно в детском саду и в начальной школе, изучать особенности предметного мира, стимулируют развитие координации глаз и рук, улучшают когнитивные процессы – память, наблюдательность, логическое мышление.   

Для безопасного и удобного нахождения детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении, работающего, в первую очередь, по программам инклюзивного образования, необходимо обеспечить физическую доступность как самого здания, так и всех его помещений: беспрепятственный въезд в школу на коляске и подъем на любой этаж; самостоятельное перемещение по коридорам и учебным классам; комфорт при посещении санитарных зон; своевременное информирование о важных событиях и мероприятиях. Решению эти задач способствует применение различных устройств и приспособлений.

  • Знаки доступности. Информируют о том, что здание приспособлено для людей с различными видами ограниченности физических возможностей.  
  • Предупреждающие знаки. Сообщают о том, что на пути следования могут возникнуть различные препятствия, например, стеклянные двери, узкие проходы, ступеньки.
  • Противоскользящие покрытия. Снижают риск получения травм при передвижении по скользким поверхностям – полам, лестницам. Рекомендованы для использования во всех учреждениях, где обучаются дети, испытывающие трудности при передвижении.
  • Кнопка вызова помощника.  Предназначена для дистанционного вызова помощника. Полезна во многих ситуациях, например, когда учащийся не может самостоятельно попасть в здание или если у него возникли трудности во время посещения санитарной комнаты.
  • Автоматические открыватели дверей. Помогают учащимся с различными видами ограниченности физических возможностей беспрепятственно войти в здание, кабинет, столовую и другие помещения.
  • Звуковые маяки и навигационные системы. Дают возможность слабовидящим и незрячим ученикам получить важную звуковую информацию. Позволяют оперативно определить свое местонахождение и направление для дальнейшего движения.     
  • Тактильная плитка и направляющие элементы. Указывают направление движения во дворе школы и внутри здания. Помогают ученикам с нарушенным зрением быстро ориентироваться, узнавать о наличии препятствий.
  • Таблички, мнемосхемы. Информируют о схеме расположения помещений в здании. Все необходимые надписи выполнены в виде плоско-выпуклых элементов и дублируются шрифтом Брайля.    
  • Информационный терминал. Предназначен для получения справочной информации, отображает интерактивный план здания и пути движения по нему. Адаптируется под конкретные требования пользователя, например, слабовидящие могут изменить размер шрифта и его цвет, а имеющие нарушение опорно-двигательного аппарата – переместить управление терминалом на удобную высоту. При подключении информационной (индукционной) системы терминалом могут пользоваться слабослышащие ученики, получая звуковую информацию непосредственно на слуховые аппараты или кохлеарные импланты. 

Программы инклюзивного образования реализуются во многих странах мира. Накопленный опыт убедительно показывает: только совместное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и без них учит людей относиться друг к другу с пониманием и уважением, воспитывает толерантность, и способствует развитию личности будущего гражданина. Учебные заведения являются важным жизненным пространством для всех детей и подростков без исключения. От того, насколько комфортные в детских садах, школах, колледжах и ВУЗах будут созданы условия, зависит успешность каждого ученика и тот объем знаний и практических навыков, которые в итоге помогут стать ему полноценной личностью и занять достойное место в современном обществе.  

Источник: https://www.istok-audio.com/info/articles/inklyuzivnoe_obrazovanie/Sovremennye-tehnicheskie-reshenija-dlja-inkljuzivnogo-obrazovanija/

Инклюзия. Инклюзивное образование. Дети с ОВЗ

Инклюзия овз

Пормейстер Ольга Викторовна
Инклюзия. Инклюзивное образование. Дети с ОВЗ

Инклюзивное образование.

Дети с ОВЗ.

Сегодня инклюзия рассматривается в качестве одного из стратегических направлений развития системы образования.

Право на доступность качественного образования гарантировано российским законодательством всем обучающимся, независимо от индивидуальных возможностей, с учетом разнообразия особых образовательных потребностей.

Однако, до сих пор большинство детей инвалидов и/или детей с ограниченными возможностями здоровья обучаются в отдельных организациях, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы.

При этом при создании соответствующих новым требованиям форм и способов организации обучения, обеспечении доступной среды лицам с ограниченными возможностями здоровья с различными нозологиями, многие из них способны на равных с нормально развивающимися сверстниками полноценно участвовать в учебном процессе, приобретать социальные навыки и умения.

В нашей стране процесс интеграции и инклюзии детей с особыми возможностями здоровья в образовательном учреждении является не только отражением времени, но и представляет собой реализацию прав детей на образование в соответствии с “Законом об образовании” Российской Федерации.

С введением новых федеральных государственных образовательных стандартов перед педагогами встали новые цели и задачи, а именно образование детей с особыми возможностями здоровья. Конечно, эти идеи не новы, еще в 30 – е годы прошлого века, выдающийся педагог Л. С.

Выгоцкий обосновал идею инклюзивного обучения как педагогической системы, органично соединяющей специальное и общее образование, с целью создания условий для преодоления у детей социальных последствий, генетических или биологических дефектов развития, для успешной социальной практики имеющегося у ребенка физического дефекта.

Об инклюзивном обучении сейчас много говориться, и пишется, казалось бы, информации много, но как оказалось на практике, педагогам не хватает опыта и знаний.

Что же делать воспитателю, если у него в группе ребенок с особенными возможностями здоровья? Прежде всего, изучить особенности ребенка и составить индивидуальный образовательный маршрут.

Сделать это возможно только на основе знаний о конкретном нарушении, имеющемся у ребенка, и понимании компенсаторных возможностей, на которые можно будет опираться при обучении и воспитании. Зная особенности, возможности можно приступать к организации предметно – развивающей среды.

Эффективным условием реализации инклюзивного образовательного процесса является организация предметно-развивающей среды, стимулирующей развитие самостоятельности, инициативы и активности ребенка, обеспечивающей развитие возможностей детей. Особое внимание следует обратить на условия создания предметно – развивающей среды. В первую очередь это безопасность.

Далее комфортность, вариативность, информативность, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям развития и интересам детей. Для развития детей с ОВЗ обязательно нужно создавать условия для взаимодействия с детьми в микрогруппах, что способствует формированию социальных навыков общения и взаимодействия.

Организация педагогами игровой, исследовательской, проектной деятельности в микрогруппах, так же способствует взаимодействию детей. Для этого можно использовать дополнительные программы по организации проектной деятельности, программы физического воспитания, музыкального развития, театральный кружок и т. д. В микрогруппах, решая общие задачи.

Дети учатся общаться, согласовывать совместные решения, взаимодействовать друг с другом, находить общие пути решения разногласий.

Совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в соответствии с образовательной программой дошкольного образования, адаптированной для детей с ограниченными возможностями здоровья. С учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей, необходимо обеспечить коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

Для успешного осуществления поставленной цели, можно выделить ряд задач:

– Создание ребенку с ОВЗ условий для осуществления содержательной деятельности в условиях, оптимальных для его всестороннего и своевременного психического развития;

– обеспечение охраны и укрепления здоровья ребенка;

– коррекция (исправление или ослабление) негативных тенденций развития;

– стимулирование и обогащение развития во всех видах деятельности (познавательной, игровой, продуктивной, трудовой);

– профилактика вторичных отклонений в развитии и трудностей в обучении на начальном этапе.

Создание индивидуального маршрута, внимание и терпение педагога позволяет достичь прекрасных результатов. Для обычных детей опыт совместной деятельности с детьми с ОВЗ просто необходим, если мы хотим воспитать в будущем милосердного, толерантного, доброжелательного члена нашего общества.

В свою очередь дети с ОВЗ прекрасно социализируются в сообществе сверстников и в социуме в целом. Дети живут общим коллективом, не делая различий. Ребенок получает шанс реализовать, проявить себя. Его жизнь перестает существовать в рамках ограниченного пространства.

Надо отметить, что родители детей с ОВЗ, как правило, очень активно включаются в совместную работу с педагогом. У них появляется возможность выйти за рамки семейного общения, понимание, что у ребенка есть возможность социализации, а значит, появляется уверенность в завтрашнем дне.

Педагог вообще должен быть ориентирован на поддержку таких родителей и обязательно прорабатывать различные способы взаимодействия от психологического до образовательного. На каждом этапе образовательного процесса, можно и нужно включать родителей в создание индивидуально – образовательного маршрута, тогда эта работа будет наиболее продуктивной.

Задача педагога помочь родителю не стеснятся своего ребенка, воспринимать таким, какой он есть, помочь ребенку быть уверенным в себе, развивать его познавательную деятельность и эмоционально – волевую сферу.

Признание государством ценности социальной и образовательной интеграции детей с ОВЗ обусловливает необходимость создания для них адекватного образовательного процесса именно в общеобразовательном учреждении, которому отводится центральное место в обеспечении так называемого «инклюзивного» (включенного) образования.

Список литературы:

1. Алехина С. В. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании /С. В. Алехина, М. Н. Алексеева, Е. Л. Агафонова //Психологическая наука и образование. – 2011.- № 1. – С. 83-92.

2. Инклюзивное образование в России. ЮНИСЕФ. М., 2011.

3. Токарь И. Е. Инклюзивное образование : опыт и перспективы развития: [подготовка кадров для реализации идей совместного обучения] / И. Е. Токарь// Социальная педагогика. – 2011. – № 5. – С. 93-105.

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/inklyuzija-inklyuzivnoe-obrazovanie-deti-s-ovz.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.