Инклюзия в дополнительном образовании детей

Инклюзивный подход в дополнительном образовании детей

Инклюзия в дополнительном образовании детей

Инклюзивное образование (фр. inclusif-включающий в себя, лат.

include-заключаю, включаю) представляет собой стремительно нарастающую сегодня тенденцию в стратегии развития  общего и дополнительного образования, которая выражается в  возможности обеспечения равной доступности различных форм образования для всех детей, приспособления специальным образом организуемого учебно-воспитательного процесса к нуждам всех детей, включая, прежде всего, детей с ограниченными возможностями здоровья, либо, говоря другими словами, с особыми образовательными потребностями.   В профессиональном педагогическом отношении это предельно сложная задача, особенно для педагогов-практиков только начинающих свою профессиональную карьеру.                                                        

Особое место в теоретико-методической разработке самых разнообразных аспектов проблемы социальной интеграции детей с особыми образовательными потребностями принадлежит системе дополнительного образования, которая дает таким детям возможность испытать свои силы, способности и творческие потенциалы, занимаясь совместно со здоровыми детьми, к примеру,  художественно-эстетической, физкультурно-спортивной или  культурно-досуговой деятельностью.  По имеющимся на сегодняшний день многочисленным социологическим исследовательским данным, наиболее острыми проблемами ребёнка с особыми образовательными потребностями являются:  нарушение гармоничной связи с миром, ограничение мобильности, бедность эмоционально-личностных контактов со сверстниками и взрослыми, дефицит общения с природой, недоступность целого ряда общекультурных ценностей, а, в отдельных случаях, даже  и самого элементарного общего образования.

Одна из стратегически наиболее важных задач деятельности нашего Центра дополнительного образования города Искитима – успешная социализация детей в условиях современной динамичной жизни и их одновременное интенсивное культурно-творческое развитие. В рамках этой целевой стратегической задачи нами и осуществляется инклюзивный подход.

Так, начиная с 2008 года в нашем учреждении работает клуб досуга и творческого развития «Росток». В этом творческом объединении занимаются дети  с особыми образовательными потребностями в возрасте от 6 до 30 лет.

В процессе творчески насыщенных занятий обучающиеся осваивают ряд программ художественной направленности, работая в инклюзивном режиме.

Совместные занятия в клубе для детей с особыми потребностями и детей из общеобразовательных школ очень важны с точки зрения совместного, обоюдополезного развития у всех детей навыков общения, доброго отношения друг к другу, актуализации стремления помочь в выполнении особенно сложных творческих заданий. При этом для детей с ограниченными возможностями здоровья нами создаются благоприятные условия, адекватные их психофизическим особенностям и имеющимся потенциальным способностям. Учебно-творческие занятия строятся таким образом, чтобы постепенно происходила корректировка и развитие восприятия, внимания, памяти, пространственной ориентации, временных представлений, мышления, речи, эмоционально-волевой сферы, а также формирование мелкой моторики. Кроме того, конечно же, осуществляется развитие коммуникативных умений и навыков. 

В летний период дети, занимающиеся в клубе «Росток»,  принимают активное участие в профильной смене на базе лагеря дневного пребывания. Профильная смена также проходит в инклюзивном режиме.

Цель проведения профильной смены кратко может быть сформулирована так: содействовать духовно-нравственному развитию и социальной адаптации детей, подростков и молодёжи с ограниченными возможностями здоровья и детей из общеобразовательной школ через приобщение их к традициям русской народной культуры и, в особенности, к традициям декоративно-прикладного искусства.

Проведение профильной смены осуществляется по следующим направлениям:

– художественно-эстетическое: формирование в ребенке основ высокой нравственности, духовности, чувства прекрасного, устремленности к гармонии внешней и внутренней, прежде всего,  через приобщение к истокам  русской народной культуры;

– коммуникативная деятельность: системно педагогически организованное общение детей в процессе выполнения каких-либо совместных увлекательных творческих акций;

– игровая деятельность: разработка и проведение коллективных творческих дел совместно с детьми. включая самостоятельное проведение игр детьми;

– общественно–полезная и самообслуживающая деятельность: регулярно сменяемое дежурство, выполнение разнообразных социально-значимых проектов и  поручений.

Важно особо подчеркнуть, что инклюзивный подход в дополнительном образовании детей обязательно предполагает создание предельно чёткой системы взаимодействия с родителями обучающихся.

У нас плодотворное сотрудничество с родителями обычно происходит в таких  организационно-педагогических формах как: совместное учебно-творческое занятие для детей и родителей;  сквозное посещение родителями обучающихся учебно-творческих занятий в течение целого учебного года; проведение тематических мастер-классов для родителей; приглашение родителей на выставки по декоративно-прикладному искусству, на фестивали детского творчества, на городские  детские ярмарки и др.

Совместные занятия и проведение ярких, запоминающихся мастер-классов  для родителей  очень полезны детям, поскольку эти занятия создают для детей с особыми возможностями здоровья в чём-то необычную, новую для них обстановку – дети здесь учатся оперативно приспосабливаться к стремительным изменениям привычной среды, учатся новым способам общения, взаимодействия и творчества.  Родителям такая деятельность тоже интересна, ведь они могут здесь получить новые для себя знания, могут по новому взглянуть на своих детей, лучше понять их реальные достижения,  оценить те реальные трудности, которые ребёнок испытывает и преодолевает.

Систематическое общение с родителями дает педагогу дополнительного образования возможность глубже изучить жизненную и педагогическую  позицию родителей (законных представителей), полнее учесть её при  организации целостного учебно-воспитательного процесса, при выборе наиболее эффективных форм и направлений выстраивания коммуникативно-образовательных взаимоотношений как внутри группы, так и за её пределами.

Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что педагогически последовательно реализуемый инклюзивный подход в системе дополнительного образования детей подразумевает не просто механическое включение обучающихся с особыми образовательными потребностями в группу сверстников, не имеющих ограничений жизнедеятельности, а требует целенаправленного воздействия на абсолютно каждого ребенка, предполагает поиск  такого этически корректного воздействия, чтобы совместное пребывание различных категорий детей в среде сверстников, да и в целом,  было для них комфортным и всемерно способствовало динамичному социальному, познавательному и творческому росту.  

Источник: http://www.sibvido.ru/node/57

Инклюзия в учреждении дополнительного образования

Инклюзия в дополнительном образовании детей

Инклюзивное образование в учреждении дополнительного образования

В последние годы благодаря усилиям государства и общественных организаций в образовательных организациях начат процесс активного включения людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в жизнь социума.

В настоящее время люди с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья принимают активное участие в формировании и инспектировании доступной среды, информировании о возможности получения помощи и поддержки, а также выступают активными организаторами интеграционных мероприятий.

Дополнительное образование даёт ребёнку с ограниченными возможностями здоровья возможность выбора своего индивидуального образовательного пути, увеличивает пространство, в котором может развиваться личность ребёнка, обеспечивает ему «ситуацию успеха».

Знания и умения, полученные в системе дополнительного образования, могут в дальнейшей жизни таких детей быть не только досугом, но и способствовать профессиональному самоопределению.

В современном обществе учреждения дополнительного образования становятся всё более открытой социально-педагогической системой, стремящейся к диалогу, общению, широкому социальному и педагогическому взаимодействию с семьей.

Дополнительное образование дает возможность детям с особыми потребностями попробовать свои силы, развивать свои способности и возможности, занимаясь совместно со здоровыми детьми разными видами деятельности: художественно- эстетической, естественнонаучной, технической и др.

Дополнительное образование не ограничено рамками классно – урочной системы и обязательными стандартами. Оно располагает большим потенциалом в организации социально-значимой деятельности и досуга детей и подростков, в том числе и детей с особыми образовательными потребностями. Кроме того, дополнительное образование позволяет не только «особым» детям почувствовать себя полноценными членами общества, но и учит обычных детей сочувствовать, думать о другом человеке, помогать ему, видеть в нем равноценного и равноправного партнера.

Для организации работы с детьми с ОВЗ и с детьми-инвалидами в Доме детского творчества города Лениногорска имеются следующие условия:

  1. Нормативно-правовые условия, которые опираются на документы федерального, регионального, муниципального уровней и разработанные на их основе локальные акты учреждения

  2. Кадровые условия

  3. Учебно-методические условия (методические пособия)

  4. Материально-технические и финансовые условия, определяющие возможность приобретения необходимого оборудования и учебно-комплектующих материалов.

  5. Информационные условия, позволяющие осуществлять аналитическую деятельность (мониторинг уровня освоения программ, участия детей с ОВЗ и их родителей в массовых мероприятиях, конкурсах, выставках, достижений)

Охват дополнительным образованием детей-инвалидов в Доме детского творчества

20

человек

6 объединений

9

человек

5 объединений

25

человек

10

объединений

Дополнительные общеобразовательные (общеразвивающие) программы, реализуемые в рамках Государственной программы «Доступная среда»

Реализации государственной программы «Доступная среда» 2016-2019 гг.

Количество детей с ОВЗ и детей-инвалидов, участвующих в реализации государственной программы «Доступная среда» 2016-2019 гг.

План совместной работы МБУДО «Дом детского творчества» с учреждениями для детей и подростков с ограниченными возможностями «Дари добро», ЛКСОШ №14 (Лениногорская коррекционная средняя общеобразовательная школа) ежегодно

Концертно-игровая программа

«Отличное настроение»

ДДТ

4

Обзорная экскурсия по музею Дома детского творчества

ДДТ

5

Новогодние представления

ДДТ

6

Мастер-класс

ООО «Алый парус»

7

Муниципальный конкурс “Надежда»

ДДТ

8

Концертно-игровая программа «Ромашкин день»

ДДТ

9

Мастер-класс «Очумелые ручки»

ООО «Дари добро

Развивается система работы с родителями детей с особыми образовательными потребностями. Проводятся беседы, круглые столы, информационная поддержка, встреча с представителями общественных и социальных организаций, способных оказывать помощь и поддержку семьям, имеющим детей-инвалидов и детей с проблемами здоровья.

Для педагогов проводятся обучающие семинары, консультации специалистов по организации работы с детьми с особыми образовательными потребностями.

Проведение мероприятий «Уроки доброты» в Доме детского творчества и на базе школ города по пониманию инвалидности и формированию толерантных установок направлено на формирование взаимного уважения и равенства между обучающимися с ОВЗ и их сверстниками, имеют практикоориентированный характер, что позволяет создавать модели ситуаций непосредственного взаимодействия, сопровождения, благодаря которым школьники, не имеющие ограничений по здоровью, могут ощутить себя в различных ситуациях, с которыми сталкивается человек с ОВЗ ежедневно, самостоятельно сделать выводы, а также обменяться с другими участниками занятия своими мыслями и чувствами. Организация дискуссии и обмена мнениями позволяет ребятам глубже понять и прочувствовать возможности и достижения ребят с ОВЗ, а также их ежедневные проблемы. Дети становятся более терпимыми по отношению друг к другу. Обучающиеся, не имеющие ограничений по здоровью, учатся опыту взаимодействия, сопровождения и позитивному отношению.

Обновлены дополнительные общеобразовательные программы.

В начале учебного года каждый педагог дополнительного образования из первоначального собеседования с детьми и родителями, наблюдения, диагностики уровня воспитанности определяет свою «группу риска» детей, к которым необходим индивидуальный, дифференцированный подход. Возможное неполное освоение учебных программ. В объединениях других направлений дети с ОВЗ занимаются по образовательным программам совместно с основным составом обучающихся.

Педагоги разрабатывают индивидуальные учебные планы для «включенных» детей. Дети с ОВЗ не всегда могут сразу открыто представить свои достижения публике. Для раскрытия поддержки таких детей, в рамках детского объединения, педагоги на занятиях используют методы и приемы мотивации успеха.

Например, проводят внутри объединения внеклассные мероприятия, организуют совместную деятельность над творческим проектом: «Эстафета творческих дел», «Звездный час», «Город мастеров» и многое другое. Используют «Лестницу успешности», «Пирамиду роста», оформление Портфолио, дети ведут дневник достижений.

Смысл – наглядная оценка результатов труда ребенка, общественное признание, повышение самооценки, уверенности в себе.

Такая организация учебно-воспитательного процесса способствует приобретению навыков успешного взаимодействия всех участников образовательного процесса в различных социальных ситуациях, творческой и интеллектуальной деятельности, выстраиванию конструктивных отношений в обществе.

Все дополнительные общеобразовательные программы, досуговые мероприятия в ДДТ актуальны и имеют огромное воспитательное значение для детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Деятельность в объединениях пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самостоятельность, привычку к свободному самовыражению, уверенности в себе.

Ведь главная цель детских объединений – это не только и не столько научить ребенка определенному виду деятельности, сколько дать ему возможность реализовать и утвердить себя, пережить чувство успеха, ощущение своей «нужности» и полезности, уверенности в собственных силах, научиться выстраивать взаимоотношения с взрослыми и сверстниками по законам партнерства, искать и находить свой собственный уровень межличностных отношений.

На базе Дома детского творчества реализуется адаптированная дополнительная общеразвивающая программа «Зелёные ладошки».

Цель адаптированной дополнительной общеразвивающей программы – создание оптимальных условий для обучения детей с ОВЗ с целью развития их потенциальных возможностей, формирования ключевых компетентностей и особых средств овладения необходимым программным содержанием, обеспечивающим продвижение ребенка в личностном и социальном развитии. Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа «Зеленые ладошки» имеет естественнонаучную направленность и ориентирована для детей с ОВЗ, имеющих задержку психо-речевого развития (ЗПРР). Данная программа разработана на основе дополнительной общеобразовательной общеразвивающей разноуровневой программы естественнонаучного направления «Наш дом – Земля» с учетом особенностей детей с ОВЗ.

Наличие в ДДТ уголка живой природы (в котором содержатся декоративные кролики, морские свинки, хомяки, попугаи, аквариумные рыбки, улитки, тритон), а также занятия в экологическом объединении вместе с родителями способствуют успешной адаптации ребенка на новом месте, снимают отрицательные эмоции, помогают установить контакт с окружающими. Общение с животными способствует развитию у ребенка способности сочувствовать и сопереживать. Атмосфера любви и заботы о животных укрепляет душевные и жизненные силы детей.

Районный союз детской общественной организации «Содружество» Дома детского творчества ежегодно ко дню инвалида проводят акции «Капелькой тепла согреем душу», в которой принимают участие ДДТ, школы города и района.

Ежегодно, активисты клуба общения «Шанс» и участники Республиканского антинаркотического проекта «SаMоSтоятельныедети” проводят интерактивные мероприятия и праздники в учреждении для детей и подростков с ограниченными возможностями «Дари добро».

Положительный результат в социальной адаптации подростков имеет деятельность клуба общения «Шанс».

В рамках реализации образовательной программы «Познай себя», а также республиканского антинаркотического проекта «Самостоятельные дети», проводятся тренинги развития жизненных ценностей (коммуникативных навыков, социального поведения), ребята разрабатывают социальные и творческие проекты, проводят акции, участвуют в городских мероприятиях, бардовских фестивалях.

С 2016 года организационно-массовый отдел МБУДО «ДДТ» организует и проводит муниципальный конкурс для детей с ОВЗ и детей-инвалидов «Надежда».

Для организации работы с детьми с ОВЗ и детьми – инвалидами разработан проект «Реализация дополнительных общеобразовательных программ вовлечения в дополнительное образование детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации».

Данный проект задал основные требования и порядку реализации педагогической, управленческой деятельности по обеспечению детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, образовательными услугами, носящими предметный, метапредметный, компетентностный характер, позволяющий данным детям как получить полноценные образовательные услуги в их полном комплекте, так и получить возможность в индивидуальном порядке сформировать собственную жизненную траекторию и получить педагогическую поддержку в процессе ее реализации. Заключены 19 договоров о сетевом взаимодействии с партнерами проекта – стейкхолдерами. Проведены совместные совещания с заместителями директоров по воспитательной работе школ города, представителями социальной защиты, комиссии по делам несовершеннолетних и психолого-педагогической службой «Надежда» и другими партерами проекта.

 Учащиеся с ОВЗ и дети-инвалиды на протяжении всего срока обучения в Доме детского творчества демонстрируют высокие показатели теоретической и практической подготовки, развития учебных действий и личностных качеств. Учащиеся с ОВЗ являются неоднократными победителями и призёрами конкурсов разного уровня, участниками научно-практических конференций, лидерами и активистами волонтёрского движения, молодёжных движений.

Всё это является показателем успешной социализации детей с ОВЗ в дополнительном образовании.

Источник: https://infourok.ru/inklyuziya-v-uchrezhdenii-dopolnitelnogo-obrazovaniya-3684241.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.