Инклюзия в специальном образовании

Инклюзивное и специальное образование детей в современном мире

Инклюзия в специальном образовании

Инклюзивное и специальное образование детей в современном мире

Аннотация: в статье рассматриваются положительные и отрицательные стороны становления инклюзивного школьного образования в России и за рубежом на современном этапе.

В ней отражены взгляды российских ученых, касающиеся достоинств и недостатков данной формы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

Отмечена главная проблема инклюзивного образования в общеобразовательных школах – проблема социального взаимодействия главных субъектов образования: здоровых школьников и школьников с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

Ключевые слова: инклюзивное образование в общеобразовательных школах, дети с ограниченными возможностями здоровья, социальное взаимодействие.

Проблема социального взаимодействия школьников с нормой развития и школьников с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) является актуальной, поскольку в настоящее время в Российской Федерации идет процесс институциализации инклюзивного и специального образования, в т.ч. и в общеобразовательных школах.

С ратификацией Конвенции «О правах инвалидов» и с внесением изменений в Федеральный закон № 273 -ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», началась активная работа в области образования детей с ОВЗ и “особых” детей.

Теперь дети с ОВЗ могут обучаться не только в специальных образовательных коррекционных учреждениях, получать индивидуальное домашнее обучение или в форме дистанционных технологий обучения, но и инклюзивно в общеобразовательных школах.

Согласно п. 27 ст. 2 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», инклюзивное образование обеспечивает равный доступ к образованию всем обучающимся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей [1].

В отличие от России, за рубежом, в таких странах как Великобритания и Соединенные Штаты Америки, инклюзивное образование начало развиваться раньше и на данный момент, заняло внушающее место в жизни людей и сознании каждого человека.

В 80-е годы 20 века в Америке строились новые здания и перестраивались старые, они учитывали потребности различных категорий инвалидов. Чтобы изменить у граждан отношение к инвалидам, проводилась активная работа в средствах массовой информации, которая была продумана и разработана психологами и другими специалистами.

В итоге, появлялись общественные организации и клубы, фонды, люди с отклонениями в здоровье не оставались брошенными, они общались между собой и принимали поддержку здоровых людей.[6,7,8]

На данный момент времени, в США работает программа Инклюжен, она подразумевает, что даже ребенок, имея синдром Дауна, сможет обучаться вместе со здоровыми детьми. Ее основы были заложены ещё в 1973г. В США общая тенденция такова, что ребёнка стараются помещать в специальные школы, только в крайние случаи.

Можно с уверенностью сказать, что в США отлаженная система оказания помощи людям с ограниченными возможностями в здоровье, которая охватывает все сферы жизнедеятельности и способствует максимально возможной интеграции в общество, а так же обеспечивает принятие таких людей обществом [6].

В Великобритании ведётся продуктивная работа с инвалидами, большое внимание уделяется детям. Помощь инвалидам, в том числе и детям – инвалидам, оказывают 3 группы организаций: местные власти, которые обеспечивают социальные услуги, общественный сектор и частные владельцы домов.[7]

Рассматривая образование детей с ограниченными возможностями, то интеграция в обучении и наличие спецшкол рассматриваются как необходимые параллельные условия образования. Так же как и в США в Англии, детей – инвалидов обучают в основном, в общеобразовательных школах, а для подростков с умственной отсталостью работают центры профессиональной подготовки.

Для детей с ДЦП английская фирма «Рэхаб энд медикал» предлагает программу «Развитие основных навыков движения через обучения». Так же данная фирма осуществляет поставку специального оборудования для механотерапии и психотерапии [6,8].

Инклюзивное и специальное образование как инновационное направление образования имеет ряд достоинств. Так, Ю.В. Мельник [2], изучая проблемное поле инклюзивного образования, видит его положительную роль в возможности ребенка с ОВЗ находиться в коллективе, где он получает внешнюю оценку своего поведения и корректирует его в соответствии с предписанными обществом нормами.

П.В. Романов и Е.Р. Ярская-Смирнова [3], выделяя положительные черты инклюзивного образования, приходят к выводу, что включение детей с ОВЗ в образовательную ситуацию массовой школы может стать катализатором преобразований, способных значительно улучшить условия обучения для всех.

По мнению И.Д. Украинцевой [5], инклюзивные школы необходимы детям с ОВЗ, т.к. они дают им шанс получить полноценное образование.

Ученика с ОВЗ поддерживают здоровые сверстники и все участники образовательного процесса, здесь каждый ученик является равноправным членом коллектива. Инклюзивные школы полезны и для родителей, имеющих “особого”ребенка.

Семьи выбирают инклюзивные школы для того, чтобы их дети могли расширить свое общение со здоровыми сверстниками, а родители – получить возможность общаться с родителями детей с нормой развития и с учителями.

Таким образом, анализируя мнения ученых по данной проблеме, можно сделать вывод, что инклюзивное образование оказывает положительное влияние как на детей с ОВЗ и инвалидностью, так и на других субъектов образования.

К достоинствам данной формы получения образования можно отнести следующее: ограничение маргинализации, устранение социального неравенства в отношении детей c ОВЗ, преодоление социальной изоляции, предотвращение сегрегации, устранение стереотипного отношения к детям с ОВЗ и инвалидностью, интеграция их в общественную жизнь; успешное прохождение процесса социализации; повышение мотивации к учебной работе и общественной деятельности в рамках школы, а также к успешной жизнедеятельности вне зависимости от наличия или отсутствия заболевания; социальное взаимодействие всех субъектов образования в рамках инклюзивной школы; общение детей с нормой развития и детей с ОВЗ и инвалидностью.

Несмотря на явные достоинства инклюзивного образования, следует отметить и недостатки. Так, П.В. Романов и Е.Р. Ярская – Смирнова [3] отмечают, что при инклюзивном школьном образовании внимание учителя сосредоточено больше на детях с нормой развития, а дети с ОВЗ в общеобразовательных школах занимают низкие социальные позиции.

Д.В. Солдатов [4] к проблемным сторонам инклюзивного школьного образования относит трудности, связанные с созданием комфортных условий школьной среды: получение качественного образования наравне со здоровыми детьми.

На сегодняшний день большинство российских школ не соответствуют требованиям, способным удовлетворить потребности детей с ОВЗ и инвалидностью.

А также ученый отмечает трудности, связанные с взаимодействием детей с ОВЗ и детей с нормой развития в рамках школы.

Помимо отмеченных выше недостатков, выделим ряд проблем, которые имеет данная форма обучения:

— отсутствие единой и четко выстроенной концепции развития и внедрения системы инклюзивного образования в субъектах Российской Федерации, что говорит о фрагментарности стратегии его введения;

— в рамках инклюзивного образования практически отсутствует специальная помощь и поддержка детей с ОВЗ;

— в штатное расписание в общеобразовательных учреждениях не включены ставки для специалистов: логопедов, дефектологов, а в некоторых – психологов и социальных педагогов;

— для детей с ОВЗ отсутствуют индивидуальные учебные планы и адаптированные программы;

— отсутствует тьютерское сопровождение;

— не представлено или слабо выражено междисциплинарное взаимодействие социальных, образовательных, медицинских и других организаций;

— детей с инвалидностью зачисляют в общеобразовательные учреждения, в которых отсутствуют специальные условия, а это негативно сказывается на процессе включения всех субъектов инклюзивного образования в новую социальную среду;

— существуют и проблемы, связанные с психологическим барьером учителя при взаимодействии с детьми с ОВЗ и инвалидностью, а также непринятие их в эмоциональном плане, что сказывается на профессиональной готовности учителя взаимодействовать с такими детьми;

— практически отсутствует опыт работы со всеми субъектами социального взаимодействия – участниками инклюзивного образования в общеобразовательных школах и, прежде всего, с главными участниками – детьми с ОВЗ и их сверстниками с нормой развития.

И, как следствие, возникают трудности, связанные с отношениями между детьми.

По нашему мнению, именно эта проблема является главной, поскольку от социального взаимодействия будет зависеть процесс интеграции детей с ОВЗ и инвалидностью в школу; насколько комфортно в рамках школы будут чувствовать себя субъекты инклюзивного образования, особенно дети с ОВЗ и инвалидностью.

Таким образом, рассмотрев инклюзивное образование как инновационное направление образования, нами были выявлены как его достоинства, так и недостатки.

Ряд проблем, которые имеет данная форма обучения, объясняется тем, что в настоящее время идет процесс становления и формирования инклюзивного образования как социального института.

Для устранения его недостатков необходимо вмешательство управленческих структур в процесс инклюзивного образования в школе.

Нужно подчеркнуть, что инклюзивное образование – это не только процесс совместного обучения детей с нормой развития и детей с ОВЗ, где должны учитываться индивидуальные особенности каждого школьника, создаваться условия для успешного обучения и развития индивидуальных возможностей и способностей всех обучающихся (как здоровых детей, так и детей с ОВЗ), но и процесс социального взаимодействия.

Рассматривая общественную сторону инклюзивного образования, т.е. процесс взаимодействия в школе, следует отметить, что дети с ОВЗ должны получать возможность активно участвовать во всех мероприятиях образовательного процесса, в результате которого они смогут приобрести необходимый опыт общения с разными людьми, а это будет способствовать формированию у них коммуникативных навыков.

Для того чтобы дети с ОВЗ и дети с нормой развития чувствовали себя комфортно в рамках инклюзивной школы, должна проводиться серьезная информационно – разъяснительная работа со всеми субъектами образования: педагогами и другими специалистами образовательной организации, родителями детей с нормой развития, родителями детей с ОВЗ, со школьниками с нормой развития и школьниками с ОВЗ и инвалидностью.

Список использованной литературы:

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (с последними изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru. (дата обращения: 08.05.2018).

2. Мельник Ю.В. Проблемное поле инклюзивного образования нетипичных детей в современных российских условиях / Ю.В. Мельник // Омский научный вестник. 2011. №3 (98). С. 140 – 143.

3. Романов П. В. Политика инвалидности: Социальное гражданство инвалидов в современной России. / П.В. Романов, Е. Р. Ярская-Смирнова. – Саратов: Изд-во «Научная книга», 2006. 260 с.

4. Солдатов Д.В. Инклюзия и интеграция как проблемы общего и коррекционного образования / Д.В. Солдатов // Материалы IX Международной научной конференции. 2013. С. 332-335.

5. Украинцева И.Д. Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в Республике Бурятия: состояние, проблемы и перспективы / И.Д. Украинцева // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права). 2014. №3. С. 22 – 27.

6. Малофеев Н.Н., Специальное образование в меняющемся мире. Европа / Н.Н. Малофеев – М.: Просвещение, 2009 – 319 с.

7. Грозная Н.С. Инклюзивное образование за рубежом. От мечты к реальности / Н.С. Грозная // Синдром Дауна XXI век. – 2011. – № 1. – C. 34-41.

8.Corbet J. Inclusive education and school culture [Инклюзивноеобразованиеишкольнаякультура] [Электронныйресурс]: Jenny Corbet // International Journal of Inclusive Educaition. 1999. Vol. 3, No. 1. P. 53. URL: http://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/136031199285183 (дата обращения: 08.05.2018).

Источник: https://infourok.ru/inklyuzivnoe-i-specialnoe-obrazovanie-detey-v-sovremennom-mire-3871745.html

Эссе «Специальное образование и инклюзивное образование — ступени равных возможностей»

Инклюзия в специальном образовании

Олеся Долгополова
Эссе «Специальное образование и инклюзивное образование — ступени равных возможностей»

Эссе на тему «Специальное образование и инклюзивное образование- ступени равных возможностей»

У них такие же сердца, такие точно мысли,

Такая ж кровь и доброта, такие же улыбки.

Они достойны тех же прав, что есть у нас на свете,

Ведь инвалид – не приговор, мы вместе на планете!

Об инклюзивном образовании, как о новой форме обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, в последнее время в российском обществе говорят очень много. И не только говорят.

С начала 21 века инклюзивное образование начали вводить в российских школах и дошкольных учреждениях.

Чем инклюзивное обучение хуже или лучше специального коррекционного обучения? На этот вопрос у каждого найдётся свой ответ.

Что же такое в моём понимании инклюзия?

В различных словарях инклюзия – это термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных школах и дошкольных учреждениях.

В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.

Если коротко и просто – это признание равенства всех детей в системе образования.

Тема инклюзивного образования в нашем обществе очень актуальна. Согласно статистике, сегодня в России насчитывается более 2 миллионов детей с ограниченными возможностями (8% всей детской популяции, из них около 700 тысяч – дети с инвалидностью. Ежегодно численность данной категории детей увеличивается.

Сейчас в России здоровые дети учатся в одних учебных заведениях, дети с ограниченными возможностями здоровья – в специализированных коррекционных школах или классах.

В таких школах для детей создаются все необходимые условия для обучения и воспитания. До сегодняшнего дня многие считают такое обучение наиболее эффективным.

Но практика показывает, что выпускники специализированных школ живут в другой модели общества и, выйдя из стен школы, не готовы к дальнейшей жизни в социуме.

Раньше весь мир учил детей с ограниченными возможностями здоровья по такому же принципу. Саламанская декларация (Юнеско, 1994 г.) дала старт новому подходу. Мир начал менять отношение к образованию в целом. Теперь в этот процесс включается и Россия.

Ребенок с ограниченными возможностями здоровья, разумеется, ребенок особенный. Я считаю, что особенным он становится ещё и потому, что его отправляют учиться в специальное учреждение для инвалидов, изолируют от реального общества, тем самым еще больше ограничивая в развитии.

Разве этого он хочет? Разве он, как и любой другой ребенок, не нуждается в образовании, воспитании и общении со сверстниками? Особенными, в хорошем смысле слова, становятся и здоровые дети, проходящие через инклюзивное образование.

У них появляется больше сочувствия, сопереживания и понимания, дети становятся общительными и терпимыми, что особенно актуально для нашего общества с его крайне низким уровнем толерантности.

Но почему же тогда многие выступают против инклюзивного образования? Чаще всего это либо педагоги, которым предлагают работать в инклюзивных классах (группах, либо родители детей, с которыми обучается ребёнок с ограниченными возможностями.

Опасения учителей понятны: когда в общеобразовательном классе находится ребёнок с ограниченными возможностями здоровья, от учителя требуется совсем другой уровень профессионализма. Функции учителя, знания, возможности должны очень сильно поменяться.

Минимальные требования к базовому стандарту не пропишешь для каждого ребёнка, они общие, и учитель должен выдать стандарт всем детям.

Для этого необходимо усовершенствовать техническое оснащение образовательных учреждений и подготовить всех педагогов, работающих в инклюзивных классах (группах) по вопросам обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями.

Сегодня отношение к детям с ОВЗ заметно изменилось: мало кто возражает, что образование должно быть доступно всем детям без исключения.

Основной вопрос в том, как сделать так, чтобы ребенок с особенностями развития получил не только богатый социальный опыт, но и реализовал в полной мере свои образовательные потребности, чтобы участие ребенка не снизило общий уровень образования других детей.

В ходе эксперимента, который идёт сейчас по нашей стране, предстоит точно понять, каких детей стоит переводить на инклюзивное обучение, каких вообще – нельзя.

Какие средства нужно потратить, чтобы создать для всех детей страны условия для совместного обучения, какие образовательные программы скорректировать.

Но я верю, что наша страна успешно и в короткий срок преодолеет все объективные и субъективные трудности по внедрению инклюзивного образования.

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/yese-na-temu-specialnoe-obrazovanie-i-inklyuzivnoe-obrazovanie-stupeni-ravnyh-vozmozhnostei.html

Инклюзивное и специальное образование

Инклюзия в специальном образовании

Инклюзивное образование – это передовая система обучения, которая нужна детям, имеющим определенные особенности в развитии и здоровье. Согласно ей, ребята здоровые и с инвалидностью обучаются совместно. Описано инклюзивное образование в законе об образовании – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», подписанном президентом РФ 29.12.

2012 года. Согласно этому закону, каждый ребенок имеет право обучаться с остальными. Суть инклюзивного образования в том, что все дети имеют равный доступ к образованию, причем это не зависит от их особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Что говорит закон? Современная система образования рассчитана на детей со стандартными возможностями, то есть на тех, кто может обучаться по общей программе и успевать в соответствии с установленными требованиями. Но на деле оказывается совершенно не так, поскольку многие дети имеют особые образовательные потребности.

Еще недавно таких ребят обучали отдельно, и они выпадали из общего образовательного процесса. Сегодня же все чаще встречается такое понятие, как инклюзивное образование. В законе об образовании оно описывается как обучающий процесс детей, к которым требуется индивидуальный подход.

В основе данного метода лежит идея о том, что таких ребят нельзя дискриминировать. Как следствие, даже школьники с особыми потребностями в образовании могут обучаться в системе общего образования.

Новые веяния Инклюзия сегодня – это развитая, гуманная и эффективная система образования, рассчитанная на совокупное обучение и здоровых детей, и тех, кто требует более внимательного отношения.

То есть получается, что образование должно быть доступно каждому независимо от состояния его здоровья – физического или умственного.

Несмотря на то что описано инклюзивное образование в законе об образовании, внедрение этого процесса в нашей стране вызывает массу споров, но еще больше – сложностей.

Цель инклюзивного образования – поддержать образование для всех, уделяя особое внимание снятию препятствий для участия в обучении малоимущих, детей-инвалидов и детей, не посещающих ОУ.

Задачи инклюзивного образования состоят в том, чтобы включить всех детей в общеобразовательную систему и обеспечить их равноправие.В основе практики инклюзивного образования лежит идея принятия индивидуальности каждого отдельного воспитанника и, следовательно, обучение и воспитание должно быть организовано таким образом, чтобы удовлетворить особые потребности каждого ребенка.

В образовательных учреждениях будущего каждый ребенок должен быть обеспечен психологической поддержкой, вниманием, необходимыми условиями, которые помогут ему достичь лучших результатов в адаптации к ОУ и усвоению материала. Действительно, наши ОУ должны быть инклюзивными.

Новая общеобразовательная программа должна предполагать создание условий и внесение изменений, необходимых для успешного ее освоения детьми с особыми потребностями.

Приоритетным направлением этой деятельности является максимально раннее выявление недостатков в развитии детей и организация коррекционной работы с детьми, имеющими такие нарушения.

Своевременное оказание необходимой психолого-медико-педагогической помощи в дошкольном возрасте позволяет обеспечить коррекцию основных недостатков в развитии ребенка к моменту начала его обучения на ступени начального общего образования и таким образом подготовить его к обучению в общеобразовательном учреждении.

Помимо инклюзивного образования, в России существуют иные варианты обучения детей-инвалидов:

Спецшколы и интернаты – образовательные учреждения с круглосуточным пребыванием обучающихся, созданные в целях оказания помощи семье в воспитании детей, формирования у них навыков самостоятельной жизни, социальной защиты и всестороннего раскрытия творческих способностей детей.

Коррекционные классы общеобразовательных школ – форма дифференциации образования, позволяющая решать задачи своевременной активной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.

Положительным фактором в данном случае является наличие у детей-инвалидов возможности участвовать во многих школьных мероприятиях наравне со своими сверстниками из других классов, а также то, что дети учатся ближе к дому и воспитываются в семье.

Домашнее обучение – вариант обучения детей-инвалидов, при котором преподаватели образовательного учреждения организованно посещают ребенка и проводят с ним занятия непосредственно по месту его проживания.

В таком случае, как правило, обучение осуществляется силами педагогов ближайшего образовательного учреждения, однако в России существуют и специализированные школы надомного обучения детей-инвалидов. Домашнее обучение может вестись по общей либо вспомогательной программе, построенной с учетом возможностей учащегося.

По окончании обучения ребенку выдается аттестат об окончании школы общего образца с указанием программы, по которой он проходил обучение.

Дистанционное обучение – комплекс образовательных услуг, предоставляемых детям-инвалидам с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.).

Для осуществления дистанционного обучения необходимо мультимедийное оборудование (компьютер, принтер, сканер, веб-камера и т.д.), с помощью которого будет поддерживаться связь ребенка с центром дистанционного обучения.

В ходе учебного процесса проходит как общение преподавателя с ребенком в режиме онлайн, так и выполнение учащимся заданий, присланных ему в электронном виде, с последующей отправкой результатов в центр дистанционного обучения.

На сегодняшний день в России с помощью дистанционного обучения можно получить не только среднее, но и высшее образование – в программы дистанционного обучения активно включились многие отечественные вузы.

Принципы инклюзии.

Инклюзивное образование детей охватывает глубокие аспекты современного развития школы. В данном процессе важную роль играет право ребенка на образование, в соответствии с чем создается особенная среда, максимально адаптированная под конкретные особенности лиц. Для детей с определенными отклонения в развитии инклюзив предполагает создание образовательной среды, в которую будет вовлечен каждый.

Как следствие, при таком типе образования реализуется несколько принципов: Образование имеет равную ценность для всех учеников и педагогов. Все учащиеся должны быть одинаково вовлеченными как в учебный процесс, так и в культурную жизнь школы. Методика обучения должна быть реструктурирована таким образом, чтобы оно отвечало потребностям каждого ребенка.

Перед детьми не должно быть никаких барьеров для получения знаний. Все различия между учениками должны отражаться в ресурсах педагогического процесса. Особенности законодательства Министерство образования и науки призывает к тому, чтобы все дети имели одинаковое право на обучение.

Разработка соответствующего закона об инклюзивном образовании велась при участии как профессионального сообщества, так и представителей детей-инвалидов.

Основной принцип этого закона таков: каждый человек имеет право на образование без дискриминаций.

Положения законопроекта указывают на то, что для реализации данного постулата в каждом субъекте РФ органы государственной власти и местного самоуправления должны создать все условия для получения образования детьми с разным состоянием здоровья.

Инклюзивное образование в законе об образовании понимается как обучение детей с ограниченными возможностями, то есть лиц, у которых есть недостатки в развитии. В обязательном порядке любые отклонения должны быть подтверждены соответствующими справками.

Сам образовательный процесс может быть организован как отдельно, так и совместно со здоровыми детьми. Под инклюзивным образованием законодательство закрепляет равный доступ к получению знаний для всех обучающихся независимо от того, есть ли у них определенные потребности или индивидуальные возможности.

Министерство образования и науки акцентирует внимание на том, что в детских садах и школах образовательный процесс должен вестись с учетом индивидуальных особенностей каждого требующего внимания ребенка. Специальные условия – это разработка специальных программ и методов обучения, учебников, дидактических материалов, специальных технических средств, которые позволяли бы проводить коррекционные занятия.

Особенности образовательного процесса Получение образования лицами с ограниченными возможностями ведется на основе бесплатных специальных учебников, пособий. За данную социальную поддержку отвечает конкретный субъект РФ.

Инклюзивное образование в школе должно вестись специалистами, которые будут оказывать всестороннюю помощь детям: психолого-педагогическую, медицинскую, социальную. Инклюзивность образования и его доступность повышается и благодаря особым правам, которые действуют для таких лиц при поступлении в высшие учебные заведения.

Как все организовать на деле? Инклюзивное образование организовать само по себе невозможно в первую очередь потому, что современная школа – это социальный институт, который направлен на обучение детей, способных усвоить стандартную программу.

Чтобы организовать инклюзивное образование в школе, важно подготовить саму сложившуюся систему к этому явлению. А для этого нужно пересмотреть психологические и ценностные установки специалистов, уровень их компетентности. В большинстве школ учителя просто не готовы ни профессионально, ни психологически, ни методически к проведению подобной работы.

К тому же всегда превалирует страх перед неизвестным, ведь обучать особенных детей очень и очень трудно. Соответственно, для начала нужно подготовить руководителей образовательных учреждений, где будет внедряться инклюзив, а уже потом открывать коррекционные классы.

Варианты образовательного процесса существует несколько возможностей организации учебного процесса для детей с особенностями развития: в первом варианте ребенок участвует в образовательном процессе наряду с остальными сверстниками в те же самые календарные сроки.

Чтобы дети с ограниченными возможностями могли усвоить программу, важно предусмотреть для них поддержку педагогов, психологов. При втором варианте развития событий ребенок может обучаться в классе со сверстниками, но индивидуально, по определенной продуманной программе. Обучение детей с проблемами с теми, у которых есть сходные особенности в развитии.

В четвертом варианте предполагается разработка специального стандарта, согласно которому ребенок будет обучаться индивидуально. Начинать нужно с детского сада Федеральный закон модернизирует в первую очередь дошкольное образование. Именно поэтому продумывается инклюзивное образование в ДОУ, где дети могут получать качественные знания без каких-либо барьеров.

Сегодня в России дети с ограниченными возможностями – не редкость. Но определенные недостатки физического или психического развития – не повод лишать их возможности обучаться вместе с остальными.

Конечно, не все дети, да и не все взрослые готовы к такому совместному обучению, но и воспитатели, и учителя отмечают, что инклюзивное образование направлено на развитие у дошкольников толерантности, терпимости, милосердия, понимания того, что ребята с ограниченными возможностями – обычные, но со своими особенностями.

Специально для реализации такой возможности требуется создание определенных методик обучения. А для этого нужно грамотно оценивать возможности и образовательные потребности детей.

Специально для этого проводится психолого-педагогическая диагностика, направленная на: своевременное определение числа ребят, которые имеют ограниченные возможности; выявление особых образовательных потребностей у детей, у которых есть проблемы со здоровьем; определение оптимального педагогического маршрута; оказание индивидуально-ориентированной помощи; планирование коррекционных мероприятий, разработку программ; оценку динамики развития детей и степень эффективности проводимой коррекционной работы; консультативную помощь родителям.

Источник: https://poisk-ru.ru/s23088t9.html

Современные технические решения для инклюзивного образования

Инклюзия в специальном образовании
Существенным вкладом в формирование пакета регламентирующей документации стала разработка в 2012 году специалистами Департамента образования г.

Москвы, Московского городского психолого-педагогического университета, Института проблем (интегративного) инклюзивного образования методических рекомендаций по созданию специальных условий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Очень важный шаг был сделан со стороны государства  – принятие Госпрограммы «Доступная среда».

В этих документах обозначено, что наиболее эффективным видом совместного обучения является модель инклюзивного, то есть включенного образования. Инклюзия дает возможность получить каждому человеку знания в необходимом для него объеме, с учетом его физического и психического состояния.

Большое внимание здесь уделено материально-техническому обеспечению учебного процесса, так как без создания соответствующих условий для пребывания «особых» учащихся в образовательном пространстве даже самые лучшие педагогические методики не принесут ожидаемого результата.

 

Таким образом, в рамках программы «Доступная среда» перед образовательным учреждением ставятся две основные задачи: организация безбарьерного доступа к образовательному учреждению и улучшение материально-технической базы.

Действительно, для того чтобы ребенку или подростку с особыми потребностями было комфортно находиться в школе, детском саду или ВУЗе, чтобы он мог слышать, видеть, усваивать учебный материал так же хорошо, как сверстники, для него должны быть созданы специальные условия и предоставлены дополнительные технические устройства и приспособления. Так, например, для снижения негативного влияния на разборчивость речи в шумных помещениях, какими являются классы, детям и подросткам с нарушенным слухом необходимы звукоусиливающие системы индивидуального и коллективного пользования. Незрячие и слабовидящие учащиеся не могут обучаться без использования дополнительных устройств для чтения, специальных учебников и канцелярских принадлежностей, а также адаптированного под их особенности зрения рабочего места. Важным условием успешного обучения для детей и подростков, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, является доступность школьной среды, адаптация всех помещений к беспрепятственному перемещению, дооборудование учебных мест. Кроме этого, дети с «особыми» образовательными потребностями испытывают повышенные психоэмоциональные нагрузки во время уроков. Им, как никому другому, необходимы условия для расслабления и отдыха во время перемен. Лучшим решением этого вопроса становится организация зон релаксации.

Группа компаний «Исток-» входит в число ведущих отечественных разработчиков и производителей реабилитационного и адаптационного оборудования.

Признанный лидер российского рынка сурдотехники, «Исток-» активно развивает свою деятельность по следующим направлениям: производство и поставка оборудования для реабилитации людей с нарушенным зрением, функций опорно-двигательного аппарата.

Специалисты компании предлагают комплексный подход к материально-техническому оснащению учебных заведений: обустройство рабочих мест учащихся, поставка индивидуальных средств адаптации, дооборудование зданий с учетом требований существующей нормативной базы.

Здания, в которых расположены учебные заведения, строились в разное время, поэтому каждое из них имеет свои архитектурные и технические особенности.

Для адаптации их к требованиям, предъявляемым к учреждениям инклюзивного образования, необходимо провести комплексное обследование помещений и прилегающей территории, составить план улучшения материально-технической базы, установить необходимое оборудование и обучить персонал работе на нем.

ГК «Исток-» имеет большой практический опыт по дооборудованию зданий различной категории сложности, в том числе образовательных учреждений. Специалисты компании систематически привлекаются в качестве экспертов-консультантов при обсуждении мероприятий по обеспечению доступной среды. 

  • FM-системы индивидуального и коллективного использования. Передают звук (например, голос преподавателя) с микрофона напрямую на слуховые аппараты или звуковые процессоры кохлеарных имплантов учеников, что позволяет им слышать информацию предельно отчетливо, без искажений. Преподаватель получает возможность свободно перемещаться по классу, не повышать голос при объяснении материала, уделять достаточно времени каждому.  
  • Акустические системы. Являются дополнительным элементом FM-системы. Создают комфортные условия слышимости для всех групп учащихся. Голос лектора с микрофона через FM-передатчик поступает на акустическую колонку, которая равномерно усиливает и распространяет звук по всему помещению. Одновременно сигнал с передатчика попадает на FM-приемники учеников со слуховыми аппаратами или звуковыми процессорами кохлеарных имплантов. Качественный, четкий звук слышат все без исключения. Также акустические системы позволяют проводить занятия по развитию речи со слабослышащими без использования FM-приемников.
  • Информационные (индукционные) системы. Обеспечивают качественную, без искажений, передачу  аудиосигнала в условиях, когда применение FM-систем не является оптимальным. Универсальное решение для помещений любой площади. Различные модификации систем (переносная, портативная, стационарная, настенная) позволяют использовать их в любых ситуациях, когда есть необходимость передать звук высокой четкости – от библиотек и классов, лекционных и конференц-залов до спортивных комплексов, а также при общении пользователя слуховых аппаратов или кохлеарных имплантов с администрацией учебных заведений и преподавателями.  
  • Слухоречевые тренажеры. Предназначены для проведения индивидуальных занятий по развитию слухового восприятия, отработке ритмико-интонационной речи в коррекционной работе с детьми и подростками, имеющими потерю слуха или дефекты речи.
  • Компьютерный комплекс для слабовидящих. Состоит из персонального компьютера с программным обеспечением экранного доступа и видеоувеличителя. Дополнительно может комплектоваться синтезатором речи, 3D-принтером шрифтов Брайля, читающими устройствами. Позволяет работать с графической, текстовой и печатной информацией. Применение такого многофункционального комплекса в условиях инклюзивного образования помогает учащимся просматривать учебные пособия в удобном виде, и, таким образом, участвовать в рабочем процессе наравне с другими.
  • Электронные видеоувеличители. Позволяют детям с низкой остротой зрения, а также с другими формами нарушения зрительной функции, читать литературу, рассматривать иллюстрации и графики. Ручные, переносные или стационарные, эти приборы способны полностью удовлетворить потребности слабовидящих учеников в получении качественной визуальной информации.
  • Учебные пособия и письменные принадлежности. Помогают организовать учебный процесс в соответствии со стандартной школьной программой. Вся текстовая информация дублируется шрифтом Брайля. Одинаково удобны для использования как на уроках, так и дома для закрепления полученных знаний.
  • Устройство для прослушивания обучающих аудио-пособий. Портативный тифлоплеер помогает учащимся лучше запоминать учебный материал, позволяет воспроизводить записанную в утвержденном Всероссийским обществом слепых формате важную информацию в удобное время и столько раз, сколько это необходимо. Большой объем памяти и интуитивно понятный интерфейс делают использование устройства удобным и комфортным. 
  • Специальная мебель. Комплекты включают парту с боковой и задней приставкой, ортопедический стул, подставку для ног, абдуктор, дополнительные опоры. Данная мебель снижает мышечную усталость во время занятий, обеспечивает удобство движений и соблюдение правил расположения детей на рабочем месте во время занятий.
  • Специальные клавиатуры. Помогают учащимся с различными нарушениями моторных функций осваивать компьютерную грамотность, отличаются от стандартных клавиатур размерами, расстоянием между клавишами, более контрастным цветом знаков. Различные модификации адаптированы под разные физические особенности пользователей.
  • Специальные клавиатуры. Обеспечивают ученикам с различными нарушениями зрительных и моторных функций более комфортную работу за компьютером.
  • Интерактивная компьютерная доска с проектором. Оптимальное решение для совместного обучения детей с различными особенностями здоровья. Многофункциональная рабочая поверхность позволяет демонстрировать фильмы и презентации, рисовать и писать пальцами, стилусом или обычными сухостираемыми маркерами, выполнять различные упражнения.
  • Сенсорные комнаты. Особым образом организованное пространство помогает снять психоэмоциональное напряжение и излишнюю физическую нагрузку, восстановить эмоциональный фон. В таких комнатах можно проводить занятия по развитию двигательной активности и тактильной чувствительности, активации мозговой деятельности и стимуляции различных органов чувств.
  • Развивающие комплексы и тренажеры. Помогают детям, особенно в детском саду и в начальной школе, изучать особенности предметного мира, стимулируют развитие координации глаз и рук, улучшают когнитивные процессы – память, наблюдательность, логическое мышление.   

Для безопасного и удобного нахождения детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении, работающего, в первую очередь, по программам инклюзивного образования, необходимо обеспечить физическую доступность как самого здания, так и всех его помещений: беспрепятственный въезд в школу на коляске и подъем на любой этаж; самостоятельное перемещение по коридорам и учебным классам; комфорт при посещении санитарных зон; своевременное информирование о важных событиях и мероприятиях. Решению эти задач способствует применение различных устройств и приспособлений.

  • Знаки доступности. Информируют о том, что здание приспособлено для людей с различными видами ограниченности физических возможностей.  
  • Предупреждающие знаки. Сообщают о том, что на пути следования могут возникнуть различные препятствия, например, стеклянные двери, узкие проходы, ступеньки.
  • Противоскользящие покрытия. Снижают риск получения травм при передвижении по скользким поверхностям – полам, лестницам. Рекомендованы для использования во всех учреждениях, где обучаются дети, испытывающие трудности при передвижении.
  • Кнопка вызова помощника.  Предназначена для дистанционного вызова помощника. Полезна во многих ситуациях, например, когда учащийся не может самостоятельно попасть в здание или если у него возникли трудности во время посещения санитарной комнаты.
  • Автоматические открыватели дверей. Помогают учащимся с различными видами ограниченности физических возможностей беспрепятственно войти в здание, кабинет, столовую и другие помещения.
  • Звуковые маяки и навигационные системы. Дают возможность слабовидящим и незрячим ученикам получить важную звуковую информацию. Позволяют оперативно определить свое местонахождение и направление для дальнейшего движения.     
  • Тактильная плитка и направляющие элементы. Указывают направление движения во дворе школы и внутри здания. Помогают ученикам с нарушенным зрением быстро ориентироваться, узнавать о наличии препятствий.
  • Таблички, мнемосхемы. Информируют о схеме расположения помещений в здании. Все необходимые надписи выполнены в виде плоско-выпуклых элементов и дублируются шрифтом Брайля.    
  • Информационный терминал. Предназначен для получения справочной информации, отображает интерактивный план здания и пути движения по нему. Адаптируется под конкретные требования пользователя, например, слабовидящие могут изменить размер шрифта и его цвет, а имеющие нарушение опорно-двигательного аппарата – переместить управление терминалом на удобную высоту. При подключении информационной (индукционной) системы терминалом могут пользоваться слабослышащие ученики, получая звуковую информацию непосредственно на слуховые аппараты или кохлеарные импланты. 

Программы инклюзивного образования реализуются во многих странах мира. Накопленный опыт убедительно показывает: только совместное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и без них учит людей относиться друг к другу с пониманием и уважением, воспитывает толерантность, и способствует развитию личности будущего гражданина. Учебные заведения являются важным жизненным пространством для всех детей и подростков без исключения. От того, насколько комфортные в детских садах, школах, колледжах и ВУЗах будут созданы условия, зависит успешность каждого ученика и тот объем знаний и практических навыков, которые в итоге помогут стать ему полноценной личностью и занять достойное место в современном обществе.  

Источник: https://www.istok-audio.com/info/articles/inklyuzivnoe_obrazovanie/Sovremennye-tehnicheskie-reshenija-dlja-inkljuzivnogo-obrazovanija/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.