Инвалидность критерии

Содержание

Критерии определения и классификация групп инвалидности, порядок прохождения МСЭ

Инвалидность критерии

Присвоение группы инвалидности для кого-то становится хорошей социальной поддержкой, а некоторым приносит дополнительные проблемы при трудоустройстве. Несмотря на квотируемые рабочие места, работодатели очень неохотно принимают в штат лиц с ограничениями.

Как оформить инвалидность

Здоровье – относительный показатель, современная медицина способна отыскать в любом организме отклонения от нормы, но для назначения инвалидности требуются особые условия.

Комиссия

Существующие методы и показатели для определения нарушенных функций не автоматизированы. Чтобы стать инвалидом, необходимо получить заключение медико-социальной экспертизы (МСЭ).

Решение о присвоении статуса инвалида всегда принимается комиссией, в составе которой присутствуют не только врачи, но и психолог со специалистом по реабилитации. При необходимости приглашается социальный работник, а также квалифицированный врач, по желанию гражданина.

Обратите внимание! Члены комиссии негласно заинтересованы в отказе от присвоения статуса инвалида. Вряд ли вам сообщат о возможности приглашения в состав дополнительного специалиста, имеющего право совещательного голоса.

Комиссия работает по плану, как и в любой государственной деятельности, сотрудники строго ограничены рамками полномочий и показателями статистики, которые нарушать не рекомендуется.

Направление на МСЭ

Для получения оценки ограничений жизнедеятельности необходимо прохождение комиссии. Направление выдается:

учреждением соцзащиты;

  • органами пенсионного обеспечения.

Если не удается получить направление, гражданин имеет право самостоятельно обратиться в отделение МСЭ, предварительно получив письменный отказ лечащего врача.

Добиться проведения экспертизы не сложно, но её ещё необходимо удачно пройти. Если ярко-выраженных нарушений функций организма не имеется, требуется тщательная и заблаговременная подготовка к МСЭ.

Как проходить экспертизу

Когда имеется направление на оценку ограничений жизнедеятельности, в медицинской карте пациента обычно уже есть большинство необходимых исследований и заключений от врачей.

В таком случае прохождение МСЭ не требует дополнительных документов и справок, но если присутствуют сомнения в конечном результате, лучше самостоятельно убедиться в наличии достаточных оснований для присвоения группы инвалидности.

Рекомендуется обратиться к независимым экспертам, чтобы сэкономить время и средства. Конечно, работа сторонних специалистов стоит денег, но предварительные результаты и оценку они дадут незамедлительно.

Добиваться присвоения инвалидности, в некоторых случаях, может быть абсолютно бесполезно, а опытные эксперты обязательно сообщат об этом, либо подскажут оптимальные варианты подтверждения статуса инвалида.

Случай из личной юридической практики:

За консультацией обратилась женщина, уволившаяся с многолетнего места работы уборщицей по собственному желанию, потому что не могла поднимать вёдра с водой, а также передвигаться с прямым положением спины. Врачи, поставив диагноз «межпозвоночная грыжа», направляли пациентку на операцию.

Женщина опасалась хирургического вмешательства. Изучив всю доступную информацию, она пришла к выводу, что после операции может остаться прикованной к постели, поэтому категорически отказалась от госпитализации.

Врачи не выдали ей направление на прохождение МСЭ. Настаивали на том, что операция необходима, а в случае неудачного исхода обещали помочь с оформлением статуса инвалида.

Основываясь лишь на предположениях и опасениях клиентки, помочь я было невозможно. Пришлось обратиться к независимому медико-социальному эксперту, который определил недостаточность диагностических исследований в представленной медицинской документации, а также выписал все необходимые направления к профильным специалистам.

После прохождения масштабного обследования опасения клиентки подтвердились – операция, при расположении её грыжи, была крайне опасна и противопоказана.

Общими усилиями нам удалось документально подтвердить неспособность женщины к труду и обоснованность её отказа от операции. Лечащий врач согласился с представленными результатами медицинских исследований и выписал направление на прохождение МСЭ.

Клиентке была установлена 3 группа инвалидности, назначена пенсия и предоставлены все полагающиеся льготы.

Как обжаловать решение

Не стоит обольщаться относительно только документальных подтверждений вашего недуга. Решение принимается исключительно анием членов комиссии, которые с разных точек зрения оценят внешний вид пациента, манеру и способы держаться, передвигаться и общаться.

По сути, МСЭ – это спектакль одного актёра (пациента) перед зрителями (комиссией). Чем качественнее и убедительнее претендент изобразит неспособность к нормальной жизнедеятельности, тем выше вероятность установления группы инвалидности.

Первоначально комиссию проводит региональное бюро. Не переживайте, даже если вы неудачно прошли МСЭ, решение можно обжаловать.

Заявление о несогласии с результатом подается:

  • в главное бюро;
  • в Федеральное бюро;
  • в суд.

Обязательно! Соблюдайте последовательность шагов. Первое решение обжалуется в главном бюро, если результат не устраивает, следующее обращение следует в Федеральное бюро. Суд – последняя инстанция.

Группы и степени инвалидности

Основными критериями для определения ограниченности к нормальной жизнедеятельности выступают отличительные признаки, характеризующие заболевание или увечье.

Критерии определения групп инвалидности различны, не всегда можно однозначно определить к какой категории относится пациент. Эксперты рассматривают множество факторов, прежде чем установить пациенту определенный статус.

Таблица 1. Классификация существующих групп и критериев инвалидности.

ГруппыРебёнок-инвалид
ПерваяВтораяТретья
Полная утрата способностей к труду. Важные функции организма нарушены критически. Невозможность самообслуживания. Жизнедеятельность требует постоянной сторонней помощи.Невозможность нормально трудиться. Для выполнения работы требуются специальное оборудование или условия. Нарушения функций значительно выражены, но постоянный уход не требуется.Трудоспособность сохраняется, но здоровье не позволяет выполнять работы по прежней квалификации, либо продолжение деятельности требует сокращения объёмов.Стойкие нарушения функций организма, вызванные болезнью или травмой в детстве, врожденным физическим или психическим недостатком.

Для определения групп комиссией оцениваются степени нарушений по нескольким видам основных показателей:

  • Трудовая деятельность;
  • Поведенческий контроль;
  • Пространственная ориентация;
  • Способность обучаться;
  • Навыки общения;
  • Самостоятельность в обслуживании личных нужд;
  • Способность к передвижению.

Инвалидность назначается при ярко-выраженных нарушениях во всех либо отдельных видах деятельности.

Степени ограничений отличаются от групп инвалидности по нумерации. При определении категории специалисты учитывают совокупность всех отклонений от нормы. Если первая группа инвалидности – самая тяжелая, то 1 степень нарушения, наоборот считается лёгкой.

Таблица 2. Характеристики степеней.

ФункцияI степеньII степеньIII степень
ТрудСамостоятельно, с ограничением объёмов.Самостоятельно, с применением вспомогательных средств.С посторонней помощью или полная утрата работоспособности.
ПоведениеРедкие возникновения затруднений самоконтроля.Незначительное снижение оценки окружающей действительности.Отсутствие самоконтроля, зависимость от посторонней помощи.
ОриентацияНормальное восприятие окружающей обстановки, иногда требуются дополнительные средства или помощь.Специальные средства и посторонняя помощь требуются часто, но способности не утрачены.Полная дезориентация, постоянно требуется сторонний контроль.
ОбучениеСпособность к усвоению знаний и навыков сохраняется, но иногда требуются специальные методики.Требуются особые образовательные программы, дополнительные средства к обучению. Освоение программ на дому или в специализированных заведениях.Отсутствие способностей. Возможно усвоение только самых элементарных навыков в отдельных видах деятельности.
ОбщениеСнижение темпов, объёмов получения и передачи информации. Иногда требуются дополнительные средства.Частичная возможность общаться, часто требуется посторонняя помощь или специальная аппаратура.Полная утрата возможностей. Постоянно требуется помощь других людей.
СамообслуживаниеНезначительное снижение физических возможностей, способности сохраняются, но требуют больше времени на выполнение действий.Частичное обслуживание своих нужд. Иногда требуется посторонняя помощь или специальные средства.Полная зависимость от посторонней помощи.
ПередвижениеСпособности сохраняются, иногда требуются длительные промежутки времени или дополнительные приспособления.Передвижение возможно с помощью сопровождающего или используя дополнительные средства.Возможность отсутствует, для перемещения требуется специальная помощь.

Существует ещё IV степень, но она отдельно не рассмотрена в Приказе Министерства труда и социальной защиты РФ от 17 декабря 2015 г.

N 1024н “О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы”.

Эта степень определяется крайней выраженностью отсутствия физических и психических возможностей и не требует отдельного пояснения.

Установка группы

При определении инвалидности ребёнку, медицинское освидетельствование проводится с учётом возрастных категорий, на основании ограничений II степени.

  1. Первая группа – при характерных отклонениях в здоровье по IV степени. Это самая тяжелая форма ограничения жизнедеятельности.
  2. Вторая группа – характерные отклонения, согласно III степени. Нарушения ярко выражены, но гражданин способен к осуществлению жизнедеятельности. Многие пациенты, при освидетельствовании, настаивают, чтобы им не устанавливали инвалидность II группы, для сохранения возможности полноценно трудиться.
  3. Третья группа – при выраженных формах отклонений, основывается на показателях II степени. Иногда включает и более тяжелые варианты показателей, если в совокупности их недостаточно для установления II группы.

Переосвидетельствование

После первого прохождения комиссии МСЭ присвоенная группа сохраняется за инвалидом на определенный срок:

  • 2 года – первая группа;
  • 1 год – вторая и третья группы;
  • 1, 2, 5 лет или до совершеннолетия – детям.

К концу срока необходимо проходить переосвидетельствование по I – III группам, а ребёнку не менее 1 раза за всё время.

По собственному желанию инвалид может обратиться ранее, если показатели здоровья ухудшились или улучшились и гражданин считает, что установленная группа уже не соответствует заявленной.

Инвалидность может быть присвоена «бессрочно» или до 18-летия ребёнка после второго или последующих переосвидетельствований.

При несогласии с решением комиссии, затраченное время на повторные обращения может лишить вас положенных надбавок к пенсии и дополнительных компенсаций. Все начисления производятся с момента установления определённой категории. Состав предоставляемых льгот и пенсионные суммы для каждой группы различаются, поэтому будьте очень внимательны при подготовке к прохождению МСЭ.

Источник: https://FreeLawyer.guru/sotszashhita/gruppy-invalidnosti.html

Критерии установки инвалидности в законодательстве Российской Федерации

Инвалидность критерии

Инвалидом можно признать граждан, которые из-за болезни или травмы не могут полноценно работать и осуществлять уход за собой. Существуют три степени инвалидности, которые присваиваются в соответствии с выраженностью имеющихся ограничений. Критерии для назначения группы инвалидности описаны в статье.

В каких законах и подзаконных нормативных документах устанавливаются критерии инвалидности

Основные критерии определения инвалидности прописаны в Приказе Минтруда России № 1024н. В Приказе прописано, при каких заболеваниях может присваиваться статус инвалида, а также описано, каким образом определить степень инвалидности с учетом имеющихся физических и психических нарушений.

Еще одним нормативным актом, который регламентирует критерии инвалидности, является Постановление Правительства РФ № 95. В нем содержится следующая информация:

  • частота прохождения переосвидетельствования;
  • заболевания, при которых статус инвалида может быть присвоен бессрочно;
  • возможности для обжалования решения медико-социальной экспертизы.

Инвалидом человек может стать только в том случае, если он прошел медико-социальную экспертизу (МСЭ). Направление на экспертизу выдается лечащим врачом.

Классификация основных видов стойких расстройств функций организма человека и степени их выраженности

Положение об инвалидности гласит, что к стойким расстройствам функционирования организма относятся:

  • нарушения психики (интеллекта, сознания, воли, эмоций, речи и т. д.);
  • критерии для инвалидности по речи — нарушения способности воспроизводить и понимать речь;
  • нарушения зрительного, слухового, обязательного, тактильного и других анализаторов;
  • расстройство двигательной функции (например, артрит, болезнь Бехтерева, миодистрофия);
  • заболевания сердечно-сосудистой, дыхательной и пищеварительной систем (инфаркт, инсульт, болезни эндокринной системы);
  • физические дефекты, становящиеся причиной уродства (травмы, деформации тела и лица).

Классификация основных категорий жизнедеятельности человека и степени выраженности ограничений этих категорий

Выделяют несколько степеней выраженности нарушений функционирования организма:

  • 1 степень. Нарушения достаточно стойкие, хотя и незначительные, нарушающие процесс жизнедеятельности на 10-30%;
  • 2 степень. Расстройства умеренные, выраженность их варьирует в пределах 40-60%;
  • 3 степень. Стойкие расстройства, которые выражены на 70-80%;
  • 4 степень. Максимально выраженные нарушения, степень влияния которых на жизнедеятельность оценивается в диапазоне 90-100%.

Критерии для установления инвалидности

Существует несколько критериев, которые оцениваются во время медико-социальной экспертизы.

Клиническая форма основных и сопутствующих заболеваний

Важно определить точный диагноз человека, а также имеющиеся у него дополнительные патологии, которые сказываются на его адаптации. Для этого во время экспертизы оценивается имеющаяся медицинская документация, а также назначаются различные лабораторные и инструментальные исследования.

Осложнения

Если заболевание приводит к тяжелым осложнениям, это является критерием для присвоения второй или первой групп, предполагающих максимальные льготы.

Стадии патологического процесса

Практически все заболевания протекают в несколько стадий. Стадия очень важна для определения степени инвалидности. При этом если болезнь перешла на более тяжелую стадию, может проведено переосвидетельствование гражданина. От этого показателя зависят баллы для инвалидности, которые влияют на ее степень.

Течение заболевания

Болезнь может иметь различное течение (острое, подострое, хроническое), что учитывается во время экспертизы.

Характер нарушения функции

Функция организма может быть нарушена как значительно, так и маловыраженно. В первом случае адаптация человека страдает и он не может трудиться и организовывать самостоятельный уход за собой. Во время экспертизы учитывается, нуждается ли человек в помощи других людей или специальных приспособлениях, которыми должно быть обустроено его новое рабочее место.

https://www.youtube.com/watch?v=M7dk3IE8Xsc

Явные признаки инвалидности для экспертов не столь значимы, как степень нарушения жизнедеятельности. Причина проста: порой незаметные на первый взгляд нарушения сказываются на адаптации больше, чем явные.

Степень нарушения функции

В законе прописано, каким образом определяется степень нарушения той или иной функции в зависимости его влияния на адаптацию человека.

Клинический прогноз (благоприятный, неблагоприятный, сомнительный)

По каким еще критериям назначают инвалидность? Учитывается такое понятие, как наиболее вероятный прогноз заболевания. Он может быть:

  • благоприятный (вероятно полное выздоровление и возвращение к прежнему уровню жизнедеятельности);
  • неблагоприятный (наиболее вероятно ухудшение состояния или не исключен летальный исход);
  • сомнительный (врачи не могут оценить, каким образом будет происходить развитие патологического процесса или на получение этой информации требуется время).

Психологическая диагностика

Оценивается, насколько человек адаптирован к своему дефекту, способен ли ориентироваться в пространстве, времени и собственной личности. От этого фактора зависят критерии ограничения инвалидности и ее степень, а также полагающиеся от государства льготы.

Социальная диагностика

При присвоении статуса инвалида учитывается, сможет ли человек самостоятельно работать и осуществлять уход за собой, как он справляется с трудовой деятельностью и т. д.

Критерии для установления групп инвалидности

Критерии установления группы инвалидности следующие:

  • наличие у гражданина нарушений здоровья, признанных МСЭ;
  • ограничение жизнедеятельности, то есть неспособность работать, осуществлять уход за собой и жить полноценной жизнью;
  • возраст (при наступлении инвалидности до совершеннолетия как правило присваивается особый статус ребенок-инвалид).

От установки степени инвалидности зависит, сколько раз нужно проходить переосвидетельствование (раз в год, раз в три года или раз в пять лет). Если переосвидетельствование не пройдено, статус становится недействительным.

Количественные и качественные показатели для установления инвалидности

В соответствии с законом, критерии инвалидности разных групп следующие:

  • первая категория присваивается при стойких нарушениях жизнедеятельности (в диапазоне от 90 до 100%) и наступление улучшения маловероятно. Эта категория является нерабочей и нередко пожизненной, то есть срок ее неограничен и переосвидетельствования не требуются;
  • вторая группа может быть присвоена лицу, если жизнедеятельность его нарушается на 70-80%;
  • определение третьей группы происходит, если жизнедеятельность нарушена на 40-60%.

Дата установления инвалидности считается с момента подачи гражданином заявления для прохождения экспертизы.

Признание инвалидности осуществляется в процессе экспертизы. Критерии установления инвалидности прописаны в законодательстве и регулярно пересматриваются.

Важно помнить, что при несогласии с решением экспертов и подозрении их в коррупционных намерениях можно потребовать повторной экспертизы или обратиться в суд.

В этом случае человек может самостоятельно определять, кто будет заниматься экспертизой.

Источник: https://medpravo.su/kriterii-invalidnosti/

Инвалидность – при каких заболеваниях её могут дать

Инвалидность критерии

Инвалидность – это такое состояние, при котором человек не может осуществлять полностью или частично физическую, умственную или психическую деятельность.

Инвалидность – это не только медицинское, но ещё и юридическое понятие, ведь установление инвалидности производится соответствующими государственными органами.

При каких условиях, и по каким критериям определяют инвалидность? Что такое группы инвалидности и как эти группы назначаются? Кто и как устанавливает инвалидность? Существует ли список заболеваний, при которых могут дать инвалидность?

Этим и некоторым другим вопросам посвящена статья.

Условия, при которых устанавливается инвалидность

Функция установления инвалидности возложена на государственные бюро медико-социальной экспертизы. Процедура установления инвалидности выполняется по соответствующим правилам, которые основываются на следующих понятиях:

  1. Основные виды нарушений функций организма человека.
  2. Степень выраженности этих нарушений.
  3. Основные классы жизнедеятельности человека.
  4. Степень ограничений классов жизнедеятельности.
  5. Критерии установления инвалидности и групп инвалидности.

Нарушения функций организма – основные виды

Статус инвалидности определяется по обобщённым группам стойких нарушений основных функций организма, к которым относятся:

  • психические функции;
  • языковые и речевые функции;
  • сенсорные функции (органы чувств);
  • двигательные функции;
  • функции кровообращения, кроветворения, дыхания, пищеварения, выделения;
  • функции обмена веществ;
  • функции внутренней секреции;
  • функции иммунитета.

Также к этому списку надо добавить нарушения функций, вызванные физическим уродством человека.

Классификация выраженности указанных нарушений:

  • первая степень – незначительные;
  • вторая – умеренные;
  • третья – выраженные;
  • четвёртая – ярко выраженные.

Основные классы жизнедеятельности человека

Основные классы жизнедеятельности человека определяют его способность:

  • самостоятельно обслуживать самого себя;
  • самостоятельно передвигаться;
  • самостоятельно ориентироваться;
  • самостоятельно общаться;
  • контролировать собственное поведение;
  • обучаться;
  • работать.

В описании ограничений основных классов жизнедеятельности используется показатель – степень выраженности ограничений.

Этот показатель оценивает отклонение от нормы по каждому классу жизнедеятельности с учётом биологического возраста человека.

Способность к самообслуживанию:

  • 1 степень выраженности ограничения – человек тратит больше времени на самообслуживание и при этом не может выполнять некоторые повседневные бытовые действия, не используя вспомогательных средств;
  • 2 степень – необходима постоянная частичная посторонняя помощь и использование вспомогательных средств, в случае необходимости;
  • 3 степень – человек полностью зависит от посторонних лиц и нуждается в их постоянной помощи.

Способность самостоятельно передвигаться:

  • 1 степень – человек способен самостоятельно передвигаться, но тратит на это больше времени и усилий, сокращается расстояние передвижения, и при этом в некоторых случаях необходимо использовать технические средства;
  • 2 степень – необходима постоянная частичная посторонняя помощь и использование вспомогательных средств, в случае необходимости;
  • 3 степень – человек не может самостоятельно передвигаться и ему необходима постоянная посторонняя помощь.

Способность ориентироваться:

  • 1 степень – человек может самостоятельно ориентироваться только в привычной ситуации при использовании вспомогательных средств в некоторых случаях;
  • 2 степень – необходима постоянная частичная посторонняя помощь и использование вспомогательных средств, в случае необходимости;
  • 3 степень – человек совершенно неспособен ориентироваться и постоянно нуждается в помощи и надзоре посторонних лиц.

Способность общаться:

  • 1 степень – способность к ограниченному (замедленный темп и сниженный объём информации) самостоятельному общению с использованием при этом технических и невербальных средств, в некоторых случаях;
  • 2 степень – необходима постоянная частичная посторонняя помощь и использование технических средств, в случае необходимости;
  • 3 степень – человек совершенно неспособен самостоятельно общаться.

Способность контролировать собственное поведение:

  • 1 степень – человек время от времени не контролирует собственное поведение, особенно в непростых ситуациях, но при этом возможна частичная самостоятельная поведенческая самокоррекция;
  • 2 степень – неадекватное восприятие действительности, человек не контролирует собственное поведение, с возможностью частичной поведенческой коррекции, но только с постоянной посторонней помощью;
  • 3 степень – человек совершенно не в состоянии осуществлять контроль собственного поведения и ему постоянно необходима посторонняя помощь.

Способность обучаться:

  • 1 степень – человек способен учиться в обычных образовательных учреждениях, но по специальным методикам обучения, с использованием особого режима обучения и с помощью соответствующих средств и технологий, в случае необходимости;
  • 2 степень – человек способен учиться только в специальных учреждениях для людей с ограниченными возможностями или на дому по специальным методикам и с помощью соответствующих средств и технологий, в случае необходимости;
  • 3 степень – человек не в состоянии обучаться.

Способность работать:

  • 1 степень – человек сохраняет способность трудиться в обычных условиях, но при этом со снижением тяжести, интенсивности и объёма работы или человек не способен трудиться в обычных условиях, но может выполнять низко квалифицированную работу;
  • 2 степень – человек способен работать только в том случае, если ему созданы особые условия труда с применением соответствующих технических средств или с посторонней помощью;
  • 3 степень – человек совершенно неспособен к любому труду.

В зависимости от степени выраженности ограничений жизнедеятельности человеку старше 18 лет устанавливаются группы инвалидности (1, 2, 3), а человеку младше 18 лет – категория «ребёнок-инвалид».

Инвалидность 1 группы устанавливается при совокупности следующих критериев:

  1. У человека наблюдается стойкое ярко выраженное нарушение функций организма.
  2. Наличие ограничения третьей степени одного или нескольких классов жизнедеятельности человека.
  3. Человеку необходима социальная защита, включая реабилитацию.

Установление 2 группы инвалидности происходит при совокупности следующих критериев:

  1. У человека наблюдается стойкое выраженное нарушение функций организма.
  2. Наличие ограничения второй степени одного или нескольких классов жизнедеятельности человека.
  3. Человеку необходима социальная защита, включая реабилитацию.

Установление 3 группы инвалидности происходит при совокупности следующих критериев:

  1. У человека наблюдается стойкое умеренно выраженное нарушение функций организма.
  2. Наличие ограничения трудоспособности первой степени.
  3. Наличие ограничения первой степени одного или нескольких классов жизнедеятельности человека.
  4. Человеку необходима социальная защита, включая реабилитацию.

Категория «ребёнок-инвалид» устанавливается при совокупности следующих критериев:

  1. Возраст – до 18 лет.
  2. Ограничение жизнедеятельности, причиной которого являются заболевания или травмы или дефекты, любого класса (нескольких классов) и любой степени.
  3. Ребёнку необходима социальная защита, включая реабилитацию.

Сроки установления инвалидности

Срок установления инвалидности 1 группы – два года, 2 и 3 групп – один год. Для «ребёнка-инвалида» – 1 год, 2 года, 5 лет, а в отдельных случаях – до 18 лет.

По окончании указанных сроков инвалиды обязаны пройти переосвидетельствование, чтобы подтвердить или опровергнуть инвалидность. В случае подтверждения инвалид остаётся на прежней группе инвалидности или ему устанавливают новую группу.

Отдельные категории инвалидов имеют право на получение бессрочной инвалидности – вот некоторые из них:

  • инвалиды мужчины старше 60 лет и женщины старше 55 лет (для всех групп инвалидности);
  • инвалиды мужчины, которые должны пройти очередное переосвидетельствование после наступления 60 лет (для всех групп инвалидности);
  • инвалиды женщины, которые должны пройти очередное переосвидетельствование после наступления 55 лет (для всех групп инвалидности);
  • инвалиды военнослужащие, которым была установлена инвалидность в результате ранений и заболеваний, полученными в период воинской службы (для всех групп инвалидности).

Установить бессрочную инвалидность могут также при наличии определённых заболеваний, к которым относятся:

  • злокачественные опухоли;
  • доброкачественные опухоли головного мозга;
  • неизлечимые психические заболевания;
  • тяжёлые нервные заболевания;
  • необратимые изменения головного мозга;
  • системные заболевания внутренних органов с постоянной тенденцией ухудшения состояния человека;
  • тяжёлые дефекты конечностей, в том числе ампутации;
  • полная слепота и глухота.

Подробный перечень заболеваний и условий, при которых устанавливают бессрочную инвалидность, представлены в Постановлении Правительства РФ от 20.02.2006 «О порядке и условиях признания лица инвалидом».

Направление на медико-социальную экспертизу

Направление могут выдать такие учреждения:

  • лечебно-профилактическое учреждение – ЛПУ (больница, поликлиника, клиника);
  • учреждение социальной защиты;
  • орган, выполняющий функции пенсионного обеспечения.

ЛПУ может направить человека на экспертизу только после диагностирования у него стойких нарушений функций организма и проведения соответствующего лечения и реабилитации.

Органы, выполняющие функции пенсионного обеспечения и социальной защиты, имеют право выдавать гражданину направление на экспертизу по совокупности следующих условий:

  1. Наличие нарушений основных функций организма. Эти нарушения должны быть подтверждены медицинскими документами, выданными ЛПУ, кроме того были проведены необходимые мероприятия по лечению и реабилитации человека.
  2. Ограничение жизнедеятельности человека.
  3. Необходимость в социальной защите человека.

Если указанные учреждения отказывают человеку в выдаче направления, то они обязаны выдать ему соответствующую справку. На основании этой справки гражданин или его представитель могут сами обратиться в бюро.

Документы для проведения медико-социальной экспертизы

  1. Паспорт лица, который подал заявление на установление инвалидности (свидетельство о рождении – для детей младше 14 лет).
  2. Для законного представителя заявителя – документ, который подтверждает его полномочия.

  3. Заявление на проведение экспертизы, в котором должна быть указана цель её проведения.
  4. Направление на экспертизу из ЛПУ формы ф088/у-06.
  5. Медицинские документы (карты, выписки, справки, результаты обследований), которые подтверждают нарушение здоровья.

  6. Прочие документы, которые предоставляются по требованию бюро.

Проведение экспертизы

Специалисты бюро проводят комплексное исследование состояния организма человека (на основе представленных документов и обследования заявителя), анализируя при этом клинические, психологические, социальные, профессиональные и иные данные человека.

Во время проведения экспертизы может возникнуть необходимость в специальных дополнительных обследованиях заявителя. В этом случае специалисты бюро составляют детальную программу этих обследований, о которой информируют заявителя. Лицо, проходящее экспертизу, может отказаться от дополнительных обследований – тогда бюро принимает решение, основываясь на имеющихся данных.

В случае установления инвалидности, человеку выдаётся соответствующая справка, в которой указывается группа инвалидности и персональная программа реабилитации.

Место прохождения экспертизы

Заявитель проходит экспертизу в бюро по месту своего проживания или пребывания.

Если гражданин неспособен по состоянию здоровья явиться в бюро, то экспертиза проводится на дому или в стационаре, или заочно (при отсутствии гражданина) по представленным документам.

Местное бюро может направить гражданина в главное бюро, если необходимо провести дополнительные специальные обследования.

Для обжалования результатов экспертизы (в том числе, по назначенной группе инвалидности), проведенной в местном бюро, заявитель может обратиться в главное бюро с просьбой о проведении дополнительной экспертизы.

Главное бюро может направить гражданина на прохождение экспертизы в Федеральном бюро, если необходимо провести дополнительные особо сложные специальные обследования.

Для обжалования результатов экспертизы (в том числе, по назначенной группе инвалидности), проведенной в главном бюро, заявитель может обратиться в Федеральное бюро с просьбой о проведении дополнительной экспертизы.

Источник: https://urhelp.guru/pensiya/invalidnost-pri-kakih-zabolevaniyah-ee-mogut-dat.html

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 23 декабря 2009 г. N 1013н г. Москва

Инвалидность критерии

Зарегистрирован в Минюсте РФ 11 марта 2010 г.

Регистрационный N 16603

В соответствии с подпунктом 5.2.100.32 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г.

N 321 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2898; 2005, N 2, ст. 162; 2006, N 19, ст. 2080; 2008, N 11, ст. 1036; N 15, ст. 1555; N 23, ст. 2713; N 42, ст. 4825; N 46, ст. 5337; N 48, ст. 5618; 2009, N 3, ст. 378; N 2, ст. 244; N 6, ст.

738; N 12, ст. 1427, 1434; N 33, ст. 4083, 4088), приказываю:

1.

Утвердить классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, согласно приложению.

2. Признать утратившим силу приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22 августа 2005 г.

N 535 “Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы” (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 сентября 2005 г. N 6998).

Министр Т. Голикова

Приложение

Классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы

I. Общие положения

1.

Классификации, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, определяют основные виды нарушений функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, и степени их выраженности; основные категории жизнедеятельности человека и степени выраженности ограничений этих категорий.

2. Критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, определяют условия установления групп инвалидности (категории “ребенок-инвалид”).

II. Классификации основных видов нарушений функций организма и степени их выраженности

3. К основным видам нарушений функций организма человека относятся:

нарушения психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления, интеллекта, эмоций, воли, сознания, поведения, психомоторных функций);

нарушения языковых и речевых функций (нарушения устной (ринолалия, дизартрия, заикание, алалия, афазия) и письменной (дисграфия, дислексия), вербальной и невербальной речи, нарушения голосообразования и пр.);

нарушения сенсорных функций (зрения, слуха, обоняния, осязания, тактильной, болевой, температурной и других видов чувствительности);

нарушения статодинамических функций (двигательных функций головы, туловища, конечностей, статики, координации движений);

нарушения функций кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, кроветворения, обмена веществ и энергии, внутренней секреции, иммунитета;

нарушения, обусловленные физическим уродством (деформации лица, головы, туловища, конечностей, приводящие к внешнему уродству, аномальные отверстия пищеварительного, мочевыделительного, дыхательного трактов, нарушение размеров тела).

4. При комплексной оценке различных показателей, характеризующих стойкие нарушения функций организма человека, выделяются четыре степени их выраженности:

1 степень – незначительные нарушения,

2 степень – умеренные нарушения,

3 степень – выраженные нарушения,

4 степень – значительно выраженные нарушения.

III. Классификации основных категорий жизнедеятельности человека и степени выраженности ограничений этих категорий

5. К основным категориям жизнедеятельности человека относятся:

способность к самообслуживанию;

способность к самостоятельному передвижению;

способность к ориентации;

способность к общению;

способность контролировать свое поведение;

способность к обучению;

способность к трудовой деятельности.

6. При комплексной оценке различных показателей, характеризующих ограничения основных категорий жизнедеятельности человека, выделяются 3 степени их выраженности:

а) способность к самообслуживанию – способность человека самостоятельно осуществлять основные физиологические потребности, выполнять повседневную бытовую деятельность, в том числе навыки личной гигиены:

1 степень – способность к самообслуживанию при более длительной затрате времени, дробности его выполнения, сокращении объема с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;

2 степень – способность к самообслуживанию с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;

3 степень – неспособность к самообслуживанию, нуждаемость в постоянной посторонней помощи и полная зависимость от других лиц;

б) способность к самостоятельному передвижению – способность самостоятельно перемещаться в пространстве, сохранять равновесие тела при передвижении, в покое и при перемене положения тела, пользоваться общественным транспортом:

1 степень – способность к самостоятельному передвижению при более длительной затрате времени, дробности выполнения и сокращении расстояния с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;

2 степень – способность к самостоятельному передвижению с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;

3 степень – неспособность к самостоятельному передвижению и нуждаемость в постоянной помощи других лиц;

в) способность к ориентации – способность к адекватному восприятию окружающей обстановки, оценке ситуации, способность к определению времени и места нахождения:

1 степень – способность к ориентации только в привычной ситуации самостоятельно и (или) с помощью вспомогательных технических средств;

2 степень – способность к ориентации с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;

3 степень – неспособность к ориентации (дезориентация) и нуждаемость в постоянной помощи и (или) надзоре других лиц;

г) способность к общению – способность к установлению контактов между людьми путем восприятия, переработки и передачи информации:

1 степень – способность к общению со снижением темпа и объема получения и передачи информации; использование при необходимости вспомогательных технических средств помощи; при изолированном поражении органа слуха способность к общению с использованием невербальных способов и услуг по сурдопереводу;

2 степень – способность к общению при регулярной частичной помощи других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;

3 степень – неспособность к общению и нуждаемость в постоянной помощи других лиц;

д) способность контролировать свое поведение – способность к осознанию себя и адекватному поведению с учетом социально-правовых и морально-этических норм:

1 степень – периодически возникающее ограничение способности контролировать свое поведение в сложных жизненных ситуациях и (или) постоянное затруднение выполнения ролевых функций, затрагивающих отдельные сферы жизни, с возможностью частичной самокоррекции;

2 степень – постоянное снижение критики к своему поведению и окружающей обстановке с возможностью частичной коррекции только при регулярной помощи других лиц;

3 степень – неспособность контролировать свое поведение, невозможность его коррекции, нуждаемость в постоянной помощи (надзоре) других лиц;

е) способность к обучению – способность к восприятию, запоминанию, усвоению и воспроизведению знаний (общеобразовательных, профессиональных и др.), овладению навыками и умениями (профессиональными, социальными, культурными, бытовыми):

1 степень – способность к обучению, а также к получению образования определенного уровня в рамках государственных образовательных стандартов в образовательных учреждениях общего назначения с использованием специальных методов обучения, специального режима обучения, с применением при необходимости вспомогательных технических средств и технологий;

2 степень – способность к обучению только в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников, детей с ограниченными возможностями здоровья или на дому по специальным программам с использованием при необходимости вспомогательных технических средств и технологий;

3 степень – неспособность к обучению;

ж) способность к трудовой деятельности – способность осуществлять трудовую деятельность в соответствии с требованиями , объему, качеству и условиям выполнения работы:

1 степень – способность к выполнению трудовой деятельности в обычных условиях труда при снижении квалификации, тяжести, напряженности и (или) уменьшении объема работы, неспособность продолжать работу по основной профессии при сохранении возможности в обычных условиях труда выполнять трудовую деятельность более низкой квалификации;

2 степень – способность к выполнению трудовой деятельности в специально созданных условиях труда с использованием вспомогательных технических средств и (или) с помощью других лиц;

3 степень – неспособность к любой трудовой деятельности или невозможность (противопоказанность) любой трудовой деятельности.

7. Степень ограничения основных категорий жизнедеятельности человека определяется исходя из оценки их отклонения от нормы, соответствующей определенному периоду (возрасту) биологического развития человека.

IV. Критерии установления групп инвалидности

8. Критерием для определения первой группы инвалидности является нарушение здоровья человека со стойким значительно выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению одной из следующих категорий жизнедеятельности или их сочетанию и вызывающее необходимость его социальной защиты:

способности к самообслуживанию третьей степени;

способности к передвижению третьей степени;

способности к ориентации третьей степени;

способности к общению третьей степени;

способности контролировать свое поведение третьей степени;

способности к обучению третьей степени;

способности к трудовой деятельности третьей степени.

9. Критерием для установления второй группы инвалидности является нарушение здоровья человека со стойким выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению одной из следующих категорий жизнедеятельности или их сочетанию и вызывающее необходимость его социальной защиты:

способности к самообслуживанию второй степени;

способности к передвижению второй степени;

способности к ориентации второй степени;

способности к общению второй степени;

способности контролировать свое поведение второй степени;

способности к обучению второй степени;

способности к трудовой деятельности второй степени.

10.

Критерием для определения третьей группы инвалидности является нарушение здоровья человека со стойким умеренно выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению способности к трудовой деятельности первой степени или ограничению следующих категорий жизнедеятельности в их различных сочетаниях и вызывающее необходимость его социальной защиты:

способности к самообслуживанию первой степени;

способности к передвижению первой степени;

способности к ориентации первой степени;

способности к общению первой степени;

способности контролировать свое поведение первой степени;

способности к обучению первой степени.

11. Категория “ребенок-инвалид” определяется при наличии ограничений жизнедеятельности любой категории и любой из трех степеней выраженности (которые оцениваются в соответствии с возрастной нормой), вызывающих необходимость социальной защиты.

Источник: https://rg.ru/2010/03/26/minzdrav-expertiza-dok.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.