Инвалидность при поступлении в вуз

Льготы детям инвалидам при поступлении в ВУЗ и колледж

Инвалидность при поступлении в вуз

Колледжем называют учебное заведение по окончанию которого присваивается средне-профессиональное образование. После окончания учебного заведения (университет, институт) выпускник получает диплом о высшем образовании.

Вне зависимости от обучения в дипломе будет указана специальность, по которой человек может трудоустроиться.

Некоторые категории граждан имеют право поступить в учебные заведения на льготных основаниях, к ним относятся:

  1. Дети инвалиды;
  2. Сироты;
  3. Приемные дети;
  4. Многодетные семьи.

В рамках данной статьи мы поговорим о поступлении в колледж и институт детям-инвалидам.

Кто относится к детям инвалидам?

Сам термин инвалидность говорит о человеке у которого имеются отклонения от нормы. Отклонение может быть в физическом, умственном и психическом плане.

Соответственно ребенок инвалид – это человек с ограниченными возможностями здоровья, который не достиг восемнадцатилетнего возраста. Однако существует и иной термин, который вводит в заблуждение людей, не знакомых с понятиями, а именно инвалид детства.

Инвалид-детства и ребенок-инвалид имеет абсолютно разные значения.

В первом случае это человек любого возраста, который приобрел инвалидность до восемнадцати лет, а во втором это ребенок до восемнадцати лет имеющий ограничение в здоровье.

Еще одной весомой разницей является присвоение группы, которая происходит только в случае инвалида-детства. В справке, которая выдает медико-социальная экспертиза написано инвалид-детства и группа (первая, вторая или третья).

Какие льготы имеются?

Все льготы, которые предоставляются незащищённым слоям населения можно разделить на федеральные и региональные. Первые действую на все субъекты нашей страны, а последними могут пользоваться жители самого региона.

Например, право на получение социальной пенсии относиться к федеральной льготе, так как во всех субъектах сумма одинаковая, без учета индивидуальных особенностей (трудового стажа, номера группы). А в Саратовской области действует надбавка дополнительно 1000 рублей инвалиду – эту льготу относят к региональной, так как действует она только в Саратове.

Инвалид имеет полное право на получение таких льгот, например, как:

  1. Получение лекарств и путевок ежегодно в санаторий;
  2. Налоговые льготы, которые отменяют оплату совсем или предоставляю скидку по оплате за имеющиеся налоговые объекты;
  3. Проезд в государственном транспорте;
  4. Скидка по оплате коммунальных услуг;
  5. Получение недвижимости от государства, если семья инвалида признана официально нуждающимися;
  6. Трудоустройство в официальном порядке;
  7. Получение ежемесячных пособий, которые зависят от группы инвалидности;
  8. Переобучение на иную специальность, имея основную базу.

Например, человек окончил строительный университет и 10 лет работал по профессии, пока не получил инвалидность на производстве. К сожалению, больше выполнять обязанности он не может и руководство предложило другую вакансию, до которой он будет допущен после прохождения курсов.

Важно! Курсы могут быть от центра занятости населения или от самого работодателя если травма получена на производстве.

  1. А самое главное и важное право – получение образования.

Более подробно о котором мы поговорим ниже.

Поступление в учебное заведение

Практически половина всех студентов в России получают образование платно, однако у инвалида вряд ли имеется такое количество денежные средств. Кроме платного образования инвалид может получить образование:

  1. Самостоятельно сдав экзамены, а полученные результаты, совместно с другими документами подать в учебное заведение;
  2. Воспользоваться квотируемым учебным местом. Квотируемым учебным местом называют то, место, которое изначально оплачивается государством или иной организацией. За эту оплату будущий выпускник после получения диплома должен отработать три года по специальности;

Важно! Иными словами, такую льготу называют целевым направлением.

  1. Поступление на льготные места. Из всех мест обучения в одном институте или университете следует выделить 2% – это и будет количество льготных мест.

Например, у Воронежского государственного педагогического института всего 510 мест, на которые планирую поступить абитуриенты. Соответственно из них 11 человек – льготные места.

Льгота и заключается в том, что если у инвалида и здорового ребенка совпало количество баллов, то безусловно выберут инвалида.

Кроме поступления в учебные заведения инвалид имеет право и на предоставление койко-места в общежитии на бесплатном основании и в первых рядах.

Важно! Место в общежитии предоставляются в том случае, если человек не имеет места жительства в городе.

Пошаговая инструкция по поступлению в институт

Для поступления в учебное учреждение вне зависимости от его названия и статуса (институт, колледж) необходимо предоставить документы.

Инструкция по поступлению
Что необходимо сделать?Пояснение
1Подготовиться к экзаменамЕще до того момента, как сдают экзамены в школе все средне-профессиональные и высшие учебные заведения открывают курсы по подготовке к экзаменам. Если такая возможность иметься, то на эти курсы стоит ходить.Важно! Курсы платные, но для инвалидов они должны предоставляться бесплатно или с 50% скидкой.
2Собрать документы, которые подтвердят личность и статус абитуриента.Собранный пакет документов можно передать лично в учреждение, отправить по электронной почте или воспользоваться услугами почтовой связи.1.       Собственноручно заполнение заявление от абитуриента, где необходимо уточнить такие сведения как:§  Данные (ФИО и дата рождения);§  Факультет, на который планируется поступать;§  Основание для обучения (какая школа была окончена и сколько классов);§  Оплата (бюджет или вне бюджет, соответственно платно или бесплатно). В случае если поступление осуществляется по направлению от государственного органа, то об этом необходимо предупредить заранее.2.       Документ удостоверяющий личность;3.       Аттестат об окончании школы (если было окончено 9 классов, то подают этот диплом. В случае если полное образование, то диплом и свидетельство о сдачи Единого государственного экзамена).4.       Документ подтверждающий наличие инвалидности:§  Справка, выданная медико-социальной экспертизой;§  Индивидуальный план реабилитации.5.       Фотографии 3х4.
3Вступительное испытаниеЕсли поступление осуществляется в учреждение где по окончанию выдадут диплом о средне-профессиональном образовании, то экзамены сдавать не нужно, комиссия отберет абитуриентов по среднему баллу.В случае с высшим образованием необходимо иметь действующий сертификат ЕГЭ, на основании которых будут принято решение.Важно! Серьезные высшие учебные учреждения могут проверить знание абитуриента и путем проведения тестовых испытаний.
4Получение решенияУзнать результаты можно:1.       Обычно в фойе учебного заведения вывешивают списки, где можно ознакомиться с решением;2.       Если самостоятельно прийти не получиться на сайте учебного заведения так же будет вся информация о зачислении.

Все льготы по поступлению в институт или колледж можно использовать только один раз, позже льготы не будут действовать на бесплатном основании. Соответственно можно поступить в институт второй раз, но уже на платное отделение.

Право на льготное поступление сохраняется и в колледже, соответственно повторно можно получить средне-профессиональное образование только на платной основе.

Кроме этого многие ВУЗы и колледжи имеют собственную столовую, где студенты инвалиды могут бесплатно питаться, тем самым не тратить денежные средства в течении дня на еду.

Обычно данная процедура происходит согласно спискам на кассе, студент приходит и говорит свою фамилию подтверждая свою личность паспортом или студенческим билетом.

После проверки личности выдают полноценный комплексный обед, состоящий из:

  1. Первого блюда (суп или борщ);
  2. Второго блюда (гарнир и мясное или рыбное блюдо);
  3. Салат
  4. Компот или чай;
  5. Булочка.

Размер стипендии

Стипендией называют денежную сумму, которая выплачивается студенту один раз в месяц. Стипендия — это определённая заработная плата, которую студент получает за свои заслуги. Условно ежемесячную выплату можно разделить на:

  1. Социальную – выплачивается незащищенным слоям населения, которые в этом нуждаются (сироты, многодетные, инвалиды, студенты у которых один из родителей инвалиды). Получить данную стипендию возможно только в том случае если студент принесет справку, подтверждающую отношение к льготе:
    • Сироте – справку с социальной защиты;
    • Многодетной семье – удостоверение или справку с социальной защиты;
    • Инвалиду – заключение медико-социальной экспертизы.

Вышеперечисленные документы необходимо предоставляет ежегодно, тогда выплата будет начисляться. В случае если студен имеет так называемые «хвосты» (не сданные вовремя зачеты и экзамены), то выплата приостанавливается до момента погашения).

В настоящее время социальная стипендия в высшем учебном заведении равна 1 266 рублям, а в колледже и техникуме сумма около 690 рублей.

  1. Учебную – та, которая назначается только тем студентам, которые закончили учебный период на «отлично» и «хорошо». Получить данную стипендию с тройками невозможно. Сказать точную сумму учебной стипендии невозможно, так как её устанавливает само образовательное учреждение, но минимальная сумма в техникуме – 480 рублей, а в институте – 1 900 рублей.

С начала учебного года в 2020 году планируется повысить стипендии на 5,5 процентов.

Кроме стипендии за инвалидами сохраняется право на получение социальной пенсии.

Ежемесячные выплаты инвалидам детства
Группа инвалидностиСоциальная пенсияРазмер ЕДВПри пользовании набором услуг
Первая группа11 900 рублейМинимально – 2500 рублей.Максимально – 3 600 рублей  Всего 1 050 рублей.
Вторая группаПрактически 10 000 рублей1 500 рублей или 2 530 рублей
Третья группаОколо 4 200 рублей973 и 2 030 рублей.

Мнение эксперта

Государство естественно отдает себе отчет в том, что студентам необходимо на что-то жить, если они будут работать, то уровень полученных знаний будет страдать. Не всегда они находят такую работу, где можно было бы трудиться в свободное время, поэтому мы стараемся повышать стипендии для того, чтобы хоть как-то помочь старающимся ученикам.

Мы очень рады, что детей инвалидов и инвалидов детства с каждым гордом все больше и больше в наших учебных заведениях. Если раньше человек с ограниченными возможностями здоровья получал даже школьное образование на дому, то теперь они стремятся в общество. А общество в лице нас рады их принять в своих рядах.

Министр Правительства Москвы, руководитель Департамента образования и науки города Москвы Калина И.И.

Распространенные вопросы

Вопрос №1 Я являюсь инвалидом, в 2010 году я получил высшее образование в одном из ведущих университетов города Москвы. Полученное образование было на бесплатной основе, так как были отличные результаты экзаменов и оценки в аттестате. В настоящее время имеется желание получить ещё одно образование, может ли и оно быть бесплатным?

Ответ: К сожалению в соответствии с законодательством на бесплатном основании можно получить одно средне-профессиональное образование и одно высшее. Все последующие образования должны быть оплачены, вне зависимости от инвалидности.

Вопрос №2 Мой сын заканчивает школу в этом году, он является ребенком-инвалидом. Выбранный институт, в который желает поступить ребенок находиться в центре города, а мы проживаем в населенном пункте где добираться следует 20-30 минут. Может ли он претендовать на предоставление комнаты в общежитии, которое имеется в учреждении?

Ответ: Если место проживания и выбранное место обучение находится в одном регионе, то к сожалению законных прав, на получение комнаты нет. Однако при наличии свободных мест можно попросить директора учебного заведения предоставить место в общежитии предварительно объяснив ситуацию.

Типичные ошибки

Ошибка №1 Инвалид, участвующий в олимпиадах на региональном уровне, желает поступить в институт по льготе.

Источник: https://pravo-invalida.ru/kakie-lgoty-detyam-invalidam-pri-postuplenii-v-vuz-i-kolledzh-2/

Льготы для инвалидов в сфере образования. – Фонд

Инвалидность при поступлении в вуз

Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” от 29.12.2012 N 273-ФЗ закрепил в качестве принципа государственной политики “адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников” (п. З ст. 2 Закона).

Закон устанавливает государственные гарантии граждан с отклонением в развитии (с ограниченными возможностями здоровья) в области образования, закрепив в качестве основной гарантии – обязанность государства создавать “гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов” (п. 6 ст.5 Закона).

В соответствии с Законодательством дети с ограниченными возможностями здоровья могут получать образование:

  • в общих классах и группах системы общего образования,
  • по индивидуальной программе на дому,
  • в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях. 

Какие  льготы в образовании имеют инвалиды?

  • Согласно, п. 2. 12 письму Министерства образования и науки РФ от 8 августа 2013 г. № 08-1063 “О рекомендациях по порядку комплектования дошкольных образовательных учреждений”, дети-инвалиды, а также дети, один или оба родителя которых имеют инвалидность, зачисляются в дошкольное учебное учреждение (ясли и садики) без очереди.
  • В некоторых субъектах страны предоставляются льготы на оплату услуг дошкольных учреждениях. Согласно № 62-ПП «О Положении о порядке определения платы, взимаемой с родителей (законных представителей), за содержание детей в государственных образовательных учреждениях системы Департамента образования города Москвы, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования, дошкольных образовательных учреждениях системы Департамента здравоохранения города Москвы и дошкольных образовательных учреждениях системы Департамента социальной защиты населения города Москвы», плата за посещение ребенком дошкольных учреждений не взимается, если ребенок является инвалидом, а также в случае, если один или оба родителя ребенка, являются инвалидами 1 или 2 групп.
  • Согласно п. 7 ст. 79 ФЗ № №273 «Об образовании в РФ», обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельность (школах-интернатах), находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем.

А обучающиеся в организациях среднего общего образования на очной форме,  не предполагающих круглосуточного пребывания обеспечиваются двухразовым питанием.

Согласно, п. 2 Письма Минобрнауки России от 14.01.2016 N 07-81 “Об осуществлении выплат компенсации родителям (законным представителям) детей, обучающихся на дому”, дети , обучающиеся на дому, получают денежную компенсационную выплату за питание, размер которой определяется исходя из стоимости питания на одного учащегося в данном регионе и в данной организации образования.

  • Согласно п. 1 ч. 1 ст. 71 ФЗ № №273 «Об образовании в РФ», для абитуриентов  из числа детей-инвалидов и инвалидов 1, 2 группы с детства предусмотрено поступление в учреждения профессионального образования (ВУЗы и СУЗы) по квоте, то есть вне конкурса и вступительных испытаний.
  • Согласно п. 4 1 ст. 71 ФЗ № №273 «Об образовании в РФ», абитуриенты с инвалидностью  также имеют право на бесплатное обучение на подготовительных курсах государственных ВУЗов.

Согласно п. 3 части 7 той же статьи, аналогичные права на бесплатное обучение на подготовительных курсах имеют граждане в возрасте до двадцати лет, имеющие только одного родителя – инвалида I группы, если среднедушевой доход семьи ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации по месту жительства этих граждан.

  • Согласно ч.5 ст. 36 ФЗ № №273 «Об образовании в РФ», студенты с инвалидностью имеют право на получение социальной стипендии, то есть при обучении на очной форме в учреждении профессионального образования, получают стипендию вне зависимости от своей успеваемости.

Согласно данным портала гос. услуг размер социальной стипендии на 2019/2020 учебный год составляет 865р для учащихся учреждений среднего профессионального образования и 2500р для студентов высших учебных заведений.

  • Согласно ст. 19 ФЗ №181 «О социальной защите инвалидов в РФ», для учащихся с инвалидностью и учеников с ограниченными возможностями здоровья государство гарантирует создание особых условий для получения образования, в соответствии с рекомендациями ИПРа и ААОП .

Что такое ИПРа?

Согласно ст. 11 ФЗ №181 «О социальной защите инвалидов в РФ», Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида (сокр.

ИПРа) – это комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление и компенсацию нарушенных функций организма, а также формированию, способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

Что такое ААОП?

Согласно списку основных терминов Письма Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г.

№ ВК-452/07 “О введении ФГОС ОВЗ”, ААОП – это адаптированная общеобразовательная программа.

То есть программа основного школьного образования, адаптированная в соответствии с интеллектуальными и физическими возможностями конкретного обучающегося с ОВЗ, или ученика имеющего инвалидность.

Что такое обозначат термин «Обучающийся с ОВЗ?»

Согласно ч. 16 ст.

2 ФЗ №273 «Об образовании в РФ», обучающийся с ОВЗ – это гражданин, имеющий недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Важно при этом отметить, что статус «обучающийся с ОВЗ» не равен статусам «инвалид» или  «ребенок-инвалид», поскольку он устанавливается не комиссией ВТЭК, а комиссией ЦПМПК (центральной психолого-медико-педагогической комиссией).

В отличии от инвалида и ребенка-инвалида, которые имеют целый ряд льгот во многих сферах жизни, ребенок (или молодой человек) со статусом «обучающийся с ОВЗ» имеет  льготы только на получение образования на особых условиях.

 Статус «обучающийся с ОВЗ» может быть установлен комиссией ЦПМПК как для ребенка (молодого человека) с инвалидностью, так и для ребенка (молодого человека) не имеющего инвалидности, но нуждающегося в особых условиях обучения в следствии физических или психических заболеваний.

Где и как получить адаптированную образовательную программу?

Согласно, Письму Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 “О введении ФГОС ОВЗ” адаптированная программа выдается конкретному обучающемуся комиссией ЦПМПК.

В соответствии с информацией, размещенной на официальном портале правительства РФ (https://www.mos.ru) для получения адаптированной программы родителю (либо законному представителю) обучающегося, необходимо самостоятельно обратиться в комиссию и предоставить следующие документы:

  • медицинское заключение  о состоянии здоровья и рекомендациях по организации образовательного процесса в государственных образовательных организациях города Москвы для лиц с ограниченными возможностями здоровья – оригинал;
  • для детей-инвалидов, инвалидов справка бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ) и индивидуальная программа реабилитации или абилитации (ИПРА) – копии с предъявлением оригиналов или заверенные в установленном порядке копии;
  • свидетельство о рождении обучающегося – копия с предъявлением оригинала или заверенная в установленном порядке копия;
  • паспорт обучающегося (при наличии) – копия с предъявлением оригинала или заверенная в установленном порядке копия;
  • паспорт родителя (законного представителя) обучающегося – копия с предъявлением оригинала или заверенная в установленном порядке копия;
  • предыдущее заключение (заключения) комиссии о результатах ранее проведенного обследования ребенка (при наличии) – копия;
  • заключение (заключения) психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации или специалиста (специалистов), осуществляющего психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся в образовательной организации (для обучающихся образовательных организаций) (при наличии) – копия;
  • направление в ЦПМПК г. Москвы из образовательной организации, организации, осуществляющей социальное обслуживание, медицинской организации, другой организации (при наличии) – оригинал;
  • характеристика обучающегося, выданная образовательной организацией (для обучающихся образовательных организаций) – оригинал, заверенный печатью образовательной организации;

контрольные/письменные работы по русскому (родному) языку, математике – копии, заверенные в установленном порядке, результаты самостоятельной продуктивной деятельности ребенка – оригинал.

Какие специальные условия в обучении прописываются в заключении ЦПМПК?

Согласно п. 1 Письма Минобрнауки России от 23.05.2016 N ВК-1074/07 “О совершенствовании деятельности психолого-медико-педагогических комиссий”, в заключении комиссии ЦПМПК должны быть прописаны следующие специальные условия:

  • адаптированная образовательная программа (АООП) , специальные методы обучения и воспитания;
  • специальные учебники, учебные пособия и дидактические материалы;
  • технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования;
  • предоставление учебной организацией услуг ассистента (помощника);
  • проведение учебной организацией дополнительных коррекционных занятий;
  • обеспечение доступа в здания организаций.

Также в заключении ЦПМПК должны содержатся рекомендации по созданию специальных условий при прохождении государственной итоговой аттестации, а именно:

  • выбор формы прохождения государственной итоговой аттестации (ЕГЭ и ГВЭ);
  • увеличение продолжительности на 1,5 часа;
  • организация питания и перерывов для проведения необходимых медико-профилактических процедур;
  • организация беспрепятственного доступа в аудиторию, туалетные иные помещения (аудитория на первом этаже, наличие специальных кресел, др. приспособлений);
  • предоставление услуг ассистента (техническая помощь с учетом индивидуальных возможностей ученика: помощь в занятии рабочего места, передвижении, прочтении задания);
  • организация экзамена на дому (для обучающихся, имеющих медицинские показания для обучения на дому и соответствующие рекомендации ЦПМПК г. Москвы).

Хочется особенно подчеркнуть, что комиссия ЦПМПК не дает рекомендаций по поводу форм обучения, но в рамках рекомендаций по использованию специальных методов обучения, может указать, доступно ли для конкретного ребенка (или молодого человека) обучение с использованием компьютерных технологий, в том числе дистанционно.

В каких организациях и на каких формах обучения могут обучаться инвалиды?

Согласно п. 1 ч. 3 ст. 44 ФЗ №273 «Об образовании в РФ», выбирать организацию, в которой будет проходить обучение несовершеннолетний и форму обучения для него имеет право его родитель (законный представитель).

П. 1, ч. 1 ст. 34 №273 «Об образовании в РФ», разъясняет, что по  достижении 18-и лет совершеннолетний дееспособный гражданин может сам выбирать организацию и форму обучения для получения образования

В ст. 17 ФЗ №273 «Об образовании в РФ» приводится исчерпывающий перечень форм получения образования в РФ, а именно:

  • очная;
  • очно-заочная;
  • заочная;
  • семейная.

Стоит отметить, что из данной статьи следует, что дистанционное обучение не считается отдельной формой обучения, но может быть отнесено к очно-заочной либо заочной форме обучения в зависимости от частоты очного посещения занятий учеником и степени использования дистанционных технологий.

Также хочется обратить внимание, что семейная форма обучения – это не то же самое, что и надомное обучение.

Из ч. 3 ст. 17 ФЗ №273 «Об образовании в РФ», следует, что семейная форма обучения предполагает обучение ребенка вне организации, то есть в семье, самостоятельно родителями (законными представителями), с последующим прохождением аттестации (то есть сдачей экзаменов) в учебной организации.

В то время как, в соответствии ст. 19 ФЗ №181 «О социальной защите инвалидов в РФ» надомное обучение осуществляется образовательной организацией (а точнее ее сотрудниками, приходящими к ученику на дом).

Для получение обучение в такой форме одного желания родителей ученика-инвалида не достаточно, а обязательно нужно медицинское заключение, в котором указано, что конкретный учащийся нуждается в надомной форме обучения.

Где получить официальную консультацию по вопросам образования людей с инвалидностью?

В случае возникновения вопросов по поводу обучения инвалидов, официальную информацию можно найти на портале Департамента Образования г. Москвы

А для других регионов, на сайте Министерства просвещения России

Источник: https://barrier-free.ru/2020/04/07/obr20/

Льготы инвалидам при поступлении в ВУЗ

Инвалидность при поступлении в вуз

Получить желаемое высшее образование и овладеть профессией – право любого человека и даже физические недостатки не должны препятствовать в его реализации. Существуют специальные льготы инвалидам при поступлении в вуз, которые могут оказать некоторую помощь и поддержку молодым людям с ограничениями в здоровье.

Кому доступны льготы при поступлении?

Сегодня, отдельная категория людей с физическими недостатками наделена некоторыми привилегиями, позволяющими поступить в вуз и получить профессию для дальнейшей реализации в обществе.

К этой категории относятся лица с обретенной или врожденной инвалидностью: дети-инвалиды, нетрудоспособные лица имеющие инвалидность первой и второй группы, лица получившие травму или хроническое заболевание во время службы в армии.

 «Каждый год государством выделяется квота, которая составляет примерно 10% от суммы, получаемой с основного количества студентов, обучающихся на коммерческой основе. На эти средства формируется бюджетная группа студентов».

Виды льгот при поступлении

Все имеющиеся виды льгот для молодых инвалидов, поступающих в институт, изложены в законе «Об образовании» (ФЗ-No273 от 29.12.12 ). С целью его усовершенствования, в нем ежегодно производятся изменения и дополнения к имеющимся пунктам.

Сегодня существуют особые условия для поддержания лиц с ограниченными возможностями, которые желают получить высшее образование и реализоваться в обществе.

Так, за счет средств государственного бюджета, инвалиды могут воспользоваться следующими возможностями:

  • поступить в институт без экзаменов;
  • обучаться на льготном отделении факультета, но с условием успешной сдачи вступительных испытаний;
  • после успешной проверки знаний, иметь преимущество среди абитуриентов, равных ему по учебным достижениям;
  • поступить и бесплатно обучаться на подготовительном отделении института.

Дети с инвалидностью, отличившиеся за последние 4 года участием в различных олимпиадах во время обучения в средней школе и имеющие заслуги в виде призовых мест, могут также рассчитывать на льготы (часть 12, статья 71, ФЗ-No273):

  • абитуриент может обойти конкурс по зачислению и быть принятым без вступительных испытаний, но при условии, когда предмет олимпиады совпадает с выбранной им специальностью. Обычно соответствие предмета олимпиады и специальности определяет сама образовательная организация и разглашает это в различных официальных источниках;
  • если предмет ЕГЭ соответствует предмету олимпиады, в которой участвовал инвалид, то абитуриент имеет право быть приравненным к участникам, набравшим максимальные баллы и иметь равные с ними права при поступлении в вуз.

«Если инвалид поступает в институт по льготной программе, то ему следует очень обдуманно подойти к выбору профессии. Другого случая больше не представится, так как льгота для инвалидов предусмотрена только один раз и до двадцатилетнего возраста».

Льготы на подготовительном отделении

Согласно нормативно-правовой документации, закрепленной на законодательном уровне, лица с инвалидностью принимаются на подготовительное отделение в первоочередном порядке (часть 7, статья 71, ФЗ No-273).

В законе оговаривается, что реализация образовательного процесса для них производится в том случае, если они, как было указано выше, обучаются на подготовительном отделении в первый и единственный раз.

В федеральных вузах, в соответствии с государственным заданием, студентам, обучающихся на очной форме подготовительного отделения, выплачивается академическая стипендия. Ее размер зависит от конкретного учебного заведения и может варьироваться в разных регионах.

Льготы при успешном прохождении экзамена

Число испытуемых, успешно сдавших вступительные экзамены, может превышать количество свободных бюджетных мест. В сложившейся ситуации, федеральным законодательством предусмотрено отдавать предпочтение отдельной категории лиц, которая будет зачислена по бесплатной квоте (часть 9-11, статья 71, ФЗ-273). Преимущественным правом зачисления обладают следующие льготники:

  • лица с физическими ограничениями, признанные МСЭ инвалидами;
  • дети военных граждан;
  • лица, которые имеют наравне с инвалидностью дополнительный льготный статус, дающий право на обучение за счет федерального бюджета.

Документы на предоставление льготы

Для того, чтобы воспользоваться положенными льготами от государства, инвалиду необходимо собрать пакет документов, в который входит:

  1. Паспорт;
  2. Заявление;
  3. Аттестат об окончании СОШ;
  4. Справки с результатами единого госэкзамена;
  5. Документ о признании у лица инвалидности (удостоверение).

«При поступлении и во время обучения, все льготы для инвалидов действуют при своевременном предоставлении в учебное заведение подтверждающих документов. У каждой справки имеется отдельный период действия. Поэтому студенту важно помнить о необходимости предоставления актуальных данных».

Льготы на общежитие: кому положены

Все категории иногородних инвалидов имеют право на получение места в общежитии. В составе многих российских вузов функционируют студенческие общежития, приспособленные для проживания лиц с ограниченными возможностями.

Здесь специально создаются особые условия для беспрепятственного пользования нуждами и комфортного пребывания.

Льготная категория граждан с инвалидностью полностью освобождается от ежемесячной оплаты за общежитие, включая пользование коммунальными услугами (часть 6, статья 39, ФЗ-273).

Проживающие в общежитии инвалиды имеют право на:

  • первоочередное заселение;
  • проживание в предоставленной комнате до окончания обучения в вузе (при соблюдении дисциплины и правил распорядка);
  • безграничный доступ к оборудованию, инвентарю, а также помещениям общего пользования.

«Предоставление инвалиду общежития осуществляется на основании его удаленного пребывания от фактического места жительства. Если студент имеет прописку в пределах города, где он учится, то общежитие в данном случае ему не полагается» (часть 2, статья 39, ФЗ-273).

Вуз для инвалидов в москве

Некоторые вузы в Москве имеют большой и успешный опыт работы с инвалидами. К ним можно отнести МГППУ, МЭИ, МГУДТ, РГУ нефти и газа имени Губкина, МПУ и другие вузы.

Для лиц с ограниченными возможностями создаются специальные условия: учреждения оборудованы пандусами, держателями, лифтами и указателями. Существует также возможность при помощи специальной кнопки вызывать дежурного помощника.

Учебные кабинеты снабжены необходимым инвентарем. Обучающие программы адаптированы под физические возможности инвалидов.

В МГППУ выделяется специальный транспорт, который помогает людям с ограничениями добираться до учебного заведения. Также, в данном вузе внедрена практика сопровождения студентов-инвалидов специально обученными ассистентами. Указанные вузы оказывают содействие в трудоустройстве всех выпускников-инвалидов.

«Перед тем, как подать заявление в тот или иной университет, инвалиду желательно узнать, есть ли у учебного заведения все необходимые условия для комфортного обучения лиц с физическими недостатками и подходят ли они индивидуально для его случая. Основная информация обычно размещается на сайте учебного заведения, по всем оставшимся вопросам обязательно проконсультирует приемная комиссия».

Заключение

Во многих государственных вузах сегодня прилагаются большие усилия, для создания доступной среды отдельным категориям лиц, имеющим физические ограничения. Проблема обучения инвалидов в вузе еще далеко не решена и требует внимания со стороны государства, но инвалиды должны знать о хотя бы имеющихся для них льготах и привилегиях.

Источник: https://ProInvalid.ru/lgoty/obuchenie-v-vuze

Как сдают ЕГЭ/ОГЭ дети-инвалиды и ОВЗ 2020

Инвалидность при поступлении в вуз

Каждый ученик волнуется перед сдачей экзамена: ту ли ручку взял, можно ли брать линейку и т.д. Представьте, как себя чувствуют те, кому нужны особые условия – люди с ограниченными возможностями. В их головах еще больше страхов и вопросов. 

На нашем телеграм-канале и в группе много полезной информации и акций. А тут мы расскажем, к чему готовиться детям-инвалидам при сдаче единого государственного экзамена, какие трудности могут их ожидать и к чему можно быть готовым.

Егэ или гвэ?

ОГЭ и ЕГЭ для детей-инвалидов проводят на общих основаниях (как и всегда), но с особыми условиями.

Дети-инвалиды могут выбирать, что им сдавать: Государственный выпускной экзамен (ГВЭ) или единый государственный экзамен (ЕГЭ). Различие заключается в том, что первый экзамен проходит не в виде теста, а в виде ответа на билет или устно.

Специалисты уверены, что такая форма сдачи будет более комфортна людям с повышенным уровнем тревожности.
Но есть и минус сдачи такого экзамена: результаты ГВЭ не учитываются при поступлении в вуз. Так что всем желающим абитуриентам придется сдавать отдельно вступительные экзамены.

Если всех участников экзамена обязательно проверяют на металлоискателе, то ребенка с ОВЗ в зависимости от диагноза от этой процедуры могут освободить. Например, если у него с собой кардиостимулятор, слуховой аппарат, медицинский прибор или препараты для экстренной медицинской помощи и т.д.

Особые условия и льготы

Ученикам с ОВЗ положены особые льготы при сдаче ЕГЭ.

Первая и основная – им положено больше времени для сдачи на любых письменных заданиях. Детям-инвалидам добавляют 1,5 часа. На устных экзаменах по желанию учащегося могут добавить 30 минут.

Вторая льгота – организация дополнительного питания и перерывы. Это сделано для того, чтобы во время перерывов можно было провести необходимые профилактические или лечебные мероприятия.

Чтобы ученик мог воспользоваться положенными условиями и льготами, он должен предъявить соответствующий документ, подтверждающий его право на особые льготы и условия. Справки об инвалидности или копии будет достаточно.

Остальные льготы и особые условия будут зависеть от типа характера заболевания:

  1. Слабослышащим детям предоставляют прибор, усиливающий звуки. Глухим – услуги сурдпереводчика.
  2. Детям с проблемами опорно-двигательного аппарата предоставят допуск к аудиториям, туалетам и другим необходимым местам с пандусами, поручнями, лифтами и расширенными дверными проемами. Если таких в здании нет, то экзамен для таких детей обязательно должен проводиться на первом этаже.

Все эти положения регулируются законодательно на основании Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», Приказа Минобрнауки России «об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования и Методических рекомендаций по организации и проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в форме основного государственного экзамена и единого государственного экзамена для лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов.

Если по состоянию здоровья ребенку нельзя покидать дом или больницу и он находится там на длительном лечении, комиссия должна организовать сдачу теста/экзамена в больнице или дома

Если ученик подает аппеляцию, то при рассмотрении дела глухого или слабослышащего ученика привлекают сурдопереводчика, а для слепого – тифлопереводчика.

Подавать апелляцию в этом случае должен не только сам ученик, но и его законный представитель (родители, опекуны, представители социальных служб).

Экзамен для людей с проблемами зрения

Чтобы проверить знания у таких учеников, задействуют задания рельефно-точечным тактильным шрифтом Брайля. Если ученик недавно лишился зрения, ему предлагают использовать компьютер с синтезатором речи и допосвещение специальными светодиодными лампами.

Еще до экзамена ученик должен связаться с организаторами и предупредить, как ему будет удобнее работать: с проекторами и специальным освещением, с компьютерами или специальным шрифтом, нужна ли ему лупа.

К таким детям на экзамен приставляют ассистента, который будет помогать в решении любых вопросов по заполнению бланков.

При вынесении решения о сдаче экзамена создают тифлокомиссию, все члены которой владеют шрифтом Брайля. Процесс проходит под четким наблюдением ФИПИ и Рособрнадзора для максимального удобства детей.

Экзамен для аутистов

Создать особые условия для этой категории экзаменующихся помогают психолого-медико-педагогические комиссии (ПМПК). Часто для сдачи экзамена детям с ОВЗ дополнительно предлагают ассистента, компьютер и планшет для набора текста

Самое важное – суметь добиться тьютора для аутиста – это ассистент, который будет всячески помогать и общаться с окружающим вместо аутиста, оказывать бытовое содействие, но при этом не будет вмешиваться в экзаменационный процесс.

Задача тьюттора – минимизировать у человека с синдромом аутизма стресс из-за экзамена и убедиться, что тот правильно воспринят материал, определился с целями и решил предложенные задания. 

Цель ассистента/тьютора – оказать помощь в следующих действиях:

  • занять рабочее место,
  • передвигаться по аудитории;
  • прочитать задание;
  • перенести ответы на экзаменационные бланки;
  • зафиксировать ответы;
  • убедиться в наличии специальных технических средств (брайлевской печатной машинки, лупы, чертежных инструментов и т.д.

Задача комиссии – выявить, с в какой области у ребенка проблемы с ОВЗ. Если у него нарушена функция письма, то он не выполнит письменное задание не потому, что не понял, а потому что не смог. И эксперты должны учитывать этот фактор.

Решить проблему можно, вывив особенности человека: например, при нарушении функции письма у него может совершено не возникать проблем с печатью на компьютере.

Чаще всего детям-аутистам предлагают одни и те же задания в нескольких вариантах решения. Это не облегчает их задачу, а лишь помогает понять их умения и навыки, чтобы выбрать для экзамена наиболее доступную форму испытания.

Как видите, особых условий и льгот детям с ОВЗ не предоставляют – лишь облегчают некоторые моменты, приравнивая возможности и делая экзамен более конкурентоспособным.

Дальше у детей с ОВЗ будет вполне обычная студенческая жизнь – со сложностями и стрессами во время сессии. Сервис студенческой помощи помогает всем без исключения – на равных условиях получить образование и пройти итоговую аттестацию.

А более детально про особенности проведения экзамена для детей-инвалидов и с ОВЗ можно посмотреть в этом видео:

Источник: https://Zaochnik.ru/blog/kak-sdajut-egeoge-deti-invalidy-i-ovz/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.