Инвалиды без очереди закон

Содержание

Нормативные правовые документы

Инвалиды без очереди закон

Дополнительные меры социальной поддержки, предоставляемые инвалидам и другим лицам с ограничениями жизнедеятельности, имеющим место жительства в городе Москве, установлены Законом города Москвы от 26 октября 2005 года № 55 «О дополнительных мерах социальной поддержки инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности в городе Москве».

ЗАКОН
ГОРОДА МОСКВЫ
О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ИНВАЛИДОВ
И ДРУГИХ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕНИЯМИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В ГОРОДЕ МОСКВЕ

Настоящий Закон на основании Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов, законов и иных правовых актов города Москвы регулирует отношения, связанные с предоставлением инвалидам и другим лицам с ограничениями жизнедеятельности дополнительных мер социальной поддержки по медицинской, профессиональной и социальной реабилитации, абилитации, обеспечению техническими средствами реабилитации, воспитанию и образованию, содействию их занятости (далее — меры социальной поддержки).

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Сфера действия настоящего Закона

1.

Действие настоящего Закона распространяется на граждан Российской Федерации, имеющих место жительства в городе Москве, указанных в части 1 статьи 4 настоящего Закона.

2. Настоящим Законом не регулируются правоотношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки иностранным гражданам, а также лицам без гражданства, проживающим в городе Москве.

Статья 2. Основные принципы деятельности по реализации мер социальной поддержки

1.

Деятельность по реализации мер социальной поддержки, установленных настоящим Законом, строится на принципах:

1) сохранения ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан и постоянного его повышения;

2) предоставления гражданам возможности адаптироваться к новым условиям в связи с изменениями федерального законодательства, регулирующего вопросы социальной поддержки граждан.

Статья 3. Цели настоящего Закона

Целями настоящего Закона являются:

1) создание условий для восстановления способностей инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности к бытовой, общественной и профессиональной деятельности;

2) возможно полное удовлетворение потребностей указанных лиц в реабилитации или абилитации;

3) улучшение качества и уровня жизни указанных лиц.

Статья 4. Граждане, которым предоставляются меры социальной поддержки

1.

Настоящим Законом устанавливаются меры социальной поддержки следующим гражданам:

1) инвалидам I, II, III групп (независимо от причины инвалидности);

2) детям-инвалидам;

3) лицам, не признанным в установленном порядке детьми-инвалидами и инвалидами I, II, III групп, но имеющим временные или постоянные ограничения жизнедеятельности и нуждающимся в мерах социальной поддержки.

2. Под ограничением жизнедеятельности понимается полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться, заниматься трудовой деятельностью.

Статья 5. Реализация мер социальной поддержки

1.

Меры социальной поддержки, установленные настоящим Законом, предоставляются без оплаты или на льготных условиях.

2. Порядок и условия предоставления мер социальной поддержки устанавливаются Правительством Москвы.

3.

Меры социальной поддержки, установленные настоящим Законом, предоставляются гражданам по месту их жительства на основании личного заявления или заявления их законных представителей.

Глава 2. ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ МЕР СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ

Статья 6. Меры социальной поддержки, предоставляемые инвалидам и другим лицам с ограничениями жизнедеятельности

Гражданам, указанным в части 1 статьи 4 настоящего Закона, в дополнение к утвержденному Правительством Российской Федерации федеральному перечню реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг предоставляются следующие меры социальной поддержки:

1) услуги по медицинской, профессиональной и социальной реабилитации или услуги по абилитации (в том числе создание необходимых условий для воспитания и обучения детей-инвалидов, профессиональной подготовки), включая обеспечение техническими средствами реабилитации и протезно-ортопедическими изделиями, согласно перечню, утверждаемому Правительством Москвы;

2) содействие в обеспечении трудовой занятости;

3) обеспечение доступа к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы;

4) другие государственные гарантии, установленные законодательством города Москвы.

Статья 7. Предоставление инвалидам и другим лицам с ограничениями жизнедеятельности реабилитационных услуг и услуг по абилитации

1.

В целях обеспечения потребностей инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности в комплексной реабилитации или абилитации уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы гарантируют предоставление подведомственными им организациями услуг в сфере медицинской, профессиональной и социальной реабилитации, услуг по абилитации, а также привлекают при необходимости организации, осуществляющие деятельность по реабилитации и абилитации инвалидов.

2. Координация деятельности в городе Москве в сфере медицинской, профессиональной и социальной реабилитации, абилитации инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы в области социальной защиты населения.

3.

Организация и оказание инвалидам и другим лицам с ограничениями жизнедеятельности квалифицированной медицинской помощи, включая медицинскую реабилитацию и абилитацию, осуществляются уполномоченными органами исполнительной власти города Москвы в области здравоохранения и подведомственными им организациями в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы на основе стандартов медицинской помощи, утвержденных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Федеральным законом от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Статья 8. Предоставление инвалидам и другим лицам с ограничениями жизнедеятельности технических средств реабилитации и протезно-ортопедических изделий

1.

Технические средства реабилитации и протезно-ортопедические изделия предоставляются инвалидам и другим лицам с ограничениями жизнедеятельности исходя из медицинских показаний с учетом социальных критериев.

2. Медицинские показания инвалидам определяются в порядке, установленном федеральным законодательством, другим лицам с ограничениями жизнедеятельности – лечебно-профилактическими учреждениями.

3.

Социальными критериями являются:

1) степень ограничений жизнедеятельности;

2) уровень реабилитационных возможностей;

3) возможность социальной интеграции.

4.

Социальные критерии определяются уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы в области социальной защиты населения на основе потребностей инвалида или лица с ограничениями жизнедеятельности для восстановления прежнего или приобретения нового социального статуса путем получения профессиональных знаний, навыков и умений, социальной адаптации, занятий физической культурой и спортом, удовлетворения духовных потребностей.

5.

Решение об обеспечении инвалида или другого лица с ограничениями жизнедеятельности техническими средствами реабилитации и протезно-ортопедическими изделиями принимается уполномоченными органами исполнительной власти города Москвы.

Статья 9. Воспитание и образование инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности

1.

Органы исполнительной власти города Москвы создают специальные условия инвалидам, включая детей-инвалидов, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации и другим лицам с ограничениями жизнедеятельности (на основании медицинского заключения) для воспитания, получения образования и профессиональной подготовки с учетом индивидуальных особенностей их психофизического развития, здоровья и ограничений жизнедеятельности в порядке, установленном федеральным законодательством и правовыми актами города Москвы.

2. Обеспечение получения лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Закона, дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, среднего профессионального, высшего и дополнительного образования осуществляется в соответствии с федеральным законодательством и нормативными правовыми актами города Москвы.

3.

С учетом потребностей и возможностей инвалидов, включая детей-инвалидов, и других лиц с ограничениями жизнедеятельности образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (в очной, очно-заочной, заочной формах обучения), и вне таких организаций (в форме семейного образования и самообразования) в соответствии с федеральным законодательством. Для детей-инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности, которые по состоянию здоровья не могут посещать организации, осуществляющие образовательную деятельность, обучение по основным общеобразовательным программам может быть организовано на дому.

4.

Для лиц, указанных в части 1 статьи 4 настоящего Закона, осваивающих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего, среднего профессионального, высшего образования и дополнительные образовательные программы, создаются условия для обучения с использованием различных образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий, электронного обучения.

5.

Порядок регламентации и оформления отношений государственной или муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому (в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации) и размеры компенсации затрат родителей (законных представителей) на эти цели определяются правовыми актами города Москвы и являются расходными обязательствами города Москвы.

Статья 10. Обеспечение занятости инвалидов

1.

Органы государственной власти города Москвы в пределах своей компетенции обеспечивают дополнительные гарантии занятости инвалидов путем разработки и реализации государственных программ города Москвы в области содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая организации для труда инвалидов), резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов, установления квоты для приема на работу инвалидов, предоставления услуг по профессиональной ориентации и адаптации, организации обучения по специальным программам, определения порядка проведения специальных мероприятий для предоставления инвалидам гарантий трудовой занятости и другими мерами обеспечения занятости инвалидов.

Источник: https://dszn.ru/deyatelnost/Socialnaya-integraciya-invalidov/Dopolnitelnye-uslugi-po-kompleksnoy-reabilitacii-lic-s-ogranicheniyami-zhiznedeyatelnosti/Normativnye-pravovye-dokumenty

Полный список льгот для инвалидов в Москве в 2020-21 году

Инвалиды без очереди закон

Лица с ограниченными возможностями здоровья (или инвалиды) являются одной из самых уязвимых категорий граждан, нуждающихся в особой защите со стороны государства.

Для поддержки таких лиц на федеральном, региональном и местном (муниципальном) уровнях предусмотрены различные льготы, призванные оказывать социальную поддержку и облегчать жизнь и быт инвалидов.

Жители столицы, получившие по заключению медико-социальной экспертизы инвалидность, могут претендовать на один из самых обширных в нашей стране перечень льгот. О том, какие виды помощи для лиц с ограниченными возможностями в Москве предусмотрены, вы можете прочитать в нашей статье.

Медицинские льготы для инвалидов в Москве

Действующее в России обязательное медицинское страхование в равной степени распространяется на всех ее граждан, включая имеющих установленную инвалидность.

В связи с этим данная категория может претендовать на необходимую медицинскую помощь, которая должна быть оказана им на безвозмездной основе. Разумеется, распространяется это на государственные, муниципальные больницы и те частные клиники, которые принимают пациентов по полисам ОМС.

В перечень бесплатной входит и высокотехнологичная медицинская помощь, которая зачастую и требуется инвалидам.

Бесплатные лекарства и медицинские приборы

А вот получить медицинские препараты могут не все лица с ограниченными возможностями, а лишь те, кому присвоена первая группа инвалидности или несовершеннолетние инвалиды. Прочим же лицам из этой категории придется заплатить за выписанные лекарства самостоятельно.

При этом если лечение проходит в клинике, то лекарства, как и всем прочим, предоставляется также на безвозмездной основе.

Также следует учитывать и иные возможности сэкономить на препарате: например, если инвалид 3 группы является также пенсионером, то ему можно сэкономить половину от стоимости лекарства.

Важно! Указанная льгота распространяется только на те медицинские препараты, которые были выписаны врачом на официальном рецептурном бланке в соответствии с протоколами лечения того или иного заболевания. При отсутствии рецепта лекарство подлежит полной оплате за счет пациента.

Бесплатные технические средства реабилитации

Технические средства реабилитации лиц с ограниченными возможностями – это изделия, которые облегчают повседневную жизнь таких людей и призваны помочь преодолеть ограничения, связанные с приобретением инвалидности. Помимо технических приспособлений отдельно можно выделить услуги, которые служат той же цели. Итак, среди средств реабилитации, на которые могут претендовать московские инвалиды, можно выделить следующие:

  • простые общие техсредства;
  • высокотехнологичные общие приспособления для реабилитации общей;
  • медицинские средства;
  • собака-проводник;
  • услуги сурдопереводчика.

В большинстве случае москвичи рассматриваемой категории могут получить такие средства во временное пользование в соответствующих территориальных центрах социального обслуживания. Но в некоторых случаях приобрести его можно и самостоятельно, а впоследствии получить компенсацию его стоимости за счет бюджетных средств.

Важно! Воспользоваться этим видом помощи можно только в том случае, если соответствующая потребность прописана в программе реабилитации (либо абилитации). Такую программу составляют и выдают в бюро медико-социальной экспертизы вместе с заключением о признании гражданина инвалидом.

Путевки в санаторно-курортное учреждение 1 раз в год

Инвалиды с московской пропиской имеют сразу несколько льгот, связанных с ежегодным прохождением санаторно-курортного лечения. Все они представлены ниже в форме таблицы.

№ п/пУровень льготыКому полагаетсяВид помощи
1федеральный и региональныйвсе лица с ограниченными возможностямиБесплатное прохождение санаторно-курортного лечения 1 раз в год по путевке, выданной отделом социальной защиты города Москвы
2инвалиды 1 группы и дети-инвалидыДополнительная путевка для сопровождающего лица при получении основной путевки в учреждение, осуществляющее санаторно-курортное лечение
3федеральныйлица с любой группой инвалидности, которые не отказались от социального пакета в пользу ежемесячной денежной компенсацииПредоставление талонов, дающих право оформить бесплатный проездной документ (билет) на тот или иной вид транспорта в целях проезда к санаторию, в котором будет проходить лечение по направлению учреждения здравоохранения. При этом не имеет значения, кто оплачивает путевку: государство либо сам льготник
Денежная компенсация расходов, понесенных в связи с оплатой дороги к прохождению лечения в учреждении санаторно-курортного комплекса (только если гражданин добирается туда на любом общественном транспорте, кроме такси)
4региональныйинвалиды, которые побывали на лечении в санатории по путевке, выданной отделом социальной защиты города Москвы (бесплатно)Возмещение расходов на оплату проезда лица из льготной категории. Направление его за счет бюджетных средств не предусмотрено, в связи с этим необходимо сохранение проездных документов, чтобы получить компенсацию по возвращении

Льготы при оплате коммунальных услуг

Компенсация коммунальных расходов для граждан, имеющих инвалидность, предусмотрена федеральным законом, а потому действует на всей территории страны, включая столицу. Лицам указанной категории возмещается половина стоимости следующих услуг:

  1. Расходы по найму жилья.
  2. жилого помещения (плата за управление домом, текущий ремонт общего имущества дома).
  3. Коммунальные услуги на содержание общего имущества многоквартирного дома (освещение подъезда и иных общих помещений, общие нужды по холодной и горячей воде).
  4. Коммунальные услуги, оплачиваемые инвалидом за то жилое помещение, в котором оно непосредственно проживает.
  5. Топливо, необходимое для отопления тех жилых помещений, в которых нет центрального отопления (включая его доставку к месту жительства).
  6. Плата за капительный ремонт многоквартирного дома (кроме инвалидов 3 группы).

Важно! Закон запрещает связывать предоставление возмещения за коммунальные услуги с видом жилищного фонда, в котором находится жилое помещение (государственное, частное или муниципальное жилье). Поэтому льготу по уплате коммунальных платежей за квартиру или частный дом инвалид должен получить в любом случае.

Также бюджет Москвы берет на себя компенсацию расходов по оплате стационарного телефона, но лишь в отношении инвалидов 1 группы по зрению. При этом перечень льготных категорий весьма обширен, стоит обратить на него внимание, возможно льгота полагается по иному основанию (например, как одиноко проживающему пенсионеру).

Бесплатный проезд в общественном транспорте

Городской общественный транспорт Москвы полностью бесплатный для пользования инвалидами и родителями несовершеннолетних инвалидов, однако, для этого необходимо иметь социальную карту москвича. Карта оформляется в территориальном отделе социальной защиты населения при наличии всех необходимых подтверждающих документов.

Кроме того, метрополитен оказывает для лиц с ограниченными возможностями бесплатную услугу сопровождения.

Сотрудники метро сопровождают лицо на протяжении всего маршрута, а также в случае необходимости до пригородных поездов, поездов дальнего следования, автостанций и прочих общественных объектов.

Заказать такую услугу желательно заранее по телефону или в приложении «Метро Москвы». Инвалид может следовать как один, так и с сопровождающими лицами, которые также эту услугу оплачивать не будут.

Не стоит забывать и о специально запущенных для инвалидов автобусных маршрутах. Например, для маршрутов “1С” и “2С” построили специальные остановки, а автобусы, следующие по маршрутам, оборудовали специально для колясочников.

Социальное такси

Еще одной транспортной льготой для московских инвалидов является социальное такси. Существует ряд правил пользования такой услугой:

  • вызов осуществляется не позднее 12 часов до времени отправления;
  • услуга оказывается специально выбранным правительством Москвы оператором;
  • бюджет оплачивает лишь половину стоимости проезда;
  • 50% стоимости поездки оплачивает сам инвалид;
  • для оплаты проезда необходимо приобретать специальные талоны в отделении Всероссийского общества инвалидов;
  • в автомобиль можно взять с собой костыли или инвалидное кресло;
  • вместе с инвалидом может ехать сопровождающее лицо.

Все автомобили, на которых осуществляется перевозка таких пассажиров, оборудованы таким образом, чтобы обеспечить их комфортное передвижение.

Право на вступление в наследство

Инвалиды, которых при жизни содержит наследодатель, являются его обязательными наследниками. Это означает, что при любом завещании им будет выделена обязательная доля. Если она отсутствует в завещании, то лицо с ограниченными возможностями может истребовать эту долю через суд.

Зачисление в ВУЗ вне конкурса

Льготное поступление и обучение в высшем учебном заведении предусмотрено для всех групп инвалидности, за исключением третьей. Перечень преимуществ зависит от ВУЗа, как правило, это возможность сдавать не ЕГЭ, а вступительные испытания, отдельная квота и преимущество при зачислении при прочих равных условиях.

Социальное обслуживание на дому

Патронажное медицинское и социальное обслуживание – важное право инвалида, которое в Москве реализуется в полной мере.

Эта льгота предполагает, что работники государственной или частной (но включенной в реестр поставщиков) социальной службы обслуживают (покупают продукты, готовят пищу, выполняют уборку помещений и т.п.

) на дому тех граждан, которые частично или полностью утратили способность обслуживать себя самостоятельно.

Право на трудоустройство

Трудовой кодекс предусматривает особые нормы в отношении регулирования труда инвалидов. Данная категория граждан дополнительно защищена законодателем. Так, например, некоторые категории работодателей обязаны устанавливать квоты для приема на работу лиц с ограниченными возможностями, инвалиды имеют особые условия труда и отдыха, их труднее уволить.

Бесплатная юридическая консультация

Данная льгота распространяется только на инвалидов 1 и 2 группы и предполагает возможность обратиться за консультацией к адвокату, входящему в специально утвержденный перечень. Оплату услуг таких адвокатов бюджет берет на себя, но инвалиду необходимо будет заполнить специальное заявление, а также подтвердить свою личность и наличие инвалидности.

Перечень льгот в Москве и Московской области различен

Важно помнить, что перечисленные виды льгот полностью актуальны только для инвалидов с пропиской непосредственно в столице.

Жители Московской области пользуются теми видами социальной и материальной поддержки, которые предусмотрены законодательством Московской области.

Федеральные льготники пользуются льготами, установленными федеральными правовыми актами, независимо от места постоянной регистрации.

Типичные ошибки

Ошибка: Требование выплатить компенсацию за приобретенные лекарства, купленные по своему усмотрению.

Компенсация на покупку лекарств и приспособлений выплачивается только в случае, если они были выписаны по рецепту врача.

Ошибка: Требование принять на работу инвалида при наличии соответствующей квоты.

В действительности инвалида можно принять только на те виды работ, которые прописаны в его индивидуальной программе реабилитации или абилитации.

Ответы на часто задаваемые вопросы

Вопрос: Я прописана в Москве и являюсь инвалидом-колясочником 1 группы, но когда я вызвала социальное такси, мне отказали по причине отсутствия свободных машин. Правомерно ли?

Ответ: Если заказ был сделан менее чем за 12 часов, то отказ был правомерен. Закон допускает в экстренных случаях вызов социального такси не позднее 4 часов до выезда, но принять такой вызов могут лишь при наличии свободного автотранспорта.

Вопрос: Департамент социальной защиты выдал мне как инвалиду бесплатную путевку в санаторий, но оплатить проезд отказывается, а сама я не могу оплатить. Могу ли я требовать оплаты проезда?

Ответ: К сожалению, нет. Московское законодательство допускает выплату компенсации расходов, понесенных на проезд к месту прохождения санаторно-курортного лечения. Т.е. первоначально оплатить билет придется из своих средств. В отношении федеральных льготников действует норма, обязывающая предоставить им талон для бесплатного оформления билета.

Источник: https://pravo-invalida.ru/polnyj-spisok-lgot-dlya-invalidov-v-moskve-v-2020-21-godu/

ВС: семьи с больными детьми должны получать жилье вне очереди

Инвалиды без очереди закон

Проживание родителей с детьми-инвалидами вместе с другими родственниками не является основанием для отказа предоставить им квартиру вне очереди, разъяснил Верховный суд РФ.

Он отметил, что факт проживания страдающего от заболевания ребёнка и его матери вместе с бабушкой и дедушкой не доказывает, что все они являются членами одной семьи, тем более, когда родственники оказались в ссоре и ведут отдельное хозяйство.

Высшая инстанция также подчеркивает, что законодатель установил для страдающих тяжелыми заболеваниями людей особый льготный порядок получения жилья, который защищает интересы как самих инвалидов, так и их соседей по квартире. Поэтому закон позволяет таким гражданам встать на учет независимо от характеристик и размера занимаемого ими жилого помещения, поясняет ВС.

Суть спора

В суд обратилась жительница Тольятти, которая просила обязать администрацию предоставить ей и ребёнку жилое помещение по договору социального найма вне очереди.

Заявительница пояснила, что живет со своими родителями и сыном, который является инвалидом детства по психическому заболеванию.

Его состояние здоровья уже является фактором, дающим право на получение дополнительной жилой площади: при таком заболевании совместное проживание граждан в одной квартире невозможно.

Однако заммэра Тольятти в декабре 2017 года в предоставлении ей муниципального жилья вне очереди отказал. Чиновник счёл, что раз сын истицы имеет в собственности 1/3 доли в квартире и проживает не с посторонними людьми, а родными бабушкой и дедушкой, то в муниципальном жилье он не нуждается.

Заявительница в суде пояснила, что в статье 31 Жилищного кодекса РФ бабушки и дедушки в качестве членов семьи не указаны.

Кроме того, в связи с психическим заболеванием ребёнка между истицей и ее родителями сложились неприязненные отношения: общее хозяйство они не ведут, имеют раздельный бюджет и лицевые счета на оплату жилищно-коммунальных услуг, занимают отдельные комнаты, в жизни друг друга не участвуют.

При этом принадлежащая сыну доля в размере 14,9 квадратных метров с учетом двоих членов семьи составляет менее 7,35 квадратных метров на человека, что почти в два раза менее учетной нормы — 12 квадратных метров.

Между тем Центральный суд Тольятти в удовлетворении исковых требований отказал, а апелляционная инстанция Самарского областного суда это решение оставила без изменения.

Верховный суд посчитал, что суды ошибочно трактовали законодательные нормы.

Позиция ВС

В силу статьи 40 (часть 3) Конституции бесплатное жильё предоставляется малоимущим и иным указанным в законе гражданам, напоминает ВС.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются в том числе семьи, где родственник страдает тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно.

«Будучи исключением из общего правила, позволяющим таким гражданам встать на учет независимо от характеристик занимаемого ими жилого помещения, данная гарантия установлена как в интересах самих граждан, страдающих соответствующими заболеваниями, так и в интересах иных лиц, проживающих с ними в одной квартире в составе других семей», — поясняет ВС.

Суды первой и апелляционной инстанции, отказываясь обязать власти предоставить квартиру, исходили из того, что жилье может быть признано занятым несколькими семьями, если проживающие в нем не являются родственниками. Если же людей вселили как членов семьи собственника или нанимателя жилья, то они не могут признаваться разными семьями вне зависимости от того, ведут ли они общее хозяйство, посчитали нижестоящие инстанции.

Данное судами первой и апелляционной инстанций толкование пункта 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса является ошибочным, считает ВС.

«Законодатель не связывает возможность признания граждан нуждающимися в жилом помещении по основанию пункта 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса с наличием семейных отношений исключительно на момент вселения лиц в жилое помещение, такие основания должны наличествовать на момент обращения с соответствующим заявлением», — отмечает высшая инстанция.

В данном деле видно, что на момент обращения за помощью в спорном помещении проживало несколько семей. Это подтверждается актом обследования жилищных условий, а также решением Автозаводского районного суда Тольятти и распоряжением заммэра города о постановке матери и сына на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях.

При этом, жилые помещения по договорам социального найма гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 Кодекса перечне, предоставляются вне очереди (пункт 3 части 2 статьи 57 ЖК).

Согласно материалам дела, сын истицы страдает заболеванием, которое входит в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире (перечень содержится в постановление правительства от 16 июня 2006 года №378, а также в настоящее время действует приказ Минздрава России от 29 ноября 2012 года №987н).

Таким образом, положения норм ЖК РФ устанавливают особый (льготный) порядок реализации жилищных прав определенной категории граждан.

«Для предоставления жилого помещения вне очереди, исходя из положений пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса, необходимы такие условия, как принятие гражданина, признанного в установленном законом порядке малоимущим (после 1 марта 2005 года), на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений по любому из оснований, предусмотренных частью 1 статьи 51 Жилищного кодекса, и наличие у него тяжелой формы хронического заболевания, указанного в Перечне соответствующих заболеваний.

При этом каких-либо иных (дополнительных) требований для предоставления данной категории граждан жилых помещений вне очереди действующим жилищным законодательством не предусмотрено», — подчеркивает ВС.

Иное толкование положений статьи 57 Жилищного кодекса противоречит прямо установленному данной нормой исключению для лиц, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в Перечне, отмечает он.

Однако эти правовые нормы не были учтены судом первой и апелляционной инстанций, что привело к неправильному разрешению спора, указывает высшая инстанция.

В связи с чем ВС отменил и решение районного, и определение областного суда и направил дело на новое рассмотрение в первую инстанцию.

Алиса Фокс

Источник: http://rapsinews.ru/judicial_analyst/20190805/302460429.html

Почему инвалидам не дают квартиры, и как с этим быть

Инвалиды без очереди закон

За 15 лет ситуация с обеспечением людей с инвалидностью доступным жильем практически не изменилась. Очередь движется больше за счет «естественной убыли», а не в результате господдержки.

Темпы решения проблемы не могут быть признаны удовлетворительными, а принимаемые государством и регионами меры – достаточными. Выделяемое жилье зачастую не приспособлено для проживания, а выдаваемые субсидии слишком малы.

К таким выводам пришла Счетная палата РФ после тщательного анализа, проведенного в регионах в 2018 и 2019 годах. По подсчетам аудиторов, если тенденция сохранится, на полную ликвидацию очереди потребуется свыше 20 лет.

Жизнь в очереди

В России проживает 11,2 млн инвалидов, из которых 688 тыс. – дети. Государство взяло на себя обязательство обеспечить жильем тех из них, кто в этом нуждается. По закону, это происходит двумя способами в зависимости от того, когда инвалид встал на соответствующий учет.

Так, до 1 января 2005 года существовала отдельная очередь на жилье для инвалидов, и получали его за счет средств федерального бюджета. После этой даты вопрос перешел в ведение регионов и муниципалитетов. Теперь инвалидов ставят на учет как нуждающихся в улучшении жилищных условий на общих основаниях, вместе с другими категориями граждан.

Получить господдержку они могут в зависимости от регионального законодательства. Например, в Рязанской области предоставляют выплаты на приобретение жилья. В Московской области предоставляют жилое помещение по договору социального найма.

В Москве квартиры для инвалидов могут передаваться в пользование по договору социального найма, также может быть выдана субсидия на приобретение и строительство жилья.

Почему обеспечение бывших детдомовцев квартирами превратилось в проблему

На начало 2020 года в первой очереди числились более 42 тыс. человек, во второй – более 63 тыс. человек. Обе фактически не сокращаются. Почти половина из этих людей проживают в шести регионах: в Москве и Санкт-Петербурге, Чеченской Республике, республиках Дагестан и Татарстан, Пермском крае.

Некоторым инвалидам приходится ждать господдержки по 35 лет.

При этом инвалиды чаще теряют право на жилье, чем дожидаются его получения: кто-то самостоятельно или с помощью родственников решает свои жилищные проблемы, кто-то переезжает, а кто-то и умирает. Так, в 2018 году право на получение жилья утратили почти четверть очередников.

Если такая тенденция сохранится, на полное обеспечение жильем имеющихся очередников потребуется еще более 20 лет, подсчитали аудиторы Счетной палаты.

Недоступная среда

Ведомство пришло к выводу, что обязательства государства по улучшению жилищных условий инвалидов не выполняются из-за нехватки финансирования и жилых помещений требуемого качества. С 2014 года в среднем потребность регионов в средствах федерального бюджета для обеспечения очередников удовлетворялась всего на 5%.

«При постоянном увеличении в стране объемов ввода жилья мы видим, что социальное жилье практически не строится. Большая часть жилищного фонда России не приспособлена для проживания инвалидов. Сегодня насчитывается свыше миллиона таких неприспособленных жилых помещений, занимаемых инвалидами. По-прежнему остро стоит проблема доступности среды.

На улицах наших городов нередко можно заметить, что не везде инвалид может беспрепятственно попасть в жилые дома, медицинские учреждения и организации социального и культурного назначения, общественный транспорт.

Порой больно смотреть, как инвалид-колясочник преодолевает полосу препятствий, чтобы просто выехать на улицу», – говорит аудитор Счетной палаты Светлана Орлова.

Исследования показали, что большая часть жилищного фонда на территории РФ по-прежнему не приспособлена для проживания инвалидов, в первую очередь колясочников. В старых домах подъезды и лестничные марши невозможно для этого приспособить, даже в собственной квартире инвалиды не могут попасть в ванную, туалет или на балкон, а также самостоятельно выйти на улицу.

Дешево и сердито

Социальную выплату на улучшение жилищных условий в 2018 году получили всего 3% очередников (1,5 тыс. человек), в 2019 году – 5,9% (2,5 тыс.). Она рассчитывается, исходя из средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья в регионе и установленного размера площади (для инвалидов ВОВ – 36 кв. м, для инвалидов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, – 18 кв. м).

Однако эта выплата вовсе не гарантирует реализацию прав инвалида на улучшение жилищных условий, так как установленный Минстроем норматив зачастую сильно отличается от реальной стоимости квадратного метра.

В результате люди вынуждены покупать жилье в старом жилом фонде или в частном секторе. При этом не установлено запретов на приобретение жилых помещений в аварийных домах и домах, требующих капитального ремонта.

Многие по этой причине отказываются от выплаты, предпочитая годами числиться в очереди. Например, в Самарской области в 2018–2019 годах от нее отказались 92 человека, стоявшие на очереди от 18 до 35 лет. Некоторые пишут отказы по несколько раз.

Через суд

Кроме того, в регионах сложилась тенденция, при которой жилье предоставляется только инвалидам, признанным малоимущими, проживающим в непригодном жилом помещении или страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний. Такие граждане в последние годы чаще всего обращаются в суды с исками о предоставлении жилья и выигрывают их.

Решения судов обязывают органы местного самоуправления вне очереди предоставлять квартиры из муниципального жилищного фонда. Расходы на это возмещаются затем из федерального и региональных бюджетов. В итоге за период с 2010 по 2016 год Минфин выплатил 546,2 млн рублей, а за период 2017–2019 годов – 16,3 млн рублей. Из казны субъектов было выплачено еще 820,6 млн рублей.

По мнению Счетной палаты, Минстрой не осуществляет ни мониторинг обеспечения жилыми помещениями инвалидов, ни должный контроль за расходованием средств федерального бюджета на эти вопросы.

При этом аудиторы выяснили, что в обоснованиях бюджетных ассигнований, которые Минстрой формирует ежегодно, занижается численность граждан, нуждающихся в обеспечении жильем.

Это соответственно приводит к сокращению объема субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ.

Например, в обоснованиях на 2020 год численность граждан, подлежащих обеспечению жильем в Москве, занижена на 4,5 тыс. человек, в г. Санкт- Петербурге – на 4,7 тыс. человек, в Республике Тыва – на 493 человека.

Возможности

Аудиторы Счетной палаты пришли к выводу, что обеспечить инвалидам достойный жизненный уровень не удастся без законодательных изменений и дополнительного финансирования. Для решения проблемы ведомство рекомендует принять ряд дополнительных мер.

Например, за счет госпрограмм развивать рынок социального и арендного жилья, а также строить малокомплектные дома коллективного проживания.

Также необходимо установить для застройщиков квоты для строительства социального жилья и передавать на эти цели определенный процент квартир на первых этажах новых зданий.

В регионах нужно создать специализированный жилищный фонд, соответствующий потребностям инвалидов, а в имеющемся – обеспечить условия доступности.

Кроме того, аудиторы считают целесообразным ограничить количество повторных отказов граждан от получения социальной выплаты.

Отдельного внимания требует вопрос об увеличении норм общей площади жилья для инвалидов с 18 до 26 кв. м, говорит первый заместитель председателя комитета Государственной думы по вопросам семьи, женщин и детей Ольга Окунева.

Этот показатель используется для определения объема субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации. Трудности связаны с тем, что жилые помещения общей площадью не более 18 кв.

 м на рынке недвижимости в настоящее время практически отсутствуют.

https://www.youtube.com/watch?v=7VPjfrXcZDc

Совет Федерации постоянно получает обращения от инвалидов по данному вопросу, рассказала председатель Комитета верхней палаты парламента по социальной политике Инна Святенко.

«Практически все опрошенные общественные организации инвалидов указали, что в их регионах проблема обеспечения жильем инвалидов, стоящих в очереди на улучшение жилищных условий, носит предельно острый характер.

Об относительно удовлетворительном решении жилищного вопроса инвалидов-очередников сообщает лишь Чеченская республиканская организация инвалидов.

Объясняется это тем, что в Чеченской Республике интенсивно реализуется целевая программа жилищного строительства, а инвалиды с тяжелыми заболеваниями, инвалиды, лишившиеся жилья в результате военных действий, и семьи, воспитывающие детей-инвалидов, обеспечиваются жильем в первоочередном порядке», – пояснила она.

При этом Святенко подчеркнула, что из-за неприспособленности жилья люди с инвалидностью теряют и возможность работать. По данным Федерального реестра инвалидов, сегодня в России насчитывается почти 3,5 млн инвалидов в трудоспособном возрасте, однако только 26,6 % из них работают. Проблема заключается не только в отсутствии квалификации, но и в невозможности добраться до места работы.

По данным Минстроя, для решения проблемы жилья для инвалидов необходимо более 16 млрд рублей в 2020 году и по 11,6 млрд в 2021 и 2022 годах.

Читать полностью (время чтения 5 минут )

Источник: https://profile.ru/society/pochemu-invalidam-ne-dayut-kvartiry-i-kak-s-etim-byt-386755/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.