Инвалиды это социальная группа

Сущность и характеристика социальных категорий населения «пенсионеры» и «инвалиды»

Инвалиды это социальная группа

Особенность клиента, субъекта социальной защиты заключается в том, что он чаще выступает как объект насилия со стороны социального окружения.

Пожилым и инвалидам, как никак другим, свойственны проблемы, связанные с одиночеством, кризисом семейных отношений, злоупотреблением алкоголя, депрессией, психической неуравновешенностью.

В настоящее время инвалиды и пенсионеры составляют 29% от трудоспособного населения России (рис. 1).

Рисунок 1. – Соотношение пенсионеров, инвалидов и трудоспособного населения [30; 35]

Охарактеризуем социальную группу «пенсионеры». Этой категории людей свойственны высокая приверженность общим и групповым нормам, традициям, высокая оценка чувства долга, самопереживания и равнодушное отношение к материальным ценностям.

Очевидно, что население старших возрастных периодов – это разнородная группа, характеризующаяся широким спектром внутренних различий.

Среди них, как и среди других возрастных групп, есть положительные и отрицательные люди, коммуникабельные и некоммуникабельные и т.д.

В настоящее время принято считать, что пожилые люди – генерация лиц старшего возраста, в которой в соответствии с классификацией ВОЗ ООН, выделяют четыре подгруппы: собственно пожилые (55 – 64 лет), старые (65 -74 года), очень старые (75 – 84 года), престарелые (85 лет и старше). В некоторых случаях выделяют группу долгожителей (свыше 100 лет) [20; 72].

Различают несколько видов старости: геронтологическую, физиологическую и психологическую. Физиологической – состояние здоровья, совокупность соматических отклонений организма. Психологическая определяется самоощущением человека, видением своего места в возрастной структуре.

Можно сделать вывод, что пожилой человек – это особая категория лиц в возрасте от 50 – 60 лет и старше, которым характерны различные болезни, переживания, а также всевозможные проблемы с которыми, к сожалению, сталкиваются пожилые люди: психологические, материально-финасовые, социально-бытовые, медицинские и др.

Социальной проблемой пожилых людей, решение которой во многом способствовало бы повышению их благосостояния, является проблема трудовой занятости этой категории населения.

Это во многом связано со сменой социального статуса человека.

Выход на пенсию особенно тяжело воспринимают люди, чья трудовая деятельность высоко ценилась в прошлом, а сейчас (к примеру, в современных российских условиях) признается ненужной, бесполезной.

Повышенная социальная уязвимость пожилых граждан связана и с экономическими факторами: небольшими размерами получаемых пенсий, низкой возможностью трудоустройства как на предприятиях, так и в получении работы на дому.

Важной социальной проблемой пожилых людей являются постепенное разрушение традиционных семейных устоев, что привело к тому, что старшее поколение не занимает почетное главенствующее положение.

Очень часто пожилые люди вообще живут отдельно от семей и поэтому им бывает не под силу справляться со своими недомоганиями и одиночеством, и если раньше основная ответственность за пожилых лежала на семье, то сейчас ее все чаще берут на себя государственные и местные органы, учреждения социальной защиты.

Сегодня каждый пятый житель России – пенсионер по возрасту. Практически во всех семьях хотя бы один из членов семьи – пожилой человек. Проблемы людей третьего поколения можно считать всеобщими.

Пожилые люди нуждаются в повышенном внимании общества и государства, и представляют собой специфический объект социальной работы.

В России около 23% населения являются пожилыми и старыми людьми, и тенденции увеличения части пожилых людей в общей массе населения сохраняются, то становится очевидным, что проблема социальной работы с пожилыми людьми имеет общегосударственное значение [20; 88].

Нормативно-правовая база, закрепляющая права, статус и положение пожилых Россиян, выглядит достаточно емко. Она представлена законодательством общего и специального характера. Условно в систему социальных прав пожилых людей можно включить следующие виды:

1. Нормы закрепляющие права всех граждан независимо от возраста, в том числе особо значимые для пожилых людей.

2. Нормы непосредственно касающиеся прав пожилых людей и их особых групп (ветеранов, инвалидов и т.п.) и соответствующих этим правам особенностей государства, негосударственных структур и семьи [31; 55].

Конституция РФ провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. По Конституции пожилым гражданам гарантируются равные со всеми гражданами права России социальные права и свободы. Это общие нормы, входящие в систему социальных прав пожилых граждан.

Пожилые люди наряду со всеми, имеют право на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях. Современное трудовое законодательство РФ не содержит каких либо ограничений для лиц пожилого возраста.

Какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при приеме на работу в зависимости от обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, не допускается.

Не допускается и увольнение пожилых людей по инициативе администрации. Конституционный суд Российской Федерации постановлением от 04.02.1992г.

признал право администрации предприятия, учреждения, организации расторгать трудовой договор с работником по достижении им пенсионного возраста, противоречащими Конституции РФ, а также целому ряду международно-правовых актах о правах человека.

Некоторые законодательные акты допускают ограничения в связи с возрастным цензом. Предельный возраст для нахождения на государственной должности государственной службы – 60 лет.

Руководитель государственного органа имеет право осуществлять помимо оснований, предусмотренных трудовым законодательством, увольнение по своей инициативе государственного служащего в случае достижения им предельного возраста, установленного для замещения государственной службы [30; 92].

Если при выборе места работы любое физическое лицо, независимо от возраста, может за посредничеством обращаться в органы службы занятости и те обязаны оказать ему содействие в поиске работы, то согласно этому закону граждане, которым в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации назначена пенсия по старости или за выслугу лет, не могут быть признаны безработными и, следовательно, им не выплачивается пособие по безработице.

Основополагающими документами, регулирующими в российском законодательстве социальные права человека, являются федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» и закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов».

Они устанавливают основные формы социального обслуживания граждан, их права, гарантии реализации этих прав, полномочия Федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Закон регулирует отношения в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов и устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии граждан пожилого возраста и инвалидов, исходя из необходимости утверждения принципов человеколюбия и милосердия в обществе.

Итак, социальное обслуживание пенсионеров осуществляется на основе комплекса нормативно-правовых актов, а Конституция как основной закон государства и нормативно-правовые акты конкретизирующие и наполняющие реальным содержанием социальные права, свободы и обязанности личности, составляют и образуют то правовое пространство, в котором функционирует социальный механизм защиты интересов пожилых граждан. Действие и действенность этого механизма непосредственно связаны с деятельностью социальных работников и в значительной мере зависят от их добросовестности, профессионализма

Цель социальной работы – это изучение социальных потребностей различных категорий населения.

Конечная задача – представительство и защита интересов людей, не способных самостоятельно обеспечить себе существование, причем, основное усилие направлено на обретение самостоятельности лица с ограниченными возможностями в решении своих проблем.

Мировая практика социальной работы показывает, что главное в ней – стимулирование инициативы, творчества, создание для нуждающихся таких условий, в которых они могли бы найти выход из затруднительного положения, с соц.

помощью смогли бы обрести способность самостоятельно обеспечивать свои потребности. Создание условий для самостоятельного жизнеобеспечения – концептуальная цель социальной работы. Среди лиц, не способных самостоятельно обеспечить себе существование, наиболее многочисленный контингент инвалидов.

«Инвалид, – говорится в Законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеванием, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограниченной жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты». Из определения следует, что все инвалиды нуждаются в социальной защите, однако объем, характер мероприятий и сроки их предоставления определяются конкретно для каждого индивидуума и имеют существенные особенности у разных контингентов больных [5; 33].

Социальная защита инвалидов включает систему гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. «Ограничение жизнедеятельности, – поясняется в этом же законе, – это полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью» [5; 35].

В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид». Признание лица инвалидом осуществляется Государственной службой медико-социальной экспертизы.

Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации. Калеки, слепые, глухие, немые, люди с нарушенной координацией движения, полностью или частично парализованные и т.п. признаются инвалидами в силу очевидных отклонений от нормального физического состояния человека.

Инвалидами признаются также лица, которые не имеют внешних отличий от обычных людей, но страдают заболеваниями, не позволяющими им трудиться в разнообразных сферах так, как это делают здоровые люди.

Например, человек, страдающий ишемической болезнью сердца, не способен выполнять тяжелые физические работы, но умственная деятельность ему вполне по силам.

В Рекомендациях 1185 к реабилитационным программам 44-й сессии Парламентской Ассамблеи Совета Европы от 5 мая 1992 г.

инвалидность определяется как «ограничения в возможностях, обусловленные физическими, психологическими, сенсорными, социальными, культурными, законодательными и иными барьерами, которые не позволяют человеку, имеющему инвалидность, быть интегрированным в общество и принимать участие в жизни семьи или общества на таких же основаниях, как и другие члены общества». Общество обязано адаптировать существующие в нем стандарты к особым нуждам людей, имеющих инвалидность, для того, чтобы они могли жить независимой жизнью [30; 77].

Все инвалиды по разным основаниям делятся на несколько групп. По возрасту: дети-инвалиды, инвалиды-взрослые. По происхождению инвалидности: инвалиды с детства, инвалиды войны, инвалиды труда, инвалиды общего заболевания.

По степени трудоспособности: инвалиды трудоспособные и нетрудоспособные, инвалиды I группы (нетрудоспособные), инвалиды II группы (временно нетрудоспособные или трудоспособные в ограниченных сферах), инвалиды III группы (трудоспособные в щадящих условиях труда).

По характеру заболевания инвалиды могут относиться к мобильным, маломобильным или неподвижным группам. Алгоритм работы по социальной защите инвалидов включает в первую очередь диагностику социальных и личностных проблем.

Источником социальных и личностных проблем инвалидов является ограничение их жизнедеятельности вследствие заболеваний, травм, дефектов базируется на компенсации последствий болезни, которая получила развитие в Международной номенклатуре нарушений, ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности (пересмотр 1989 г.).

Таким образом, пожилые граждане – пенсионеры и инвалиды являются наиболее уязвимыми категориями гражданами населения, нуждающимися в государственной поддержке и адекватной реакции со стороны граждан.

Источник: https://studopedia.ru/19_280065_sushchnost-i-harakteristika-sotsialnih-kategoriy-naseleniya-pensioneri-i-invalidi.html

Социальный подход

Инвалиды это социальная группа

В современном обществе на смену традиционной («медицинской») модели, определяющей инвалидность как нарушение здоровья, приходит социальная модельпонимания инвалидности, которая утверждает:

  • причина инвалидности – это не само заболевание, как таковое;
  • причина инвалидности – это барьеры вокруг человека (существующие в обществе физические, организационные и «отношенческие» барьеры воздвигнуты на стереотипах и предрассудках).

Социальный подход предполагает, что обеспечение права учащихся с особыми образовательными потребностями на полноценное образование требует изменений в самой системе образования, и эта общая система образования должна стать более гибкой и способной к обеспечению равных прав и возможностей обучения всех детей без дискриминации и пренебрежения.

Принятие организацией мирового сообщества основных правовых документов в области противодействия дискриминации всех групп социальных меньшинств «идеологически» закрепило начавшийся в середине 1960-х годов переход от традиционной («медицинской») модели к формированию социальной модели понимания инвалидности. Ведущими акторами формирования этого нового понимания инвалидности стали непосредственно социальные исследователи и активисты правозащитных организаций инвалидов.

Традиционная («медицинская») модель определяет инвалидность как нарушение здоровья.

Соответственно, минимизация нарушений осуществляется через медицинское вмешательство и терапию.

Человек с инвалидностью при таком подходе является проблемой, его следует в обязательном порядке «лечить», а для этого – поместить в специальный институт, что, зачастую, ведёт к изоляции человека от остального общества.

Обратите внимание, что определение инвалидности, которым до сих пор руководствуются в повседневной российской юридической практике, сводит понимание этого сложного социального явления к рамкам узкого медикалистского подхода:

ИНВАЛИД (от лат.

invalidus — слабый, немощный) – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты (ФЗ “О социальной защите инвалидов” от 24 ноября1995 г.). Признание лица инвалидом осуществляется Государственной службой медико-социальной экспертизы (МСЭК).

ИНВАЛИДНОСТЬнарушение здоровья человека со стойким расстройством функций организма, приводящее к полной или значительной потере профессиональной трудоспособности или существенным затруднениям в жизни.

В зависимости от их степени выделяются три группы инвалидности. Инвалидность, ее группа, причина, а при необходимости и время наступления определяются врачебно-трудовыми экспертными комиссиями (ВТЭК). При наступлении И.

назначаются пенсии или ежемесячные пособия, предоставляются другие виды социального обеспечения и обслуживания.

Большой юридический словарь. 3-е изд., доп. и перераб. / Под ред. проф. А.Я. Сухарева. — М.: ИНФРА-М, 2007.

К сожалению, данная практика определения инвалидности (и соответствующего отношения к инвалидам, как к пассивным и нетребовательным потребителям предлагаемых со стороны «здорового» общества льгот) до сих пор широко распространена в России.

Это требует серьёзных изменений не только в работе по уточнению терминологии, использующейся в словарных статьях.

Это требует изменения понимания инвалидности как таковой – и не только на уровне юридической науки, но и на уровне всего российского общества в целом, поскольку в международном праве и в международном сообществе нормативным признаётся социальное понимание инвалидности.

Социальная модельопределяет причину инвалидности не в самом заболевании, как таковом, а в существующих в обществе физических, организационных и «отношенческих» барьерах, базирующихся на стереотипах и предрассудках.

Человек с инвалидностью при такой модели не является «носителем проблемы», требующим специального обучения, напротив, проблемы и барьеры в жизни такого человека создаёт общество и несовершенство общественной системы образования, не готовой в условиях общей школы соответствовать разнообразным потребностям всех учащихся.

ИНВАЛИДНОСТЬ — это эволюционирующее понятие

Иинвалидность является результатом взаимодействия, которое происходит между имеющими нарушения здоровья людьми и отношенческими и средовыми барьерами и которое мешает их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими

Конвенция о правах инвалидов
Принята Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 года
Вступила в силу 03 мая 2008 года
Подписана Россией 24 сентября 2008 года

Каким образом формирование и принятие социальной модели инвалидности, как основы для изменения положения людей с особенностями развития, связано с реформированием системы специального образования?

В данном случае, связь очевидна, поскольку при принятии социальной модели признаётся, что ограниченные возможности инвалидов – это результат отношения общества к их особым потребностям, а не внутреннее, присущее именно этим людям свойство или «болезнь».

Соответственно, интеграция людей с инвалидностью в общество не должна проводится по «диагностическому» признаку, быть узконаправленной на то или иное отклонение или заболевание и осуществляться в закрытых специальных учреждениях в соответствие с «болезнью». Обществу необходимо преодолеть негативные установки в отношении инвалидности, изжить их, и предоставить людям с инвалидностью равные возможности полноценного участия во всех сферах общественной активности.

Источник: https://perspektiva-inva.ru/social-approach

Тема 1. Ивалидность. Инвалиды как социальная группа

Инвалиды это социальная группа

  1. Понятия «инвалид» и «инвалидность».

  2. Группы инвалидности.

  3. Модели инвалидности.

  4. Причины инвалидности.

1.1. Понятия «инвалид» и «инвалидность»

Длятого чтобы проанализировать положениев обществе лиц с ограниченнымивоз­можностями необходимо выяснить,каково содержание понятия “инвалидность”,какими социальными, экономичес­кими,поведенческими, эмоциональнымипоследствиями оборачиваются те илииные патологии здоровья.

Термин”инвалид” восходит к латинскомукорню (valid“действенный,полноценный, могущий”) и в буквальномпе­реводе может означать “непригодный”,”неполноценный”.

В российскомсловоупотреблении начиная со временПет­ра I такое название получаливоеннослужащие, которые вследствиезаболевания, ранения или увечья былинеспо­собны нести воинскую службу икоторых направляли для дослуживанияна штатские должности.

Характерно, чтов Западной Европе данное слово имелотакой же оттенок, то есть относилось впервую очередь к увечным воинам. Совторой половины XIX в. термин распространяетсяи на штат­ских лиц, также ставшихжертвами войны, — развитие вооруженийи расширение масштабов войн все болеепод­вергали мирное население всемопасностям военных конф­ликтов.

Наконец, после Второй мировой войны врусле об­щего движения по формулированиюи защите прав чело­века в целом иотдельных категорий населения в частностипроисходит формирование понятия”инвалид”, относяще­гося ко всемлицам, имеющим физические, психическиеили интеллектуальные ограниченияжизнедеятельности.

Сегодняшняягосударственная политика в отношенииинвали­дов – результат ее развития втечение 200 лет. Во многом она отражаетисторию развития и культуру общества,общие условия жизни, а также социальнуюи экономическую политику в разныепериоды времени.

ВФедеральном законе «О социальной защитеинвалидов в Рос­сийской Федерации»от 20 января 1995 г. инвалид определяетсякак лицо, которое имеет нарушениездоровья со стойким рас­стройствомфункций организма, обусловленнымзаболеваниями, последствиями травм илидефектами, приводящими к ограниче­ниюжизнедеятельности и вызывающиминеобходимость его со­циальной защиты.

Подограничением жизнедеятельностипонимается полная или частичная утраталицом способности или возможностиосуществ­лять самообслуживание,самостоятельно передвигаться,ориенти­роваться, общаться, контролироватьсвое поведение, обучаться и заниматьсятрудовой деятельностью.

Представленныеподходы к пониманию инвалидности нельзясчитать удовлетворительными, так какв них в большей степени отраженамедицинская сторона проблемы. Вмедицинской модели инвалидности всевнимание концент­рируется на физическойили психической патологии, и, следова­тельно,инвалид нуждается в лечении, реабилитациии приспо­соблении к жизни в обществе.

Социальнаямодель, авторами которой являются самилюди с инвалидностью, или, как частоговорят, с ограниченными воз­можностями,рассматривает проблему инвалидностине с точки зрения патологии и физическихнедостатков, а во взаимосвязи от­дельногочеловека с окружающей его средой иобществом. С этой точки зрения ограниченныевозможности не вызваны недугом, аобусловлены дискриминацией и неготовностьюпсихологически принять инвалидов какполноправных членов, а также барьерами,существующими в окружающей среде.

Впоследние годы проблема инвалидностиприобрела особую актуальность и остроту.

Это связано как с ростом абсолютного иотносительного числа инвалидов, так ис изменением отношения к данной проблемеобщества и, что особенно важно, самихинвалидов.

Активные движения инвалидовза свои права во всем мире постепенноприводят к изменению отношения кинвалидам, к их социальным проблемам ипотребностям, как со стороны обще­ства,так и со стороны государственныхструктур.

ЭкспертамиВОЗ была подготовлена трехмернаяконцепция оцен­ки последствий болезни(WorldHealthOrganization,NomenclatureofImpairments,DisabilitiesandDisadvantages,1989), суть которой заключается внижеследующем.

Отклонениеот нормы в организме человека можетиметь место при рождении или бытьприобретенным в результате травмы илиболезни. Длительно текущая болезньприводит к изменениям функционированияорганов и систем.

С точки зренияфункциональной деятельности и активностииндивида, ограничение жизнедеятельностипредставляет собой расстройство науровне личности.

Знание о болезни илиизме­нившееся поведение индивида,или ограничение его деятельнос­тимогут поставить конкретного человекав невыгодное положе­ние по отношениюк окружающим, таким образом болезньпри­обретает социальный характер.Это проявление отражает соци­альнуюнедостаточность, вытекающую из нарушенияи ограничения жизненных функций.

Социальныйуровень развития болезни отражаетреакцию об­щества на состояние индивидаи проявляется во взаимоотноше­нияхиндивида с обществом. Все вышесказанноеможет быть графически представлено схемой (рис. 1):

Источник: https://studfile.net/preview/5868208/page:2/

Понятие инвалидности, ее группы, их юридическое значение

Инвалиды это социальная группа

Пенсии по инвалидности — ежемесячные денежные выплаты, назначаемые гражданам, признанным в установленном порядке инвалидами и имеющим необходимый трудовой стаж.

Закон РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. дает следующее понятие термина «инвалид».

Инвалид — это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты ( ст.

1 Закона).

Под ограничением жизнедеятельности понимается полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

Порядок и условия признания лица инвалидом регулируются постановлением Правительства РФ от 13 августа 1996 г. № 965 « О порядке признания граждан инвалидами», которым утверждено Положение о признании лица инвалидом.

-Граждане направляются на медико-социальную экспертизу учреждением здравоохранения или органом социальной защиты населения.

-В направлении учреждения здравоохранения указываются данные о состоянии здоровья гражданина, отражающие степень нарушения функций органов и систем, состояние компенсаторных возможностей организма, а также результаты проведенных реабилитационных мероприятий.

-В случае отказа в направлении на медико-социальную экспертизу лицо или его законный представитель может обратиться в бюро медико-социальной экспертизы самостоятельно. Освидетельствование проводится только на основании письменного заявления лица либо его законного представителя.

Специалисты, проводящие медико-социальную экспертизу, рассматривают представленные медицинские документы, проводят личный осмотр гражданина, оценивают степень ограничения его жизнедеятельности и коллегиально обсуждают полученные результаты.

Решение о признании лица инвалидом либо об отказе в установлении инвалидности принимается полным составом специалистов, принимающих экспертное решение, простым большинством .

Основаниями для признания гражданина инвалидом являются:

✓ нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;

✓ ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);

✓ необходимость осуществления мер социальной защиты гражданина.

Эти признаки должны присутствовать в комплексе, наличие одного из указанных признаков не является достаточным условием для признания гражданина инвалидом.

Категории инвалидности :

Принято условно разделять ограничения функций по следующим категориям

нарушения статодинамической функции (двигательной),

нарушения функций кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, обмена веществ и энергии, внутренней секреции,

сенсорные (зрения, слуха, обоняния, осязания),

психические (восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, эмоций, воли).

Группы инвалидности

Критерием для определения первой группы инвалидности является социальная недостаточность, требующая социальной защиты или помощи, вследствие нарушения здоровья со стойким значительно выраженным расстройством функций организма, обусловленным заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к резко выраженному ограничению одной из категории жизнедеятельности либо их сочетанию. Критерии установления 1 группы инвалидности:

неспособность к самообслуживанию или полная зависимость от других лиц;

неспособность к самостоятельному передвижению и полная зависимость от других лиц;

неспособность к ориентации (дезориентация);

неспособность к общению;

неспособность контролировать свое поведение.

Группы инвалидности

Критерием для установления второй группы инвалидности является социальная недостаточность, требующая социальной защиты или помощи, вследствие нарушения здоровья со стойким выраженным расстройством функций организма, обусловленным заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к выраженному ограничению одной из категорий жизнедеятельности либо их сочетанию. Показания к установлению 2 группы инвалидности:

способность к самообслуживанию с использованием вспомогательных средств и (или) с помощью других лиц;

способность к самостоятельному передвижению с использованием вспомогательных средств и (или) с помощью других лиц;

неспособность к трудовой деятельности или способность к выполнению трудовой деятельности в специально созданных условиях с использованием вспомогательных средств и (или) специально оборудованного рабочего места, с помощью других лиц;

неспособность к обучению или способность к обучению только в специальных учебных заведениях, или по специальным программам в домашних условиях;

способность ориентации во времени и в пространстве, требующая помощи других лиц;

способность к общению с использованием вспомогательных средств и (или) с помощью других лиц;

способность частично или полностью контролировать свое поведение только при помощи посторонних лиц.

Группы инвалидности

Критерием для определения третьей группы инвалидности является социальная недостаточность, требующая социальной защиты или помощи, вследствие нарушения здоровья со стойкими незначительно или умеренно выраженными расстройствами функций организма, обусловленными заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к не резко или умеренно выраженному ограничению одной из категорий жизнедеятельности или их сочетание.

Показания для установления 3 группы инвалидности:

способность к самообслуживанию с использованием вспомогательных средств;

способность к самостоятельному передвижению при более длительной затрате времени, дробности выполнения и сокращении расстояния;

способность к обучению в учебных заведениях общего типа при соблюдении специального режима учебного процесса и (или) с использованием вспомогательных средств, с помощью других лиц (кроме обучающего персонала);

способность к выполнению трудовой деятельности при условии снижения квалификации или уменьшения объема производственной деятельности, невозможности выполнения работы по своей профессии;

способность к ориентации во времени и в пространстве при условии использования вспомогательных средств;

способность к общению, характеризующаяся снижением скорости, уменьшением объема усвоения, получения и передачи информации

Дети-инвалиды

К категории детей-инвалидов относятся дети до 18 лет, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушений развития и роста ребёнка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контроля за своим поведением, обучения, общения, трудовой деятельности в будущем[7].

Больницы различного уровня (республиканские, краевые, центральные, районные, в том числе детские); специализированные больницы и отделения (неврологические, психиатрические, туберкулезные и др.); консультативно-диагностические центры после обследования и лечения могут рекомендовать установление ребёнку инвалидности.

Рекомендация фиксируется в «Истории развития ребёнка» (форма № 112/у) и в «Медицинской карте амбулаторного, стационарного больного». Эти рекомендации учитываются при установлении ребенку инвалидности. Медицинская карта направляется в лечебное учреждение по месту постоянного проживания ребенка.

Врачи-специалисты врачебно-консультативной комиссии лечебного учреждения по месту постоянного проживания ребенка оформляют медико-социальное заключение на ребёнка-инвалида. Медико-социальное заключение оформляется при наличии у ребенка нарушений в состоянии здоровья и возникающем в результате этого ограничении его жизнедеятельности.

Медико-социальное заключение на ребёнка-инвалида оформляется в 2-х экземплярах:

первый экземпляр Заключения остается в выдавшем его учреждении;

второй экземпляр в трехдневный срок направляется в районный (городской) отдел социальной защиты населения по месту постоянного проживания ребенка. Родители или опекун ребёнка-инвалида уведомляются о направлении медико-социального заключения в органы социальной защиты населения с целью назначения ребенку социальной пенсии по инвалидности.

В медико-социальном заключении на ребёнка-инвалида содержатся рекомендации для ребёнка-инвалида:

необходимость пребывания ребёнка в специализированном детском учреждении;

обучение на дому или в специальном учреждении;

обеспечение необходимым оборудованием, вспомогательными средствами;

необходимость санаторно-курортного лечения; профиль санатория, срок пребывания;

комплекс основных реабилитационных мероприятий; и пр. При установлении МСЭК лицам старше 18 лет инвалидности с детства 1 или 2 группы они, как и дети-инвалиды в возрасте до 18 лет, приобретают право на получение социальной пенсии в размере минимальной пенсии по старости.

Гражданам, ставшим инвалидами в возрасте до 20 лет, пенсия назначается независимо от стажа работы.

Дети-инвалиды имеют льготы:

50%-ную скидку на проезд по железной дороге, на авиалиниях, в автобусах междугородного сообщения на период с 1 октября по 15 мая;

дети-инвалиды, их родители, опекуны, попечители и социальные работники пользуются правом бесплатного проезда на всех видах городского транспорта (кроме такси);

детям-инвалидам и сопровождающим их лицам предоставляется право бесплатного проезда к месту лечения (обследования) в автобусах пригородных и междугородних внутрирегиональных маршрутов;

дети-инвалиды и сопровождающие их лица имеют право бесплатного проезда один раз в год к месту лечения и обратно;

дети-инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, являющиеся сиротами или лишенные попечительства родителей, по достижении 18 лет обеспечиваются жильём вне очереди;

семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка на квартирную плату не ниже 50 % (в общественном жилом фонде).

Понятии «ребёнок-инвалид» и «инвалид с детства» различаются. «Инвалид с детства» — это причина инвалидности, устанавливаемая одновременно с группой инвалидности. Указанная причина определяется гражданам старше 18 лет, в случаях, когда инвалидность вследствие заболевания, травмы или дефекта, возникшего в детстве, возникла до 18 лет.

Эта причина инвалидности может быть определена и в том случае, если по клиническим данным или по последствиям травм и врожденным дефектам, подтвержденным данными лечебных учреждений, у инвалида в возрасте до 18 лет (до 1 января 2000 г. — в возрасте до 16 лет) имелись признаки стойких ограничений жизнедеятельности.

Лицу в возрасте до 18 лет, признанному инвалидом, устанавливается категория «ребенок-инвалид».

В случае признания гражданина инвалидом в качестве причины инвалидности указываются:

общее заболевание,

трудовое увечье, профессиональное заболевание,

инвалидность с детства, инвалидность с детства вследствие ранения (контузии, увечья), связанная с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны,

военная травма, заболевание, полученное в период военной службы,

инвалидность, связанная с катастрофой на Чернобыльской АЭС, последствиями радиационных воздействий и непосредственным участием в деятельности подразделений особого риска,

иные причины, установленные законодательством Российской Федерации.

При отсутствии документов, подтверждающих факт профессионального заболевания, трудового увечья, военной травмы или других предусмотренных законодательством Российской Федерации обстоятельств, являющихся причиной инвалидности, в качестве причины инвалидности указывается общее заболевание. При представлении в бюро соответствующих документов причина инвалидности изменяется со дня представления этих документов без дополнительного освидетельствования инвалида.

По оценкам ВОЗ 2011 года, почти 15 % населения во всем мире имеет инвалидность (что превышает сделанные ранее оценки ООН на 10 %. В 2002—2004 гг.

в России 16,4 % населения имели ту или иную степень инвалидности, а количество потерянных лет трудоспособной жизни составляло 10 лет на 100 человек в 2004 году. Согласно официальной статистике, в России проживает ок.

10 млн инвалидов, по оценке Агентства социальной информации — не менее 15 млн.

Официальная статистика учитывает численность инвалидов, имеющих непросроченное свидетельство об инвалидности, в то время как к ним можно также отнести людей, подпадающих под определение инвалидности, но не знающих об этом или не оформивших соответствующий статус. В 1996 г. в России официально зарегистрированных насчитывалось более 6,2 миллионов человек (4,2 % населения)

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: https://megalektsii.ru/s16652t10.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.