Изменения в законе о детях сиротах
Внесены изменения в законодательство по вопросам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Федеральный закон принят Государственной Думой 21 июня 2013 года и одобрен Советом Федерации 26 июня 2013 года.
Справка Государственно-правового управления
В целях материальной поддержки граждан, которые усыновляют детей, требующих особой заботы, в Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» вносятся изменения, предусматривающие увеличение до 100 тысяч рублей размера единовременного пособия при передаче ребёнка на воспитание в семью в случае усыновления ребёнка-инвалида, ребёнка в возрасте старше семи лет, а также детей, являющихся братьями и сёстрами (в настоящее время размер единовременного пособия при передаче ребёнка на воспитание в семью составляет чуть больше 13 тысяч рублей).
Изменениями, которые вносятся в Гражданский кодекс Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «Об опеке и попечительстве», устанавливается, что к органам опеки и попечительства наряду с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации относятся также органы местного самоуправления (в случае наделения их такими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).
Кроме того, Федеральным законом уточняются перечень и содержание полномочий органов опеки и попечительства.
В частности, в Федеральном законе «Об опеке и попечительстве» в качестве отдельных полномочий органов опеки и попечительства выделяются оказание содействия гражданам, желающим стать опекунами или попечителями, в подготовке необходимых документов, а также оказание содействия опекунам и попечителям, в том числе в целях своевременного выявления и разрешения проблем, возникающих в процессе воспитания приёмного ребёнка, предотвращения возврата ребёнка из семьи и помещения его в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Федеральным законом с одного до шести месяцев увеличивается срок передачи ребёнка под предварительные опеку и попечительство с возможностью продления указанного срока до восьми месяцев (статья 12 Федерального закона «Об опеке и попечительстве»). Такая мера позволит предотвратить помещение ребёнка в организацию для детей-сирот, поскольку у граждан будет достаточно времени, чтобы пройти подготовку и собрать все необходимые для установления опеки или усыновления документы.
В этот Федеральный закон также вносятся изменения, сокращающие объём отчётности, представляемой опекунами, попечителями или приёмными родителями в органы опеки и попечительства, что избавит указанных лиц от необходимости ведения ежедневного учёта и фиксирования расходов на мелкие бытовые нужды.Федеральным законом совершенствуются нормы Семейного кодекса Российской Федерации, регулирующие порядок выявления и учёта детей, оставшихся без попечения родителей (статья 122 Кодекса), и порядок устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 155 Кодекса).
В целях упрощения процедуры передачи детей на усыновление (удочерение) из числа оснований, исключающих для гражданина возможность быть усыновителем, выведено требование к его жилому помещению. Устанавливаются требования к состоянию здоровья потенциального усыновителя и лиц, которые совместно с ним проживают.
Особо оговаривается, что медицинское освидетельствование граждан, желающих усыновить (удочерить) ребёнка, взять его под опеку или попечительство, в приёмную или патронатную семью, проводится бесплатно, в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (статьи 127 и 146 Кодекса).
Федеральным законом вводится запрет на усыновление (взятие по опеку или попечительство) детей лицами, состоящими в союзе, заключённом между лицами одного пола.
Эта мера направлена на то, чтобы гарантировать детям гармоничное и полноценное воспитание в приёмных семьях и обезопасить их психику и сознание от возможного нежелательного воздействия – искусственного навязывания нетрадиционного сексуального поведения, а также от возникновения комплексов, душевных страданий и стрессов, которые, согласно исследованиям психологов, часто испытывают дети, воспитываемые однополыми родителями.
Лица, являющиеся или являвшиеся усыновителями, желающие взять ребёнка под опеку (попечительство), а также лица, являющиеся или являвшиеся опекунами (попечителями), желающие усыновить ребёнка, освобождаются от обязанности проходить специальную подготовку (соответствующие изменения вносятся в статьи 127 и 146 Семейного кодекса Российской Федерации и статью 271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Федеральным законом смягчается норма о разнице в возрасте между усыновителем, не состоящим в браке, и усыновляемым ребёнком (согласно статье 128 Кодекса она не может быть менее 16 лет) – предполагается, что от этого правила можно будет отступить. Однако по‑прежнему разница в возрасте может быть сокращена только судом по причинам, признанным им уважительными.
В Федеральном законе «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» уточняются нормы, касающиеся медицинского обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе их права на высокотехнологичную медицинскую помощь и лечение за пределами Российской Федерации.
Федеральным законом совершенствуется процедура формирования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, – он, в частности, будет дополнен сведениями о потенциальных усыновителях, опекунах (попечителях).
Это позволит упростить процедуры оформления опеки (попечительства) или усыновления для граждан, уже имеющих успешный практический опыт воспитания детей-сирот.
Изменение в Гражданском процессуальном кодексе Российской Федерации с 30 до 10 дней срока на апелляционное обжалование решения суда об усыновлении сократит время пребывания ребёнка в организации для детей-сирот после вынесения судом решения об усыновлении, что положительно скажется на психологическом состоянии ребёнка и облегчит процесс его адаптации в семье усыновителей.Федеральный закон расширяет предусмотренный Федеральным законом «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» перечень категорий граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, включая в него усыновителей и лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребёнка (в случае если они обращаются за оказанием помощи по вопросам, связанным с устройством ребёнка или обеспечением его прав). Расширяется и перечень случаев оказания бесплатной юридической помощи.
Федеральный закон № 167-ФЗ
Источник: http://www.kremlin.ru/events/president/news/18459
№810360-7 Законопроект :: Система обеспечения законодательной деятельности
Карточка законопроекта /проекта постановления
Карточка законопроекта/проекта постановления содержит информацию по законопроекту/проекту постановления и его стадии рассмотрения.
В режиме просмотра карточки законопроекта/проекта постановления доступны следующие действия:
1. Настроить отображение событий на вкладке ЭРК по событиям (с документами);
2. Перейти к стадии рассмотрения законопроекта/проекта постановления;
3. Скачать размещенный к событию законопроекта/проекта постановления документ;
4. к законопроекту/проекту постановления;
5. Добавить заметку к законопроекту/проекту постановления;
6. Добавить законопроект/проект постановления в избранное;
7. Перейти в режим редактирования карточки законопроекта/проекта постановления;
8. Подписаться на законопроект/проект постановления;
9. Скачать архив по законопроекту/проекту постановления;
10. Распечатать карточку законопроекта/проекта постановления;
11. Просмотреть RSS подписку на обновления по событиям;
12. описание функционала страницы.
Информация по законопроекту/проекту постановления
- паспортные данные законопроекта – общая информация по законопроекту/проекту постановления;
- стадии рассмотрения – стадии рассмотрения выбранного законопроекта/проекта постановления;
- ЭРК по событиям (с документами) – стадии и события рассмотрения выбранного законопроекта/проекта постановления, а так же решения по событиям и размещенные документы;
- хронология (без документов) – стадии и события рассмотрения выбранного законопроекта/проекта постановления, а так же решения по событиям;
- отзывы – отзывы к законопроекту/проекту постановления ;
- поправки – поправки к законопроекту/проекту постановления;
- видеозаписи – видеоматериалы размещенные к законопроекту/проекту постановления (доступно только для Интернет-портала).
Настроить отображение событий на вкладке ЭРК по событиям (с документами)
На странице “Карточка законопроекта/проекта постановления” существует 2 варианта просмотра событий на вкладке ЭРК по событиям (с документами):
- по хронологии – события отображаются по дата регистрации;
- по процедуре – события отображаются последовательно согласно процедуре рассмотрения.
Нажать на кнопку ” все” – на странице “Карточка законопроекта/проекта постановления” на вкладке ЭРК по событиям (с документами) будут отображаться только стадии прохождения.
Для того чтобы отобразить события, решения и документы нажать кнопку “Развернуть все события”.
Если к событию размещено много документов часть из них скрыта, отобразить их можно нажав на кнопку “Развернуть все документы в событиях” или ссылку “Показать еще” в списке размещенных к событию документов.
Перейти к стадии рассмотрения законопроекта/проекта постановления
Стадии рассмотрения, которые отображаются на странице “Карточка законопроекта/проекта постановления ” служат так же элементом навигации.
Для того, чтобы перейти к определенной стадии рассмотрения законопроекта, нажать на иконку соответствующей стадии.
Осуществляется переход к выбранной стадии, все события стадии подсвечиваются зеленым цветом.
Скачать размещенный к событию законопроекта/проекта постановления документ
Для того, чтобы скачать размещенный к событию законопроекта/проекта постановления документ необходимо нажать на ссылку с наименованием документа.
На локальный компьютер пользователя загружается файл в соответствующем формате.
к законопроекту/проекту постановления
На странице “Карточка законопроекта/проекта постановления” перейти на вкладку “Отзывы”.
Нажать кнопку “”Открывается форма ” на законопроект”, в которой необходимо заполнить следующие реквизиты:
- Категория отзыва;
- Краткое содержание отзыва.
При необходимости прикрепить файл.
Нажать кнопку “Сохранить” – отзыв отображается на вкладке “Отзывы” в ЭРК законопроекта/проекта постановления.
Добавить заметку к законопроекту/проекту постановления
На странице “Карточка законопроекта/проекта постановления (режим редактирования)” нажать кнопку “Добавить заметку”.
Открывается форма “Заметки пользователей”.
Нажать кнопку “Сохранить” – в карточке законопроекта/проекта постановления будет отражена сохраненная зметка, а также на странице “Избранное/Подписки” личного кабинета пользователяотобразится сохраненная заметка.
Добавить законопроект/проект постановления в избранное
На странице “Карточка законопроекта/проекта постановления” нажать на кнопку “Добавить в избранное”.
В результате выходит сообщение об успешном добавлении объекта законотворчества в “Избранное”.
Нажать на ссылку в сообщении “Перейти на страницу избранного” – открывается страница “Избранное/Подписки” личного кабинета пользователя.
Нажать на кнопку “Добавить” – открывается форма “Добавить в подборку”.
Выбрать существующую или добавить новую подборку.
Нажать кнопку “Сохранить”- законопроект добавлен в выбранную или в новую подборку.
Войти в раздел “Избранное/Подписки” через интерфейс личного кабинета пользователя.
Нажать на кнопку “Подборки ОЗ”.
Из списка доступных выбрать подборку- система предоставит доступ только к тем ОЗ, которые добавлены в выбранную подборку.
Перейти в режим редактирования карточки законопроекта/проекта постановления
На странице “Карточка законопроекта/проекта постановления” нажать на кнопку “Режим редактирования”.Открывается страница “Карточка законопроекта/проекта постановления (режим редактирования)”.
Подписаться на законопроект/проект постановления
На странице “Карточка законопроекта/проекта постановления” нажать на кнопку “Подписаться”.
Открывается форма подписки на законопроект/проект постановления.
Задать параметры подписки.
Нажать кнопку “Применить” – настройки подписки на законопроект/проект постановления сохранены, законопроект/проект постановления добавлен в список на странице “Избранное/Подписки” личного кабинета пользователя.
Скачать архив по законопроекту/проекту постановления
На странице “Карточка законопроекта/проекта постановления нажать на кнопку “Скачать архив”.
Выбрать вариант для скачивания “Все документы” или “По процедуре”. Информация будет скачена на локальный компьютер пользователя в виде архива с расширением .exe
Распечатать карточку законопроекта/проекта постановления
На странице “Карточка законопроекта/проекта постановления” нажать на кнопку “Печать”.
Откроется форма “Печать”.
После настройки параметров печати нажать кнопку “Печать”.
Просмотреть RSS подписку на обновления по событиям
На странице “Карточка законопроекта/проекта постановления” нажать на кнопку “RSS подписка на обновления по событиям”.
В новой вкладке браузера откроется страница с возможностью подписаться на веб-канал.описание функционала страницы
Источник: https://sozd.duma.gov.ru/bill/810360-7
Жилье детям сиротам: новый закон и норма предоставления
Одной из социальных гарантий, которые предоставляются государством малоимущим гражданам, является обеспечение их жильем. Такое жилье предоставляется им на определенный срок и на очень выгодных льготных условиях.
Среди прочих претендовать на него могут дети-сироты, забота о которых практически полностью является обязанностью государства. Условия и процедуру получения жилья стоит рассмотреть более подробно.
Категории сирот, которые имеют право на жилье
Статус данных граждан определен в Федеральном законе от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В соответствии со ст. 1 этого закона, к рассматриваемой категории лиц относятся несовершеннолетние дети:
- сироты — у которых умерли оба или единственный родитель;
- оставшиеся без попечения родителей — обоих или единственного из них.
Считается, что попечение детей отсутствует в том случае, если родители:
- отсутствуют;
- лишены родительских прав или ограничены в них;
- отказываются забирать детей из госучреждений (воспитательных, медицинских);
- уклоняются от своих обязанностей как по воспитанию детей, так и по защите их прав и интересов;
- находятся в СИЗО;
- объявлены умершими;
- считаются безвестно пропавшими;
- пребывают в лечебных учреждениях;
- признаны недееспособными (или ограниченно дееспособными);
- лишены свободы и отбывают наказание;
- в других предусмотренных законом случаях.
Также право на получение жилья имеют совершеннолетние лица до 23 лет, которые лишились родителей, будучи в возрасте до 18 лет и, в соответствии с законом, имеют право на получение государственной социальной поддержки (например, если они еще получают образование).
Однако некоторые из указанных граждан не имеют права на социальное жилье, если они:
- владеют недвижимостью на правах собственности или социального найма;
- имеют право проживания в жилом помещении (например, прописаны там).
Случаи, когда поселение считается невозможным
Как уже отмечалось, при наличии у детей прав на другое жилье возможность получить место в доме системы социального обслуживания населения им не предоставляется. Исключением являются ситуации, когда реализация данного права (то есть проживание в квартире или доме) невозможна по определенным причинам. Например, к данным причинам можно отнести такие факторы, как:
- проживание в квартире или доме родителей ребенка, которые были в судебном порядке лишены прав на него;
- несоответствие площади помещения норме проживания, установленной для одного человека, особенно если в результате вселения ребенка она еще больше уменьшится;
- проживание в квартире или доме лиц, страдающих тяжкой формой хронических заболеваний (на законодательном уровне закреплен список болезней, наличие которых у жильца делает невозможным проживание с ним других людей).
- непригодность жилого помещения для проживания в нем на постоянной основе или его несоответствие установленным требованиям и нормам (техническим, гигиеническим или санитарным);
- наличие у ребенка тяжелых хронических заболеваний.
В этом случае сирота должен при подаче заявления на получение жилья предоставить также в соответствующий орган документы, подтверждающие факт невозможности проживания на имеющейся у него жилплощади.
Изменения в законодательстве
Несколько лет назад порядок получения сиротами жилья был несколько иным.
В частности, раньше они имели право на его получение сразу же после окончания учебного заведения, оставления приемной семьи или детского дома, завершения службы в армии и т. п.
Такой вариант, однако, приводил к тому, что в большинстве случаев дети лишались прав на полученные комнаты и квартиры по различным причинам: неопытность, незнание законодательства, мошенничество третьих лиц и т. п. Поскольку они обладали на недвижимость правами собственности, помешать таким сделкам государство было не в состоянии.
Во избежание подобных ситуаций в 2012 году был разработан новый законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (№ 589209-5), вступивший в силу с 01.01.2013 г. В частности, был изменен вид договора, по которому теперь предоставляется жилье: вместо социального найма специализированный.
Данный вид сделки исключает такие операции с недвижимостью, как:
- приватизация;
- обмен;
- сдача в поднаем.
Срок действия договора с подобными условиями и ограничениями составляет 5 лет. После окончания этого срока жилье переходит владельцу на правах социального найма. В качестве альтернативы ему могут предложить другое помещение, однако его характеристики должны быть не хуже, чем у прежнего.
Порядок действий и необходимый для получения жилья возраст
Списки лиц, которые вправе претендовать на льготное жилье, формируются органами опеки и попечительства по месту их проживания или выявления. Далее эти списки передаются в орган исполнительной власти.
Перед началом процедуры оформления документов на получение жилья необходимо проверить наличие своей фамилии в данных списках. Это можно сделать, обратившись в органы опеки и попечительства. Стоит учесть, что в этот список включаются дети, которые достигли возраста 14 лет.
В общих случаях право на получение жилого помещения возникает у сирот по достижению ими совершеннолетия, поскольку при этом у них возникает полная дееспособность. Однако это может произойти и раньше, при наступлении определенных событий:
- вступление в официальный брак;
- трудоустройство на работу (или начало осуществления предпринимательской деятельности).
При этом ему нужно будет предоставить, кроме общего пакета документов, еще и дополнительные:
- свидетельство о браке;
- трудовую книжку;
- свидетельство о госрегистрации ИП.
Конкретный вид документа зависит от того, какое именно событие привело к получению полной дееспособности.
Сироты, которым уже исполнилось 18 лет, могут обратиться в органы опеки и попечительства с заявлением о внесении себя в данный список.
Стоит учесть, что сделать это можно только до того момента, как они достигнут возраста 23 лет. Для этого необходимо приложить к заявлению копии следующих документов:
- свидетельства о рождении;
- паспорта гражданина РФ (копия);
- документов, которые подтверждают отсутствие родительской опеки или попечительства.
К последним документам могут относиться:
- свидетельства о смерти родителей;
- принятое судом решение о лишении родительских прав;
- постановление об установлении попечительства или опеки и т. п.
Точный перечень документов может зависеть от требований конкретного субъекта РФ.
Например, также могут понадобиться документы, подтверждающие:
- отсутствие жилплощади;
- окончание учебного заведения;
- завершение профобучения;
- наличие детей (свидетельства об их рождении) и т. п.
Поэтому этот вопрос лучше заранее уточнить в соответствующем органе. Срок рассмотрения поданного заявления составляет:
- 10 дней — в общих случаях;
- 40 дней — в том случае, если требуется проверка невозможности проживания ребенка на имеющейся у него жилплощади.
Описание жилого помещения
В отношении жилья, которое может быть предоставлено ребенку-сироте, в законодательстве также предусмотрен ряд требований. В частности, к ним относятся такие условия:
- Месторасположение. Квартира или дом должны находиться в том населенном пункте, где ребенок до этого проживал или находился под опекой.
- Состояние помещения. Оно не должно быть ветхим или находиться в аварийном состоянии, представляя угрозу для жизни и здоровья ребенка. Также жилье не должно быть расположено в полуподвальном или цокольном этаже.
- Наличие определенных коммуникаций. В частности, в квартире или доме должно иметься водоснабжение, водоотведение и электричество.
- Соблюдение установленной нормы площади. Данная норма для социального жилья рассчитывается и определяется органами местного самоуправления и зависит от того, сколько лиц будет проживать в квартире. В большинстве случаев она такая же, как и для случаев с договорами социального найма.
Также стоит учесть, что предоставляться должна отдельная квартира или дом. Что касается комнаты в коммунальной квартире или койко-места, то такой вид жилья сироте предлагаться не может.
Эти изменения направлены, прежде всего, на защиту интересов самих владельцев жилья. Кроме этого, также улучшились требования к помещениям: теперь они обязательно должны быть отдельными и благоустроенными в соответствии с определенными критериями.
Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.
Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/arenda/najm/zhile-detyam-sirotam.html