Защита прав учащихся

Содержание

Права и обязанности школьника: что запрещено ученикам? Защита интересов детей

Защита прав учащихся

На сегодняшний день практически в каждой общественной сфере существуют права и обязанности задействованных в ней лиц. Это касается и обучающихся в российских общеобразовательных учреждениях.

Каждый ребенок, переступивший школьный порог, должен знать свои права и обязанности.

Права школьника

Права школьника регламентируются Уставом школы, в которой он проходит обучение. Тем не менее необходимо перечислить основные права учащегося, которые приняты в каждом российском общеобразовательном учреждении:

  1. Право на получение основного образования, о чем говорится и в статье № 43 Конституции Российской Федерации.
  2. Каждый ученик имеет право принимать участие в управлении школой.
  3. Школьник — это полноценная личность, которая заслуживает уважения как со стороны преподавательского коллектива, так и других сотрудников учреждения.
  4. Обучающийся имеет право знать свою отметку за письменные работы и устные ответы.
  5. Ученик может принимать участие в любых школьных и внешкольных мероприятиях, которые организовываются образовательным учреждением и которые соответствуют его возрастной категории.
  6. Школьник может добровольно участвовать в любой трудовой деятельности.
  7. Ученик имеет право попросить у учителя бесплатной помощи в получении знаний по любой теме, включенной в образовательную программу.
  8. Абсолютно каждый обучающийся вправе организовывать объединения, которые не противоречат школьному Уставу.
  9. Школьник вправе иметь свободное время между уроками и в каникулярный период.
  10. Каждый обучающийся имеет право на то, чтобы его выслушала администрация школы, педагоги и другие ученики.
  11. И в учебное время, и во внеклассной работе абсолютно каждый обучающийся вправе отстаивать свои принципы, взгляды, мировоззрение, понятия в тех случаях, когда возникает спорная или конфликтная ситуация.
  12. Обучающийся в любое время, независимо от обстоятельств, имеет возможность перейти в другое образовательное учреждение.
  13. Школьник вправе обучаться на дому, экстерном, а также досрочно сдать ОГЭ и ЕГЭ.
  14. Ученик имеет право высказывать свое мнение на уроке.
  15. Ребенок имеет право появится на уроке позже, предварительно предупредив учителя. Кроме того, при необходимости он имеет право покинуть учебную аудиторию во время урока, спросив разрешения у педагога.
  16. Школьник вправе исправить учителя, если второй оговорился, допустил неточность, касающуюся темы урока.
  17. По истечении урока школьник вправе покинуть учебную аудиторию.
  18. Ученик вправе обучаться в хорошо освещенных помещениях, где также должны соблюдаться чистота и порядок.
  19. Школьник имеет право рассчитывать на стопроцентную безопасность, находясь в стенах школы.

Родители не только могут, но и должны следить за тем, как соблюдаются права их детей в школе. В этих целях создаются родительские комитеты.

К тому же каждый родитель или законный представитель ученика имеет право в любое время посетить учебное заведение, чтобы оценить условия образовательного процесса.

Обязанности школьника

У каждого школьника есть свои обязанности, которые регламентируются в Уставе школы. Ученик обязан:

  1. Уважать не только своих преподавателей, но и других сотрудников учебного заведения.
  2. С уважением относиться к результатам чужих трудов.
  3. Добросовестно относиться к учебе.
  4. Соблюдать школьный режим: своевременно посещать уроки (исключение составляет отсутствие на уроках по уважительным причинам), уходить с уроков в строго отведенное время.
  5. После пропуска учебного дня или определенного урока приходить в школу с объяснительным документом, например, со справкой от врача по поводу болезни (с печатями медицинского учреждения) либо запиской от родителей или родственников.
  6. Приходить в школу чистым и опрятным.
  7. Соблюдать правила техники безопасности на уроках. Особенно это касается уроков химии, физики, биологии, физической культуры и технологии.
  8. Подавать учителю дневник по первому требованию.
  9. Внимательно слушать и выполнять задания, которые дает учитель, для получения качественных знаний.

Что запрещено ученикам в школе?

Стоит отметить, что на каждого ученика действуют запреты, установленные Уставом школы. Школьнику запрещается:

  1. Приносить с собой в общеобразовательное учреждение опасные предметы: оружие, колющие предметы и так далее.
  2. Становиться зачинщиком ситуаций, которые могут привести к дракам, а также участвовать в разборках других обучающихся.
  3. Пропускать уроки без уважительной причины.
  4. Приносить с собой спиртосодержащую продукцию и употреблять ее в стенах и на территории школы, а также являться на занятия в состоянии алкогольного опьянения.
  5. Курить на территории школы.
  6. Играть в азартные игры.
  7. Красть или брать без разрешения чужие вещи.
  8. Неуважительно и грубо общаться с учителями и администрацией школы.
  9. Игнорировать замечания преподавателей, администрации или сотрудников школы.

Права учителя

Учитель, согласно положениям Устава школы, есть следующие права:

  1. Абсолютно каждый школьный учитель вправе управлять школой в соответствии с Уставом.
  2. Преподаватель имеет право на уважение личности, личностных и профессиональных качеств.
  3. Педагог вправе получить защиту со стороны администрации школы в случае вмешательства родителей по вопросам, входящих в спектр его обязанностей.
  4. Учитель вправе на свое усмотрение выбирать учебные программы и учебники, соответствующие Федеральному государственному образовательному стандарту.
  5. Преподаватель вправе получить любую информацию, непосредственно касающуюся учебного процесса, со стороны школьной администрации.
  6. Учитель может выразить свою позицию по любому вопросу, касающемуся профессиональной деятельности.
  7. Педагог вправе принимать участие в школьных организациях, профессиональных конкурсах и так далее.
  8. Школьный учитель может совершенно бесплатно получать повышение квалификации раз в три года.
  9. Преподаватель вправе работать в нормальной обстановке: чистое рабочее место, хорошее освещение, необходимая температура воздуха в помещении и так далее.
  10. Педагог вправе рассчитывать на стопроцентную безопасность, находясь в стенах школы.

Как осуществляется защита прав детей в школе?

Согласно Конституции Российской Федерации, любой ребенок вправе развивать свои физические и интеллектуальные умения, находясь в общеобразовательном учреждении. А любое посягательство на ограничение или прекращение этих прав со стороны школьных учителей или других школьников всегда наказуемо согласно Кодексу об административных правонарушениях.

При нарушении прав школьника необходимо письменно оформить жалобу на имя директора школы. Если данная жалоба будет проигнорирована, обучающийся со своими родителями (законными представителями) может обратиться в департамент образования или в прокуратуру, а затем в суд. Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/semejnoje/rebenka/prava-uchenika.html

Права ученика в школе и его обязанности. Обязанности школы

Защита прав учащихся

Права ученика в школе последнее время активно обсуждается в различных СМИ. Любой гражданин России имеет права, которые должны неукоснительно соблюдаться. Дети не исключение, они находятся под защитой законодательства.

Нормы о защите прав ребенка в школе отражены в различных правовых документах.

Какие права есть у ученика в школе

Все дети имеют право на бесплатное образование. После получения начальной базы знаний, которая является обязательной для изучения, юноша или девушка может на конкурсной основе продолжить учебу в вузе.

В перечень прав школьников, касающихся непосредственно процесса обучения, входит:

  • возможность выбора школы и свободный перевод из одного учебного заведения в другое по волеизъявлению ученика и родителей;
  • различные формы получения образования: в учебном заведении или дома (например, семейное обучение или самообразование по индивидуальной программе);
  • безвозмездное пользование школьной библиотекой;
  • помощь педагогов в процессе обучения;
  • проведение уроков в комфортных условиях, обеспечивающих безопасность учащихся и педагогов;
  • добровольное посещение после плановых школьных уроков дополнительных занятий, приобретение полезных навыков и развитие своих способностей в кружках, секциях.

Другие права ребенка для школьников:

  • бесплатная квалифицированная медицинская помощь;
  • свобода выбора вероисповедания, право выражать личные убеждения;
  • материальная и физическая помощь школе исключительно на добровольных началах;
  • свобода посещения или игнорирования мероприятий, организованных школой, не входящих в план занятий;
  • информирование об оценках своих знаний;
  • возможность отказа от работы, вредной для здоровья, препятствующей обучению;
  • особые условия детям с ОВЗ;
  • тайна личной информации, в том числе письменных и телефонных переговоров;
  • гендерное равенство;
  • право пользования распоряжения личной собственностью.

Нарушение прав ребенка в школе

Наиболее частые проблемы, с которыми сталкиваются дети в школе, способы их решения.

Педагог устроил публичное разбирательство с учеником

Публичные выяснения отношений учителя с учеником недопустимы. Статья 3 Конвенции о правах детей, которая обязывает наилучшим образом обеспечивать интересы подрастающего поколения. А линчевание в присутствии других детей противоречит праву учащихся на уважении их человеческого достоинства (пп. 9 п. 1 ст. 34 закона N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”).

Учителю позволено обсудить проблему с учеником и с его разрешения вынести предмет спора на обсуждение с другими учащимися. Разговоры на повышенных тонах, чрезмерные наказания, шантаж и психологическое насилие могут вызвать нервный срыв у ребенка с неокрепшей психикой.

Пункт 3 статьи 43 Закона об образовании в России запрещает физическое или психическое насилие над учениками, несмотря на их плохое поведение. Серьезные физические последствия в результате действия учителя встречаются крайне редко, но если такое случилось, нужно зафиксировать этот факт.

Ученики бывают сложными, лишают педагогов терпения – несмотря на это преподаватель не имеет права ударить ученика, дать ему подзатыльник или пощечину. Рукоприкладство в зависимости от вреда, причиненного здоровью воспитанника, карается дисциплинарным, административным и даже уголовным наказанием.

Работник школы отнял телефон или другой личный предмет у ученика

Использование телефона в учебном заведении не регламентировано ни одним правовым документом, следовательно, гаджетом можно пользоваться в школе. Поэтому учитель не имеет права забрать ни телефон, ни другой предмет собственности (даже сигареты).

Статья 209 часть 2 глава 13 Конституции РФ: Собственнику принадлежат все права владения и распоряжения своим имуществом. Но при этом моральные нормы поведения в обществе никто не отменял.

Манипуляции с телефоном могут нарушить общественный порядок, мешать учебному процессу других учащихся. Учитель может сделать замечание, а ученик не должен игнорировать просьбу педагога, убрать гаджет во время урока.

Педагог не допустил школьника к занятиям или выгнал из аудитории

Не существует законных оснований у директора или педагога не пускать ученика в школу по причине опоздания, плохой прически, при отсутствии формы или справки о болезни. Иначе нарушаются права на получение обязательного образования.

Нельзя выгнать с урока или не пустить на урок (это гарантируется статьей 43 Конституции РФ). В случае инцидента можно написать заявление директору о нарушении образовательного процесса.

Школа несет ответственность и за здоровье ребенка в учебные часы. Если школьник ведет себя безобразно, ломает мебель или угрожает здоровью окружающих, его нужно изолировать.

Для этого учитель может вызвать охрану или представителей медицины и сдать ребенка «с рук на руки».

Вот, что говорит юрист:

Конфликты с другими учащимися

Не только работники школы могут нарушать права ребенка на физическую и психологическую неприкосновенность ребенка. Нередки случаи группового преследования школьника соучениками. Иногда инициатором таких конфликтов выступает учитель.

Частые причины травли сверстниками:

  • Национальные различия;
  • Нестандартное физическое развитие (трудно приходится детям с лишним весом);
  • Религиозные взгляды;
  • Проявление индивидуальных способностей.

Если мама и папа ребенка применяют физическое насилие против обидчика, это может закончиться возбуждением уголовного дела против родителей.

Взрослые должны поговорить с несовершеннолетними обидчиками и учителем, выяснить причины неприятия, провести разъяснительную беседу. Если это не помогает, нужно обращаться к директору школы.

Администрация требует деньги на нужды школы

Всем знакома ситуация, когда руководство учебного заведения собирает у родителей деньги на различные нужды. Ремонт, новое оборудование, мебель – оплата всего этого ложится на плечи учащихся.

Если родители отказываются сдавать деньги, страдают их дети, которые подвергаются преследованиям со стороны классного руководителя.

Такие действия учителей противоречат закону о равном положении детей с различным материальным достатком и праву школьников на бесплатное образование, унижают честь и достоинство учеников.

В этом случае родители могут обратиться с жалобой в орган управления образованием.

Обычно такой меры бывает достаточно, до прокуратуры и суда дело не доходит.

Привлечение детей к уборке территории

В статье 34 (пункт 4) ФЗ об образовании говорится о запрете привлечения детей к труду, не предусмотренному учебной программой. Особое внимание уделяется согласию несовершеннолетних на участие в различных мероприятиях по уборке школы, обслуживании учеников или учителей в столовой.

Причем одного согласия ребенка недостаточно, его родители также должны быть не против помощи школе трудом со стороны своего чада. В противном случае, родители имеют возможность пожаловаться на руководство учебного заведения.

В России права и обязанности ребенка в школе тесно связаны. На заседании комитета Совета Федерации по науке и образованию 26 сентября 2016 министр О.Ю.Васильева выразила мнение о необходимости возврата в школу общественно-полезного труда. Она считает, что уборка учебных помещений, работа по облагораживанию пришкольной территории не угрожает жизни и здоровью школьников.

Маленький человек должен обладать чувством ответственности за место, в котором проходит 11 лет его жизни. Министр предложила видоизменить соответствующий пункт закона об образовании.

Как защитить права ребенка в школе

Примеров нарушения прав детей в образовательном заведении можно привести множество. Если родители считают, что права их ребенка нарушены, то следует поговорить с педагогом. Если взаимопонимания не возникнет, то нужно обратиться к администрации за разъяснениями.

Следующий шаг – жалоба директору учебного заведения, на которую должен быть получен письменный ответ с итогами разбирательства о предмете спора.

Если родители и администрация учебного заведения не нашли взаимопонимания, есть и вышестоящие инстанции, куда можно обратиться для защиты прав ребенка в школе.

Эти инстанции помогут принять меры. Нельзя оставлять факты ущемления прав ребенка в школе без разбирательства.
Юридическая ответственность касается исключительно индивидуума, на коллектив она не распространяется. Поэтому невозможно возбудить уголовное дело или подать гражданский иск на несколько человек, например, на весь класс или группу учителей, родителей. Зато каждого правонарушителя в отдельности можно привлечь к ответственности.

Кроме прав, есть еще и обязанности ребенка школьника:

  • Добросовестное отношение к учебе,
  • посещение обязательных уроков по расписанию;
  • бережное отношение к имуществу учебного заведения;
  • уважение чести и достоинства других учащихся и сотрудников школы;
  • выполнение требований работников учебного заведения о соблюдении внутреннего распорядка;
  • и так далее.

Обязанности школы также регламентируются.

Для учебного заведения эти правила прописаны в Уставе, локальных актах школы, а на государственном уровне – в Законе об образовании РФ.

Текст закона об образовании на сайте Правительства РФ

Источник: https://PoKodeksu.ru/grazhdanskoe-pravo/prava-i-obyazannosti-rebenka-v-shkole.html

Защищаем права ребенка в школе

Защита прав учащихся

Как правило,  с одной стороны, — незнание, а, с другой стороны, — нарушение прав школьников приводит к конфликтным ситуациям «школа — ученик – родитель».

Как родители могут защитить права ребенка в школе? Рассмотрим несколько примеров.

Гендерное равенство

Гендерное равенство – это когда  каждый человек имеет равные права, независимо от того, принадлежит он к мужскому или женскому полу.

Возможный вариант нарушения – дискриминация по половому признаку: девочкам было приказано мыть полы, а мальчиков отпустили домой.

Справка. Если человека ограничивают в правах и возможностях по половому признаку, то это ничто иное, как дискриминация. Международным правом и российским законодательством дискриминация категорически запрещена.

Что делать?

Попытайтесь решить проблему мирным путем: обратите внимание классного руководителя, что  нельзя налагать больше обязанностей на девочек, чем на мальчиков, предложите не делить учащихся на юношей и девушек, а обратиться за помощью ко всем ребятам.

Если это не поможет, то действуйте по схеме: администрация — управление образования — суд.

Школа и религия

Школа не имеет права принуждать учеников заявлять о своей принадлежности к той или иной религии – это личное дело каждого.

Возможный вариант нарушения – представим себе, что Планом общешкольных или классных мероприятий предусмотрено посещение православного монастыря. Среди учеников есть не только православные, но и мусульмане, буддисты или последователи других религий и это мероприятие может противоречить их религиозным убеждениям.

Справка. Каждый человек имеет право на свободу совести и вероисповедания, т.е. каждый имеет право сам решать, верить в Бога или нет, и какую религию выбрать. Каждый имеет право не только верить или не верить, но и поступать так, как диктуют ему вера или убеждения. Также по разным причинам не все могут открыто сказать о своих религиозных убеждениях и чувствах.

В законе «О свободе совести и о религиозных объединениях» говорится: «Запрещается вовлечение малолетних в религиозные объединения, а также обучение малолетних религии вопреки их воле и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих».

Что делать?

Школе необходимо отказаться от проведения мероприятий, имеющих религиозную окраску, ибо  школа не может проводить никакие мероприятия, связанные с религией, например, собирать пожертвования на нужды религиозных общин,  вовлекать учеников в религиозные обряды, т.к. при этом нарушается норма Закона о светском характере образования.

Ученики имеют полное право отказаться от участия в мероприятиях, имеющих отношение к религии.

В случае, если учеников пытаются привлечь к этим мероприятиям принудительно, то следует подать письменную жалобу директору школы, обратиться в управление образованием, к  уполномоченному по праваам ребёнка.

Уважение чести и достоинства школьника

Обучающиеся имеют право на уважение своей чести и  достоинства.

Возможный вариант нарушения разбирательство учителя с учеником в присутствии всего класса или вынесение  на суд класса обсуждение мнений, убеждений ученика без его согласия.

Справка. Публичные разбирательства входят в противоречие с правом обучающихся на уважение своего человеческого достоинства, которое закреплено в Законе «Об образовании» (статья 50, пункт 4), являются оскорбительными и недопустимыми.

 Конституция России устанавливает право на свободу мнений и убеждений: «Никто не может быть принуждён к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них» (статья 29, пункт 3). Кроме того подобные «судилища» наносят детям огромный моральный ущерб.

Применение таких методов воспитания педагогом не допустимо.

Что делать?

Выяснить у учителя суть  конфликта. Переговорил ли заранее педагог с учеником  и получил ли его согласие на публичное обсуждение  его действий.

В случае нарушения законодательства обращайтесь с жалобой к директору школы.

Вы также имеете право обратиться в суд о защите чести и достоинства ребёнка.

 Право на охрану здоровья

Школа несёт ответственность за жизнь и здоровье детей во время учебного процесса.

Возможный вариант нарушения – ученик освобождён от физических нагрузок и об этом имеется справка. Однако учитель физкультуры не принял это во внимание  и поставил  школьнику двойку.

Что делать?

 Учителю физкультуры можно объяснить, что ученику бегать и прыгать после операции – опасно для здоровья.

Обратиться за помощью к классному руководителю и завучу. «Двойка» должна быть отменена, и в будущем таких случаев повторяться не должно.

Если не помогают устные обращения, то пишите заявление директору школы с требованием провести по этому факту дисциплинарное расследование.

Если всё же учитель заставил заниматься ребенка и такая «физкультура» нанесла  вред его здоровью — запаситесь необходимыми документами, и смело идите в суд.

Обязательные  дополнительные занятия, факультативы 

Все дополнительные занятия, такие как кружки, факультативы,  секции и т.д.  могут быть только добровольными.

Возможный вариант нарушения – иногда в школе принуждают детей посещать дополнительные занятия.

Справка. В каждой школе есть учебный план. В нём записано, какие предметы изучаются в данном классе и сколько на эти предметы уделяется времени. Поэтому  никто не может заставить школьника посещать дополнительные занятия. Например, если в учебном плане нет «физики твердого тела» как обязательного предмета, то этот спецкурс можно не посещать.

Что делать?

Исходим из  того, что любой преподаватель высоко оценит ученика, который имеет дополнительные знания, полученные на спецкурсе. При сдаче экзамена по основному предмету, это только пойдёт ученику на пользу.

Если вы опасаетесь, что все же учитель будет относиться к ребенку предвзято, обсудите ситуацию с учителем, завучем школы, напишите заявление директору.

Общественно полезный труд

«Привлечение обучающихся, воспитанников гражданских образовательных учреждений без согласия обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается» — записано и в статье 50 Закона «Об образовании».

Возможный вариант нарушения – детей заставляют дежурить по  классу, по школе, убирать территорию и т.д.

Справка. Статья 37 Конституции РФ гласит: «Принудительный труд запрещён».

Обратите также внимание на формулировку статьи 50 Закона «Об образовании»:  школа должна получить не только согласие самих учеников на помощь школе своим трудом, но и согласие их родителей. Это означает, что школа не имеет права приказывать школьникам брать тряпки в руки и отправляться вытирать лужи в школьных коридорах, участвовать в дежурстве, мести улицы, чистить остановки и лесопарки.

Если следовать букве закона, то даже, если бы сами ученики стояли с тряпками и метлами в руках и умоляли бы разрешить им участвовать в трудовом десанте, то директор не смог бы им этого позволить, пока они не принесут письменное согласие родителей.

Что делать?

Если школа всё же принуждает ученика дежурить, убирать территорию школы или общественные места, то родители  могут обжаловать действия школы.

Можно обратиться к директору с письменной жалобой на действия классного руководителя, который заставляет детей выполнять работу, дежурить по классу, мыть полы, заступать на «пост номер один». Если директор откажется освободить ребенка от дежурств, работ – пишите жалобу в управление образования и органы по защите прав ребёнка.

Если и это не поможет, родители могут подать на школу в суд.

Иногда ссылаются на  Устав школы. Прочитайте его и убедитесь, что такая норма там действительно есть. Очень вероятно, что её там не окажется. Но в любом случае Устав школы не может противоречить Закону и Конституции.

Если противоречие есть, то нужно руководствоваться не Уставом (или приказом директора, или неким положением), а именно Конституцией и Законом. При этом родители могут обратиться к учредителю, а также в прокуратуру.

Если школе действительно требуется помощь, то она может обратиться к ученикам  с  просьбой, а не приказывать. Школьники вправе самостоятельно решить, откликнуться на просьбу школы или нет.

Также заранее следует  выяснить позицию родителей по вопросу привлечения их детей к труду. Это относится не только к экстренным случаям, но и к обычным дежурствам, генеральным уборкам и прочим «трудовым десантам».

Обратите внимание, что даже если ребёнок трудится на благо школы по своему собственному желанию,  согласие родителей необходимо.

Если родители не согласны с привлечением детей к общественно  полезному труду, то у них есть все основания жаловаться на школу не только в органы управления образованием, но и подать в суд.

Самообслуживание в школе, конечно,  должно быть, но искать решение этой проблемы нужно вместе с учениками, правозащитниками и родителями обучающихся,  руководствуясь действующим законодательством.

Право на образование

Все граждане России имеют конституционное право на образование.

Возможный вариант нарушения – удаление ученика с урока или не допуск до занятий.

Справка. Учитель не имеет права не пускать ученика на урок или выгонять его из класса. У учителя нет права произвольно решать это.

Если ученик пришёл в нетрезвом виде или начал громить школьную мебель – тогда учитель обязан реагировать: вызывать администрацию школы, полицию и других специалистов, которые из рук в руки примут ученика у педагога и продолжат с ним работать.

Но когда поведение школьника не представляет никакой опасности, учитель обязан пустить его в класс. Учить школьника — это его обязанность, работа, за которую ему платит деньги государство.

Что делать?

Если такое произошло, постаратесь выяснить все обстоятельства конфликта.

Если вы установили, что ваш школьник всё же нарушил Правила для учащихся, то почитайте Устав вашей школы, и узнайте, какие меры наказания за это предусмотрены. Такого наказания как отстранение от урока в них не должно быть.

Напишите жалобу директору школы. Если и после этого ситуация не изменится, подайте жалобу в управление образования с ходатайством о проведении дисциплинарного расследования. Закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» даёт на это право.

Уважаемые родители! Не позволяйте унижать себя и своих детей! Научите детей постоять за себя.

При подготовке были использованы материалы ряда интернет-сайтов

Источник: https://eduinspector.ru/2012/10/06/uvajaem-i-soblyudaem-prava-rebenka/

Права ребенка в школе: обязанности ребенка в школе, защита прав

Защита прав учащихся

Как известно, Конституция Российской Федерации регламентирует неотъемлемое право ребенка на получением им дошкольного и среднего образования бесплатно в соответствии с государственными стандартами. Но, это не означает, что в образовательном учреждении не возникнет обратных требований к учащимся и их родителям.

Каждое образовательное учреждение, будь оно государственное или частное, обладает Уставом ОУ, в котором регламентирован порядок функционирования предприятия, права и обязанности его участников, в данном случае – учащихся и сотрудников.

В данной статье мы рассмотрим права и обязанности детей в школе, какие накладываются ограничения на каждого, а также подскажем, как защитить права ребенка в школе, если они нарушаются членами данного ОУ.

Какие права у ребенка в школе

Как говорилось выше, законодательство РФ устанавливает обязательное получение среднего образования ребенком по стандартам качества ФГОС. Для этого, каждый родитель обязуется обеспечить получение знаний для своего чадо. Это может быть общая образовательная программа, либо подготовленная индивидуально при необходимости (согласно медицинским заключениям).

Учебная нагрузка определяется Уставом ОУ, он же регламентирует порядок и режим занятий в соответствии с регламентом Департамента Здравоохранения населенного пункта.

Вся информация, получаемая детьми, должна соответствовать их возрасту и интеллектуальному развитию.

Конечно, ребята могут превышать своих сверстников в развитии, в таком случае, для одаренных детей существует усложненная программа и различные олимпиады.

В соответствии с Уставом возможно оказание дополнительных платных услуг по образовательным направлениям для желающих.

Напротив, изучение Канта для детей начальных классов не совсем целесообразно.  Для отстающих учеников должны быть созданы специальные условия: с учетом графика работы ОУ учитель обязан помочь ребенку сдать материал по теме.

Главное неотъемлемое право каждого человека – быть выслушанным (еще лучше – услышанным), а также свободное волеизъявление и самовыражение.

Все оценки работ, проделанных обучающимися должны быть объективными и отражать реальный уровень знания и умений ребенка по данному предмету. Исключается субъективное отношение учителя к ученику, которое провоцирует отметку не соответствующую этим показателям.

Также, ученики должны быть осведомлены о своих оценках, их сокрытие недопустимо. Перед проведением контрольных или проверочных работ, обучающиеся должны быть заблаговременно предупреждены, а результаты проведения могут быть как конфиденциальными, так и обозримыми, в зависимости от требований ученика.

В школе ребятам не может быть навязана никакая религия, верование или убеждения. Каждый ученик имеет право на свободу волеизъявления и вероисповедания, поэтому они легко могут отказаться от участия в мероприятиях, носящих религиозный характер и никто не вправе их заставить посещать подобные курсы, также дети не обязаны озвучивать и высказываться по поводу своих религиозных предпочтений.

Как и все люди при занятии интеллектуальной образовательной деятельностью, ребята утомляются и должны иметь возможность отдыхать в каникулярное время, установленное каждой школой индивидуально, либо по государственной инициативе. Между уроками и сменами предполагаются перерывы для отдыха и обеда.

Любой учащийся имеет возможность принимать участие в общественной жизни школы, выступать на олимпиадах и конференциях, других образовательных и развлекательных мероприятиях.

Любое ограничение инициативы ребенка чревато его деградацией и снижением успеваемости.

При соблюдении вышеописанных прав процесс обучения будет приносить радость обучающимся и чувство уважения их человеческого достоинства.

В случае не соблюдения прав ученика, последний в праве обратиться к уполномоченному по правам участников образовательных процессов, либо принять участие в управлении самого ОУ, в соответствии с его Уставом посредством участия в Совете школы.

Обязанности ребенка в школе

Помимо прав, каждый человек имеет определенные обязанности и степень ответственности, согласно его социальным ролям. Так, в школе на ребят действуют правила, отступление от которых чревато наступлением дисциплинарной, уголовной, административной, материальной и гражданской ответственности.

Кратко перечислим основные обязанности детей в школе:

  • появление на занятиях вовремя без опозданий;
  • опрятный внешний вид и деловая форма одежды;
  • сменная обувь;
  • наличие необходимых учебных материалов и канцелярских товаров;
  • нельзя употреблять ругательных слов и непристойные жесты;
  • нельзя без разрешения медицинского работника или классного руководителя покидать заведение в учебное время;
  • если ребенок отсутствует в школе более трех дней, он должен предоставить справку;
  • запрещено курение на территории школы и употребление стимулирующих веществ;
  • каждый обучающийся должен уважать достоинство окружающих его педагогов и детей;
  • запрещено применение любых насильственных действий;
  • запрещается приносить на территорию школы взрывчатые, колющие-режущие, спиртные, огнеопасные, наркотические вещества.

Если обучающимся не соблюдаются права и обязанности сторонних людей, к нему будут применяться меры дисциплинарного характера со стороны руководства.

Каждый ученик должен бережно относиться к имуществу заведения, где он обучается и имуществу других детей.

За это он несет материальную ответственность, в отдельных случаях может применяться уголовное наказание за порчу чужого или казенного имущества.

В обязанности также входит участие в благоустройстве образовательного учреждения и его территории, в пределах разумных физических усилий без принуждения сверстников или учителей.

Любое нарушение дисциплины на уроках, невыполнение домашних заданий или других требований преподавателей в отношении учебного процесса может повлечь наказание.


Часто родителей интересует вопрос о том, обязан ли ребенок питаться в школе
.

Ни один нормативно-правовой акт, включая Закон РФ «Об образовании» не содержит норм, предусматривающих обязательность платного школьного питания для учащихся муниципальных общеобразовательных учреждений.

Законодательством Российской Федерации возлагается на образовательное учреждение обязанность организации питания воспитанников. То есть, предусматривается помещение для столовой и выбор продуктов питания в ней.

Но, если вас или вашего ребенка не устраивает качество питания в школьной столовой, вы вправе отказаться от него, написав заявление на имя директора.

Никто из преподавателей или управленческого персонала школы ни в праве понуждать вашего ребенка питаться вместе со сверстниками в столовой.

Защита прав ребенка в школе

Каждый ребенок имеет право развивать свои таланты и умения, физические и интеллектуальные способности в образовательном учреждении и, любое посягательство на прекращение или ограничение этих полномочий со стороны педагогов или других ребят должно быть наказуемо.

При допущении насилия любого характера в отношении воспитанников применяется уголовное наказание в отношении обидчика.

Как защитить права ребенка в школе?

Для этого необходимо сформулировать жалобу на имя директора школы и документально оформить ее. Если ваша просьба будет проигнорирована, вы вправе обратиться в прокуратуру или департамент образования населенного пункта, а также непосредственно с иском в суд.

Заключение

Знание своих прав поможет ученику и его родителям отстоять вое достоинство в лице образовательного учреждения при возникновении разногласий. Для этого, мы советуем досконально изучить вышеизложенные положения.

Нельзя забывать о том, что на каждого ученика возлагается определенный уровень ответственности на момент прибывания в школе.

Источник: https://zakonsovet.com/semejnoe/prava-i-objazannosti/prava-detej/v-shkole.html

Работа школы по защите прав ребенка. Как помочь подростку защитить свои права – Электронный журнал

Защита прав учащихся
Полинская Наталья Федоровна, социальный педагог ГБОУ школы №558 Выборгского района Санкт-Петербурга

О правах ребенка заговорили во всем мире не потому, что детям решили предоставить нечто большее, чем остальным людям.

Достаточно прочитать тексты Конвенции о правах ребенка и любого международного документа по правам человека, чтобы убедиться: взрослые и дети обладают одинаковыми правами и свободами. Никаких привилегий у детей нет.

Есть иное: признание простого факта, что ребенку, в силу его физических и психических способностей, сложнее отстаивать свои права (те же самые, что у взрослых). Взрослый человек может постоять за себя сам – ребенок просто не поймет, что произошло и как надо действовать.

Конвенция о правах ребенка и обращена не к самому ребенку, а ко взрослым. Знать и соблюдать статьи Конвенции должны родители, педагоги, социальные работники, сотрудники правоохранительных органов и другие властные структуры.

У детей же знакомство с текстом Конвенции может способствовать росту иждивенческих настроений: «Взрослые должны обеспечить мне то-то и то-то…» Именно поэтому с детьми надо говорить не о правах ребенка, а о правах человека.

Как показало проведенное нами изучение работы нашей школы, в настоящее время наиболее острой проблемой, стоящей перед школьным коллективом, является использование правовых и педагогических возможностей образовательного учреждения для защиты прав ребенка.

Должно быть общепризнанной нормой такое положение дел, когда права самостоятельно реализуются самим ребенком, а государство, педагогический коллектив, родители содействуют ему, специалисты несут ответственность за создание условий для реализации им прав и законных интересов.

И тогда Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» должен стать в социальном государстве наиболее актуальным педагогическим средством.

Позиция ребенка как равноправного субъекта права выступает важным условием для внедрения в повседневную жизнь российских граждан вообще и в образовательный процесс в частности новой системы межличностных отношений, — системы, основанной на гуманистических принципах, на принципах взаимоуважения и толерантности.

Однако сделать это только путем принятия правозащитных законов невозможно. Не менее важным условием является осознание всеми членами общества, всеми участниками образовательного процесса необходимости признания ребенка самоценной личностью, имеющей наряду с обязанностями определенные права и свободы.

Социально-педагогическая деятельность в данном направлении связана:

1. С осуществлением практической деятельности по контролю за соблюдением прав и интересов ребенка.

2. С педагогической поддержкой социального самоопределения и самореализации ребенка.

3. С обеспечением развития социальной субъективности ребенка.

В этой сложной и многоплановой работе принимает участие весь коллектив образовательного учреждения, но особая роль принадлежит директору, социальному педагогу и заместителю директора школы по воспитательной работе.

Только в том случае, если эта работа будет осуществляться на всех ступенях образования слаженно и синхронно, можно добиться желаемого результата. Рассмотрим работу школы по защите прав учащихся на конкретных примерах.

Директор школы выступает с инициативой в проведении работы по защите прав детей. Формирует у сотрудников мотивацию ответственного отношения к ее выполнению.

Объясняет, что права ребенка, являясь неотъемлемой частью прав человека, служат тем фундаментом, на котором строятся национальные системы воспитания и образования в любой стране мира.

Администрация школы осуществляет распределение функциональных обязанностей между сотрудниками школы и оформляют их в письменном виде, формирует мотив ответственного отношения к выполнению должностных обязанностей.

Ориентацию сотрудников на уважение прав детей рассматриваем как одну из значимых задач управления, без решения которой различные организационно-педагогические меры не дадут заметного результата. По инициативе директора каждый учебный год проводится круглый стол для учащихся ” Школа и права ребенка”, результаты которого обсуждаются на педагогическом совете школы.

Совместно с педагогическим коллективом определяется мера ответственности образовательного учреждения, педагогических работников и родителей за соблюдением конкретных прав детей, заключается договор между учреждением и родителями.

Совместно с родительским комитетом школы проработан механизм защиты прав детей и родителей от административного и педагогического произвола (проводится анонимное анкетирование родителей и сотрудников).

На первой недели нового учебного года социальный педагог проводит круглый стол «Это надо знать» для новеньких учащихся и их родителей, на котором знакомит с Уставом школы, правилами, обычаями, традициями учебного заведения.

Библиотека школы приобретает и предлагает для изучения в коллективе основные нормативно-правовые документы федерального уровня, а также региональные нормативные акты по вопросам охраны прав детей, а также новинки литературы для работы с родителями и подростками по правам человека.

Родители сегодня являются субъектами образовательного и воспитательного процесса наравне с педагогами.

В распоряжении родителей гораздо больше механизмов для защиты прав детей, чем у учителей и школьной администрации, именно в семье у ребенка складываются правовые представления (об ответственности, справедливости, честности, законности).

Судя по наблюдениям за молодым поколением родителей, во взаимоотношениях с детьми появилось некое новое понимание родительской ответственности, которое скорее определяется понятием «право» и которое принимается с готовностью его защищать. Первоочередной задачей социального партнерства в защите прав подростка является правовое воспитание родителей.

Оно обязательно должно находиться под контролем школы и компетентных специалистов. Родителям необходимо разъяснять их права, обязанности и ответственность за воспитание детей.

Ребенок имеет право на защиту от любых форм насилия и эксплуатации.

К сожалению, мы встречаемся еще с нарушением прав ребенка со стороны семьи, где родители используют метод насилия в воздействии на ребенка. Неблагополучная семья – это семья, в которой ребенок испытывает дискомфорт, стресс, пренебрежение со стороны взрослых, подвергается насилию или жестокому обращению.

Главной характеристикой такой семьи является отсутствие любви к ребенку, заботы о нем, удовлетворения его нужд, защиты прав и законных интересов.

Социальная служба выявляет такие семьи, выясняет причины отклонений в семейных отношениях, проводит рейды совместно с инспекторами ОДН 58 отдела полиции и общественностью в эти семьи, устанавливает контроль над ними.

Выполняя охранно-защитную функцию подростка, социальный педагог проводит разъяснительную работу и просвещение родителей: «Азбука школьной жизни для родителей», «Ребенок ушел из дома», «Права и обязанности родителей», «Агрессивность». Эти презентации касаются семейно-правовой защиты ребенка. Проводим консультации для родителей на темы: «Семейная жестокость», «Семейная атмосфера».

Для родителей школа выпустила брошюру «В помощь родителям» с рекомендациями по разным школьным вопросам. Сейчас готовится к выпуску второй номер брошюры с актуальным материалом по воспитанию подростков.

На родительских собраниях и индивидуально классные руководители поднимают тему отношений между детьми и родителями, говорят о любви, о добром отношении к детям, привлекают родителей к участию в делах класса и школы.

Традиционными в школе являются весенние Благотворительные концерты, в которых выступают дети, родители и даже целые семьи. Последние два года все собранные средства от концертов идут на лечение наших учеников.

Родители принимают активное участие вместе с детьми в традиционном районном осеннем беге «Испытай себя».

Особое значение в деятельности педагогов имеет работа по формированию представлений о правах человека у учеников, начиная с первого класса.

Используются разнообразные средства и методы: этические беседы, организация нравственно-правовых, педагогических и игровых ситуаций, прямое разъяснение отрицательных поступков, шутка, юмор, индивидуальная работа и т.п.

В помощь классным руководителям социальный педагог составляет презентации на правовые темы: «Азбука школьной жизни», «Что делать в сложной ситуации?», «Права ребенка в школе», «Правовой статус несовершеннолетнего».

Школьная театральная студия «Недоросль» поставила мини-спектакли по данной теме: «Ай, болит» или «Преступление и наказание» (как не стать жертвой преступления); «Горе не только Федоры» (экологические и нравственные вопросы); «Школьная страна – государство Детства» (о правах ребенка); «Возьмемся за руки, друзья! (вопросы толерантности).

В течение трех лет школа проводит встречи с волонтерами Молодежного центра по правам человека, которые знакомят учащихся с документами по правам человека, устраивают просмотры и обсуждение фильмов. Также мы контактируем с Благотворительной общественной организацией «Детский кризисный центр» куда может обратиться подросток за помощью.

Каждый ребенок имеет право на образование, но, к сожалению, есть учащиеся, которые это право не используют полностью.

Для того чтобы помочь подростку реализовать это право наша школа несколько лет сотрудничает с «Новым поколением» и «Балтийским берегом».

В этих организациях с подростками занимаются психологи, которые настраивают подростков на положительную мотивацию учения и помогают в их профессиональной ориентации.

Социальный педагог помогает разрешать конфликтные ситуации между детьми, между родителями и детьми, между взрослыми (учителями) и детьми. Суть проблем заключается в том, что неумение договориться, порождает противостояние интересов. Формы взаимодействия учителя с ребенком зависят от того, как он воспринимает ситуацию – позитивно или негативно.

Социальная служба стремится настроить учителя в любой ситуации с подростком на позитивное восприятие взаимодействия. И это сопровождается чувством внутренней уверенности и силы, которое воодушевляет учителя на конструктивные взаимоотношения с подростком.

В школе для разрешения конфликтов создана Конфликтная комиссия, задача которой заключается в преодолении враждебности, создания атмосферы взаимопонимания конфликтующих сторон.

Чаще всего в школе мы сталкиваемся со словесным оскорблением, а иногда и с физическим воздействием между учащимися. В данной ситуации необходимо проанализировать конфликт, в котором пребывает подросток и помочь ему выйти из этого положения.

В школе существует «Служба примирения», в которую входит Заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог и волонтеры представители из 7-11 классов.

Эта служба, проанализировав ситуацию, предлагает обеим сторонам заключить примирительный договор, который ставит «точку» в конфликте.

Особое внимание педагогический коллектив уделяет просветительской работе среди детей о вреде никотина, алкоголя, токсических и наркологических веществ. Проводим конкурсы плакатов, презентаций на данную тему. Привлекаем родителей в проведении классных часов о вредных привычках.

Для эффективности в направлении правовой защиты детей в социальной работе школы необходимо проводить раннюю профилактику девиантного поведения несовершеннолетних. Что мы и делаем. Ведется работа с “трудными” детьми по защите их прав. Но эффективность этой работы снижена по причине слабой возможности школы законодательно воздействовать на семьи, где родители уклоняются от воспитания детей.

Каждый год вместе с психологами ЦМПСС Выборгского района мы проводим исследования по выявлению уровня и характера тревожности наших учащихся, связанных со школой. В исследовании принимают участие ученики 5 классов.

Результат их показывает, что уровень тревожности у 82% учащихся в норме, у 15%- наблюдается повышенный уровень тревожности и только у 3% учащихся показатель тревожности высок.

Эти результаты дают почву для работы непосредственно учителям по взаимодействию в системе учитель – ученик.

В школе оборудован постоянный стенд «Подросток и Закон». На нем информация: “Права ребенка с момента рождения и до совершеннолетия”, выдержки из Устава ГБОУ школы № 558 “Права и обязанности ученика”, “Права и обязанности учителя”, “Права и обязанности опекуна (родителя) в школе”.

На стенде есть место для информации “На вопросы отвечает школьный социальный педагог “. Каждый ученик знает, к кому он может обратиться за защитой в случае, если считает, что его права ущемлены. Для эффективности в направлении правовой защиты детей в социальной работе школа проводит раннюю профилактику девиантного поведения несовершеннолетних.

Частыми гостями школы бывают инспектора ГИБДД, инспектора 58 отдела полиции, психологи.

Забота о реализации права ребенка на полноценное и свободное развитие была и остается неотъемлемой целью деятельности любого образовательного учреждения, любой образовательной системы.

Список литературы:

1. Шульга Т.И. Работа с неблагополучной семьей. М.: Дрофа, 2005

2. Шуман С.Г. Как избежать конфликта с детьми. М.: Педагогика,1989

3. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.,2009

4. Фролов Б.С., Рубина Л.П., Овечкина И.В. Профилактика кризиса у детей. СПб, 2008

5. Луховицкий В.В. Как защитить права детей и учителей. Издательство научной литературы Н.Ф. Бочкаревой, 2008

6. Болотова Е.Л. Права ребенка в школе. М., Арсенал образования, 2011

Источник: https://www.sites.google.com/a/shko.la/ejrono_1/vypuski-zurnala/vypusk-23-maj-2014/innovacii-metodika-i-praktika/rabota-skoly-po-zasite-prav-rebenka-kak-pomoc-podrostku-zasitit-svoi-prava

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.