Защита жилищных прав инвалидов

Жилье для инвалидов: неисполненные государственные обязательства

Защита жилищных прав инвалидов

Государственные обязательства по обеспечению жильем различных категорий инвалидов, в том числе инвалидов, семей, имеющих детей—инвалидов, и инвалидов боевых действий до сих пор не выполнены.

Для тех, кто встал на очередь до 2005 года* и еще не получил жилье, проблема не решена уже в течение 15 лет. На начало текущего года в очереди на получение господдержки остаются свыше 42 тыс. человек.

Не лучше обстоят дела и с теми инвалидами, кто встал на учет после 2005 года. На сегодняшний день в органах местного самоуправления на жилищном учете состоит около 2,5 млн малоимущих граждан, из них инвалидов порядка 63 тыс. человек. В 2019 году улучшили жилищные условия только 3% общего количества очередников.

Граждане, вставшие на учет до 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета, основной критерий обеспечения жильем указанной категории — это их нуждаемость.

Обеспечение жильем после 1 января 2005 года осуществляется в соответствии с жилищным законодательством только малоимущих граждан, инвалиды в отдельную группу в части обеспечения жильем не выделяются, и основным критерием обеспечения их жильем является не только их нуждаемость, но и  имущественное положение.

В целом низкие темпы исполнения публичных обязательств по жилищному обеспечению льготных категорий граждан, как и само несовершенство законодательного регулирования предоставления жилищной поддержки (отсутствие единых принципов, в том числе низкий уровень адресности предоставления поддержки наиболее нуждающимся в ней, несоответствие форм поддержки нуждаемости и др.), являются общей и давно назревшей проблемой, требующей решения.

Однако для инвалидов эта проблема стоит наиболее остро в силу того, что данные граждане:

  • нуждаются в особой социальной защите и поддержке, в том числе жилищной поддержке (наряду с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также гражданами, страдающими тяжелыми формами хронических заболеваниями);
  • составляют одну из наиболее многочисленных категорий из числа граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (по данным формы 4—жилфонд Росстата за 2018 год — 6%);
  • обеспечиваются жильем очень низкими темпами — ежегодная доля инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, получающих жилищную поддержку, не превышает 4% от численности граждан указанных категорий, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В 2018–2019 гг. Фонд «Институт экономики города» (ИЭГ) анализировал вопросы жилищного обеспечения граждан, относящихся к различным категориям инвалидов. Полученные аналитические результаты совпадают с ключевыми выводами проверки Счетной палаты в 2020 году. Например, недостатки федеральных информационных систем никуда не делись.

По-прежнему невозможно в полной мере получить актуальную информацию и проанализировать реализацию мер господдержки обеспечения жильем инвалидов в разрезе всех категорий. Своей очереди на жилье инвалидам приходится ждать неприемлемо долго.

Причем инвалидам боевых действий, семьям, имеющих детей-инвалидов, приходится ждать жилье дольше всех.

Решение проблемы жилищного обеспечения инвалидов и других льготных категорий граждан требует совершенствования законодательного регулирования, создания единой персонифицированной системы учета граждан, имеющих право на предоставление жилищной поддержки, а также существенного увеличения объемов бюджетных средств на эти цели.

С учетом особых потребностей инвалидов, их социальной уязвимости нужно отнести полномочия по предоставлению им жилищной поддержки к полномочиям Российской Федерации, делегированных субъектам Российской Федерации (с возможностью дальнейшего делегирования органам местного самоуправления) с финансированием за счет субвенций федерального бюджета. Такое решение в полной мере будет соответствовать принципам Конвенции ООН о правах инвалидов.

Кроме того, было бы правильно установить единый минимальный жилищный стандарт для инвалидов. Это обеспечило бы возможность  постановки граждан на муниципальный учет очередников в случае несоответствия занимаемых ими жилых помещений требованиям. При этом предлагается при постановке на учет инвалидов не учитывать уровень их доходов (как исключение из общего правила нуждаемости по доходу).

Также, на мой взгляд, необходимо также расширить линейку выбора инвалидами формы жилищной поддержки, в частности, предоставить им возможность получить жилое помещение по договору некоммерческого найма.

Но для этого необходимо создавать наемные дома социального использования, регулирование которых в Жилищном кодексе введено еще в 2014 году, но их число по стране в целом пока насчитывает не более десяти.

*Федеральное законодательство предусматривает различный подход к обеспечению жильем инвалидов в зависимости от сроков постановки их на жилищный учет: до и после 1 января 2005 года.

Источник: https://expert.ru/2020/08/12/zhile-dlya-invalidov-neispolnennyie-gosudarstvennyie-obyazatelstva/

Жилье для инвалидов 1,2 и 3 группы. Куда обратиться инвалидам для получения квартиры по закону?

Защита жилищных прав инвалидов

Социальное жилье для инвалидов предоставляются, исходя из состояния здоровья в пределах норм, установленных законодательством, а также превышающих данные нормы, но не более чем в 2 раза.

Жилые помещения предоставляются в рамках договоров социального найма.

Законом также предусмотрены субсидии инвалидам 3 группы на приобретение жилья, льготные условия оплаты данного жилья, также они могут быть оборудованы специальными приспособлениями, необходимыми для жизнеобеспечения и адаптации инвалидов.

Также 17 статья 181 ФЗ отвечает на вопрос о том, имеют ли право на дополнительную жилую площадь инвалиды и дети-инвалиды, находящееся или проживающие в организациях социального обслуживания. Так, они также сохраняют право на получение жилья или улучшение жилищных условий.

Одновременно с этим, если жилье в социальный найм уже предоставлено, при этом инвалид проживает в организациях соц.обслуживания, то право обладать этой жилплощадью сохраняется за инвалидом в течение полугода.

Высвободившееся жилье, имеющее специальные приспособления, ранее занимаемое инвалидами, передается также в первую очередь другим нуждающимся людям с инвалидностью.

Порядок и особенности получения социального жилья инвалидами

Правом на улучшение жилищных условий обладают все инвалиды, независимо от группы.

После получения статуса инвалида, последний для получения и льгот и постановки на учет в качестве нуждающегося в жилье или улучшении условий жилья, должен предоставить данные о своей инвалидности и подтверждающие документы в органы социальной защиты населения по месту регистрации, так как они распределяются и предоставляются по территориальному признаку. Таким образом, рассматривая вопрос о том, куда обращаться инвалиду для получения жилья по закону, следует сказать, что его решение находится в компетенции органов социальной защиты и социального обеспечения граждан.

Постановка на учет на получение жилья

Вопрос очередности и того, как получить жилье инвалиду 1 группы, и в целом моментов предоставления жилья на сегодняшний день имеет деление по временному признаку. Так, принято различать инвалидов, вставших на учет до 1 января 2015 и после этого срока.

Так, тем, кто встал на учет до 1 января 2005 года:

  1. – выдаются средства на покупку жилья;
  2. – сохраняется право получить жилье в социальный найм.

Вставшим в очередь на льготное жилье для инвалидов 1 группы после января 2005 года, жилье выдается в порядке очередности, за исключением случаев, когда инвалидность наступила вследствие тяжелых форм хронических болезней, а также инвалидам, страдающим подобными заболеваниями.

Примечательно, что при отсутствии свободного жилья, предоставляется субсидия на приобретение жилья инвалидам 2 группы.

Критерии признания нуждающимися в жилье инвалидов и их семей

Полный перечень критериев, при наличии которых инвалиды и семьи с инвалидами, имеют право обеспечения жильем, перечислены в 901 Постановлении Правительства от июля 1996 года (постановление утратило силу с 14.04.2018 г. См. Постановление Правительства РФ от 5 апреля 2018 г. N 410 

Так, при принятии решений, государственные органы руководствуются следующими критериями:

  1. – размеры жилых площадей, имеющихся в пользовании инвалида и его семьи, ниже установленной нормы;
  2. – жилье не отвечает требованиям санитарных и технических норм;
  3. – в квартире или доме проживают несколько семей, в составе которых имеются члены с еще более тяжелыми недугами и заболеваниями; инвалид проживает в квартире с гражданами, с которыми он не в родстве;
  4. – льготы при покупке жилья инвалидам 3 группы предоставляются, если они проживают в общежитиях и коммунальных квартирах, а также длительное время проживают в квартирах, принадлежащих другим людям.

Данные критерии являются наиболее значимыми, при решении вопросов предоставления жилья и субсидий на его приобретение для людей с ограниченными возможностями.

Документы 

Возвращаясь к вопросу о том, как инвалиду получить квартиру или субсидии на ее приобретение, нельзя не затронуть моменты подготовки необходимой документации.

В органах социального обеспечения необходимо взять образец заявления о предоставлении жилья инвалиду, заполнить его, а также дополнительно приложить следующие документы:

  1. – выписки из домовой книги; – копию лицевого счета в банке;
  2. – справку или удостоверение, подтверждающее инвалидность;
  3. – документ об индивидуальной реабилитации или программу.

Дополнительно прикладываются медицинские документы, отражающие причины инвалидности, период получения данного статуса, результаты медицинских социальных экспертиз. Документы могут быть поданы самим инвалидом, а также членами его семьи, опекунами или попечителями.

Подписывайтесь всем добра!

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5e020b8dec575b00ad3fa943/jile-dlia-invalidov-12-i-3-gruppy-kuda-obratitsia-invalidam-dlia-polucheniia-kvartiry-po-zakonu-5e411865a946de2f8afaac3e

Обеспечение жильем за счет государства — как инвалиду получить квартиру

Защита жилищных прав инвалидов

В соответствии с положениями ст. 17 ФЗ РФ от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ инвалиды, а также семьи, в которых есть дети, получившие группу инвалидности, вправе претендовать на получение льготного жилья. Предоставляется оно в порядке, предусмотренном законодательством РФ, а также нормативными актами соответствующих субъектов.

Оказываем юридическую помощь. Звоните

Источник: https://pravovoi.center/judge/kak-poluchit-kvartiru-invalidu.html

Какие права есть у инвалидов в России и как их отстоять

Защита жилищных прав инвалидов

Конституцией России гарантировано социальное обеспечение, а федеральным законом  – социальная защита инвалидов. Люди, получившие по состоянию здоровья статус инвалида, имеют равные с другими гражданами возможности в реализации гражданских, экономических, политических и других прав. А также ряд привилегий.

Инвалиды имеют право на бесплатные лекарства, путёвки и различные медицинские приспособления.

Бесплатные лекарства выписывает врач. Их выдают в аптеках по рецептам. При этом рецепт должен быть оформлен на специальном бланке и заверен заведующим отделением.

А аптека должна иметь право участвовать в федеральной программе обеспечения граждан льготными медикаментами. Общероссийский перечень бесплатных лекарственных средств устанавливается Правительством.

В 2017 году в него входило 646 препаратов.

Один раз в год инвалид имеет право на бесплатное санаторно-курортное лечение. Выбрать санаторий нельзя, зато оплачивается проезд до него и обратно.

С 2005 года от бесплатных лекарств и путёвок можно отказаться и получать за них ежемесячную денежную выплату (ЕДВ).

Это так называемая монетизация льгот. ЕДВ получают вместе с пенсией. Её ежегодно индексируют.

Есть право на бесплатное получение технических средств реабилитации (ТСР). Это протезы, трости, слуховые аппараты, коляски, предметы личной гигиены и многое другое, что необходимо людям с различными видами инвалидности в повседневной жизни.

Перечень ТСР и показаний к их применению утверждён Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ. Чтобы получить ТСР, необходимо вписать его в индивидуальную программу реабилитации инвалидов (ИПР).

Это помощь гражданам, которые не могут самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.

К формам социального обслуживания относится:

  • Помощь по дому. Уборка, покупка продуктов и предметов первой необходимости.
  • Содействие в получении медицинской помощи и уход во время пребывания в специализированных пансионатах и интернатах.
  • Консультирование по различным вопросам – от юридических до психологических.

За получением социальных услуг нужно обращаться в местные органы соцзащиты.

Ещё в России действует программа «Доступная среда», в рамках которой адаптируют инфраструктуру и совершенствуют сферу услуг.

Например, инвалид вправе вызвать почтальона для отправки письма или заказать доставку посылки на дом. Это бесплатно. Нужно позвонить в своё отделение и напомнить, что «Почта России» участвует в реализации федеральной программы.

Инвалиды всех групп и дети-инвалиды имеют право на социальную пенсию.

Средняя пенсия инвалида I группы после индексации 2018 года составляет 13 500 рублей.

Также инвалиды I группы и дети-инвалиды имеют право на пособие по уходу. Для его оформления нужно найти трудоспособного, но не имеющего никакого дохода помощника и обратиться в соцзащиту. Размер пособия по уходу – 1 500 рублей, для неработающих родителей детей-инвалидов – 5 500 рублей.

Родители детей-инвалидов имеют право ещё на ряд привилегий: вычет по подоходному налогу, четыре дополнительных выходных в месяц, выход на пенсию за пять лет до достижения пенсионного возраста.

Для инвалидов I и II группы существуют налоговые послабления. Они освобождены от имущественного налога (статья 407 Налогового кодекса РФ) и имеют льготы по земельному и транспортному налогам. При этом право на вычеты сохраняется.

При обращении в суд инвалиды освобождаются от уплаты госпошлины, если цена иска меньше миллиона рублей. При обращении к нотариусу для инвалидов I и II группы действует 50-процентная скидка (статья 333.38 Налогового Кодекса РФ).

Люди с инвалидностью и проживающие с ними члены их семей имеют право на:

  1. Улучшение жилищных условий – статья 17 закона «О социальной защите инвалидов в РФ». Если людей больше, чем квадратных метров, или по дому плачет капитальный ремонт, можно встать в очередь на жилплощадь. Люди, страдающие тяжёлыми формами хронических заболеваний, идут вне очереди. Жильё предоставляется по договору социального найма.
  2. Получение земельного участка для постройки дома или гаража либо огорода и ведения хозяйства вне очереди и без торгов.
  3. 50-процентную скидку на оплату жилищно-коммунальных услуг. Льгота предоставляется индивидуально. Например, если инвалид живёт с тремя родственниками, то из суммы в платёжке вычислят ¼ и разделят её пополам. Это будет его компенсация за ЖКУ.

Один раз в год инвалид имеет право на бесплатные железнодорожные или авиабилеты к месту лечения и обратно. Чтобы их получить, нужно оформить талон в своём отделении Фонда социального страхования. Проезд оплачивается инвалиду и сопровождающему. При условии, что первый не перешёл на ЕДВ.

На российских железных дорогах курсирует 534 вагона со специальными купе. Билеты в них стоят на 50% дешевле, чем в обычных. Скидка при покупке билета сразу отображается на сайте РЖД.

Аэропорты и железнодорожные вокзалы становятся всё более удобными для маломобильных граждан. Созданы специальные службы, которые помогают инвалидам с багажом и провожают до места в поезде или самолёте.

Что касается городского и пригородного сообщения, в регионах разрабатывают и вводят социальные проездные билеты. Как правило, это именной документ, который приобретается по фиксированной цене. Он даёт право бесплатного проезда на всех видах городского транспорта, кроме такси.

Если инвалид сам водит машину, он может рассчитывать на бесплатные места на парковке. Для этого нужно повесить на стекло соответствующий знак и возить с собой правоустанавливающие документы.

Инвалиды в России могут пройти все ступени образования – от дошкольного до высшего.

Государство поддерживает получение инвалидами образования и гарантирует создание инвалидам необходимых условий для его получения.

Статья 19 закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Дети с инвалидностью имеют право ходить в обычные детсады и школы – в 2016 году в закон «Об образовании» введены новеллы об инклюзии. Также существуют специализированные (коррекционные) учебные заведения и форма семейного образования.

Чтобы поступить в колледж или вуз, достаточно на экзаменах набрать проходной балл – инвалиды идут вне конкурса. Если надо, абитуриенту (студенту) с инвалидностью могут увеличить продолжительность экзамена или изменить форму приёма ответов.

Работающие инвалиды имеют ряд дополнительных гарантий.

  • Максимальная продолжительность рабочей недели для инвалидов I и II группы – 37 часов (статья 92 Трудового кодекса РФ).
  • Ежегодный оплачиваемый отпуск – 30 дней (статья 115 Трудового кодекса РФ)
  • Отпуск за свой счёт – до 60 дней в году (статья 128 Трудового кодекса РФ).
  • Привлечение к внеурочной, ночной работе и в праздники – только с письменного согласия.
  • Нельзя уволить при сокращении численности штата.

При этом во многих субъектах Российской Федерации предусмотрено квотирование рабочих мест. В компаниях численностью больше 100 человек должно быть от 2 до 4% инвалидов. Если работников от 35 до 100, квота – не более 3%. При этом работодатель должен обустроить рабочее место инвалида согласно требованиям его ИПР.

Инвалидам гарантировано право на доступ к информации. Поэтому в библиотеках должны быть книги на шрифте Брайля. А официальная речь должна сопровождаться сурдопереводом.

Инвалиды имеют право на беспрепятственный доступ в общественные места. Это значит, что в театрах, концертных залах и прочих заведениях должны быть пандусы, кнопки вызова персонала и прочая атрибутика. При посещении многих культурно-развлекательных мероприятий инвалидам часто предоставляются скидки.

У людей с инвалидностью в России немало преференций. Но страдает их реализация. Бесплатных лекарств не хватает. Закупают самые дешёвые и непригодные для езды коляски. Путёвок приходится ждать годами, а места для инвалидов на парковке занимают все кому не лень.

Как быть, когда постоянно сталкиваешься с нарушением прав инвалидов? Можно ли рассчитывать на бесплатное юридическое сопровождение? И стоит ли обратиться в международные организации, если средства правовой защиты внутри страны исчерпаны?

Лайфхакер спросил у практикующих юристов.

За нарушение прав инвалидов предусмотрена как уголовная, так и административная ответственность. Столкнувшийся с нарушением своих прав инвалид может пожаловаться в прокуратуру либо в суд.

В первом случае достаточно письменного или устного заявления (например, если прийти на личный приём к прокурору). На основании заявления будет проведена прокурорская проверка. Если факты нарушения его прав подтвердятся, виновного привлекут к ответственности.

Кроме того, прокурор имеет право обратиться в суд. Если выявит нарушения во время проверки, проведённой по собственной инициативе. Или на основании жалобы инвалида. На практике почти всегда такие иски подлежат удовлетворению.

Обратиться в суд может и сам инвалид. Причём как параллельно с жалобой в прокуратуру, так и без неё. Либо в случае несогласия с результатами прокурорской проверки.

Если инвалид обращается в суд, ему придётся самостоятельно собрать и представить доказательства. При этом можно потребовать возмещения морального вреда. Говоря простыми словами, взыскать деньги с лиц, нарушивших его права. В то время как результатом обращения в прокуратуру (или в суд самого прокурора) будет лишь административное наказание и решение суда устранить сам факт нарушения.

Согласно закону «О бесплатной юридической помощи в РФ», инвалиды I и II группы имеют на неё право. Вас могут проконсультировать, помочь с составлением исков, претензий и других документов. А также представлять ваши интересы в суде.

Можно самостоятельно или через представителя обратиться за получением бесплатной юридической помощи. Но не ко всем адвокатам и юристам вообще. А только к тем, кто является участником государственной или негосударственной системы бесплатной юридической помощи.

Узнать, какие юридические конторы входят в число участников можно:

  • в территориальном органе соцзащиты или на сайте регионального Департамента этого органа.
  • на сайте Палаты адвокатов региона проживания инвалида (можно позвонить в этот орган).
  • на сайте или по телефону регионального органа Минюста РФ.

Также во многих городах при юридических университетах существуют так называемые юридические клиники. В них студенты оказывают бесплатную помощь в правовых вопросах, в том числе инвалидам. Конечно же, под присмотром преподавателей или опытных адвокатов – кураторов этих проектов.

Россия является страной, которая ратифицировала Конвенцию ООН о правах инвалидов от 13 декабря 2006 года, но без Факультативного протокола к ней. Это означает, что текст Конвенции выше любого внутригосударственного закона.

При нарушении своих прав инвалид может ссылаться на этот документ. Но лишь внутри страны. Обратиться в Комитет по нарушению прав, который следит за соблюдением Конвенции, инвалид не может.

Причина – нератифицированный Факультативный протокол.

Однако это не отменяет права обращения инвалида, как обычного российского гражданина, в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ). Главное условие – заявитель должен стать жертвой нарушения прав, установленных какой-либо Конвенцией. Следовательно, раз Конвенция о защите прав инвалидов Россией ратифицирована, значит, факт нарушения её положений может являться основанием для обращения в ЕСПЧ.

Также можно обращаться в другие международные правозащитные инстанции. Отстаиванием прав у людей с инвалидностью в рамках своей деятельности занимается Комитет по правам человека и Совет по правам человека ООН.

Но в настоящее время практика складывается таким образом, что единственным действительно рабочим механизмом по отстаиванию прав инвалидов на международном уровне является только обращение в ЕСПЧ.

Источник: https://Lifehacker.ru/prava-invalidov/

Блог

Защита жилищных прав инвалидов

Инвалид – это человек, у которого возможности его личной жизнедеятельности в обществе ограничены из-за его физических, умственных, сенсорных или психических отклонений. Как известно, инвалидность может наступить при рождении либо вследствие приобретенной патологии какой-либо системы организма.

Результатом такого человеческого дефекта может стать сложность выполнения роли в обществе в соответствии с социальной и возрастной категорией гражданина.

Многие нормативно-правовые акты нашего государства инвалидов охраняют. Пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний.

Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, установлен Приказом Министерства здравоохранения от 29 ноября 2012 года № 987н.

«Чернить» наше государство по теме трудностей предоставления бесплатного жилья неуместно. Мало стран в мире могут, во-первых, дать такие гарантии, во-вторых, иметь в арсенале сотни закрытых квартир, ожидающих нового хозяина-инвалида.

Жилых помещений, предназначенных для предоставления по договору социального найма мало. Неудивительно, что те, кому дано право получения такого жилья, не всегда его реализует в досудебном порядке.

В качестве примера хочется остановиться на Определении Верховного суда РФ от 03 июля 2018 года по делу № 20-КГ18-22.

Гражданка Б. (далее-Истец) обратилась в суд с иском к органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации (далее-Ответчик) о возложении обязанности вне очереди предоставить жилое помещение по договору социального найма.

В обоснование заявленных требований она указала на то, что является инвалидом I группы и постановлением местной администрации включена в сводный список граждан, нуждающихся в жилой площади по категории «граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний».

Истица обращалась к Ответчику с заявлением о предоставлении ей жилого помещения во внеочередном порядке на основании статьи 57 Жилищного Кодекса РФ (далее-ЖК РФ).

В ответе было указано, что рассмотреть данный вопрос не представляется возможным в связи с отсутствием жилого помещения из жилищного фонда субъекта Российской Федерации.

Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отсутствии законных оснований для удовлетворения требований Истицы на том основании, что необходимым условием реализации права Истицы.

на обеспечение жилым помещением вне очереди является наступление обстоятельств, свидетельствующих о наличии жилого помещения из состава жилищного фонда субъекта Российской Федерации, которое может выступать в качестве предмета договора социального найма (например, введение жилых помещений в эксплуатацию, их приобретение или освобождение).

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации отменила состоявшиеся судебные постановления по следующим основаниям.

«Таким образом, реализация прав граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанным в Перечне, на получение вне очереди жилых помещений по договорам социального найма по основаниям… относится к компетенции органов местного самоуправления.

Действующим законодательством предусмотрена возможность реализации права инвалидов на предоставление жилых помещений в другом порядке не из муниципального, а из государственного жилищного фонда.

Статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г.

№ 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.

Принятие граждан на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых из жилищного фонда Республики Дагестан по договору социального найма, осуществляется органами местного самоуправления по месту жительства.

Пунктом 3 статьи 2.

1 Закона Республики Дагестан от 3 февраля 2006 года № 4 предусмотрено, что принятым на учёт нуждающихся в жилых помещениях гражданам, страдающим тяжелой формой хронических заболеваний, предусмотренных перечнем тяжёлых форм хронических заболеваний, установленным в порядке, предусмотренном федеральным законодательством, жилые помещения из жилищного фонда Республики Дагестан предоставляются вне очереди.

Отказывая в иске, суд первой инстанции, сославшись на положения пункта 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, указал на то, что доказательств наличия у истца одновременно необходимых трёх условий для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, не представлено. При этом какое именно условие отсутствует судом не установлено.

Между тем из дела видно, что Б.состоит на учёте граждан, имеющих право на получение жилого помещения из жилищного фонда Республики Дагестан по договору социального найма, и страдает заболеванием, указанным в Перечне.

Постановление администрации городского округа «город Махачкала» от 9 ноября 2016 года № 2087 в части постановки Б.

на учёт нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма и включении в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения по договору социального найма из жилищного фонда Республики Дагестан, как инвалида 1 группы, имеющего хроническое заболевание, незаконным не признано.

Выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания Б. нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма вне очереди, как инвалида, страдающего тяжелой формой хронического заболевания, в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, ничем не мотивированы.

Указанные обстоятельства были оставлены без внимания и судом апелляционной инстанции.

Судами первой и апелляционной инстанций не учтено, что порядок обеспечения жилыми помещениями такой категории граждан, как граждане, страдающие тяжёлыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно, указанных в Перечне, утверждаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, установлен Жилищным кодексом Российской Федерации.

При этом дополнительных условий реализации прав на предоставление жилья в установленном законом порядке указанной категории граждан, таких как фактическое финансирование и наличие в жилищном фонде субъекта Российской Федерации жилищном фонде или в муниципальном жилищном фонде жилья, федеральное законодательство не содержит, соответственно, указанные граждане не могут быть лишены права на обеспеченными жилыми помещениями в том порядке, который гарантирован им федеральным законом и законом субъекта Российской Федерации.

Кроме того, отказывая в иске, суды не учли, что действующее жилищное законодательство (пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) не ставит право на внеочередное предоставление жилого помещения в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди, от обеспечения жильём других очередников, от времени постановки на учёт в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников).

Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жильё должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилое помещение указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права – права на получение жилого помещения вне очереди.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит, что допущенные судом судами первой и апелляционной инстанций нарушения норм материального и процессуального права являются существенными….

При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона…».

Итак, вышеизложенным Определением ВС РФ указано, что первая и апелляционная судебные инстанции фактически халатно отнеслись к рассмотрению дела по смыслу «кашляй век: греха в том нет» и не приняли важные составляющие доказательной базы Истицы наряду с приоритетом федерального законодательства.

Подобные судебные решения вселяют надежду на главенство закона и уж то, что написано пером пусть не будет вырублено топором. «Особая» категория граждан в судебных спорах, по моему мнению, заслуживает более чуткого отношения-тем более при полной правовой базе для удовлетворения иска…

Компания «Бурмистр.ру» оказывает юридические услуги УК и ТСЖ. Вся необходимая информация о сервисе тут.

Обсудить статью и задать вопросы можно на нашем форуме или же воспользуйтесь формой ниже.

Источник: https://www.burmistr.ru/blog/sudebnaya-praktika51303298/prava-invalidov-v-zhilishchnom-prave-ne-okhranyaem/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.