Земли резерва
Содержание
- 1 Резервирование земель: порядок, сроки, ограничения прав, прекращение резервирования
- 2 Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд
- 2.1 Территории и зоны, в которых допустимо резервирование земель
- 2.2 Порядок и условия проведения резервирования земель для удовлетворения государственных и муниципальных нужд
- 2.3 Порядок принятия решения о резервировании, его содержание
- 2.4 Срок, на который возможно резервирование земель. Порядок прекращения ограничений прав, которые были установлены резервированием земель
- 3 Земли запаса – это почвенный резерв, не эксплуатируемый и не обремененный хозяйственным назначением
- 4 Земля может быть изъята и зарезервирована государством
- 4.1 Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд
- 4.2 Основания для изъятия земель у населения
- 4.3 Основания для изъятия земель государственной и муниципальной собственности
- 4.4 Порядок и сроки резервирования земель
- 4.5 Что такое свободная экономическая зона
- 4.6 Цели создания ОЭЗ
- 4.7 Типы ОЭЗ
- 4.8 Требования к земельным наделам под ОЭЗ
- 5 Постановление Правительства РФ от 22 июля 2008 г. N 561
Резервирование земель: порядок, сроки, ограничения прав, прекращение резервирования
Государство и органы местного самоуправления заинтересованы в развитии территории проживания граждан. Для этого строятся новые дома, дороги, больницы, школы, электростанции, стадионы и так далее.
Площадь населенных пунктов все расширяется и расширяется, а численность населения увеличивается. Соответственно увеличивается и его плотность.
Теперь вместо индивидуальных жилых домов строятся многоквартирные дома; вместо однополюсных дорог, автомагистрали; вместо 5-ти этажной больницы, целый медицинский городок.
На строительство новых, улучшение существующих объектов, как правило, требуется дополнительные земли. Поэтому, орган местного самоуправления вынужден изымать за плату земельные участки вместе с домами у законных собственников в общественных интересах.
Резервирование земель для государственных и муниципальных нужд не предполагает обязательного изъятия объектов недвижимости. Это процедура лишь предшествует изъятию земли. Государство, органы субъекта РФ, органы местного самоуправления лишь планируют, предполагают, что данная территория будет изъята в будущем.
Резервирование земель – процедура при которой происходит ограничение прав на земельные участки, а именно возможность возводить, реконструировать существующие объекты, оформлять землю в частную собственность на определенный срок, в целях решения местных, региональных или государственных задач.
Уполномоченные органы
Решение о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд принимает уполномоченный орган, в зависимости от уровня размещаемого объекта.
Так, при размещении объектов федерального значения, таких как:
- федеральный транспорт;
- оборона страны и безопасность государства;
- энергетика;
- высшее образование;
- здравоохранение,
решение принимает федеральный орган исполнительной власти. К примеру,Правительство Российской Федерации.
При размещении объектов регионального значения, таких как:
- транспорт;
- предупреждение ЧС межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидация их последствий;
- образование;
- здравоохранение;
- энергетика;
- физическая культура и спорт,
решение принимает исполнительный орган субъекта Российской Федерации. К примеру, Правительство Свердловской области.
При размещении объектов муниципального значения, таких как:
- электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведение;
- автомобильные дороги местного значения;
- образование;
- здравоохранение;
- физическая культура и массовый спорт;
- обработка, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов,
решение принимает орган местного самоуправления. К примеру, Администрация города Екатеринбурга.
Порядок резервирования
Порядок резервирования земельных участков регламентируется Постановлением Правительства РФ от 22 июля 2008 г. № 561 «О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных и муниципальных нужд».
Основания
Основаниями для резервирования земельных участков является:
- Документы территориального планирования. К примеру, одним из таких документов является – Генеральный план города.
- Документация по планировке территории (проекты планировки территории).
—————————————–
Совет: Для получения сведений о планируемом размещении объектов различного уровня, необходимо в органе местного самоуправления получить сведения из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД).
—————————————–
Решения о резервировании и его содержание
Решение о резервировании готовится на основании сведений из Единого государственного реестра недвижимости. В частности, сведений о координатах земельных участков и/или их частей, подлежащих резервированию.
В решении содержатся следующие сведения:
- Цели и сроки резервирования земель;
- Реквизиты документов-оснований для резервирования;
- Ограничения прав на зарезервированные земельные участки;
- Сведения о месте и времени ознакомления со схемой резервируемых земель.
К решению в обязательном порядке прилагается:
– Схема резервируемых земель:
– Перечень кадастровых номеров ЗУ, подлежащих резервированию:
Вступление в силу
Решение о резервировании подлежит опубликовании в официальном СМИ субъекта РФ на территории которого расположены резервируемые земельные участки и вступает в силу только после такого опубликования. Если резервирование проводит местной администрацией, то и опубликование будет по месту нахождения земельных участков.
Сроки резервирования
Сроки резервирования регламентированы п. 3 ст. 70.1 Земельного Кодекса РФ:
- Резервирование частных земельных участков – не более чем 3 года.
———————————-
Информация
Источник: https://zemsovet.ru/gos-regulirovanie/izyatie-zemelnih-uchastkov/rezervirovanie-zemel
Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд
Энциклопедия МИП » Земельное право » Статьи о землеустройстве » Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд
Под резервированием земель подразумевается определенный тип ограничения прав по пользованию и распоряжению участком земли.
Под резервированием земель подразумевается определенный тип ограничения прав по пользованию и распоряжению участком земли.
Проведение резервирования земель возможно только при наличии определенных обстоятельств, среди которых:
- необходимость разместить объекты государственного и муниципального значения, если отсутствует возможность их размещения на другом участке земли;
- необходимость разметить объекты обороны и безопасности государства;
- необходимость провести размещение объектов транспорта, путей сообщения, информатики и связи;
- необходимость разместить объекты, обеспечивающие ведение космической деятельности;
- необходимость провести размещение объектов, обеспечивающих защиту границ Российской Федерации;
- необходимость строительства дорог федерального, регионального или муниципального уровня.
Территории и зоны, в которых допустимо резервирование земель
На уровне земельного законодательства установлено, что проведение процедуры по резервированию земель допускается только в специально выделенных в документации зон планируемого размещения следующих видов объектов:
- имеющих федеральное значение;
- имеющих региональное значение;
- имеющих муниципальное значение.
При этом разметить подобные объекты возможно только в пределах специально определенной территории, которая была указана в заявке от высшего исполнительного органа государственной власти.
Таким же образом осуществляется планирование территорий при необходимости создания особых экономических зон. Данные зоны могут быть созданы для удовлетворения целого ряда государственных проблем, среди которых:
- развитие обрабатывающих отраслей экономики;
- развитие высокотехнических отраслей экономики;
- развитие туризма и санитарно-курортной сферы;
- развитие транспортной инфраструктуры.
Создание любых из вышеперечисленных зон требуется проведения большого количества разных землеустроительных мероприятий.
Порядок и условия проведения резервирования земель для удовлетворения государственных и муниципальных нужд
В Земельном кодексе России отдельно выделена норма, подразумевающая, что любая федеральная или муниципальная собственность, которая не была предоставлена в пользование ни физическим, ни юридическим лицам, автоматически используется в мероприятиях, направленных на резервирование земель для нужд государства или для муниципальных нужд.
https://www.youtube.com/watch?v=9NKurUAQzeE
Согласно положениям данного Кодекса земли для удовлетворения нужд государства и отдельных субъектов государства не могут быть зарезервированы на срок больше семи лет. Если же речь идет о резервировании участков, входящих в состав специально отведенной федеральными законодательными актами экономической зоны, срок резервирования подобных земель не может превышать двух лет.
Если резервированный участок не был предоставлен во временную или постоянную собственность юридическим или физическим лицам и используется для проведения строительства и реконструкции транспортных средств и прочих линейных объектов, общий срок проведения данных мероприятий может быть продлен до двадцати лет.
Порядок резервирования земель определяется соответствующими постановлениями Правительства РФ.
Решение о резервировании земель должно быть принято специально уполномоченным на это федеральным органом власти. Если резервирование земель происходит для удовлетворения нужд определенного субъекта государства, данные действия уполномочен совершать региональный орган власти или орган местного самоуправления.Решение о резервировании земель принимается на основании следующего перечня документов:
- документ о планировании территорий;
- документ о планировании территории при создании особой охраняемой территории или территории оборонительного характер
- программы по проведению геологического изучения недр.
К решению о резервировании должны прикладываться схемы территории, на которую устанавливается ограничение, а также полный перечень кадастровый номеров участков, расположенных в границах данной территории. Решение о резервировании земель обязательно должно приниматься в отношении участков, которые находятся в пределах одного установленного в документе кадастрового округа.
Порядок принятия решения о резервировании, его содержание
Решение о необходимости проведения резервирования земель принимается уполномоченным на это федеральным или региональным органом власти, сфера деятельности которого включает в себя необходимость установления подобного рода ограничений на участки. В отдельных случаях, принимать решение о резервировании земель уполномочен и орган местного самоуправления.
Решение о резервировании земель должно содержать в себе следующую информацию:
- цели, ради которых происходит резервирование земель, а также точные сроки, на которые устанавливается данное ограничение;
- реквизиты документов, на основании которых осуществляется установка ограничений;
- полный перечень ограничений на право собственности, владения и распоряжения участком земли. Данный перечень устанавливается на уровне федерального законодательства;
- сведения о точном времени и месте, где стороны смогут ознакомиться со схемой проведения резервирования земельных участков;
- полный перечень кадастровый номеров участков, которые подлежат резервированию.
В качестве дополнения к решению должны быть предоставлены схема проведения мероприятия, кадастровые номера всех участков, попадающих в данную резервируемую территорию.
Срок, на который возможно резервирование земель. Порядок прекращения ограничений прав, которые были установлены резервированием земель
На законодательном уровне выделяется следующие сроки резервирования земель:
- два года, если речь идет о резервировании земель, находящихся в особой экономической зоне;
- семь лет, если речь идет об обычном резервировании;
- двадцать лет, если речь идет о земле, не предоставленной в пользование ни физическим, ни юридическим лицам и на которой происходит ремонт транспорта и прочих линейных объектов.
В земельном законодательстве установлены следующие виды обстоятельств, на основании которых резервирование может быть прекращено:
- истечение срока, предусмотренного решением;
- предоставление участка для удовлетворения нужд государства и субъектов государства. Участок при этом должен быть освобожден от прав третьих лиц;
- государственный орган принял решение об отмене резервирования;
- участок был изъят в установленном законом порядке;
- резервирование было отменено на основании решения суда.
Документ об окончании резервирования должен быть передан в кадастровую палату и государственное учреждение, осуществляющее регистрацию прав на недвижимое имущество, чтобы снять все ограничения, установленные на данный объект недвижимости.
„
Могу ли я строить жилой дом на земле снт, если в Выписке егрн есть обременение в виде статья 56.1,и чем это чревато?
“
Иван Петрович 30.04.2019 09:42
Добрый день.
Участок попадает под резервирование земель для государственных или мунициальных нужд (для строительства МКД):
ЗК РФ Статья 56.1. Ограничения прав на землю в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд
1.
Предусмотренные подпунктами 2 и 3 пункта 1 статьи 40 настоящего Кодекса права собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков на использование земельных участков могут быть ограничены в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд.
2. Ограничения права собственности и иных вещных прав на земельные участки в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд устанавливаются настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Рекомендую обратиться на консультацию к нашим специалистам. Юридическая группа МИП составит для Вас все необходимые документы. Скидка по промокоду «МИП».
Если Вы находитесь в другом городе, то Вы можете отправить сканы или фото документов на электронный адрес: nm@advokat-malov.ru . По стоимости услуг, Вам ответят в письме или обратитесь по телефону +7 (499) 229-84-53 г.
Москва, Старопименовский переулок 18 nm@advokat-malov.ru http://advokat-malov.ru/kontakty.html
Внимание! Скидки по промокоду больше не актуальны
Коханов Николай Игоревич
Задать дополнительный вопрос
„
резервирование земельного участка для гос нужд с целью создания особо охраняемой зоны, данный участок находился в аренде у юр лица как обжаловать данное решение
“
александр 08.08.2018 09:53
Добрый день! Вашу ситуацию надо рассматривать по документам в офисе. Если Вы находитесь в другом городе, то Вы можете отправить сканы или фото документов. Юридическая группа МИП составит для Вас все документы, жалобы и заявления по промокоду МИП 9.
Консультации бесплатны. Услуги по составлению документов платные. Представление интересов в суде тоже платное. По стоимости услуг обратитесь по телефону +7 (499) 229-84-53 г. Москва, Старопименовский переулок 18 nm@advokat-malov.ru http://advokat-malov.ru/kontakty.html
Внимание! Скидки по промокоду больше не актуальны
Коханов Николай Игоревич
Задать дополнительный вопрос
Согласна с коллегой.
Дубровина Светлана Борисовна08.10.2018 09:00
Задать дополнительный вопрос
Источник: https://advokat-malov.ru/zemleustrojstvo/rezervirovanie-zemel-dlya-gosudarstvennyh-ili-municipalnyh-nuzhd.html
Земли запаса – это почвенный резерв, не эксплуатируемый и не обремененный хозяйственным назначением
Правожил.com > Оформление недвижимости > Земли запаса — это территории, не обремененные хозяйственным назначением
Земли запаса — что это, разберемся в терминологии. В главах Земельного кодекса отражена информация о существующих категориях земель по целевому профилю.
Правовые стороны основных шести назначений ясны и понятны:
- земли для ведения сельского хозяйства
- территории городов и поселков
- участки для сохранения особо ценных природных территорий
- земли лесных участков
- земли водоемов
Что такое земли запаса? Земли запаса – это седьмая особая категория. С правовых позиций, сущность земли данного направления прописана скудно и неопределенно, их предназначение, в отличие от прочих категорий, не обозначено.
Земли запаса не имеют достаточно четкого описания. Область их использования не имеет строгих ограничений.
Выделяются земли по следующим формальным признакам:
- принадлежность государственным фондам или местным органам управления;
- отсутствие владельцев у земельных участков;
- запрет к использованию территории до изменения категории или передачи в чье—либо ведение.
Таким образом, фактически, предназначение земель запаса — это почвенная резервация, не обремененная хозяйственной эксплуатацией для нужд человека.
https://www.youtube.com/watch?v=pxl6m1w3Qso
В едином реестре территорий РФ пустующие пространства составляют по площади третью часть или 6,4% от общего фонда страны.
Земли запаса часто неиспользуемые, что значит необжитые. К ним относятся земли неосвоенных территорий. Например, регионы на Дальнем Востоке, Крайнем Севере и в Сибири, Алтайском крае.
В Центральной части РФ земли запаса занимают несущественное место среди прочих категорий, хотя присутствуют во всех субъектах Федерации.
Несмотря на «ничейность» участков, определенные работы геодезического, изыскательского, кадастрового, поискового характера могут проводиться по согласованию с органами управления.
Земельный запас — территория, ожидающая потребностей общества в свободных зонах развития. Границы земель запаса подвижны и меняются в зависимости от переводов участков в иные категории по мере их востребованности, освоения и целевого назначения.
Занимать «свободные», на первый взгляд, земли самостоятельно нельзя. Случайные пользователи, местные жители зачастую самоуправно осваивают территорию.
Если на участке нет капитального строительства, местные власти иногда мирятся с огородами и посадками. На использование земель запаса для сельскохозяйственных целей «закрывают глаза».
Но в случаях возникновения государственных или муниципальных проектов на данных территориях, возмещать убытки нелегалам за их сады и огороды, постройки без правовых оснований местные органы не будут и признают административными нарушениями подобные «земельные захваты».Соответственно у фактических пользователей не возникает никаких прав собственности на данные земли.
Динамика территории
Существуют факторы, способствующие изменению площадей земель запаса, как в большую, так и меньшую сторону
Запасы непрерывно пополняются или уменьшаются в зависимости от законодательных решений.
Резервные территории увеличиваются благодаря:
- возврату по окончании срока использования;
- добровольным отказам освоения территории; минования надобности использования участков;
- изъятию за нарушение закона;
- выведенным из хозоборота землям и др.
Уменьшение земельного фонда запаса происходит в результате принятых решений о:
- создании целевых фондов;
- предоставлении участков казачьим обществам;
- расселении беженцев и размещении вынужденных переселенцев;
- о жилищном строительстве;
- организации фермерских хозяйств;
- формировании кооперативов и др.
К запасам не относится
Брошенные собственниками участки не причисляют к описанным территориям. Несмотря на беспризорность территорий, права владельцев на них сохраняются до регистрации изменений в документации земельного кадастра.
Только официальный отказ может стать основанием для изменения категории земельного надела.
Консервация этих мест также не является основанием для отнесения их к запасным землям. Землевладельцы временно исключают из хозяйственного пользования почвы в связи с загрязнением токсичными отходами производств, деградацией угодий.
К описанным участкам относят далеко не все заброшенные земельные участки
Отождествление фонда перераспределения с описанными местами тоже ошибочно. В Земельном кодексе указан перечень оснований для создания фонда только из сельскохозяйственных площадей.
Правовое регулирование и правила пользования землями перераспределения связаны с целями защиты и изучения природных богатств.
Замена категорий
Правила замены регулируется ФЗ и осуществляется органами:
- правительства РФ – для участков, являющихся федеральной собственностью;
- исполнительной власти на территории субъектов РФ – для земель сельхоз значения в собственности субъектов хозяйствования или частном владении;
- местного самоуправления – для земель, являющихся муниципальной собственностью (исключая сельхоз угодья) и частными владениями различным целевым назначением.
Замена предназначения земли в обжитых местах и, наоборот, перевод каких—либо участков в фонд земель заселения и последующей застройки регулируется через размещение границ жилых районов в рамках Земельного кодекса и законодательства в сфере градостроительной деятельности.
Замена категории земель может происходить под влиянием определенных экономических или демографических факторов.
Нехватка земель под строительство жилых объектов является одной из наиболее весомых причин замены категории.
Перевести земли в разряд особых охраняемых объектов допускается в нормативных рамках Земельного кодекса и законов РФ о туристско—рекреационных территориях, специальных экономических зонах и ряда других законодательных документов.Процедуры замены категорий земель очень длительны и сложны. Только опытные юристы и специалисты, знающие все тонкости и процессуальные нюансы, готовят нужные документы. Окончательное решение выносят государственные органы или местное самоуправление.
Процессуальные особенности замены категории резервных земель
Процедуре замены категории земель запаса должна предшествовать государственная экологическая экспертиза территории
Началом в подготовке пакета документов на замену категории участка земли является составление ходатайства в государственные органы или муниципальное управление.
Заявитель должен предоставить сведения:
- о кадастровом номере земельного участка;
- о категориях земель (настоящей и той, на которую оформляется перевод);
- о причинах изменения категории;
- из ЕГРП о непринадлежности участка кому—либо;
- из Государственного кадастра о включении участка в категорию земель запаса;
- о проведении государственной экологической экспертизы.
Отказ на заявлении о смене категории земли можно получить, если содержание ходатайства или приложенных документов противоречат нормам закона. Заявитель получит акт с отказом, который можно обжаловать в судебном порядке.
В случае положительного решения акт фиксирует решение о присвоении запрашиваемой категории земель.
Документ отражает:
- причины замены категории;
- размеры и рубежи участка;
- кадастровый номер;
- указания на старую и новую категории.
Категория земли в запасе подлежит замене по ходатайству через продолжительные и тщательные процедуры. Помощь специалистов существенно ускоряет процесс и дает возможность из заброшенных земель сделать полезный участок для всех.
Какие категории возможны для земель запаса
Законодательство позволяет перевести земли запаса в следующие целевые категории:
- для застройки и размещения населенных пунктов;
- для строительства промышленных объектов, развития производства;
- с целью сохранения ценных природных территорий, например, природных заповедников;
- с целью ведения сельскохозяйственных работ, включая необходимые коммуникации, насаждения, сооружения для переработки продукции, дороги;
- для сохранения лесных и водных фондов.
В России есть большие запасы земель, которые еще предстоит задействовать в хозяйственной жизни и обустраивать на них жизнь новых поколений.
Более подробно о землях разного назначения и их использовании — на видео:
01 Ноя 2016 Юлия Юрьевна 722
Источник: https://PravoZhil.com/oformlenie/zemli-zapasa-eto.html
Земля может быть изъята и зарезервирована государством
Земельный кодекс РФ в ст. 70.
1 четко определяет, в каких случаях земля, находящаяся в собственности или пользовании граждан и организаций либо в собственности государства и муниципальных образований, может быть изъята и зарезервирована. Краткий смысл закона в том, что земли могут быть помещены в резерв на три или два года (этот срок распространяется лишь на наделы, зарезервированные до первого апреля 2015 г.):
- если представляют большую стратегическую, оборонную, экономическую важность для государства;
- на ней находятся значимые линейные инженерные объекты и сооружения;
- земли расположены в природных охраняемых или особых экономических зонах.
Рассмотрим подробнее, как происходит резервирование земель для государственных или муниципальных нужд, и какие основания для этого должны быть.
Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд
Зарезервированы могут земли как находящиеся у собственников (физических и юридических лиц), так и те, которые являются государственной или муниципальной собственностью и ещё никому не предоставлены.
Основания для изъятия земель у населения
Основания для изъятия уже предоставленных гражданам и юрлицам земельных наделов определяются ст. 49 Земельного кодекса. Это:
- Выполнение Россией международных обязательств, взятых на себя по договору.
- Строительство либо реконструкция объектов, имеющих государственное, региональное или местное значение (при отсутствии иных вариантов решения проблемы):
- объекты энергетической и атомной промышленности;
- оборонные и служащие для повышения безопасности объекты (сюда входят также линейные объекты, сооружения, линии связи и коммуникации, проложенные вдоль линий границ);
- объекты космической отрасли;
- транспортные объекты;
- железная дорога со всей её инфраструктурой;
- автомобильные дороги;
- объекты связи, системы газо‑, электро‑, тепло- и водоснабжения, водоотведения и другие линейные объекты государственного, регионального или местного значения;
- Иные законные основания.
Основания для изъятия земель государственной и муниципальной собственности
Изъяты могут быть не только уже распределенные земельные участки, но и те, которые находятся в государственных и муниципальных фондах. Основания такие же, как и в статье 49 ЗК РФ, но добавляются ещё:
- строительство объектов социальной и инженерной инфраструктуры;
- создание природных охраняемых зон, водохранилищ и водоемов;
- создание особых экономических зон (ОЭЗ) и объектов инфраструктуры, предназначенных для обустройства, оснащения техникой и другими материальными ресурсами ОЭЗ и территории, прилегающие к ним;
- разработка и использование недр.
Порядок и сроки резервирования земель
Резервирование земель для государственных и муниципальных нужд допускается:
- в установленных по технических планам границах размещения объектов, имеющих федеральное/региональное/местное значение;
- в пределах заявленной территории, которая будет зарезервирована по решению высших исполнительных и распорядительных органов РФ, субъекта Федерации, муниципальных образований для создания ОЭЗ;
- в пределах других территорий, в которых нуждается государство или муниципальное образованием.
Земли могут быть зарезервированы государством или муниципальными органами для собственных нужд сроком не более, чем на 3 года.
При этом ограничение срока резервирования не касается земель, зарезервированных до первого апреля 2015 г.
Земли, предназначенные для создания особых (свободных) экономических зон (ОЭЗ) могут быть зарезервированы на срок не более, чем два года.
Законом (п. 3 ст. 70.2 ЗК РФ) допускается резервирование земель, находящихся в федеральной или муниципальной собственности, которая не была предоставлена физическим и юридическим лицам, сроком до 20 лет.
Это возможно при строительстве или реконструкции крупных транспортных объектов (железных и автомобильных дорог, морских и речных портов, причалов аэропортов, вокзалов, метро, судоремонтных заводов, плавучих доков, пассажирских комплексов и т.д.
) федерального, регионального, муниципального и местного значения.
Таким образом изъять и зарезервировать землю уже находящуюся населения на срок более, чем 3 года, государство не может (если резервирование состоялось после 1.04.2015 г.).
Что такое свободная экономическая зона
Правила создания ОЭЗ установлены Федеральным законом N 116-ФЗ “Об ОЭЗ в РФ”.
По решению правительства РФ или местных региональных органов на части территории может быть образована зона с особым режимом: на неё распространяются правила свободной таможенной торговли и возможно осуществление предпринимательской деятельности.
Несколько подобных ОЭЗ могут объединяться по характеру деятельности в единое свободную экономическую зону — кластер, и управляться одной УК.В роли управляющей компании (УК), участвующей в создании и управлении ОЭЗ, могут выступать:
- открытое акционерное общество (ОАО), полностью контролируемое государством (100% акций ОАО принадлежат ему);
- коммерческая хозяйственная организация, сотрудничающая с ОАО и заключившая договор с правительством РФ о совместном управлении ОЭЗ (ст. 2 закона N 116-ФЗ).
Цели создания ОЭЗ
ОЭЗ создаются с целями:
- развития обрабатывающей промышленности и высоких технологий;
- строительство транспортных объектов и создание инфраструктуры, с ними связанной;
- развитие санаторно-курортного бизнеса и туризма;
- производство новой продукции (ст. 3).
Типы ОЭЗ
В связи с родом деятельности свободные экономические зоны можно разделить на такие типы:
- промышленно-производственные;
- туристические рекреационные;
- технико-внедренческие;
- портовые (ст. 4).
Объединить между собой в кластер можно ОЭЗ одного типа или различных типов по решению правительства РФ.
Требования к земельным наделам под ОЭЗ
- Промышленно-производственные ОЭЗ могут быть созданы на территории, площадь которой не превышает 40 км2.
- Технико-внедренческие — на земельных участках не более 4 км2.
- Создание туристических рекреационных зон возможно на одном или нескольких земельных участках (Основание: федеральный законы N 76-ФЗ и N 240-ФЗ).
- Портовые ОЭЗ можно создавать на территориях, не превышающих 50 км2, прилегающих к портам (морским, речным, аэропортам) международного значения, на землях промышленной и транспортной категории, которые предназначены для строительства объектов портовой инфраструктуры. Они могут включать в себя часть акваторий и территорий портов. В их пределах возможно нахождение объектов инфраструктуры, кроме имущественных комплексов (зданий морских, речных и аэровокзалов), осуществляющих обслуживание пассажиров, их посадку и высадку.
- ОЭЗ может занимать территорию одного или нескольких муниципальных образований или субъектов РФ. Превышение допустимой площади территории ОЭЗ разрешается только при соответствующем правительственном постановлении.
Запрещается в особых экономических зонах:
- размещение ОЭЗ в зонах территориального развития мун. образований;
- строительство жилых помещений (за исключением туристических рекреационных зон);
- разработка недр и добыча полезных ископаемых (кроме природной минеральной воды);
- производство (либо переработка) алкогольной, табачной продукции, бензина, различных видов топлива, масел и других подакцизных товаров (кроме легкового автомобильного транспорта и мотоциклов).
Правительство РФ вправе дополнять список ограничений деятельности в ОЭЗ по своему усмотрению. Разрешать или запрещать определенные виды деятельности в свободных экономических зонах Таможенного Союза имеет право комиссия ТС.
Заключение
Подытожим:
- Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд — факт, доказывающий, что в конечном счёте земле принадлежит государству. Если в интересах государственных органов, субъектов, муниципальных образований будет создание стратегически важных, оборонных, инженерных, транспортных объектов на землях, принадлежащих населению, то данные земельные участки могут быть изъяты из пользования и зарезервированы на определенный или неопределенный срок (определен до 3 лет при резервировании после 1.04.2015 г.).
- Резервирование земель для создания особых экономических зон, заповедников, социально значимых объектов, разработки недр должно вестись из земель, принадлежащих не гражданам, а государственным и муниципальным фондам.
- Срок резервирования земель под особые экономические зоны обозначен законом до 2 лет, однако если в ОЭЗ планируется создание или реконструкция транспортных объектов, то срок может быть увеличен до 20 лет.
Особые экономические зоны предназначены для осуществления коммерческих проектов. Однако резервирование земель под них не должно происходить в ущерб территориальному развитию регионов страны.
Загрузка…
Источник: https://moezhile.ru/novostrojki/rezervirovanie-zemel.html
Постановление Правительства РФ от 22 июля 2008 г. N 561
Постановление Правительства РФ от 22 июля 2008 г. N 561
“О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд”
1. Утвердить прилагаемое Положение о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд.
2. Утратил силу.
3. Утратил силу.
4. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 1999 г. N 718 “О резервировании земельных участков для строительства и реконструкции федеральных автомобильных дорог общего пользования” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 27, ст. 3389).
Положениео резервировании земель для государственных или муниципальных нужд
(утв. постановлением Правительства РФ от 22 июля 2008 г. N 561)
1. Настоящее Положение определяет порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд (далее – резервирование земель).
2. Решение о резервировании земель для федеральных нужд принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на оказание государственных услуг и управление федеральным имуществом, в установленной сфере деятельности которого планируется осуществить резервирование.
Решение о резервировании земель для государственных нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд принимается соответственно уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
3. Решение о резервировании земель принимается на основании следующих документов:
б) документы территориального планирования в случаях создания особо охраняемых природных территорий, размещения объектов обороны и безопасности;
в) государственные программы геологического изучения недр, воспроизводства минерально-сырьевой базы и рационального использования недр, утвержденные в установленном порядке.
4. Подготовка решения о резервировании земель осуществляется на основании сведений государственного кадастра недвижимости.
5. Решение о резервировании земель должно содержать:
а) цели и сроки резервирования земель;
б) реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется резервирование земель;
в) ограничения прав на зарезервированные земельные участки, устанавливаемые в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, необходимые для достижения целей резервирования земель;
г) сведения о месте и времени ознакомления заинтересованных лиц со схемой резервируемых земель, а также перечнем кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель.
6. К решению о резервировании земель прилагается схема резервируемых земель, а также перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель.Решение о резервировании земель и схема резервируемых земель должны содержать необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельных участках (их частях), права на которые ограничиваются решением о резервировании земель.
Решение о резервировании земель принимается по отношению к земельным участкам, находящимся в пределах одного кадастрового округа.
7. Решение о резервировании земель, принятое органами государственной власти, подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации субъекта Российской Федерации, на территории которого расположены резервируемые земельные участки.
Решение о резервировании земель, принятое органами местного самоуправления, подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации органов местного самоуправления по месту нахождения резервируемых земельных участков.
Решение о резервировании земель вступает в силу не ранее его опубликования.
8.
Орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение о резервировании земель, направляют копию решения о резервировании земель и прилагаемую к нему схему резервируемых земель в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости в порядке, установленном статьей 15 Федерального закона “О государственном кадастре недвижимости”.
9. Государственная регистрация ограничений прав, установленных решением о резервировании земель, а также прекращения таких ограничений осуществляется в соответствии с Федеральным законом “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”.
10. Действие ограничений прав, установленных решением о резервировании земель, прекращается в связи со следующими обстоятельствами:
а) истечение указанного в решении срока резервирования земель;
б) предоставление в установленном порядке зарезервированного земельного участка, не обремененного правами третьих лиц, для целей, установленных решением о резервировании земель;в) отмена решения о резервировании земель органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшим решение о резервировании земель;
г) изъятие в установленном порядке, в том числе путем выкупа, зарезервированного земельного участка для государственных или муниципальных нужд;
д) решение суда, вступившее в законную силу.
11.
В случае прекращения действия ограничений прав, установленных решением о резервировании земель, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, обязаны в течение 30 дней с даты наступления обстоятельств, указанных в пункте 10 настоящего Положения, обратиться в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости, с заявлением об исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о зарезервированных землях, а также в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с заявлением о государственной регистрации прекращения ограничений прав, вызванных резервированием земель.
Источник: https://base.garant.ru/12161621/