Земли резерва

Содержание

Резервирование земель: порядок, сроки, ограничения прав, прекращение резервирования

Земли резерва

Государство и органы местного самоуправления заинтересованы в развитии территории проживания граждан. Для этого строятся новые дома, дороги, больницы, школы, электростанции, стадионы и так далее.

Площадь населенных пунктов все расширяется и расширяется, а численность населения увеличивается. Соответственно увеличивается и его плотность.

Теперь вместо индивидуальных жилых домов строятся многоквартирные дома; вместо однополюсных дорог, автомагистрали; вместо 5-ти этажной больницы, целый медицинский городок.

На строительство новых, улучшение существующих объектов, как правило, требуется дополнительные земли. Поэтому, орган местного самоуправления вынужден изымать за плату земельные участки вместе с домами у законных собственников в общественных интересах.

Резервирование земель для государственных и муниципальных нужд не предполагает обязательного изъятия объектов недвижимости. Это процедура лишь предшествует изъятию земли. Государство, органы субъекта РФ, органы местного самоуправления лишь планируют, предполагают, что данная территория будет изъята в будущем.

Резервирование земель – процедура при которой происходит ограничение прав на земельные участки, а именно возможность возводить, реконструировать существующие объекты, оформлять землю в частную собственность на определенный срок, в целях решения местных, региональных или государственных задач.

Уполномоченные органы

Решение о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд принимает уполномоченный орган, в зависимости от уровня размещаемого объекта.

Так, при размещении объектов федерального значения, таких как:

  • федеральный транспорт;
  • оборона страны и безопасность государства;
  • энергетика;
  • высшее образование;
  • здравоохранение,

решение принимает федеральный орган исполнительной власти. К примеру,Правительство Российской Федерации.

При размещении объектов регионального значения, таких как:

  • транспорт;
  • предупреждение ЧС межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидация их последствий;
  • образование;
  • здравоохранение;
  • энергетика;
  • физическая культура и спорт,

решение принимает исполнительный орган субъекта Российской Федерации. К примеру, Правительство Свердловской области.

При размещении объектов муниципального значения, таких как:

  • электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведение;
  • автомобильные дороги местного значения;
  • образование;
  • здравоохранение;
  • физическая культура и массовый спорт;
  • обработка, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов,

решение принимает орган местного самоуправления. К примеру, Администрация города Екатеринбурга.

Порядок резервирования

Порядок резервирования земельных участков регламентируется Постановлением Правительства РФ от 22 июля 2008 г. № 561 «О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных и муниципальных нужд».

Основания

Основаниями для резервирования земельных участков является:

  1. Документы территориального планирования. К примеру, одним из таких документов является – Генеральный план города.
  2. Документация по планировке территории (проекты планировки территории).

—————————————–

Совет: Для получения сведений о планируемом размещении объектов различного уровня, необходимо в органе местного самоуправления получить сведения из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД).

—————————————–

Решения о резервировании и его содержание

Решение о резервировании готовится на основании сведений из Единого государственного реестра недвижимости. В частности, сведений о координатах земельных участков и/или их частей, подлежащих резервированию.

В решении содержатся следующие сведения:

  1. Цели и сроки резервирования земель;
  2. Реквизиты документов-оснований для резервирования;
  3. Ограничения прав на зарезервированные земельные участки;
  4. Сведения о месте и времени ознакомления со схемой резервируемых земель.

К решению в обязательном порядке прилагается:

– Схема резервируемых земель:

– Перечень кадастровых номеров ЗУ, подлежащих резервированию:

Вступление в силу

Решение о резервировании подлежит опубликовании в официальном СМИ субъекта РФ на территории которого расположены резервируемые земельные участки и вступает в силу только после такого опубликования. Если резервирование проводит местной администрацией, то и опубликование будет по месту нахождения земельных участков.

Сроки резервирования

Сроки резервирования регламентированы п. 3 ст. 70.1 Земельного Кодекса РФ:

  • Резервирование частных земельных участков – не более чем 3 года.

———————————-

Информация

Источник: https://zemsovet.ru/gos-regulirovanie/izyatie-zemelnih-uchastkov/rezervirovanie-zemel

Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд

Земли резерва
Энциклопедия МИП » Земельное право » Статьи о землеустройстве » Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд

Под резервированием земель подразумевается определенный тип ограничения прав по пользованию и распоряжению участком земли.

Под резервированием земель подразумевается определенный тип ограничения прав по пользованию и распоряжению участком земли.

Проведение резервирования земель возможно только при наличии определенных обстоятельств, среди которых:

  • необходимость разместить объекты государственного и муниципального значения, если отсутствует возможность их размещения на другом участке земли;
  • необходимость разметить объекты обороны и безопасности государства;
  • необходимость провести размещение объектов транспорта, путей сообщения, информатики и связи;
  • необходимость разместить объекты, обеспечивающие ведение космической деятельности;
  • необходимость провести размещение объектов, обеспечивающих защиту границ Российской Федерации;
  • необходимость строительства дорог федерального, регионального или муниципального уровня.

Территории и зоны, в которых допустимо резервирование земель

На уровне земельного законодательства установлено, что проведение процедуры по резервированию земель допускается только в специально выделенных в документации зон планируемого размещения следующих видов объектов:

  • имеющих федеральное значение;
  • имеющих региональное значение;
  • имеющих муниципальное значение.

При этом разметить подобные объекты возможно только в пределах специально определенной территории, которая была указана в заявке от высшего исполнительного органа государственной власти.

Таким же образом осуществляется планирование территорий при необходимости создания особых экономических зон. Данные зоны могут быть созданы для удовлетворения целого ряда государственных проблем, среди которых:

  • развитие обрабатывающих отраслей экономики;
  • развитие высокотехнических отраслей экономики;
  • развитие туризма и санитарно-курортной сферы;
  • развитие транспортной инфраструктуры.

Создание любых из вышеперечисленных зон требуется проведения большого количества разных землеустроительных мероприятий.

Порядок и условия проведения резервирования земель для удовлетворения государственных и муниципальных нужд

В Земельном кодексе России отдельно выделена норма, подразумевающая, что любая федеральная или муниципальная собственность, которая не была предоставлена в пользование ни физическим, ни юридическим лицам, автоматически используется в мероприятиях, направленных на резервирование земель для нужд государства или для муниципальных нужд.

https://www.youtube.com/watch?v=9NKurUAQzeE

Согласно положениям данного Кодекса земли для удовлетворения нужд государства и отдельных субъектов государства не могут быть зарезервированы на срок больше семи лет. Если же речь идет о резервировании участков, входящих в состав специально отведенной федеральными законодательными актами экономической зоны, срок резервирования подобных земель не может превышать двух лет.

Если резервированный участок не был предоставлен во временную или постоянную собственность юридическим или физическим лицам и используется для проведения строительства и реконструкции транспортных средств и прочих линейных объектов, общий срок проведения данных мероприятий может быть продлен до двадцати лет.

Порядок резервирования земель определяется соответствующими постановлениями Правительства РФ.

Решение о резервировании земель должно быть принято специально уполномоченным на это федеральным органом власти. Если резервирование земель происходит для удовлетворения нужд определенного субъекта государства, данные действия уполномочен совершать региональный орган власти или орган местного самоуправления.

Решение о резервировании земель принимается на основании следующего перечня документов:

  • документ о планировании территорий;
  • документ о планировании территории при создании особой охраняемой территории или территории оборонительного характер
  • программы по проведению геологического изучения недр.

К решению о резервировании должны прикладываться схемы территории, на которую устанавливается ограничение, а также полный перечень кадастровый номеров участков, расположенных в границах данной территории. Решение о резервировании земель обязательно должно приниматься в отношении участков, которые находятся в пределах одного установленного в документе кадастрового округа.

Порядок принятия решения о резервировании, его содержание

Решение о необходимости проведения резервирования земель принимается уполномоченным на это федеральным или региональным органом власти, сфера деятельности которого включает в себя необходимость установления подобного рода ограничений на участки. В отдельных случаях, принимать решение о резервировании земель уполномочен и орган местного самоуправления.

Решение о резервировании земель должно содержать в себе следующую информацию:

  • цели, ради которых происходит резервирование земель, а также точные сроки, на которые устанавливается данное ограничение;
  • реквизиты документов, на основании которых осуществляется установка ограничений;
  • полный перечень ограничений на право собственности, владения и распоряжения участком земли. Данный перечень устанавливается на уровне федерального законодательства;
  • сведения о точном времени и месте, где стороны смогут ознакомиться со схемой проведения резервирования земельных участков;
  • полный перечень кадастровый номеров участков, которые подлежат резервированию.

В качестве дополнения к решению должны быть предоставлены схема проведения мероприятия, кадастровые номера всех участков, попадающих в данную резервируемую территорию.

Срок, на который возможно резервирование земель. Порядок прекращения ограничений прав, которые были установлены резервированием земель

На законодательном уровне выделяется следующие сроки резервирования земель:

  • два года, если речь идет о резервировании земель, находящихся в особой экономической зоне;
  • семь лет, если речь идет об обычном резервировании;
  • двадцать лет, если речь идет о земле, не предоставленной в пользование ни физическим, ни юридическим лицам и на которой происходит ремонт транспорта и прочих линейных объектов.

В земельном законодательстве установлены следующие виды обстоятельств, на основании которых резервирование может быть прекращено:

  • истечение срока, предусмотренного решением;
  • предоставление участка для удовлетворения нужд государства и субъектов государства. Участок при этом должен быть освобожден от прав третьих лиц;
  • государственный орган принял решение об отмене резервирования;
  • участок был изъят в установленном законом порядке;
  • резервирование было отменено на основании решения суда.

Документ об окончании резервирования должен быть передан в кадастровую палату и государственное учреждение, осуществляющее регистрацию прав на недвижимое имущество, чтобы снять все ограничения, установленные на данный объект недвижимости.

Могу ли я строить жилой дом на земле снт, если в Выписке егрн есть обременение в виде статья 56.1,и чем это чревато?

Иван Петрович 30.04.2019 09:42

Добрый день.

Участок попадает под резервирование земель для государственных или мунициальных нужд (для строительства МКД):

ЗК РФ Статья 56.1. Ограничения прав на землю в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд

1.

Предусмотренные подпунктами 2 и 3 пункта 1 статьи 40 настоящего Кодекса права собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков на использование земельных участков могут быть ограничены в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд.
2. Ограничения права собственности и иных вещных прав на земельные участки в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд устанавливаются настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Рекомендую обратиться на консультацию к нашим специалистам. Юридическая группа МИП составит для Вас все необходимые документы. Скидка по промокоду «МИП».

Если Вы находитесь в другом городе, то Вы можете отправить сканы или фото документов на электронный адрес: nm@advokat-malov.ru . По стоимости услуг, Вам ответят в письме или обратитесь по телефону +7 (499) 229-84-53 г.

Москва, Старопименовский переулок 18 nm@advokat-malov.ru http://advokat-malov.ru/kontakty.html

Внимание! Скидки по промокоду больше не актуальны

Коханов Николай Игоревич

Задать дополнительный вопрос

резервирование земельного участка для гос нужд с целью создания особо охраняемой зоны, данный участок находился в аренде у юр лица как обжаловать данное решение

александр 08.08.2018 09:53

Добрый день! Вашу ситуацию надо рассматривать по документам в офисе. Если Вы находитесь в другом городе, то Вы можете отправить сканы или фото документов. Юридическая группа МИП составит для Вас все документы,  жалобы и заявления по промокоду МИП 9.

Консультации бесплатны. Услуги по составлению документов платные. Представление интересов в суде тоже платное. По стоимости услуг обратитесь по телефону +7 (499) 229-84-53 г. Москва, Старопименовский переулок 18 nm@advokat-malov.ru   http://advokat-malov.ru/kontakty.

html 

Внимание! Скидки по промокоду больше не актуальны

Коханов Николай Игоревич

Задать дополнительный вопрос

Согласна с коллегой.

Дубровина Светлана Борисовна08.10.2018 09:00

Задать дополнительный вопрос

Источник: https://advokat-malov.ru/zemleustrojstvo/rezervirovanie-zemel-dlya-gosudarstvennyh-ili-municipalnyh-nuzhd.html

Земли запаса – это почвенный резерв, не эксплуатируемый и не обремененный хозяйственным назначением

Земли резерва

Правожил.com > Оформление недвижимости > Земли запаса — это территории, не обремененные хозяйственным назначением

Земли запаса — что это, разберемся в терминологии. В главах Земельного кодекса отражена информация о существующих категориях земель по целевому профилю.

Правовые стороны основных шести назначений ясны и понятны:

  • земли для ведения сельского хозяйства
  • территории городов и поселков
  • участки для сохранения особо ценных природных территорий
  • земли лесных участков
  • земли водоемов

Что такое земли запаса? Земли запаса – это седьмая особая категория. С правовых позиций, сущность земли данного направления прописана скудно и неопределенно, их предназначение, в отличие от прочих категорий, не обозначено.

Земли запаса не имеют достаточно четкого описания. Область их использования не имеет строгих ограничений.

Выделяются земли по следующим формальным признакам:

  • принадлежность государственным фондам или местным органам управления;
  • отсутствие владельцев у земельных участков;
  • запрет к использованию территории до изменения категории или передачи в чье—либо ведение.

Таким образом, фактически, предназначение земель запаса — это почвенная резервация, не обремененная хозяйственной эксплуатацией для нужд человека.

https://www.youtube.com/watch?v=pxl6m1w3Qso

В едином реестре территорий РФ пустующие пространства составляют по площади третью часть или 6,4% от общего фонда страны.

Земли запаса часто неиспользуемые,  что значит необжитые. К ним относятся земли неосвоенных территорий. Например, регионы на Дальнем Востоке, Крайнем Севере и в Сибири, Алтайском крае.

В Центральной части РФ земли запаса занимают несущественное место среди прочих категорий, хотя присутствуют во всех субъектах Федерации.

Несмотря на «ничейность» участков, определенные работы геодезического, изыскательского, кадастрового, поискового характера могут проводиться по согласованию с органами управления.

Земельный запас — территория, ожидающая потребностей общества в свободных зонах развития. Границы земель запаса подвижны и меняются в зависимости от переводов участков в иные категории по мере их востребованности, освоения и целевого назначения.

Занимать «свободные», на первый взгляд, земли самостоятельно нельзя. Случайные пользователи, местные жители зачастую самоуправно осваивают территорию.

Если на участке нет капитального строительства, местные власти иногда мирятся с огородами и посадками. На использование земель запаса для сельскохозяйственных целей «закрывают глаза».

Но в случаях возникновения государственных или муниципальных проектов на данных территориях, возмещать убытки нелегалам за их сады и огороды, постройки без правовых оснований местные органы не будут и признают административными нарушениями подобные «земельные захваты».

Соответственно у фактических пользователей не возникает никаких прав собственности на данные земли.

Динамика территории

Существуют факторы, способствующие изменению площадей земель запаса, как в большую, так и меньшую сторону

Запасы непрерывно пополняются или уменьшаются в зависимости от законодательных решений.

Резервные территории увеличиваются благодаря:

  • возврату по окончании срока использования;
  • добровольным отказам освоения территории; минования надобности использования участков;
  • изъятию за нарушение закона;
  • выведенным из хозоборота землям и др.

Уменьшение земельного фонда запаса происходит в результате принятых решений о:

  • создании целевых фондов;
  • предоставлении участков казачьим обществам;
  • расселении беженцев и размещении вынужденных переселенцев;
  • о жилищном строительстве;
  • организации фермерских хозяйств;
  • формировании кооперативов и др.

К запасам не относится

Брошенные собственниками участки не причисляют к описанным территориям. Несмотря на беспризорность территорий, права владельцев на них сохраняются до регистрации изменений в документации земельного кадастра.

Только официальный отказ может стать основанием для изменения категории земельного надела.

Консервация этих мест также не является основанием для отнесения их к запасным землям. Землевладельцы временно исключают из хозяйственного пользования почвы в связи с загрязнением токсичными отходами производств, деградацией угодий.

К описанным участкам относят далеко не все заброшенные земельные участки

Отождествление фонда перераспределения с описанными местами тоже ошибочно. В Земельном кодексе указан перечень оснований для создания фонда только из сельскохозяйственных площадей.

Правовое регулирование и правила пользования землями перераспределения связаны с целями защиты и изучения природных богатств.

Замена категорий

Правила замены регулируется ФЗ и осуществляется органами:

  • правительства РФ – для участков, являющихся федеральной собственностью;
  • исполнительной власти на территории субъектов РФ – для земель сельхоз значения в собственности субъектов хозяйствования или частном владении;
  • местного самоуправления – для земель, являющихся муниципальной собственностью (исключая сельхоз  угодья) и частными владениями различным целевым назначением.

Замена предназначения земли в обжитых местах и, наоборот, перевод каких—либо участков в фонд земель заселения и последующей застройки регулируется через размещение границ жилых районов в рамках Земельного кодекса и законодательства в сфере градостроительной деятельности.

Замена категории земель может происходить под влиянием определенных экономических или демографических факторов.

Нехватка земель под строительство жилых объектов является одной из наиболее весомых причин замены категории.

Перевести земли в разряд особых охраняемых объектов допускается в нормативных рамках Земельного кодекса и законов РФ о туристско—рекреационных территориях, специальных экономических зонах и ряда других законодательных документов.

Процедуры замены категорий земель очень длительны и сложны. Только опытные юристы и специалисты, знающие все тонкости и процессуальные нюансы, готовят нужные документы. Окончательное решение выносят государственные органы или местное самоуправление.

Процессуальные особенности замены категории резервных земель

Процедуре замены категории земель запаса должна предшествовать государственная экологическая экспертиза территории

Началом в подготовке пакета документов на замену категории участка земли является составление ходатайства в государственные органы или муниципальное управление.

Заявитель должен предоставить сведения:

  • о кадастровом номере земельного участка;
  • о категориях земель (настоящей и той, на которую оформляется перевод);
  • о причинах изменения категории;
  • из ЕГРП о непринадлежности участка кому—либо;
  • из Государственного кадастра о включении участка в категорию земель запаса;
  • о проведении государственной экологической экспертизы.

Отказ на заявлении о смене категории земли можно получить, если содержание ходатайства или приложенных документов противоречат нормам закона. Заявитель получит акт с отказом, который можно обжаловать в судебном порядке.

В случае положительного решения акт фиксирует решение о присвоении запрашиваемой категории земель.

Документ отражает:

  • причины замены категории;
  • размеры и рубежи участка;
  • кадастровый номер;
  • указания на старую и новую категории.

Категория земли в запасе подлежит замене по ходатайству через продолжительные и тщательные процедуры. Помощь специалистов существенно ускоряет процесс и дает возможность из заброшенных земель сделать полезный участок для всех.

Какие категории возможны для земель запаса

Законодательство позволяет перевести земли запаса в следующие целевые категории:

  • для застройки и размещения населенных пунктов;
  • для строительства промышленных объектов, развития производства;
  • с целью сохранения ценных природных территорий, например, природных заповедников;
  • с целью ведения сельскохозяйственных работ, включая необходимые коммуникации, насаждения, сооружения для переработки продукции, дороги;
  • для сохранения лесных и водных фондов.

В России есть большие запасы земель, которые еще предстоит задействовать в хозяйственной жизни и обустраивать на них жизнь новых поколений.

Более подробно о землях разного назначения и их использовании — на видео:

01 Ноя 2016      Юлия Юрьевна         722      

Источник: https://PravoZhil.com/oformlenie/zemli-zapasa-eto.html

Земля может быть изъята и зарезервирована государством

Земли резерва

Земель­ный кодекс РФ в ст. 70.

1 чет­ко опре­де­ля­ет, в каких слу­ча­ях зем­ля, нахо­дя­ща­я­ся в соб­ствен­но­сти или поль­зо­ва­нии граж­дан и орга­ни­за­ций либо в соб­ствен­но­сти госу­дар­ства и муни­ци­паль­ных обра­зо­ва­ний, может быть изъ­ята и заре­зер­ви­ро­ва­на. Крат­кий смысл зако­на в том, что зем­ли могут быть поме­ще­ны в резерв на три или два года (этот срок рас­про­стра­ня­ет­ся лишь на наде­лы, заре­зер­ви­ро­ван­ные до пер­во­го апре­ля 2015 г.):

  • если пред­став­ля­ют боль­шую стра­те­ги­че­скую, обо­рон­ную, эко­но­ми­че­скую важ­ность для государства;
  • на ней нахо­дят­ся зна­чи­мые линей­ные инже­нер­ные объ­ек­ты и сооружения;
  • зем­ли рас­по­ло­же­ны в при­род­ных охра­ня­е­мых или осо­бых эко­но­ми­че­ских зонах.

Рас­смот­рим подроб­нее, как про­ис­хо­дит резер­ви­ро­ва­ние земель для госу­дар­ствен­ных или муни­ци­паль­ных нужд, и какие осно­ва­ния для это­го долж­ны быть.

Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд

Заре­зер­ви­ро­ва­ны могут зем­ли как нахо­дя­щи­е­ся у соб­ствен­ни­ков (физи­че­ских и юри­ди­че­ских лиц), так и те, кото­рые явля­ют­ся госу­дар­ствен­ной или муни­ци­паль­ной соб­ствен­но­стью и ещё нико­му не предоставлены.

Основания для изъятия земель у населения

Осно­ва­ния для изъ­я­тия уже предо­став­лен­ных граж­да­нам и юрли­цам земель­ных наде­лов опре­де­ля­ют­ся ст. 49 Земель­но­го кодек­са. Это:

  • Выпол­не­ние Рос­си­ей меж­ду­на­род­ных обя­за­тельств, взя­тых на себя по договору.
  • Стро­и­тель­ство либо рекон­струк­ция объ­ек­тов, име­ю­щих госу­дар­ствен­ное, реги­о­наль­ное или мест­ное зна­че­ние (при отсут­ствии иных вари­ан­тов реше­ния проблемы): 
    • объ­ек­ты энер­ге­ти­че­ской и атом­ной промышленности;
    • обо­рон­ные и слу­жа­щие для повы­ше­ния без­опас­но­сти объ­ек­ты (сюда вхо­дят так­же линей­ные объ­ек­ты, соору­же­ния, линии свя­зи и ком­му­ни­ка­ции, про­ло­жен­ные вдоль линий границ);
    • объ­ек­ты кос­ми­че­ской отрасли;
    • транс­порт­ные объекты;
    • желез­ная доро­га со всей её инфраструктурой;
    • авто­мо­биль­ные дороги;
    • объ­ек­ты свя­зи, систе­мы газо‑, электро‑, теп­ло- и водо­снаб­же­ния, водо­от­ве­де­ния и дру­гие линей­ные объ­ек­ты госу­дар­ствен­но­го, реги­о­наль­но­го или мест­но­го значения;
  • Иные закон­ные основания.

Основания для изъятия земель государственной и муниципальной собственности

Изъ­яты могут быть не толь­ко уже рас­пре­де­лен­ные земель­ные участ­ки, но и те, кото­рые нахо­дят­ся в госу­дар­ствен­ных и муни­ци­паль­ных фон­дах. Осно­ва­ния такие же, как и в ста­тье 49 ЗК РФ, но добав­ля­ют­ся ещё:

  • стро­и­тель­ство объ­ек­тов соци­аль­ной и инже­нер­ной инфраструктуры;
  • созда­ние при­род­ных охра­ня­е­мых зон, водо­хра­ни­лищ и водоемов;
  • созда­ние осо­бых эко­но­ми­че­ских зон (ОЭЗ) и объ­ек­тов инфра­струк­ту­ры, пред­на­зна­чен­ных для обу­строй­ства, осна­ще­ния тех­ни­кой и дру­ги­ми мате­ри­аль­ны­ми ресур­са­ми ОЭЗ и тер­ри­то­рии, при­ле­га­ю­щие к ним;
  • раз­ра­бот­ка и исполь­зо­ва­ние недр.

Порядок и сроки резервирования земель

Резер­ви­ро­ва­ние земель для госу­дар­ствен­ных и муни­ци­паль­ных нужд допускается:

  • в уста­нов­лен­ных по тех­ни­че­ских пла­нам гра­ни­цах раз­ме­ще­ния объ­ек­тов, име­ю­щих федеральное/региональное/местное значение;
  • в пре­де­лах заяв­лен­ной тер­ри­то­рии, кото­рая будет заре­зер­ви­ро­ва­на по реше­нию выс­ших испол­ни­тель­ных и рас­по­ря­ди­тель­ных орга­нов РФ, субъ­ек­та Феде­ра­ции, муни­ци­паль­ных обра­зо­ва­ний для созда­ния ОЭЗ;
  • в пре­де­лах дру­гих тер­ри­то­рий, в кото­рых нуж­да­ет­ся госу­дар­ство или муни­ци­паль­ное образованием.

Зем­ли могут быть заре­зер­ви­ро­ва­ны госу­дар­ством или муни­ци­паль­ны­ми орга­на­ми для соб­ствен­ных нужд сро­ком не более, чем на 3 года.

При этом огра­ни­че­ние сро­ка резер­ви­ро­ва­ния не каса­ет­ся земель, заре­зер­ви­ро­ван­ных до пер­во­го апре­ля 2015 г.

Зем­ли, пред­на­зна­чен­ные для созда­ния осо­бых (сво­бод­ных) эко­но­ми­че­ских зон (ОЭЗ) могут быть заре­зер­ви­ро­ва­ны на срок не более, чем два года.

Зако­ном (п. 3 ст. 70.2 ЗК РФ) допус­ка­ет­ся резер­ви­ро­ва­ние земель, нахо­дя­щих­ся в феде­раль­ной или муни­ци­паль­ной соб­ствен­но­сти, кото­рая не была предо­став­ле­на физи­че­ским и юри­ди­че­ским лицам, сро­ком до 20 лет.

Это воз­мож­но при стро­и­тель­стве или рекон­струк­ции круп­ных транс­порт­ных объ­ек­тов (желез­ных и авто­мо­биль­ных дорог, мор­ских и реч­ных пор­тов, при­ча­лов аэро­пор­тов, вок­за­лов, мет­ро, судо­ре­монт­ных заво­дов, пла­ву­чих доков, пас­са­жир­ских ком­плек­сов и т.д.

) феде­раль­но­го, реги­о­наль­но­го, муни­ци­паль­но­го и мест­но­го значения.

Таким обра­зом изъ­ять и заре­зер­ви­ро­вать зем­лю уже нахо­дя­щу­ю­ся насе­ле­ния на срок более, чем 3 года, госу­дар­ство не может (если резер­ви­ро­ва­ние состо­я­лось после 1.04.2015 г.).

Что такое свободная экономическая зона

Пра­ви­ла созда­ния ОЭЗ уста­нов­ле­ны Феде­раль­ным зако­ном N 116-ФЗ “Об ОЭЗ в РФ”.

По реше­нию пра­ви­тель­ства РФ или мест­ных реги­о­наль­ных орга­нов на части тер­ри­то­рии может быть обра­зо­ва­на зона с осо­бым режи­мом: на неё рас­про­стра­ня­ют­ся пра­ви­ла сво­бод­ной тамо­жен­ной тор­гов­ли и воз­мож­но осу­ществ­ле­ние пред­при­ни­ма­тель­ской деятельности.

Несколь­ко подоб­ных ОЭЗ могут объ­еди­нять­ся по харак­те­ру дея­тель­но­сти в еди­ное сво­бод­ную эко­но­ми­че­скую зону — кла­стер, и управ­лять­ся одной УК.

В роли управ­ля­ю­щей ком­па­нии (УК), участ­ву­ю­щей в созда­нии и управ­ле­нии ОЭЗ, могут выступать:

  • откры­тое акци­о­нер­ное обще­ство (ОАО), пол­но­стью кон­тро­ли­ру­е­мое госу­дар­ством (100% акций ОАО при­над­ле­жат ему);
  • ком­мер­че­ская хозяй­ствен­ная орга­ни­за­ция, сотруд­ни­ча­ю­щая с ОАО и заклю­чив­шая дого­вор с пра­ви­тель­ством РФ о сов­мест­ном управ­ле­нии ОЭЗ (ст. 2 зако­на N 116-ФЗ).

Цели создания ОЭЗ

ОЭЗ созда­ют­ся с целями:

  • раз­ви­тия обра­ба­ты­ва­ю­щей про­мыш­лен­но­сти и высо­ких технологий;
  • стро­и­тель­ство транс­порт­ных объ­ек­тов и созда­ние инфра­струк­ту­ры, с ними связанной;
  • раз­ви­тие сана­тор­но-курорт­но­го биз­не­са и туризма;
  • про­из­вод­ство новой про­дук­ции (ст. 3).

Типы ОЭЗ

В свя­зи с родом дея­тель­но­сти сво­бод­ные эко­но­ми­че­ские зоны мож­но раз­де­лить на такие типы:

  • про­мыш­лен­но-про­из­вод­ствен­ные;
  • тури­сти­че­ские рекреационные;
  • тех­ни­ко-внед­рен­че­ские;
  • пор­то­вые (ст. 4).

Объ­еди­нить меж­ду собой в кла­стер мож­но ОЭЗ одно­го типа или раз­лич­ных типов по реше­нию пра­ви­тель­ства РФ.

Требования к земельным наделам под ОЭЗ

  • Про­мыш­лен­но-про­из­вод­ствен­ные ОЭЗ могут быть созда­ны на тер­ри­то­рии, пло­щадь кото­рой не пре­вы­ша­ет 40 км2.
  • Тех­ни­ко-внед­рен­че­ские — на земель­ных участ­ках не более 4 км2.
  • Созда­ние тури­сти­че­ских рекре­а­ци­он­ных зон воз­мож­но на одном или несколь­ких земель­ных участ­ках (Осно­ва­ние: феде­раль­ный зако­ны N 76-ФЗ и N 240-ФЗ).
  • Пор­то­вые ОЭЗ мож­но созда­вать на тер­ри­то­ри­ях, не пре­вы­ша­ю­щих 50 км2, при­ле­га­ю­щих к пор­там (мор­ским, реч­ным, аэро­пор­там) меж­ду­на­род­но­го зна­че­ния, на зем­лях про­мыш­лен­ной и транс­порт­ной кате­го­рии, кото­рые пред­на­зна­че­ны для стро­и­тель­ства объ­ек­тов пор­то­вой инфра­струк­ту­ры. Они могут вклю­чать в себя часть аква­то­рий и тер­ри­то­рий пор­тов. В их пре­де­лах воз­мож­но нахож­де­ние объ­ек­тов инфра­струк­ту­ры, кро­ме иму­ще­ствен­ных ком­плек­сов (зда­ний мор­ских, реч­ных и аэро­вок­за­лов), осу­ществ­ля­ю­щих обслу­жи­ва­ние пас­са­жи­ров, их посад­ку и высадку.
  • ОЭЗ может зани­мать тер­ри­то­рию одно­го или несколь­ких муни­ци­паль­ных обра­зо­ва­ний или субъ­ек­тов РФ. Пре­вы­ше­ние допу­сти­мой пло­ща­ди тер­ри­то­рии ОЭЗ раз­ре­ша­ет­ся толь­ко при соот­вет­ству­ю­щем пра­ви­тель­ствен­ном постановлении.

Запре­ща­ет­ся в осо­бых эко­но­ми­че­ских зонах:

  • раз­ме­ще­ние ОЭЗ в зонах тер­ри­то­ри­аль­но­го раз­ви­тия мун. образований;
  • стро­и­тель­ство жилых поме­ще­ний (за исклю­че­ни­ем тури­сти­че­ских рекре­а­ци­он­ных зон);
  • раз­ра­бот­ка недр и добы­ча полез­ных иско­па­е­мых (кро­ме при­род­ной мине­раль­ной воды);
  • про­из­вод­ство (либо пере­ра­бот­ка) алко­голь­ной, табач­ной про­дук­ции, бен­зи­на, раз­лич­ных видов топ­ли­ва, масел и дру­гих подак­циз­ных това­ров (кро­ме лег­ко­во­го авто­мо­биль­но­го транс­пор­та и мотоциклов).

Пра­ви­тель­ство РФ впра­ве допол­нять спи­сок огра­ни­че­ний дея­тель­но­сти в ОЭЗ по сво­е­му усмот­ре­нию. Раз­ре­шать или запре­щать опре­де­лен­ные виды дея­тель­но­сти в сво­бод­ных эко­но­ми­че­ских зонах Тамо­жен­но­го Сою­за име­ет пра­во комис­сия ТС.

Заклю­че­ние

Поды­то­жим:

  • Резер­ви­ро­ва­ние земель для госу­дар­ствен­ных или муни­ци­паль­ных нужд — факт, дока­зы­ва­ю­щий, что в конеч­ном счё­те зем­ле при­над­ле­жит госу­дар­ству. Если в инте­ре­сах госу­дар­ствен­ных орга­нов, субъ­ек­тов, муни­ци­паль­ных обра­зо­ва­ний будет созда­ние стра­те­ги­че­ски важ­ных, обо­рон­ных, инже­нер­ных, транс­порт­ных объ­ек­тов на зем­лях, при­над­ле­жа­щих насе­ле­нию, то дан­ные земель­ные участ­ки могут быть изъ­яты из поль­зо­ва­ния и заре­зер­ви­ро­ва­ны на опре­де­лен­ный или неопре­де­лен­ный срок (опре­де­лен до 3 лет при резер­ви­ро­ва­нии после 1.04.2015 г.).
  • Резер­ви­ро­ва­ние земель для созда­ния осо­бых эко­но­ми­че­ских зон, запо­вед­ни­ков, соци­аль­но зна­чи­мых объ­ек­тов, раз­ра­бот­ки недр долж­но вестись из земель, при­над­ле­жа­щих не граж­да­нам, а госу­дар­ствен­ным и муни­ци­паль­ным фондам.
  • Срок резер­ви­ро­ва­ния земель под осо­бые эко­но­ми­че­ские зоны обо­зна­чен зако­ном до 2 лет, одна­ко если в ОЭЗ пла­ни­ру­ет­ся созда­ние или рекон­струк­ция транс­порт­ных объ­ек­тов, то срок может быть уве­ли­чен до 20 лет.

Осо­бые эко­но­ми­че­ские зоны пред­на­зна­че­ны для осу­ществ­ле­ния ком­мер­че­ских про­ек­тов. Одна­ко резер­ви­ро­ва­ние земель под них не долж­но про­ис­хо­дить в ущерб тер­ри­то­ри­аль­но­му раз­ви­тию реги­о­нов страны.

Загрузка…

Источник: https://moezhile.ru/novostrojki/rezervirovanie-zemel.html

Постановление Правительства РФ от 22 июля 2008 г. N 561

Земли резерва

Постановление Правительства РФ от 22 июля 2008 г. N 561
“О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд”

1. Утвердить прилагаемое Положение о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд.

2. Утратил силу.

3. Утратил силу.

4. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 1999 г. N 718 “О резервировании земельных участков для строительства и реконструкции федеральных автомобильных дорог общего пользования” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 27, ст. 3389).

Положениео резервировании земель для государственных или муниципальных нужд

(утв. постановлением Правительства РФ от 22 июля 2008 г. N 561)

1. Настоящее Положение определяет порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд (далее – резервирование земель).

2. Решение о резервировании земель для федеральных нужд принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на оказание государственных услуг и управление федеральным имуществом, в установленной сфере деятельности которого планируется осуществить резервирование.

Решение о резервировании земель для государственных нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд принимается соответственно уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

3. Решение о резервировании земель принимается на основании следующих документов:

б) документы территориального планирования в случаях создания особо охраняемых природных территорий, размещения объектов обороны и безопасности;

в) государственные программы геологического изучения недр, воспроизводства минерально-сырьевой базы и рационального использования недр, утвержденные в установленном порядке.

4. Подготовка решения о резервировании земель осуществляется на основании сведений государственного кадастра недвижимости.

5. Решение о резервировании земель должно содержать:

а) цели и сроки резервирования земель;

б) реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется резервирование земель;

в) ограничения прав на зарезервированные земельные участки, устанавливаемые в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, необходимые для достижения целей резервирования земель;

г) сведения о месте и времени ознакомления заинтересованных лиц со схемой резервируемых земель, а также перечнем кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель.

6. К решению о резервировании земель прилагается схема резервируемых земель, а также перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель.

Решение о резервировании земель и схема резервируемых земель должны содержать необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельных участках (их частях), права на которые ограничиваются решением о резервировании земель.

Решение о резервировании земель принимается по отношению к земельным участкам, находящимся в пределах одного кадастрового округа.

7. Решение о резервировании земель, принятое органами государственной власти, подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации субъекта Российской Федерации, на территории которого расположены резервируемые земельные участки.

Решение о резервировании земель, принятое органами местного самоуправления, подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации органов местного самоуправления по месту нахождения резервируемых земельных участков.

Решение о резервировании земель вступает в силу не ранее его опубликования.

8.

Орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение о резервировании земель, направляют копию решения о резервировании земель и прилагаемую к нему схему резервируемых земель в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости в порядке, установленном статьей 15 Федерального закона “О государственном кадастре недвижимости”.

9. Государственная регистрация ограничений прав, установленных решением о резервировании земель, а также прекращения таких ограничений осуществляется в соответствии с Федеральным законом “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”.

10. Действие ограничений прав, установленных решением о резервировании земель, прекращается в связи со следующими обстоятельствами:

а) истечение указанного в решении срока резервирования земель;

б) предоставление в установленном порядке зарезервированного земельного участка, не обремененного правами третьих лиц, для целей, установленных решением о резервировании земель;

в) отмена решения о резервировании земель органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшим решение о резервировании земель;

г) изъятие в установленном порядке, в том числе путем выкупа, зарезервированного земельного участка для государственных или муниципальных нужд;

д) решение суда, вступившее в законную силу.

11.

В случае прекращения действия ограничений прав, установленных решением о резервировании земель, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, обязаны в течение 30 дней с даты наступления обстоятельств, указанных в пункте 10 настоящего Положения, обратиться в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости, с заявлением об исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о зарезервированных землях, а также в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с заявлением о государственной регистрации прекращения ограничений прав, вызванных резервированием земель.

Источник: https://base.garant.ru/12161621/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.